Здравствуйте,
Часть третья, окончание.
После пропажи первой деки наступила некоторая депрессия в паянии, хотелось убрать все подальше. Однако долго это не продлилось, комитет комсомола (в конце 1989г.еще существовал такой), собрал мне сумму аж 200руб. огромная сумма, еще не уничтоженная денежной реформой Павлова, в знак компенсации за потерю, т.к. потеря деки была на общественном мероприятии, кто-то из залетных гостей тиснул под шумок, габариты моего аппарата были заметно меньше Маяка или Веги. Я комитетчикам пообещал, что вся сумма до последней копейки будет потрачена на постройку новой деки. Действительно, мне комсомольская совесть не позволяла деньги от своих ребят потратить - ну известно куда… В тоже время нужно было торопиться, экономика уже шла вразнос. Под давлением «зеленых» закрывали так называемые «вредные производства», в т.ч. гальваника могла закрыться в любой момент.
В максимально сжатый срок были разработаны новые чертежи корпуса уже двухкассетной деки. Желание построить двухкассетник конечно было на фоне пика моды на них на рубеже 90-х. Для определения вертикальных размеров деки использовался ЛПМ Вега, который как раз пригодился и был извлечен из запасников. Горизонтальные размеры корпуса, как и ранее определялись размерами усилителя. Сохранен также «промышленный» дизайн в виде рукояток в лицевой части. Рукоятки, кстати это очень удобное решение для переноски, можно брать за рукоятку в одну руку без опасности случайно уронить, рукоятки служат отличной боковой защитой миниатюрным движкам регуляторов и открытым крышкам кассетоприемников. Без этого давно были бы случайно отломаны. С лицевой панелью обстановка была хуже, т.к. не было крышек кассетоприемников, а панель должна была проектироваться сначала под них. Задуманный конструктив предусматривал лицевую в виде съемной, ни от чего независимой при демонтаже панели. Таким образом кассетоприемник должен был крепиться на шарнирах непосредственно к ЛПМ, также как и на первой деке, это давало преимущество в позиционировании кассеты. Кассета должна вставляться в кассетоприемник, который крепится к ЛПМ, а не к лицевому корпусу деки как обычно, и позиция кассеты не зависит от положения ЛПМ в корпусе и привязана непосредственно к ЛПМ. При этом конечно нужно обеспечить правильную позицию ЛПМ относительно окон в лицевой панели, но это уже не критично и решалось регулировкой мест крепления ЛПМ к корпусу. Корпус второй деки впрочем как и усилителя и первой деки имеет несущую конструкцию, т.е. шасси как у заводских конструкций нет, все конструктивные элементы крепятся к днищу корпуса и к боковинам. Для этого днище корпуса выполнено из 3мм дюраля, позволяющего выполнять резьбовые отверстия для крепления различных элементов. Это значительно упростило конструктив изделия. Необходимо отметить, что во второй деке применялись все хорошо обкатанные и отработанные решения позаимствованные из опыта постройки усилителя и первой деки, т.е. радикальных новшеств в плане схемотехники и конструктива было немного по сравнению с первой декой, где всё делалось впервые. Впоследствии этот подход себя оправдал, т.к. позволил все таки завершить проект.
Проблема с крышками кассетоприемников была решена самым неожиданным образом. В радиомагазин завезли большую партию японских запчастей для разных магнитофонов, чего там только не было, глаза разбегались, в том числе несколько типов крышек. Мне понравились от Sony черные с красивыми горизонтальными вставками из серого анодированного алюминия и зеркальными полосами сверху серых вставок. Преимуществом было, что это были крышки и кассетоприемники с направляющими, что и требовалось. Попутно были куплены малогабаритные японские сдвоенные движковые резисторы для эквалайзера и регуляторов. Теперь нужно было срочно разработать чертеж лицевой панели. К этому времени на «комсомольские» деньги в магазине Вега был куплен совершенно новый второй ЛПМ с сендастовой головкой 3Д24.810 в комплекте и две платы управления Вега МП-122 из некондиции. Дополнительно закуплены 2 запрограммированные К556РТ2 для кассеты А и В. (На удивление обе платы оказались рабочие, а обе 556 лежат в запасниках до сих пор). Крышки были установлены на ЛПМ с помощью уголков и изготовлены кнопочные защелки крышек. После этого каждый ЛПМ представлял собой законченный узел с крышками кассетоприемников и позволил произвести регулировку и подгонку положения крышек для позиции кассеты автономно, а также произвести включение и обкатку ЛПМ и системы управления к нему перед установкой в корпус деки. Таким образом, в корпус устанавливались уже автономно проверенные на работоспособность и предварительно настроенные узлы и блоки, что впоследствии резко сократило время на ввод в строй деки в сборе. Имея на руках оба ЛПМ с крышками можно было рассчитать размеры окон под крышки в лицевой панели. По другому это сделать было нельзя, т.к. цена ошибки в размерах панели очень большая, изготовленную панель переделать будет невозможно, только на выброс. Так сначала и произошло. Одну панель пришлось сдать в лом. Размеры окон и отверстий под сервисные кнопки между ЛПМ были определены теоретически, без имеющегося на руках второго ЛПМ в сборе с крышкой и закрепленными на нем сервисными кнопками.
В итоге все чертежи к середине 1990г. были готовы и сданы в производство. После механического изготовления деталей корпуса фрезерованием, уже сам шлифовал каждую деталь 2 видами шкурок в воде для идеальной поверхности под анодирование. На усилителе и первой деке это сделано не было и корпус имел дефекты покрытия, впрочем повезло, дефекты были в невидимых с лицевой позиции местах, непосвященный зритель как правило не видел.
Анодированная окраска корпуса новой деки была изменена в пользу 3 цветной, не считая блестящего точеного алюминия на кнопках и зеркальных алюминиевых полос сверху серых вставок на японских крышках, которые хорошо видно на фото:
- Черный цвет японских крышек и черный цвет вентиляционных решеток (выпиленных из задних крышек радиоприемника VEF 202, которые продавались по 1 руб.) аналогичных усилителю.
- Серый цвет вставок на крышках и серый цвет боковых панелей и обрамляющих стяжек корпуса.
- Беломатовый цвет лицевой панели и верхней крышки.
Когда я впервые собрал полностью корпус деки осенью 1991г. с установленными вовнутрь ЛПМ с крышками, в комплекте со всеми кнопками, моей радости не было предела, ничего подобного по сочетанию цветовых гамм ранее в аппаратуре не видел, получилось просто обалденно.
До сих пор, по прошествии многих лет, вторая красавица дека радует глаз…и вопрос, на который нет ответа - пропажа первой деки, что это было – «плохо» или «хорошо»?...
Сейчас, да и 10-15 лет назад, я не пожалел бы многих денег, чтобы вернуть мою первую деку.
При постройке использовались те же вновь изготовленные блоки Лексиных, за исключением Doldy C Сухова (Радио, №9,1986г.). Для кассеты А был изготовлен вновь УВ Сухова, а для кассеты В использован, сохранившийся в запасниках УВ Лексиных от первой деки, который был изготовлен в 1983г. (и отлично работает до сих пор). С комплектующими в основном не было проблем, т.к. основные ОУ и транзисторы закупались в двойном к-ве для первой деки с запасом на случай сожжения при настройке, однако почти все сохранилось и для изготовления второго комплекта. Электролиты использованы все танталовые К52 и ниобиевые К53 (голова не болит где какой может вылететь от старости, небольшой запас был с 80-х), за исключением больших номиналов в блоке питания. Трансформатор также тороид, по сравнению с первой декой имеет дополнительные отдельные двуполярные обмотки питания ЛПМ, намотанные встречно основным двуполярным обмоткам для взаимной компенсации полей рассеяния от рабочих токов в обмотках. Новшеством был цифровой 10 разрядный индикатор Лексиных (Радио, №11,1983г., в первой деке были стрелочные) и электронный межблочный коммутатор на К547КП1, схему коммутации разработал сам. Поэтому реле в деке нет, кроме реле коммутации головки на РЭС55А согласно схемы УВ Лексиных. Особенностью коммутатора является независимая коммутация Входа, А и В между собой и телефона, и независимо от линии. Это очень удобно в эксплуатации, на колонках и телефоне можно слушать все (Вход, А и В) независимо друг от друга.
Дальнейшая постройка с изготовлением оставшихся блоков длилась с перерывами до полутора лет. Наступили мрачные 90-е. Реформа Павлова в начале 1991г. уничтожила наличные сбережения, а затем после развала СССР в конце 1991г, с разделом Сбербанка в марте 1992г. были уничтожены и все оставшиеся накопления в сберкассе. Вместе с этим навсегда уничтожилось доверие к любой банковской системе. Осталось только уповать на зарплату с чехардой смены дензнаков и с цепи сорвавшейся инфляции, за неделю пожиравшей месячную зарплату. Выручал отец, имеющий регулярно индексированную военную пенсию. Корпус деки с установленными ЛПМ сиротливо пылился в углу, напоминая о беззаботных и счастливых временах небывалого творческого подъема 80-х. К концу 1994г. стало ясно, что если не закончить постройку деки в ближайшее время, то не смогу закончить проект уже никогда и вся проделанная работа пойдет насмарку. Ситуация с заработками раскручивалась с каждым годом в худшую сторону в геометрической прогрессии, вопросы ставились на выживание, какое тут творчество?! Перед глазами маячили «скелеты» увиденных брошенных и никогда уже незаконченных и сданных на лом проектов, чтобы заработать какие-то деньги. Были сконцентрированы все усилия на приведение деки в рабочее состояние, если машина хотя бы частично заработает, в дальнейшем довести до ума уже можно и не будет соблазна «избавиться от хлама за деньги». Наконец под Новый 1995г. машина была доведена до 100% рабочего состояния с некоторыми огрехами в настройке из-за дефицита времени, и в таком виде находилась в эксплуатации вплоть до 2019г., пока наконец снова не вызвала интерес вспомнить былое. Проведено улучшение стабильности работы частотного канала САР ЛПМ, а затем разработка и установка фазовых каналов в САР обоих ЛПМ. Также была проведена комплексная перенастройка всего звукового тракта, устранены некоторые недоработки в коммутаторе. Что-либо менять в нормально работающих схемах или проводить реинкарнацию нет необходимости для сохранения аутентичности изделия из безвозвратно ушедшей эпохи…
С Уважением.