Проект выполнен совместно с
Toller. Огромное ему спасибо!
Хочу поприветствовать всех любителей отечественной отодинамики! Хочу изложить краткую историю о том, как я по-настоящему услышал музыку, полностью отказался от акустики, и открыл для себя целый мир воздушного, торжественного, необыкновенно красивого звучания! Как смог слушать классику, джаз, блюз – так, как никогда раньше.
Теперь обо всем по порядку. У меня были наушники Sennheiser HD580, и HD515. Была акустика Kenwood KL666Z (1977 г.), усилитель Yamaha AX 892, плеер Sony, межблочные и акустические кабели Cabasse, Tara Labs, XLO, высочайшего класса кассетная дека TEAC. Все было уложено, настроено и оформлено прекрасно. Я считал звучание своей аппаратуры замечательным. Особенно замечательно у меня все звучало по сравнению с Амфитонами, Радиотехникой и китайскими ширпотребными активными колонками. Однако, общаясь с ценителями звука, слушая более правильную и дорогую аппаратуру, я понял, что что-то не так. Разобравшись в своих вкусах, я понял, что организации звучания, которое меня бы удовлетворило, мне понадобилось, необходимо не менее 10 000 у.е. Таких денег потратить на свое удовольствие я никак не мог и оставил все на будущее. В то же время, не удовлетворенный звучанием АС, я давал ей большую громкость, - в ответ получал роптание близких. Все это склонило меня к использованию наушников. Тихо играющий 150-ваттный Kenwood вообще не звучал, на средней громкости – не было баса. Кроме того, я стал переходить к прослушиванию музыки в lossless форматах на компьютере, который оборудовал звуковой картой
Asus Xonar Essence STX. Акустику, усилитель, кабели – я продал, в надежде добавить потом денег на что-то более дорогое и музыкальное.
Как раз в это время, Toller попросил отыскать ортодинамические наушники. Мы разыскали в Харькове ТДС-5 М за 150 грн. Состояние их было внешне ужасное. Но я решил попробовать, как они звучат. Звуковая карта создала в наушниках едва слышимое «дуновение». Сравнив звучание с HD580, я был, тем не менее, удивлен кристальной чистотой ТДС-5. Я отдал наушники Toller, и решил, что понравившееся звучание ТДС-5 – самообман. Товарищ, однако, увлекся процессом, и установил динамики ТДС 5 в удобный и красивый корпус наушников
PHILIPS SBC HP910. Как, однако, выяснилось, - моему коллеге звук не понравился. Ему нравится сочное, грубое, басовитое и мрачное звучание. Он любитель Led Zeppelin, - поэтому, его вкус вполне оправдывает любовь к подобному звучанию. Мне же всегда нравилось звучание «светлое», яркое, с преобладанием средних и высоких частот. Низкие частоты всегда удручали меня. Мне всегда хотелось, чтобы они были не громкими, но глубокими, точными и чистыми - не более, и чтобы ни в коем случае не давили на меня. HD515 грубо басили, но из-за яркого горба НЧ, я их прощал. HD580 звучали очень темно и мрачно, хотя и вполне детально. Toller же купил Audiotechnika ATH M50. Мне их звук показался глухим, ватным, каким-то грубоватым. Однако, я все-же расслышал в них детали, которых 515 просто не воспроизводили. Участь их была решена, а ТДС-5 были мне подарены. Демпфировали мы их вместе, а новое посадочное гнездо под амбушюры «Филипс» изготовлено было промышленно.
В нашем деле мы руководствовались советами
Serge44 и сайта
Lossy.ru
http://www.kharkovforum.com/showpost.php...tcount=985
Спасибо им!
К тому времени я продал весь свой «звук», кроме 580-х и не ждал от старой Электроники ничего выдающегося. Каково же было мое удивления, когда я понял, что нашел «свой» звук! В тот же день я купил первый попавшийся усилитель
SONY STR-DE 335. Для того чтобы ТДС-5 "задышали" нужно было открутить ручку громкости до конца. И когда только они раскрылись… Это было как утро! Как свежий воздух. Как окончательное осознание, прозрение, преодоление глухоты и слепоты. На низких частотах я услышал – смачное «уубг», вместо привычного «бпшхчш», а на средних – драму, надрыв, резвость, presto, а на высоких – росу, колокольчики, дыхание. Никакого «цых», никакого «бум», никакого режущего слух звона. На любой громкости. И чем громкости больше, - тем красивее звучали наушники.
Прижим к голове был, однако, недостаточным. При более сильно придавливании звучание ТДС становилось более «гладким» и глубокими. Я смастерил для улучшения прижима новое оголовье. Для этого я взял резиновые медицинские дренажные трубки, силиконовые патрубки разного размера, силиконовый рулон, (1 мм толщиной), вату и бархат. За 2 часа я изготовил и приладил новое оголовье. Прижим стал сильнее, мягче, ухватистей. Звук приобрел больше глубины и мягкости. Теперь я прошу полюбоваться результатом. К сожалению, нет возможности измерить полученную АЧХ.
Отныне я не могу расстаться с ними! Я не снимаю наушники с головы. Пересушиваю все музыку, и как будто «узнаю» ее заново. Иногда мне кажется, что именно так я ее слышал, когда покойный отец, - учил меня слушать музыку. В своих ТДС-5М я слышу, как скрипит пол под ногами музыкантов, как дышит виолончелист, как вздыхает солист, как попискивают струны, прижатые к грифу, как исполнитель делает мельчайшие ошибки. Я слышу драматическое звучание струнных инструментов, глубину духовых, отрывистость и точность ударных! Это чудо. Это немыслимо. На моем слуху – все потрескивания и неточности записи. При этом я ощущаю огромный и живой мир музыки. А любые наушники, включая HD580 и HD650 звучат мрачно, тяжеловесно и абсолютно неточно! А любые иные наушники ценой до 200 у.е. - просто шумят. В них нет и подобия того звука, который выдает изодинамика.
В целом, полученное звучание я могу охарактеризовать, как
1. Предельно детальное.
2. Воздушное.
3. Легкое.
4. Торжественное.
Быть может, наш опыт станет кому-то полезен!