Кто интересуется Holophonics, Ambisonic, Binaural Stereo? Такой темы кажется еще не было.
Не разбрасывай же ни драгоценных семян, ни своих драгоценных забот: делать хорошее плохому – это то же самое, что делать плохое хорошему. Лю́двиг ван Бетхо́вен
Не разбрасывай же ни драгоценных семян, ни своих драгоценных забот: делать хорошее плохому – это то же самое, что делать плохое хорошему. Лю́двиг ван Бетхо́вен
Все так. Даже лучше. Они записаны в системе Holophonics и CD, и грампластинки. У вас есть какие-то особые впечатления от их прослушивания?
Не разбрасывай же ни драгоценных семян, ни своих драгоценных забот: делать хорошее плохому – это то же самое, что делать плохое хорошему. Лю́двиг ван Бетхо́вен
Очередной раз пытаюсь послушать Вотерса - прибегает вторая половинка с воплями. Трёхмерное сопение и кряхтение в микрофон да и отдельные звуки за спиной (хотя там стена). Или птички всякие, не в комнате, а где нибуть на кухне - это всё интересно! А вот разница между шёпотом и ором в микрофон настолько взрывная - что это не удобно слушать мне даже днём, не то что вечером.
Это всё касаемо моего мнения. Моего слуха. И возможностей моего сетапа.
Форматы указываются на дисках. Holophonics совместим с 2-х канальной стереофонией,Ambisonic тоже совместим, но при наличии декодера позволяет задействовать большее число каналов. Оба эти формата при использовании системы с малыми фазовыми искажениями обеспечивают гораздо большую ширину стерео базы и субъективную глубину "сцены", чем обычное стерео. Binaural Stereo полноценно совместимо только с наушниками. Надо заметить, что наушники несовместимы с обычной стереофонией.
Не разбрасывай же ни драгоценных семян, ни своих драгоценных забот: делать хорошее плохому – это то же самое, что делать плохое хорошему. Лю́двиг ван Бетхо́вен
Pearl Jam B I N A U R A L действительно не промаркирован. Это случается с дисками в формате Binaural Stereo и в данном альбоме не все композиции записаны в этом формате.
Не разбрасывай же ни драгоценных семян, ни своих драгоценных забот: делать хорошее плохому – это то же самое, что делать плохое хорошему. Лю́двиг ван Бетхо́вен
Нашел, скачал,послушал. Очень необычно и очень здорово! Жаль что мало такой музыки. Первая мысль после Audio Stax - это если бы хороший фильм ужасов с такими эффектами был, то последствия для организма могли быть самыми печальными
Не разбрасывай же ни драгоценных семян, ни своих драгоценных забот: делать хорошее плохому – это то же самое, что делать плохое хорошему. Лю́двиг ван Бетхо́вен
Вам отдельное спасибо. Просто странно, что так мало людей обращает на эти записи внимание. А записи есть надо только поискать.
Есть материалы и в Википедии и на сайтах с названиями форматов.www.binaural.com
И вот еще немножко информации.
Наиболее совершенный метод имитации реального трехмерного звукового поля - бинауральная передача звука. Бинауральный метод состоит в том, что звуковая информация воспринимается микрофонами, размещенными в ушных раковинах человека или "искусственной головы" - модели, имитирующей слуховое восприятие человека. В идеале такая система позволяет создать полную иллюзию естественного звучания. Она как бы переносит слушателя из помещения прослушивания в помещение, где ведется запись. Однако, полноценно прослушивать бинауральную запись можно только с помощью стереотелефонов и при условии, что размеры и строение использовавшейся для записи искусственной головы во многом схожи с вашей головой. Читатели могут прослушать бинауральные звуковые файлы, скачав их через Интернет с сервера Binaural Source (http://www.binaural.com).
В свое время, микрофоны для бинауральной записи выпускали фирмы Sennheiser (MKE 2002) и Neumann (KU 81i по кличке Fritz). Сейчас известна только модель Neumann KU 100 Dummy Head.
При воспроизведении бинаурального сигнала через акустические системы, из-за попадания сигнала правого канала в левое ухо слушателя и наоборот, возникают перекрестные искажения, в конечном счете сводящие на нет все преимущества бинаурального звуковоспроизведения. Указанные недостатки в значительной мере удается устранить с помощью специального устройства обработки звуковых сигналов, позволяющего получить бинауральный эффект при прослушивании бинауральной записи через акустические системы. Такие устройства получили название трансауральных процессоров. Принцип действия таких устройств основан на подмешивание определенным образом с фазированных сигналов левого канала к правому и наоборот, с целью компенсации перекрестных помех. Трансауральный эффект подобен бинауральному и отличается от него только способом воспроизведения бинауральной записи. И хотя площадь, где он отчетливо проявляется, невелика, зато, находясь в ее пределах, слушатель может иметь представление о расстоянии до источников звука и их взаимном расположении в пространстве на момент записи. Другое интересное свойство трансаурального процессора - это возможность расширения с его помощью стереобазы обычных стереофонических записей. Реализованные аппаратно, трансауральные процессоры являются частью снятых с производства устройств Lexicon CP 1 и CP 3, а также выпускаемого сейчас аудио-видео процессора Lexicon DC 1.
Процессоры трехмерного звука
Еще одним способом улучшения пространственного звучания является применение так называемых процессоров трехмерного звука (3-D Audio). Они предназначены для расширения звуковой панорамы за границы физического расположения акустических систем (в идеальном случае до сферы), некоторые из подобных устройств также предлагают точное расположение отдельных звуков в пространстве. Эти процессоры пытаются имитировать реальную звуковую картину посредством изменения амплитуды, времени и тембра звука.
Существует два подхода к процессорам трехмерного звука. В первом случае предлагается создавать объем во время записи, так чтобы результат можно было услышать на любой стереофонической системе. Этот подход реализован в технологиях QSound, B.A.S.E. и Roland RSS. Во втором случае предлагается осуществлять обработку на стадии воспроизведения, то есть встраивать процессоры непосредственно в потребительскую аппаратуру. Естественно, что в этом случае при производстве записи нет никакой возможности воздействовать на трехмерность результата. Подобный подход применяется в технологиях Hughes SRS и Carver Sonic Holography. Впрочем, эти подходы не являются взаимоисключающими: некоторые звукоинженеры используют систему SRS непосредственно в процессе создания записи, системы обработки нередко применяются на стадии воспроизведения, а некоторые технологии изначально предназначены для обоих вариантов применения.
В любом случае, эффект, производимый при помощи процессоров трехмерного звука, сильно зависит от положения слушателя и чаще всего несовместим с моно. Последнее не означает, что трехмерность не проявляется при прослушивании в моно (что и так понятно), а означает, что при прослушивании в моно происходит изменение (искажение) тембра звука.
На самом деле, употребление термина "трехмерный" неправильно, поскольку практически ни одна из технологий не обеспечивает расположение звука по высоте. То есть, даже в лучшем случае мы имеем не сферу, а круг - плоскую фигуру, описываемую двумя измерениями, чаще же всего реальное поле, в котором можно получить устойчивые результаты, составляет полукруг, находящийся перед слушателем.
Познакомимся вкратце с основными технологиями.
Технология Qsound создана на основе субъективных критериев оценки направления звука, выработанных в результате более чем полумиллиона тестов. Действует посредством изменения амплитуды сигнала на определенных частотах, а также посредством фазовых и временных сдвигов. Позволяет размещать звук в пределах полукруга (180°) перед слушателем. Технология воплощена в аппаратном устройстве QSystem, имеющем восемь входов и позволяющем производить статическое размещение или динамическое перемещения отдельных звуков. Технологию QSound применялась при записи таких исполнителей, как Madonna, Sting, INXS, Julian Lennon, Roger Waters, также она использовалась в некоторых телевизионных фильмах, например, в сериале "Секретные материалы" (X-Files). Технология QSound используется в процессоре UltraQ, созданном для потребительского рынка, и в некоторых звуковых платах производства Creative Labs. Кроме того, существуют подключаемые модули в формате DirectX и Sound Forge для Windows, в формате TDM, SD II и AudioSuite для MacOS.
Технология Roland RSS (Roland Sound Space) действует посредством изменения амплитуды, времени и тембра звука. При этом используется комбинация двух техник: бинауральной и трансауральной (для прослушивания бинаурального сигнала через акустические системы). Система способна производить бинауральный сигнал из стерео или моно записи. Устройство RSS, стоимостью около 20000$, имеет четыре входа, управляется по MIDI, обеспечивает расположение звуков в полной сфере. Менее дорогой вариант представлен в виде процессора RSS 10. Технология RSS также присутствует в некоторых процессорах фирмы Roland, в частности SDE 330, SRV 330 и SDX 330.
Технология Ambisonics появилась в 1970 году в результате британских академических исследований. Она предназначена прежде всего не для имитации пространства, а для записи с сохранением реальной звуковой картины, и лучше всего это получается при использовании многоэлементного микрофона SoundField SPS 422. Запись можно производить и на два канала, однако при использовании многоканальной записи возможна имитация круговой (три канала) и сферической (четыре канала) панорамы. Существует матричная система UHJ, позволяющая кодирование сделанной по технологии Ambisonics многоканальной записи в два канала. Результат кодирования совместим со стерео и моно. Закодированный системой сигнал может воспроизводиться как с декодированием, так и без него. При воспроизведении без декодера лишь слегка расширяется звуковое поле, если же используется декодер, то эффект выражен гораздо ярче. Наряду с двухканальным, возможно и многоканальное воспроизведение записей, сделанных по технологии Ambisonics. При использовании четырех каналов воспроизведения (то есть четырех независимых акустических систем) можно получить круговую панораму. Для сферической панорамы необходимо шесть каналов, возможно использование и большего количества акустических систем. Наряду с записью по технологии Ambisonics, существует также система микширования уже записанного многоканального материала, имеющая восемь входов. Еще при помощи этой технологии возможна обработка готового стерео материала, подобные процессоры используются в потребительском оборудовании. Выпущено более шестисот CD (в основном с классической музыкой), записанных по технологии Ambisonics.
Технология SRS была разработана фирмой Hughes, но сейчас ее дальнейшим развитием занимается фирма SRS Labs. Технология позволяет производить расширение стереобазы и преобразование моно в стерео. Наряду с отдельными аппаратными устройствами, системы SRS применяются в телевизорах и другой потребительской технике, а также в компьютерных продуктах (звуковых платах, например). Лицензии на применение SRS проданы многим ведущим производителям бытовой и компьютерной техники.
Технология Spatializer может применяться как для кодирования при записи, так и для обработки звука при воспроизведении. Получаемый эффект простирается от расширения стереобазы до точного позиционирования в пределах круга. Для работы в крупных студиях предназначены устройства PRO Spatializer (16 входов, расширяется до 24) и Spatializer 8 (восемь входов) с MIDI управлением, а также цифровое устройство со стерео входом Digital Spatializer. Для малобюджетных студий предлагается процессор со стерео входом Spatializer Retro. Производится также недорогое устройство HTMS 2510, предназначенное для обработки звука при воспроизведении и ориентированное на потребительский рынок. Технология Spatializer применяется в продуктах некоторых других фирм. Еще существуют подключаемые модули в форматах AudioSuite и TDM для MacOS, в формате DirectX для Windows. Spatializer применялся в работах многих известных музыкантов и продюсеров, а также в нескольких фильмах и телевизионных передачах.
Технология фирмы CRE (Crystal River Engineering) воплощена как в аппаратных, так и в программных продуктах. Первое устройство - Convolvotron, было разработано совместно с NASA для использования в тренировочных имитаторах полетов и других системах виртуальной реальности. Существуют также автономная система Acoustetron II, компьютерные платы Beachtron и Alphatron, подключаемый модуль Protron в формате TDM для MacOS.
Это не все существующие технологии трехмерного звука, однако самые известные из них.
Не разбрасывай же ни драгоценных семян, ни своих драгоценных забот: делать хорошее плохому – это то же самое, что делать плохое хорошему. Лю́двиг ван Бетхо́вен
Наверно дело в том, то не так много любителей слушать интересную музыку в наушниках. Я не имею в виду молодежь поголовно с телофонами с сомнительным качеством, каюсь - сам баловался недолго. Для меня это находка, не люблю по вечерам соседей бесить.