Резонансы, эхо и реверберация. Борьба с влиянием помещения на звук.
Автор Сообщение
caesar Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Севастополь
Сообщений: 3 179
Репутация: 405
Резонансы, эхо и реверберация. Борьба с влиянием помещения на звук. / 08-02-2015 10:52
Продолжаем разговор,
некоторым форумчанам-недоброжелателям рано потирать руки,
меня выпустили из бана, не будем спорить заслуженного или нет, я здесь не хозяин и не смотритель.
Посчитали нужным забанить - вопросов нет.

Но, справедливость должна восторжествовать. Всё должно быть "по делу". "По науке", отличный термин.
Сдаваться не в моих правилах, за свои слова я всегда отвечаю, если неправ, то всегда это признаю.
Но здесь не тот случай, чтобы быть неправым.

К сожалению, некоторые участники дискуссиии, не будем показывать пальцем,
не понимая физику процессов, делают очень странные заявления:
*резонансные частоты помещения не изменятся. Изменится уровень резонансов, но не частота и эти резонансы никуда полностью не исчезнут*
об этом, как раз, мой небольшой обзор.

Очень прошу этих участников иметь терпение дочитать. Даже если "я и так всё знаю".
Давайте тогда просветим тех, кто не знает. Знание - в массы!
Новичкам поможет разобраться, а спецы меня пусть поправят, если что-то не по науке.

Наиболее сильно отрицательно на звук влияют резонансы помещения, гребенчатая реверберация и порхающее эхо.
Бороться надо со всеми этими явлениями.
И как раз "резонансы помещения-комнатные моды-стоячие волны" не самое большое зло.

Раз речь о резонансах, то давайте поговорим о них.
Гудеть же может по любой из вышеназванных причин, уважаемый toyo.


Резонансные Частоты Помещения. Да, они есть. Конечно же есть!
И шо же теперь делать? Неужели всё пропало? Это же Резонансные Частоты Помещения!....
Кроме калькулятора и перемещения АС, сабвуфера, здесь не поможет ничего?

Резона́нс (фр. resonance, от лат. resono «откликаюсь») — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при совпадении частоты внешнего воздействия с некоторыми значениями (резонансными частотами), определяемым свойствами системы. Увеличение амплитуды — это лишь следствие резонанса, а причина — совпадение внешней (возбуждающей) частоты с некоторой другой частотой, определяемой из параметров колебательной системы, таких как внутренняя (собственная) частота, коэффициент вязкости и т.п.

Резонансные Частоты Помещения.
Сразу договоримся, что используем именно этот термин, так как при использовании термина РЕЗОНАНСЫ возникает некая путаница. Стёкла дрожат - это тоже явление резонанса. Откликаются стёкла. На Резонансной Частоте Стекла. Дверь шкафа дребезжит - откликается дверь. На Резонансной Частоте Двери.
Это всё проявления резонанса.

Уровень резонансов - вообще какой-то кривой технический термин, уж простите. Даже не НТ сленг.
Мы должны определить сразу с какими именно резонансами мы боремся.
Для каждого вида резонанса свой способ.
Если всё свалить в кучу - толку не будет.

Физика явления РЧП такова. Есть звук и у нас откликается само ПОМЕЩЕНИЕ. На определённых частотах, критических.

Давайте разберёмся, что же такое эти резонанcные частоты помещения и чем они плохи. Как с ними бороться. И надо ли это делать вообще.

Немного теории, без неё никак, может поможет кому. Объясню совсем просто, чтобы не забивать людям голову.

В двух словах.
Любое помещение прямоугольной формы имеет резонансные частоты. Характеристика такая, акустическая. Как длины и объем.
Значения частот зависят от физических размеров помещения.
Если есть длина, ширина, высота, то есть и резонансные частоты для каждой из величин.
Для прямоугольной комнаты таких частот три, соразмерно Длине, Ширине и Высоте.
Резонансные частоты есть ВСЕГДА. Меняется размер помещения - получаем другие частоты.
Будут не одни - так появятся другие. Будет гудеть другим тоном.
Такое физическое явление.

Мешают нам не сами резонансные частоты, а те явления, которые вызваны резонансными частотами помещения.

Очень простое приблизительное объяснение:
Звуковая волна исходит из источника, отражается ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО (угол отражения равен углу падения), от поверхности, и возвращается назад,
в какой-то точке складывается отраженная и исходящая. Те волны, которые сложились, называются стоячими.
Грубо говоря:
- любое помещение имеет физический размер - длина, ширина и высота.
- звук имеет несколько величин: длина волны,частота и скорость.
- происходит взаимодействие между длиной волны и длинами ДШВ.

Пока нет звука, нет и самого явления резонанса помещения, физически.
Для того, чтобы явление возникло, нужен звуковой сигнал.
На резонансных частотах появляются так называемые СТОЯЧИЕ ВОЛНЫ.
Если сигнал будет другой частоты, то явление резонанса помещения не возникнет.
Именно СВ на резонансных частотах вызывают гудение и прочие неприятности.
Бороться надо со стоячими волнами, а не с частотой резонансов.

Развернуто, чуть сложнее и подробнее.

Связывает все используемые понятия простая формула
Длина волны = Скорость волны/Частота
не будем вдаваться в подробности, что и как складывается, простому пользователю это не надо. Более подробно - по ссылкам под спойлером в конце текста.

Звуковая волна, которая встречает на своем пути перпендикулярную твердую поверхность (например, стену), отражается от нее и возвращается по тому же самому пути. Так как угол падения равен углу отражения.

Две волны, движущиеся в противоположные стороны способны производить так называемые стоячие волны, которые окрашивают звук новыми гармониками (то есть изменяют тембр звука)
Стоячая волна — это звуковая волна, встречающая на своем пути твердую поверхность, расположенную перпендикулярно, отражающаяся от нее и возвращающаяся тем же самым маршрутом.

Две волны, которые двигаются в противоположные стороны, могут провоцировать появление так называемых стоячих волн, которые влияют на тембр звука.

При кратности длины волны источника звука длине помещения наблюдается совпадение фазы отраженной с фазой прямой волны, что приводит к их взаимному усилению. Поскольку для прямоугольного помещения характерно неоднократное отражение звука от стен, то в этом случае происходит многократное увеличение громкости звука.

И тут ВАЖНО!
Если у нас нет отраженной волны, или она пошла не по тому пути, что пришла,
то и стоячей волны не будет. Складываться исходящей волне не с чем!
Вот почему важно избегать параллельных повехностей. Или надо ослаблять их влияние.
Нам надо определить, те зоны, где влияние геометрии помещения наиболее значительное. А воздействие СВ наименьшее.

Есть два способа - способ toyo и способ caesar. Назовём их так.
Первый, toyo - теоретический.
Зная величину скорости звука и размеры помещения, можно выяснить, в каком месте сложение произойдёт.
Используя формулы и размеры, можно составить карту распространения звуковых волн по помещению.

Второй, caesar - практический, с привязкой к готовой комнате.
Теория не учитывает перенаправление и ослабление звука от мебели.
Практика даёт тоже самое, только с привязкой к перенаправленным и ослабленным звуковым волнам.

Спор возник из-за того, что смешалось всё в кучу.
Резонансы, калькулятор, фронты, сабвуфер, фаза, калибратор, частоты, отражения...

Давайте отделим мух от котлет. И честно посмотрим на вещи.
Уважаемый toyo, Вы не задумывались, почему на картинке ДВЕ АС, а не один саб?
А в теме мы ищем место для саба, а не для фронтов.
Калькулятор предлагает поставить фронты, точнее СТЕРЕО(!!!), а не саб.
Совсем разный подход при инсталляции кино и стерео, но об этом ниже.

Для каждого компонента есть свой способ установки. Один же не заменяет другой.
Хотя теория в целом верная. Надо только использовать её правильно.

В данной теме я не зря сразу сказал, что надо ставить саб на место слушателя. (Сообщение №91).
И ходить слушать своими ушами и животом. Где играет лучше.
Потому, что что-то двигать возможности нет. "Стоять будет здесь" - обычный ответ форумчан.

Для фронтов, даже не для фронтов такой способ не подойдёт, так настраивается только сабвуфер.
Фронтам=стерео - звукорассеивающие материалы, мебель, калькулятор, а затем точная настройка "к стене-от стены", "чуть влево-вправо".

А с сабом проще - ставим на место прослушки, ходим и вникаем.
Измеряем "от обратного", переставляем потом саб на место где лучше и всё. Готово.
Таскать физически тяжело, саб тяжелый, однако. Если сабвуфер не таскает жена, как тут предлагали. )))
И толку мало таскать саб, потом возвращаться на диван, так как ухо "забывает" как звучало в другом месте. Легче сделать два-три шага и сравнить сразу.

В результате получаем карту взаимодействия зоны прослушки с зоной установки саба.
ГОТОВУЮ. Практически, а не на бумаге.
Не с калькулятором, а с теми девайсами, что есть у пользователя.
Без ручки, бумаги и калькулятора. Всё что есть в теории, но с привязкой. Просто, сразу и по месту.

Можно, конечно, посчитать по бумажке.
Ну получим частоты и карту ПУСТОГО помещения, и что? Что это даёт? Теоретически - место для 2.0.
Поставили диван и всё поменялось. Прямое отражение исчезло. Стоячая волна ослабилась в этом месте. Звук перенаправился, частично.

Ещё раз обращаю внимание, что калькулятор-то не для саба, а для фронтов.
Для СТЕРЕО - да, это хороший способ. В стерео больше регулировать на практике особо нечем.
Громкость, НЧ, ВЧ, тонкомпенсация, баланс, LPF, HPF и то не везде весь комплект.
Выхода нет, только теоретическая карта, ну диван там поставить, шкаф...

Для кино же - совсем другое дело!
У ресивера и саба есть масса инструментов, которых нет у усилителя и двух АС:
регулировка фазы, задержки, EQ измерители, полосовые фильтры, саб не надо ставить симметрично, их обычно не два...

Что касается меня, уважаемый toyo, для себя я этот вопрос решил и уже всё поборол.
Делюсь опытом. Вижу, что надо.
Убрал влияние искажений, разных, предварительной подготовкой комнаты. Немного звукорассеиванием, мебелью, шкафом и диваном,
а влияние резонансных частот - электроникой, именно калибратором ресивера, уважаемый toyo.
Как ни странно Вам это будет признать.

Мой Пионер с МСАСС отлично справляется с данной задачей,
уменьшая влияние резонансных частот и убирая, как Вы выразились, на народном, не техническом сленге, "горбы-горбыли".
На нормальном языке - стоячие волны. Замеры в моей комнате, смотрим снимок:
   
Прекрасно видно все три критических резонансных частоты и результат борьбы с ними. Полосовой фильтр для каждой.
Ресивер всё убрал, сейчас и сразу, а Вы говорите - надо потом.
Мне некуда потом, стоять АС будут только там, где они сейчас. И саб тоже.


Прмерно так же работают и другие калибраторы, просто называется это там по-другому. YPAO в Ямахе.
Что-то похожее, конечно же, есть и у Аудиссея, но в наиболее продвинутых версиях ресиверов. А вот Пионер и Яма тут не жлобятся.
Вопрос же решается за две минуты. Кто-то делает это быстро. Для кино и ресивера. Не для СТЕРЕО, конечно.
А кто-то может потратить кучу времени на расчёты и не факт, что решит.
Тут уж кто на что учился.
Обычный танец с бубном, медленно превращается в "танец с бубном и калькулятором".
Так что не надо заставлять ещё танцевать весь Форум.

Не в моей лени дело, уважаемый toyo.
А дело в том что Вы свалили все в кучу. И кино и стерео.
Но Вы мужчина грамотный, специалист во многих вопросах, уверен, что разберётесь.
Останетесь при своём мнении, ну что ж.. и так бывает тоже

Итог. ИМХО.
Правильная формулировка всегда дает половину решения вопроса:
Разделяем кино и стерео. Сколько уже об этом говорилось и опять те же самые грабли.
Подход к построению систем очень разный. Кардинально я бы сказал.

- Стерео, усилитель - в основном подход классический, ХайФайный. 2.0. С теорией, никуда не денешься. Воздействие электроники минимальное, на то он и ХайФай. Считаем калькулятором, расставляем. Развязка с полом, например не зря придумана. Не забываем про стоячие волны. Стараемся по возможности от них избавиться.
- Кино, ресивер - тут совсем другие возможности. И совсем другой подход.
Ставим всё, где нам удобно. И боремся с звуковыми пакостями - эхом, стоячими волнами и прочим. Геометрию помещения изменить сложно. Поэтому боремся всеми доступными средствами не с самими резонансными частотами, а со стоячими волнами, возникающими на критических резонансных частотах.

Есть несколько способов, хороши для кино и стерео, для каждого свои:
- очень хорошая статья, special for toyo Улыбка
- использовать влияние мебели. Простой пример. Если стоит, диван, то звуковой волне надо пройти до стены через диван и вернуться обратно через него же. Что безусловно, её ослабит. Инфраниз нас не интересует особо, так как его человек не слышит.
Через штору сильно не ослабит. Хотя, шторы бывают разные, большие и тяжелые тоже бывают. Но штора ослабит влияние других факторов.
Шкаф точно ослабит и добавит новый резонанс, а книжные полки - так вообще находка.
- пользоваться измерителями и калибраторами ресиверов, у кого они есть, их не зря ставят в ресиверы.
- не бояться, что Вас здесь забанят за то, что Вы посмеете попробовать изменить регулятором фазу на сабвуфере.

Надеюсь, что данный пост не удалят. Всем спасибо за внимание.
Извините, что много букв, большое получилось собщение. Точнее обзор.
Самое главное, чтобы уважаемые форумчане не тратили силы и время на бесполезные, бестолковые действия и мероприятия.

За сим и откланиваюсь. С уважением ко всем.

Используемые публикации, по теме, полезные, много информации вообще по подготовке комнаты:
очень хороши первые две ссылки, там просто и доступно пояснено.
ссылка 1
ссылка 2
ссылка 3
ссылка 4
ссылка 5
ссылка 6
ссылка 7
ссылка 8
ссылка 9
ссылка 10
ссылка 11
ссылка 12
ссылка 13
ну и собственные знания и опыт.

я за все хороше і проти всього поганого
Найти все сообщения
 
 Выразили согласие: Aram
toyo Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Днепропетровск
Сообщений: 9 696
Репутация: 422
RE: Резонансы, эхо и реверберация. Борьба с влиянием помещения на звук. / 08-02-2015 12:33
Раз уж тут в каждом абзаце мой ник, то не трудно понять, что это провокация на спор.
Спора не будет по одной простой причине. Я не предлагал как тут написано, что всё нужно делать по теории. Я указывал теорию, как инструмент для понимания и как отправную точку. Не более того.
ТС же перевернул всё с ног на голову.
За сим спор закончен.
Тема закрыта, так как изначально направлена на провокацию спора лично со мной и начата с обсуждения действий модератора.
(Отредактировал 08-02-2015 в 12:35 toyo.)

Унижая других, выше не станешь!
Найти все сообщения
 
 Выразили согласие: Eric Cartman , VideoKot


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS