Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений?
|
Автор |
Сообщение |
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Upgrader
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 5 725
Репутация: 341
|
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? / 07-01-2016 23:36
(07-01-2016 22:10)penderecki писал(а): Искусство, и музыка в частности - всегда для, и во благо человека.
Идея композитора (или замысел для произведения, как будет угодно) подразумевает различного рода акцент на события и явления жизни, или различные потребности общества его времени. Поэтому, понимание содержания и конкретного смысла какого-либо произведения, без понимания роли и места автора в указанном контексте, представляется весьма затруднительным и условным. Согласен. И в первую очередь по этому поводу вспоминается "Рублев" Тарковского. "Какой праздник людям подарил!" - Первые слова великого иконописца, нарушившего свой обет молчания ("Колокол")
(02-01-2016 20:20)penderecki писал(а): Начинать знакомство с творчеством Мессиана именно с "Турангалилы" будет все же слишком сложным занятием...
Если есть возможность, прослушайте фортепианные произведения, например "Видения Аминя" и, обязательно, "Квартет на конец времени", желательно - партия фортепиано Ивонн Лорио (жена композитора), лучший исполнитель его фортепианных произведений. Не прошло и недели, а жизнь подбросила уважительный повод переслушать "Турангулилу"! Переставляя на даче с полки на новую полку виниловые пластинки, наткнулся на это сочинение Мессиана, только уже в версии Саймона Рэттла. К тому же на этом виниловом двойнике записан и упомянутый "Квартет..."! (Здесь - СашкоГаврилофф/ Алоис Контарски/ Зигфрид Пальм/ Ханс Дейнцер - не знаю, хорошо это или плохо? Все есть. Только жены композитора нет!)
К таким знакам "свыше" я отношусь благосклонно. И даже внимательно. Поэтому, хоть и не планировал возвращаться к этому испытанию так скоро, все же на днях послушаю.
Впрочем и после знакомства с этим несколько громоздким сочинением меня не покидает ощущение некоего брожения внутри. Хочется заглянуть в этот котел еще раз.
Могу сказать, что первое прослушивание обилием идей и звуков меня не напугало. Я втиснулся в них как в автобусную утреннюю тесноту, когда соседи слева и справа, проникшие в автобус раньше, тебя приятно согревают и поддерживают. Такая комфортная предзимняя давка не имеет ничего общего с давкой летней, с её зноем, потом и дизельным чадом.
Вот так я и втиснулся в Мессиана.
(Отредактировал 08-01-2016 в 00:06 Upgrader.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
penderecki
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? / 08-01-2016 21:38
(07-01-2016 23:36)Upgrader писал(а): ...К тому же на этом виниловом двойнике записан и упомянутый "Квартет..."! (Здесь - СашкоГаврилофф/ Алоис Контарски/ Зигфрид Пальм/ Ханс Дейнцер - не знаю, хорошо это или плохо? Все есть. Только жены композитора нет!) Не могу ничего сказать конкретно об этом исполнении. Постараюсь послушать. О Квартете хотел написать, да вспомнил, что делал это ранее. С трудом нашлось сообщение, если не читали - то пожалуйста, вот.
(12-01-2014 19:48)penderecki писал(а): Часто возвращаясь к прослушиванию уже давно известных (казалось бы "до дыр") произведений, невольно ловишь себя на мысли, что ценность их не только в стройности и цельности замысла, или великолепном исполнительском составе, или... Не проходящая со временем ценность их в человечности, нравственных идеалах, способности донести до слушателя целый комплекс положительных эмоций.
Одним из таких произведений является удивительное по силе воздействия сочинение О. Мессиана Квартет для фортепиано, скрипки, виолончели и кларнета (более известный как Квартет на конец времени). В наиболее проникновенной и выдающейся записи Квартета принимало участие два участника одного из так любимых мной французских струнных трио первой половины 20 в. Trio Pasquier. Вот полный состав исполнителей, сделавших записи в 1956 и 1969: О. Мессиан, фортепиано / Ж. Паскье, скрипка / Э. Паскье, виолончель / А. Васселер, кларнет.
В тяжелое военное время судьба свела виолончелиста трио Этьена Паскье с французским композитором Оливье Мессианом. Познакомились они в 1941 году в немецком концентрационном лагере. Как известно, именно там Мессиан, выпросив нотную бумагу у немецкого офицера, большого любителя музыки, написал свой знаменитый Квартет на конец времени. Конечно, создание музыки за колючей проволокой явление очень редкое, но самое интересное, что произведение впервые было там же и исполнено. Необычный состав ансамбля был продиктован наличием в лагере имеющихся музыкальных инструментов. В 30 градусный мороз, на расстроенных инструментах (с западающими клапанами у кларнета и расстроенном фортепиано) премьера состоялась перед несколькими сотнями военнопленных, прекрасно понявших скрытую программу произведения. Как впоследствии вспоминал Мессиан: «Никогда меня не слушали с таким вниманием».
Все восемь частей произведения - картины-символы, исходя из их названия. Первая часть с названием "Литургия кристалла" - образ первозданного, чистого мира. Вторая - "Вокализ ангела, который возвещает о конце света". Его появление показано громовыми ударами всех инструментов ансамбля. Третья часть - "Бездна птиц", проникновенное соло кларнета, одно из самых сильных мест в Квартете. Четвертая часть "Интермедия", Пятая - "Хвала вечности", удивительный по красоте дуэт виолончели и фортепиано. Шестая - "Танец ярости семи труб", сигналы Страшного суда, Седьмая часть имеет название "Хаос небесных радуг", резкое звучание всех инструментов квартета и молящие соло отдельных инструментов. И, наконец, финал - "Хвала бессмертию", музыка растворяется, уходит в "неземные выси", что по авторскому представлению выражает вознесение человека к богу. Но в гораздо в большей степени она возносит к возвышенным идеалам, к миру чувств и страстей. Финал не может и не должен восприниматься как конец бытия, скорее наоборот - вселяет веру в жизнь.
Что касается записей с Лорио (некоторые, в дуэте с Мессианом), то они ранее издавались на таких фирмах, как Accord, Ades, Deutsche Grammophon и др.
|
|
|
|
Upgrader
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 5 725
Репутация: 341
|
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? / 08-01-2016 23:13
(08-01-2016 21:38)penderecki писал(а): ... О Квартете ... Большое спасибо! С удовольствием почитал. Скажу более, что-то в голове и душе склеилось. Вот с этим:
Евг. Евтушенко
Баллада о пианисте
Когда его били фашисты
в концлагере
и ухмылялись:
«Попался...» —
он прятал одно —
свои руки костлявые,
только бы не по пальцам.
Потом его вызвал
к себе вертухай —
фашистик розовый,
чистый:
«Дадим инструмент...
для начальства сыграй...» —
а он процедил:
«Разучился...».
И он выступал с лопатой в руках
в изысканном обществе мусора,
но в пальцах его —
в десяти тайниках
пряталась музыка,
музыка.
И ночью,
когда прорезался сквозь мглу
лунный крамольный краешек,
углём
он грубо чертил на полу
клавиши,
клавиши,
клавиши.
В ком-то урчала гнилая фасоль,
кто-то вышёптывал имя зазнобы,
а от неструганых
«фа»
и «соль»
в пальцы
вонзались
занозы.
И он играл до рассвета,
как мог, —
срывался,
мучился,
пробовал,
хотя получить он
только и мог —
букет из колючей проволоки.
Было не страшно ему,
что убьют, —
в гибели нету позора,
было страшнее,
что слаб этюд,
особенно в части мажора.
И он, возвратившись,
не пил,
не рыдал…
Весь, как сплошное -
«оттуда»,
Ватник не сняв,
от холстины рояль,
словно ребенка,
откутал.
И старец
со скрепками в бороде —
владыка консерватории,
прослушав, спросил озадаченно:
«Где
вы так хорошо подготовились?»
...Играй, пианист!
Отплывает барак —
ковчег твоей музыки Ноев,
но, криком крича,
проступает сквозь фрак
невидимый лагерный номер...
1971
Как Вы думаете, что репетировал Пианист на досках лагерного барака, чем удивил он седого Профессора консерватории? Ну, представьте, что Вы - кинорежиссер, снимающий фильм по сюжету этого стихотворения. Какой музыкой Вы озвучили бы сцену в консерватории?
(Готового ответа, естественно, нет. Нет подсказки и в стихотворении. Тут нужно полагаться только на собственное ощущение. Задачка странная, но, как я убедился, интересная. Тем более, что и Мессиан имеет к сюжету некоторое отношение).
(Отредактировал 08-01-2016 в 23:17 Upgrader.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
penderecki
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 367
Репутация: 88
|
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? / 09-01-2016 19:44
(08-01-2016 23:13)Upgrader писал(а): ... Какой музыкой Вы озвучили бы сцену в консерватории?
(Готового ответа, естественно, нет. Нет подсказки и в стихотворении. Тут нужно полагаться только на собственное ощущение. Задачка странная, но, как я убедился, интересная... Пожалуй, прелюдии и фуги Задерацкого (кстати, удивительной судьбы композитор, один из первых в 20в., написавший цикл из 24 прелюдий и фуг), Вторая соната Шостаковича, его же некоторые прелюдии и фуги, Бах-Лист фантазия и фуга соль минор.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Upgrader
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 5 725
Репутация: 341
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 727
Репутация: 1263
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Upgrader
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 5 725
Репутация: 341
|
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? / 12-01-2016 00:52
...Послушал-таки сегодня "Турангулилу" Мессиана в другой версии - дир-ра Саймона Реттла. (В предыдущем случае был Озава. И в который уже раз отмечаю: Озава - "не мой" интерпретатор).
И знаете, понравилось! Даже больше, чем "премьерное прослушивание". Да, сложновато. Но в том только плане, что "не отвлечешься". А отвлечешься, потеряешь нить.
Показались новые детали. Про "открылись новые пласты" не буду говорить. Рано. Но открытия, думаю, на этом не закончились.
Без перерывов не обошлось. "Коньячок в антракте" не помешал бы, но... планы не позволили.
Честно говоря, еще в конце прошлого года в мои планы не входило знакомиться с творчеством Мессиана. Да разговор о Стравинском помог. Ну, оно и к лучшему!
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
gene_d
Ветеран
Откуда: Минск
Сообщений: 5 482
Репутация: 301
|
RE: Заглянем за горизонты устоявшихся предпочтений? / 13-01-2016 22:35
в 1892 г. очень интересный композитор (один из моих любимых) и просто эксцентричный человек Эрик Сати сочинил произведение, которое называется Vexation... дословно переводится как "Раздражение".
оно состоит из одной странички нотного текста, который нужно, по замыслу композитора повторить (можно в разном темпе и разной манере) не много ни мало, а... 840 раз! задумка предвосхитила на целых 50 лет теорию и практику репетитивного минимализма, согласно которой одна и та же музыкальная фраза, повторяемая много раз подряд, сначала начинает менять сознание человека, а затем... начинает меняться сама... потому что просто психологически невозможно хотя бы немного не изменить звучание даже несколько десятков раз повторяющейся фразы. но о минимализме достаточно, все же речь идет об очень длинных произведениях - поэтому дальше приведу цитату, чтобы не пересказывать своими словами ...
"Не удивительно, что премьеры этот опус дожидался долгие 70 лет, и еще менее удивительно, что организовал эту премьеру в 1963 году в Нью-Йорке не кто иной, как Джон Кейдж. Тогда Vexation, сменяя друг друга, исполняли один за другим целый отряд пианистов, и исполнение растянулось на 18 часов 40 минут.
С тех пор, уже в новую авангардную эпоху – Сати явно родился не вовремя – Vexation исполнялась неоднократно такими же отрядами пианистов причем исполнения эти затягивались, как правило, на 24 часа. Особо примечательна оркестровая версия, исполненная так называемым Great Learning Orchestra в 1999 году в Швеции, когда музыканты, сменяя друг друга, уходили поесть, поспать, временами в зрительном зале не было ни души, но музыка продолжалась.
Потрясающее чтение представляют собой сделанные во время концерта записи как его участников так и зрителей, которые то погружаются в волшебный медитативный транс, то проклинают себя за упорство, с которым они продолжают слушать эту музыку."
.................................
ну и есть конечно масса других примеров, гораздо более привычных внешне, чем повторение 840 раз нескольких фраз. например, опера Филипа Гласса "Эйнштейн на пляже" идет БЕЗ АНТРАКТОВ 4 часа 35 мин.
ставилась неоднократно.
(Отредактировал 13-01-2016 в 22:52 gene_d.)
как слушаю музыку...
- стационар: ак. JBL HLS 810, "уши" AKG K242 HD, усил. Harman Kardon HK 6500, CD-пр. Harman Kardon HD 760, (верт. Sony PS-LX150H, касс.дека Technics RS-AZ7), каб. Monster Audio нач.уровня.
- мобильное: плейер iBasso DX80, наушники Pinnacle P1.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
petr.solo1223
Специалист
Откуда: Город -герой Харьков
Сообщений: 20 646
Репутация: 909
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)
|
|