Італійська компанія купує 10 додаткових українських двигунів для ракети-носія Vega
Конструкторське бюро «Південне», Виробниче об'єднання Південний машинобудівний завод ім. О. М. Макарова та італійська компанія AVIO S.p.A досягли домовленості про додаткове постачання 10 двигунів українського виробництва для ракети-носія “Vega” на загальну суму у майже 6 млн євро.
Чинний контракт на постачання 11 блоків маршового двигуна (БМД) розрахований до 2023 року. Сім блоків вже поставлено за ним, один буде відвантажено замовнику найближчим часом, ще три знаходяться в процесі виробництва.
Особливістю БМД є можливість багаторазового запуску під час польоту (до 5 включень), завдяки чому забезпечується розведення супутників на різні орбіти.
Джимми Пейдж — Led Zeppelin
«Музыка — все равно что заниматься любовью. Иногда хочется мягко и нежно, а иногда жестко и грубо»
Отличный анализ IT-систем, работающих на американской технике на Марсе:
"Граничные вычисления приходят на помощь, если приложению требуется быстрый отклик, но оно физически расположено далеко от основных ИТ-ресурсов. На сегодняшний день самый яркий тому пример — беспилотный марсоход, выполняющий научные изыскания в 62 миллионах километров от Земли, на поверхности Красной планеты.
Марсоход Perseverance взаимодействует с окружающим миром в реальном времени, но время прохождения сигнала с Марса в ЦУП NASA составляет порядка 12 минут. Но задержки — это лишь полбеды. Само качество связи на таком расстоянии оставляет желать лучшего. Соответственно, единственный выход — возложить «принятие» некоторых решений на сам Perseverance.
При этом технологически марсоход весьма скромен: его бортовые системы работают на базе процессора PowerPC 750, точно таком же, что и в компьютере Apple Bondi Blue iMac 1998 года. [Это не самый современный процессор: в нем «содержится» 10.4 млн транзисторов, что примерно в тысячу раз меньше, чем у чипов современных смартфонов. При этом, несмотря на то что CPU может работать 233 МГц, в Perseverance частота понижена до 133 МГц. У инженеров есть основания использовать такие «старые» технологии. Во-первых, на борту марсохода стоит не стоковый CPU, а особая его версия стоимостью $20000. Процессор встроен в одноплатный компьютер RAD750 по лицензии BAE Systems, оснащенный резервирующими модулями и логикой устранения ошибок в памяти, а также средствами защиты от радиации: всего одного луча достаточно, чтобы вся начинка выгорела в одночасье.
Джеймс ЛаРоса, BAE Systems: «Итак, у вас есть космический корабль ценой в несколько миллиардов. И если что-то в нем «икнется», то миссия будет провалена. Всего одна частица, бороздящая галактики, может пролететь через устройство и нанести ему вред».
Еще один примечательный нюанс — марсоход работает под управлением ОС реального времени VxWorks, оригинальная версия которой была выпущена еще в 1987 году.
Всего в Perseverance встроено три компьютера, каждый с двумя гигабайтами флэш-памяти и 256 мегабайтами RAM. Один отвечает за основные функции марсохода, второй анализирует навигационные изображения, а третий находится в резерве.]
Напомним, на Марсе уже имеется развернутая ранее «база» — марсоход Curiosity. Он приземлился на поверхность планеты еще в 2012 году. К слову, работает он все на том же процессоре: в силу ряда особенностей марсианской среды это едва ли не самый подходящий вариант.
А знаменитый дрон-коптер Ingenuity, судьба которого вызывала у ученых наибольшие опасения, оснащен уже гораздо более современным «железом»: так, его сердцем является процессор Snapdragon 801, применявшийся в смартфонах ~2014 года, например, в Sony Xperia Z3.
Тем не менее, эта конфигурация показывает потрясающие результаты. На самом раннем этапе Perseverance смог идеально сесть на поверхность планеты (18 февраля), на лету проанализировав скорость ветра и работу собственного теплового экрана во время входа в атмосферу на сверхзвуковой скорости. С помощью ИИ марсоход также определил оптимальное место для посадки.
Все эти процедуры (вход в атмосферу, снижение и посадка) были полностью автономны. Марсоход вошел в атмосферу Марса на скорости 20112.5 километров в час, а максимальная температура на поверхности теплового экрана составила 1300°C. Спуск занял меньше 7 минут, поэтому инженеры NASA никак не могли вмешаться в процесс и внести корректировки. Строго говоря, информация о начале посадки долетела до Земли уже после того, как марсоход успешно приземлился...
... Perseverance — это уже пятый марсоход NASA. Но первый, который пошел на посадку самостоятельно.
Его теплозащитный экран и задний защитный кожух оборудованы 28 датчиками. В течение первых четырех минут спуска, датчики теплового потока и датчики давления непрерывно отслеживали температуру и лобовое сопротивление.
После раскрытия парашюта экран и весь его «обвес» были сброшены. Все данные о спуске были сохранены и отправлены в NASA — фактически, это первое подробное «описание» приземления на Марс.
Таким образом, все будущие миссии на Марс будут комплектоваться щитами и иным оборудованием, построенным на основе данных о реальной посадке, а не моделируемой. Специалисты NASA предполагают, что в ближайшем будущем им удастся создать более эффективные и более легкие (на 35%) тепловые экраны.
Информация с датчиков давления позволяет судить о реальных особенностях марсианской атмосферы, в том числе — о скорости ветра на малых высотах. Будущие миссии смогут составлять прогноз погоды и приземляться более точно и компактно.
Что касается компактности приземления — Perseverance был нацелен на область 7,72 х 6,6 км. Это на порядок меньше, чем посадочная цель Curiosity (24,94 x 19,96 км). Благодаря данным, полученным в феврале, следующему зонду достаточно будет еще более скромного участка поверхности для приземления.
Когда парашют раскрылся, радар Perseverance измерил текущую высоту. Без теплозащитного экрана камеры марсохода смогли просканировать землю на предмет ровной площадки для приземления.
Когда скорость падения упала до ~320 км/ч, парашют отстегнулся и включились посадочные двигатели. На этом этапе в дело вступила система обзора (LVS) и при помощи подсистемы относительной навигации по местности (TRN), сопоставившей изображение с камер и карту Марса, направила Perseverance на плавную посадку в кратер Езеро.
К слову, перед «боевым» запуском систему многократно тестировали на земле — с помощью вертолетов и суборбитальных ракет, — но, разумеется, на результаты этих тестов нельзя было полагаться на 100%.
Незадолго до посадки руководитель разработки системы TRN Свати Мохан говорила: «Без системы относительной навигации вероятность благополучной посадки в кратере Езеро составляла от 80 до 85 процентов. Но теперь мы можем довести вероятность успешной посадки в кратере Езеро до 99 процентов в каждой последующей миссии.»
Позднее, когда посадка уже состоялась, Мохан выступала с публичным заявлением перед общественностью. Вот, что она говорит об этом дне: «Только после того, как пришло сообщение «Посадка совершена» и люди начали аплодировать, до меня дошло: господи, мы и правда смогли. Мы на Марсе. Это не очередной тестовый прогон — всё случилось на самом деле!»...
...Марсианская миссия 2020, без сомнения, является беспрецедентным прорывом в области изучения Марса. К счастью, пока что нет повода беспокоиться о судьбе марсохода: свои текущие задачи он выполняет и перевыполняет. Даже экспериментальный дрон Ingenuity, построенный на базе «магазинных» компонентов и открытого ПО, ведет себя в точности так, как было запланировано на Земле."
Правильной дорогой идете, товарищи враги!
Россия и Китай создали оружие, способное вывести из строя и уничтожить американские орбитальные спутники. С таким заявлением выступил командующий Космическими силами США генерал ВВС Джон Реймонд. https://news.rambler.ru/weapon/46337981/...e=copylink
"Данные эксперименты проводились в рамках советской лунной программы и предусматривали проверку возможности нахождения человека в закрытом скафандре в условиях внешнего вакуума на протяжении семи дней, необходимых для полного облета Луны и возвращения на Землю в случае аварийной разгерметизации корабля на начальном этапе полета, когда возвращение на Землю кроме как через облет Луну становится уже невозможным."
"...Ingenuity будет изучать местность по ходу маршрута ровера, что поможет прокладывать безопасный для Perseverance путь с выбором наиболее интересных объектов для изучения..."
----------------------------------------------- Прогулки в стратосфере
(01-05-2021 10:57)SolAndr писал(а): Правильной дорогой идете, товарищи враги!
Россия и Китай создали оружие, способное вывести из строя и уничтожить американские орбитальные спутники. С таким заявлением выступил командующий Космическими силами США генерал ВВС Джон Реймонд. https://news.rambler.ru/weapon/46337981/...e=copylink
в этом интервью так примерно 90% он говорил про китайскую угрозу, про россию только общие слова и за компанию с китаем, тем не менее rbc.ru и др. новостные агенства поместили заголовки - типа враг признал что у нас есть новое оружие и тд, это все для тех кто не может прочитать само интервью в оригинале, см ссылку ниже:
https://www.washingtonpost.com/washingto...y-raymond/
....
GEN. RAYMOND: It is clear, David, that space is a warfighting domain, just like air, land, and sea, and it is something that has really materialized here over the last handful of years as both China, which is our pacing threat, and Russia have developed weapons that can either disrupt our satellites or destroy our satellites, from on the ground or in space, or in cyber.
Китайцы резко нарастили темп запусков в своей космической программе. В 2021 году идет активное обновление и расширение группировки спутников наблюдений. 2020 год - под знаком развертывания своей навигационной системы.
Наблюдая их активность в космосе приходится признать высокую эффективность и грамотное управление космическими проектами — быстрый и комплексный характер создания новых систем. свою национальную орбитальную станцию они собираются развернуть за два года, осуществив 11 запусков модулей станции, грузовых и пилотируемых кораблей.
Ничего удивительного - это национальный проект в
числе приоритетных, где сосредоточены усилия
всего государства. Отсюда и сроки и главное успех,
как это было с нашим космосом,
или с лунной программой США, где цель была поставлена
президентом в конгрессе. Сегодня грустно на
всё это смотреть, когда космос отдан на откуп
частному бизнесу и жуликам.
Я совсем не удивлюсь если китайцы
первыми высадятся на Марсе и Луне в 21 веке -
они это заслужили.
"Масивна центральна частина ракети-носія LM-5B, яка виводила на орбіту першу частину орбітальної станції Tianhe, ввійде в атмосферу в найближчі тижні або навіть в найближчі дні. Її розміри: довжина - близко 30 метрів, при 5-и-метровому діаметрі. Частини ракети, які не згорять в атмосфері, упадуть непередбачено десь між 41 градусами північної та південної широти.
Згідно з даними наземних радарів США, об'єкт 2021-035B (вважається, що це LM-5B) зараз знаходиться на орбіті 170 х 372 км."
1) Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США приняло решение приостановить действие контракта с американской компанией SpaceX на разработку и создание лунного посадочного модуля на сумму $2,9 млрд после протестов со стороны аэрокосмической корпорации Blue Origin и компании Dynetics. Об этом говорится в распространенном в пятницу письменном заявлении официального представителя NASA Моники Уитт.
16 апреля управление объявило о том, что контракт на создание модуля для высадки астронавтов на поверхность естественного спутника Земли в рамках программы Artemis получит SpaceX. Помимо SpaceX, за контракт боролись Blue Origin и Dynetics. На этой неделе они обе опротестовали данное решение в Главном контрольном управлении США (GAO, контрольно-ревизионный орган Конгресса).
"В связи с поданными в GAO протестами NASA проинформировало SpaceX, что осуществление контракта по [разработке] посадочного модуля приостановлено до тех пор, пока GAO не разрешит все оставшиеся тяжбы, связанные с этой закупкой", - отметила Уитт. Таким образом, до урегулирования споров компания, главой которой является предприниматель Илон Маск, не получит от управления средств на разработку аппарата.
*) тут интересен сам факт протеста и реакция власти; и интересно - возможно ли подобное в стране типа запоребрика
2) Blue Origin начинает продавать билеты с 5го мая.
В 2021 году у человечества есть все шансы увидеть, как уже третья по счету частная компания отправляет людей выше ста километров над уровнем моря. Причем это будет не пилот-испытатель или астронавт NASA, а космические туристы — Blue Origin объявила, что пятого мая расскажет, как приобрести билеты на суборбитальный полет ее ракеты New Shepard.
Согласно фирменному стилю Blue Origin, анонсированное мероприятие будет полным символизма и футуристичных выступлений. По крайней мере, на это можно уверенно рассчитывать, как минимум, исходя из выбранной даты. Именно 5 мая 1961 года, через 22 дня после полета Юрия Гагарина, американец Алан Шепард стал первым астронавтом — совершил суборбитальный полет на корабле «Меркурий», достигнув высоты 187,5 километра.
А вот что именно журналистам и зарегистрированным зрителям покажет основатель компании Джефф Безос — неясно. Blue Origin, как обычно, темнит и до последнего не раскрывает карты. Пока что в официальном твиттере лишь опубликован красочный анонс, согласно которому «Пришло время». В трех скупых строчках космическая компания самого богатого человека на Земле сообщает, что «Вы можете приобрести самое первое место на New Shepard» и «детали — 5 мая».
New Shepard — это полностью многоразовая система из пассажирской капсулы (космического корабля) и ускорителя (одноступенчатой ракеты), предназначенных для суборбитальных полетов. На ее счету уже пятнадцать полетов, из которых лишь в одном не удалось успешно посадить ракету (капсула благополучно села). Все остальные четырнадцать стартов и посадок прошли без сучка и задоринки, причем последние два — 14 января и 14 апреля 2021 года, — были финальными проверками перед пилотируемыми миссиями.
Несмотря на то, что никакими деталями относительно грядущей презентации Blue Origin не делится, кое-что все же известно, на основании сделанных ранее комментариев и утечек. Очевидно, мероприятие будет связано с полетами, причем в них будут принимать участие космические туристы, ведь анонсирована возможность купить самое первое кресло. Также, скорее всего, 5 мая назовут дату долгожданного полета и она навряд ли окажется дальше середины лета. Фактически, у компании все готово для пилотируемых стартов, включая сертификацию NASA.
Интригует и неизвестная пока стоимость билетов. Если почетный первый «посадочный талон», теоретически, можно продать вообще за любые деньги, то для регулярных рейсов ценник должен быть разумным. До сих пор Blue Origin ни разу прямо не назвала конкретную цифру, так что относительно этого вопроса придется строить предположения. Наиболее вероятной выглядит стоимость от 200 до 250 тысяч долларов за кресло. На сегодняшний день это своеобразный «золотой стандарт» среди частных космических компаний — именно столько собираются брать с пассажиров Virgin Galactic, аналогичные суммы называли и другие стартапы. Наверняка узнаем через четыре дня.
Капсула New Shepard рассчитана на шесть человек, но в туристических миссиях, насколько известно, будет летать всего три пассажира. Входит ли в это число пилот-инструктор, контролирующий полет, или он займет четвертое место на борту — неясно. Зато за впечатления людей внутри можно не переживать — огромные иллюминаторы суборбитального космического корабля предоставляют отличный обзор. После 15 минут невесомости в наивысшей точке траектории над линией Кармана, их ждет баллистический спуск и мягкая посадка. За последний этап отвечают три парашюта и тормозные двигатели. На случай нештатной ситуации есть система аварийного спасения, проверенная в полете.
"... руководители военно-космической программы КНР обвели экспертов вокруг пальца, причем дважды...
... данный оптический аппарат дистанционного зондирования создан в Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST и что он, как водится, предназначен «для исследования земельных ресурсов, городского планирования, подтверждения прав на землю, проектирования дорожной сети, оценки урожайности, а также предотвращения стихийных бедствий и минимизации ущерба от них». В реальности, конечно, все подобные спутники используются в разведывательных целях...
...Учитывая большой срок, прошедший после запуска последнего КА типа «Яогань-8», представляется вероятной версия о том, что новый «Яогань-34» может стать родоначальником серии спутников обзорного наблюдения второго поколения. И если он действительно будет работать вместе с «тройками» спутников радиоэлектронной разведки типа «Яогань-31», то у КНР впервые появится система комплексного наблюдения за флотом потенциального противника..."
Как известено, на Венере адские условия - средняя температура её поверхности 462 °C, атмосферное давление на поверхности планеты в 92 раза больше, чем на поверхности Земли, и примерно равно давлению воды на глубине 900 метров.
Из-за высокого давления, CO2 в приповерхностной части атмосферы по агрегатному состоянию является уже не газом, а сверхкритической жидкостью, поэтому эта часть атмосферы представляет собой «полужидкий-полугазообразный» океан из сверхкритического углекислого газа.
Венера покрыта непрозрачным слоем облаков из серной кислоты с высокой отражающей способностью, что, помимо всего прочего, закрывает поверхность планеты от прямой видимости. Высокая температура поверхности обусловлена действием парникового эффекта.
Поэтому аппараты серии "Венера" не сразу смогли передать снимки перед своим разрушением. И поэтому аппараты с космической станции Pioneer Venus Multiprobe, не имея парашютов, спускались примерно в течение 50—60 минут, после чего один из «маленьких» аппаратов проработал на поверхности планеты ещё более часа, хотя и не был на это рассчитан.
Понятное дело, что трудно представить себе технику, которая будет работать в таких условиях достаточно долго. Но такая техника проектируется:
(02-05-2021 08:51)black label писал(а): Ничего удивительного - это национальный проект в
числе приоритетных, где сосредоточены усилия
всего государства. Отсюда и сроки и главное успех,
как это было с нашим космосом,
или с лунной программой США, где цель была поставлена
президентом в конгрессе. Сегодня грустно на
всё это смотреть, когда космос отдан на откуп
частному бизнесу и жуликам.
Я совсем не удивлюсь если китайцы
первыми высадятся на Марсе и Луне в 21 веке -
они это заслужили.
>Сегодня грустно на всё это смотреть, когда космос отдан на откуп
частному бизнесу и жуликам.
imho, полное непонимание того что происходит, а именно привлечение частного капитала на развитие отрасли, вместо того чтобы продолжать как раньше тратить средства собранные в бюджет в виде налогов (им найдется другое применение), только так и надо делать, если соответствующая отрасль готова, заметим что ровно это было сделано с интернетом в 90х, до этого >20 лет, развитие интернета финансировалось из бюджета деньгами налогоплательщиков, если бы так продолжалось, то ни этого форума, ни google, ни facebook, ни вообще электронной коммерции мы никогда не увидели, элементарно денег из бюджета не хватипо бы ни на что кроме email
"... руководители военно-космической программы КНР обвели экспертов вокруг пальца, причем дважды... "
возможно стоило бы добавить, что так - "обвели экспертов вокруг пальца" думает автор данной статьи некто Liss (сам по-видимому эксперт), а как на самом деле, то может эксперты и не такие уж дураки как о них думает Liss
Да, гугл и фейсбук, это охеренный скачок в прогрессе всего человечества.
А моё мнение прежнее - это должна быть государственная программа и усилия
всей нации.
(02-05-2021 16:35)black label писал(а): Да, гугл и фейсбук, это охеренный скачок в прогрессе всего человечества.
А моё мнение прежнее - это должна быть государственная программа и усилия
всей нации.
>Да, гугл и фейсбук, это охеренный скачок в прогрессе всего человечества.
лично обоих терпеть не могу, но ими интернет не исчерпывается, это и дураку видно
>А моё мнение прежнее - это должна быть государственная программа и усилия всей нации.
и на какие деньги? налоги в 3 раза увечичить как в швеции?
или бесплатно, так это можно только как сталин - через голодомор и лагеря, типа как китайцы пытались культурную революцию делать, до сих с ненавистью вспоминают
Подборка самых интересных статей космической тематики в блоге "Прогулки в стратосфере"
=============================== Как была устроена индивидуальная СОЖ на корабле «Буран»
"Над созданием многоразовой космической системы «Энергия-Буран» трудилось большое количество организаций, среди которых было научно-производственное предприятие «Звезда» (АО «НПП «Звезда»), разработавшее для многоразовой космической системы (МКС) аварийно-спасательный скафандр «Стриж» (см. ссылку на статью о скафандре «Стриж» для МКС «Буран») и катапультное кресло К-36РБ (см. ссылку на статью о катапультном кресле К-36РБ для МКС «Буран). Катапультное кресло К-36РБ в сочетании с СК «Стриж» обеспечивали возможность катапультирования членов экипажа на высотах до 40 км при скорости до М=4. Однако «сердцем» скафандра являлась индивидуальная система жизнеобеспечения (ИСОЖ), способная обеспечивать безопасные для оператора параметры газовой среды и давления внутри скафандра как во время штатного полета, так и в случае аварийной ситуации..."
----------------------------
"Джемини-7": 14 –суточный полет американцев опередивший на 4,5 года 18-суточный полет "Союза-9"
"Одним из важных этапов освоения длительного пребывания человека в космосе были американские полеты по программе «Джемини».
Впервые физиологические расстройства в организме астронавтов, связанные с длительностью полета появились у Гордона Купера во время 34-часового полета по программе «Меркурий», затем во время 4-дневного полета КК «Жемини-4» у астронавтов Дж. Макдивитта и Е. Уайта и возросли во время 8-дневного полета КК «Джемини-5» у астронавтов Гордона Купера и Чарльза Конрада. У всех четверых обнаружились изменения в сердечно-сосудистой системе, уменьшение кальция в костях, а также плазмы крови и числа красных кровяных телец..."
------------------------
Спасение экипажа КК «Шаттл» во время парашютирования при помощи телескопической штанги
"После трагедии 25-го полета многоразового космического челнока «Челленджер» остро встал вопрос об обеспечении возможности спасения экипажа на участках управляемого планирующего полета при возвращении на Землю с орбиты и в случае прекращения полета на участке выведения..."
-----------------------------------------
Ракетоплан "Р-2" В.Н. Челомея: разработка кресла и скафандра
"Основанием для начала исследований по теме крылатого ракетоплана послужило постановление Совета Министров от 23.06.1960, подготовленное по предложениям главного конструктора ОКБ-52 ГКАТ В.Н. Челомея и по замечаниям главного конструктора ОКБ-1 С.П. Королёва..."
-------------------------------
«Союз-Аполлон»: отравление экипажа КК "Аполлон" тетраокисью азота во время приземления
"Об успешной стыковке КК «Союз-19» и КК «Аполлон» написано много, однако, мало кто знает о том, что после успешного завершения миссии «Союз-Аполлон», на борту американского корабля «Аполлон» произошла аварийная ситуация в результате которой один из членов экипажа потерял сознание во время приземления..."
Для 2-ой лётной SLS на этой неделе состыковали межбаковый отсек с баком жидкого кислорода
Верхняя полусборка готова.
Сейчас черёд нижней полусборки - двигателный отсек + водородный бак.
На фото процесс соединения кислородного бака с межбаковым отсеком.
Полностью Core Stage должна быть собрана к июню 2022 года.
Для 3-ей лётной SLS продолжаются изготовление отдельных элементов.
Что интересно. Для 3-ей SLS будет использован водородный бак изначально изготовленный для самой первой SLS, но забракованный из-за дефектов при сварке. Бак восстановили и признали годным.
На фото двигательный отсек 3-ей SLS на стапеле.
В мае начинается работы по фрезеровке первых панелей для 4-ой лётной SLS