"бардовская песня" - исключительно расплывчатое понятие.
если под ней понимать только любительские песни в походе у костра под гитарку, тогда всё, что вы говорите, совершенно верно.
но в советское и постсоветское время к бардам уверенно причисляли и Окуджаву, и Высоцкого, и Галича, и Визбора, и других, которые и тогда были широко известны и даже сейчас остаются известны большому количеству людей... у которых издавались диски, проходили многочисленные концерты в больших залах, которые регулярно появлялись в СМИ... у которых количество просмотров в Интернете вовсе не маленькое... и так далее.
во Франции бытовал раньше, да есть и сейчас (хотя уже не в том масштабе) полный аналог данному явлению - классический французский "шансон под гитару".
ну и куда вы их собираетесь "определить"??
тот факт, что их плохо знает современная молодежь, не говорит еще ни о чем - эта молодежь может не знать и Майлса Дэвиса... это дело наживное.
другое дело, что сейчас такая песня действительно становится непопулярным жанром сама по себе... но это тоже ни о чем не говорит - популярность штука непредсказуемая, а в наше время преобладания "нишевой" музыки так и вообще понятие почти условное.
(09-10-2018 12:46)gene_d писал(а): но в советское и постсоветское время к бардам уверенно причисляли и Окуджаву, и Высоцкого, и Галича, и Визбора, и других, которые и тогда были широко известны
Именно эти фамилии и ассоциируются у меня с понятием "бард". Еще семейная пара и Митьков. Это неправильно?
(09-10-2018 12:46)gene_d писал(а): тот факт, что их плохо знает современная молодежь, не говорит еще ни о чем
Не обманывайте себя! Это направление крайне несимпатично, современная молодежь не захочет быть похожей на этих деятелей, ей чужда эта эстетика серости и бедности. И это замечательно! Нам не нужны условные Окуджавы, нам нужны условные Меркьюри, Джаггеры и Джексоны!
Окуджава - очень значительный русский поэт, писатель и ... скажем так, бард.
(хотя я не люблю это слово, но замены ему нет)
именно как бард - он явление чисто русской культуры, которое значимо и необходимо именно для русской культуры - не для конкретных "туристов", а для культуры в целом. если вам он несимпатичен, то другим - симпатичен.
как поэт и писатель, он известен и за рубежом - его книги переводились и издавались в разных странах.
у вас очень узкий взгляд на искусство, и вы зря "расписываетесь" за всю молодежь, для которой в целом уже и Джаггер, и Джексон и Меркьюри - такое же "ретро", как и Окуджава с Высоцким.
и "молодежи" как какой-то отдельной личности не существует. это огромная группа людей с ОЧЕНЬ РАЗНЫМИ вкусами и предпочтениями. очень разными, поверьте. я наблюдаю этот процесс - что слушает молодежь - еще с конца 90-х, когда работал в редакции музыкальных изданий. а в настоящее время, если остановить разных представителей молодежи на улице и спросить у них, слышали ли они Высоцкого и Джаггера, я не уверен, кого больше будут знать... но в любом случае ни тот, ни другой почти не будут находиться у молодежи в их плей-листах.
а популярнейшие сейчас у большущей части молодежи певицы Гречка и Монеточка - это по сути прямое продолжение той же старой бардовской традиции - только в поп-рок "инкарнации". да и вообще большая часть так наз. "русского рока" имеет в своих корнях бардовскую песню... скажем, тот же Шевчук. вы можете сколько угодно ратовать за Джексона с Джаггером - и я с вами даже здесь соглашусь - мне они тоже более симпатичны, чем Гречка с Монеточкой - но реалии таковы, каковы они есть - и там Джаггера в российском молодежном плей-листе уже нет как нет.
зато полным-полно рэпа... который далек как от Джексона, так и от бардов, да.
(09-10-2018 13:40)gene_d писал(а): у вас очень узкий взгляд на искусство, и вы зря "расписываетесь" за всю молодежь...
а популярнейшие сейчас у большущей части молодежи певицы Гречка и Монеточка - это по сути прямое продолжение той же старой бардовской традиции - только в поп-рок "инкарнации"
Смотрите, Вы сейчас тоже расписываетесь за всю молодежь!!!
Эти певицы популярны в РФ, а у нас в Украине своя движуха. И много очень качественной, современной поп-музыки. А рэп не особо популярен, в отличии от РФ. У меня такое ощущение, что украинская эстрада прямо сейчас набирает вторую космическую скорость и навсегда покидает постсовковую орбиту, такое количество талантливых музыкантов (а не доморощенных поэтов-самодеятелей!) у нас сейчас всплыло.
так это можно сказать про любую страну - в каждой будет своя картина предпочтений.
и зачем тогда вы вообще говорили про Окуджаву - он тоже не украинский исполнитель.... сказали бы про своих.
вот только эти ваши "свои" будут известны только у вас. точно так же, как и Гречка - только в России.
а вот так, как исландцы Sigur Ros - прекрасно известные во всем мире - ни вы, ни я никого и близко в наших локальных музыкальных тусовках не найдем.
местная провинциальная культура очень важна - но в основном для этой самой местной культуры. не более. и для немногочисленных любопытных исследователей культуры в глобальном смысле.
Бард — поэт и певец в Средние века.
Бард — представитель авторской песни; в более широком смысле — автор-исполнитель.
За реперов ничего не скажу, но вот пример нашего 100% барда:
(09-10-2018 14:21)Don Cornelius писал(а): Я бы и не додумался упомянуть такое в этой теме.
а зря...
нравится - не нравится, это второй вопрос, а в том, что это определенное значительное явление, сомнений нет.
другое дело, что явление локального, национального масштаба... так это и нормально. в каждой стране такое существует.
(09-10-2018 12:18)Don Cornelius писал(а): Так и представляю себе современный турпоход: бородатые чуваки в штормовках, кедах и хемингуэевских свитерах, со станковыми рюкзаками "Ермак" днем покоряют перевалы, а вечером закусывают "Завтраком туриста" и запевают "изгиб гитары желтой" под бренчание изделия челябинского лыжного комбината.
А вообще какие критерии оценки актуальности (или сами подберите более уместное слово) той или иной музыки? Бардовские песни не издаются и не покупаются. Фамилии бардов не известны обывателю. Молодежь не то что не интересуется этой музыкой, она с трудом понимает, что это такое. Просмотры на ютюбе смешные. Развития нет, перспектив нет. Совковый кухонный эскапизм ушел в историю (и слава богу!). Как вообще можно говорить об этом стиле в контексте сравнения с иностранными исполнителями? Разве что сравнивать с какими-нибудь национальными песнями народа маори или чем-то подобным. А может у народа Северной Кореи есть какой-то подобный полуподпольный стиль?
Лично у меня барды вызывают жалость. Не самые глупые и не самые плохие, вероятно, люди сочиняли странные песни и исполняли их под гитару - примитивно и коряво. У них даже веселые, якобы, песни звучат тоскливо и пессимистично, всюду какая-то безысходность. Не верю, что сейчас народ это добровольно слушает. А если и слушает, то исключительно как дань своему прошлому. Либо слушают как я - из исследовательского интереса.
Хотел вырвать фразы из контекста,но решил таки оставить это умозаключение полностью. А что такое иностранные исполнители для нас? Для кого и "кобыла-невеста..."
Как бы Вы не перечисляли значительных для вас современных исполнителей на украинском,или русском языках,там,в западном мире музыки ,эти исполнители востребованы не будут.И никто их (известных вам) там не знает, и не интересуется- там слушают своё.В Америке-американское,в Англии-английское,во Франции-французское...... Там любят и почитают своё.Это в отличие от нас,часто космополитов,которые слушают западную музыку вопреки.Вопреки своим корням,своему фольклору,своему поэтическому началу. Например- А.Галич,который был запрещён к изданию в СССР.Вам не интересно-почему? И так же множество других поэтов и бардов. Если Вы интересуетесь искусством (музыкой),то как минимум свои корни нужно знать,каки-бы "корявые" эти корни не были.
С уважением,Юрий.
(09-10-2018 14:27)Gebhard_Leberecht писал(а): вот пример нашего 100% барда:
У вас в Украине своя движуха:
Не уверен, что это 100% бард - Слепаков, в отл. от бардов, пишет острые песни на актуальные темы. А бардовские песни не такие, они про перевалы и неразделенную любовь. Во времена совка их бы быстро приструнили. Поэтому и пели они осторожненько, трусливенько, как бы намеками. Вот именно это и вызывает наибольшую неприязнь к ним. А Слепаков пишет смелые песни и открыто стебётся. Его последнее творение, например, просто замечательное!
(09-10-2018 14:36)element писал(а): Как бы Вы не перечисляли значительных для вас современных исполнителей на украинском,или русском языках,там,в западном мире музыки ,эти исполнители востребованы не будут.И никто их (известных вам) там не знает, и не интересуется- там слушают своё.В Америке-американское,в Англии-английское,во Франции-французское...... Там любят и почитают своё.
Уважаемый Юрий, позволю себе с Вами не согласиться. А как же, например, шведская АББА, которая была популярна не только у себя дома? Или Битлз в США? Полагаю, что Вы-то точно сможете привести подобных примеров намного больше, чем могу это я.
Моя мысль в том, что с Окуджавами, Шевчуками и Цоями на западе мы точно никогда не будем поняты, а с современными исполнителями в современном мире у нас есть шансы.
(09-10-2018 14:42)Don Cornelius писал(а): ...бардовские песни не такие, они про перевалы и неразделенную любовь. Во времена совка их бы быстро приструнили. Поэтому и пели они осторожненько, трусливенько, как бы намеками...
это вы так про Высоцкого, Визбора, Башлачева??
и пожалуйста, прошу - найдите мне хотя бы ОДНУ песню про "перевалы и неразделенную любовь" у Окуджавы...
(09-10-2018 14:42)Don Cornelius писал(а): ...с современными исполнителями в современном мире у нас есть шансы
в глобальном смысле - нет шансов.
в "нишевом" смысле - есть. например этно-группа ДахаБраха активно гастролирует за рубежом... и не она одна. но на такую музыку существует весьма узкий, хотя и определенный интерес в мире.
Так а что про Галича ответить? Стихи у него может и неплохие, но к поэзии я равнодушен. Слушать такое не могу. А то, что его вынудили эмигрировать, скорее вызывает уважение.
Ну, да. У бардов текст преобладает над музыкой.
А иногда слушаешь иностранных исполнителей - музыка просто улёт. А начнёшь искать перевод о чём поют - там такая пурга!!!
(09-10-2018 15:37)Gebhard_Leberecht писал(а): А иногда слушаешь иностранных исполнителей - музыка просто улёт. А начнёшь искать перевод о чём поют - там такая пурга!!!
Во-первых, что в этом плохого?
А во-вторых, не раз замечал, что ощущение "пурги" частенько оказывается ложным, что песня может быть пропитана аллюзиями и скрытыми смыслами, которых мы попросту не понимаем.