Этот загадочный "Корвет"...
Автор Сообщение
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 13:15
У истоков направления

Владимир Ратаев закончил Ленинградский электротехнический институт и в 1973-м году начал работу в питерском ЦНИИ Морфизприбор. В этом году на базе института был создан отдел товаров народного потребления, в который и попал молодой инженер. Формальным руководителем отдела была кандидат технических наук Алла Каляева, роль идеолога высокой верности воспроизведения взял на себя небезызвестный Лихницкий, бремя же технической реализации в основном ложилось на Владимира Ратаева.

В целом в отделе работало около 20 человек, начиная от конструкторов и дизайнеров и заканчивая банальными делопроизводителями. Для тех, кто не читал первый материал, отмечу, что костяк отдела потребительской электроники на “Морфизприборе” был сформирован из группы энтузиастов. Их главной целью была разработка и запуск советской серийной звуковоспроизводящей аппаратуры класса Hi-Fi. Государственное прикрытие для отдела обеспечивал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Чиновник был большим любителем аппаратуры высокой верности и полагал, что её серийное производство остро необходимо в стране победившего развитого социализма.

Первыми проектами коллектива стали усилитель “Бриг 001” и электрофон “Корвет 003”. По сей день существует мнение, что Анатолий Лихницкий не имевший профильного высшего образования по прошествии времени преувеличил свои заслуги (особенно в создании “Брига”), за что нередко подвергается критике.


Бриг 001

Именно на основе воспоминаний Лихницкого обычно формируется представление о разработке первых представителей hi-fi стандарта среди советской техники. Так был создан стереотип о том, что наиболее существенный вклад сделан именно им, хотя речь скорее идёт о командной работе с равноценным вкладом основных участников.


Корвет 003

Справедливости ради стоит сказать, что Лихницкий не редко упоминает Ратаева и даже оценивает его как опытного инженера, а действия описывает как самостоятельные.

“… Владимир Ратаев, входивший в элиту сектора вполне самостоя­тельный специалист по усилителям...”

Если перефразировать Анатолия, то получается, что всё, что касалось схемотехники в рамках выбранной (или, по утверждениям некоторых, заимствованной у Marantz) Лихницким концепции, делал Ратаев.

В середине 70-х появляются “Бриг” и “Корвет” (проигрыватель). Устройства в полной мере оправдывают затраченные на них титанические усилия. Ратаев получает ценный опыт в разработке транзисторного усиления высокой верности. Далее под его руководством появляется множество других устройств.

Социалистическое соревнование и усилитель чемпион

К 1980-му году Ратаев становится ведущим разработчиком отдела. Такому карьерному росту предшествует принципиальный конфликт с Лихницким, представления которого казались инженеру архаичными, а карьерное положение результатом блата. В итоге, по заявлению некоторых очевидцев, конфликт разрешился в пользу Ратаева, в соответствии с принципом “молодым везде у нас дорога”. Лихницкий в свою очередь ушел в ВНИИРПА.

В этот период ЦНИИ “Морфизприбор” одобряет разработку новой серии усилителей, традиционно названной в честь типа корабля. Интересно, что как и первый проигрыватель, созданный в недрах отдела, усилители назвали “Корвет”.


Усилитель «Корвет 068»

Наиболее значимым для Ратаева становится “Корвет 200УМ-088С” (более известный как “088-й Корвет”).


Корвет 200УМ-088С и предусилитель Корвет 078

Для советского усилителестроения — это практически недостижимый потолок:

Номинальная выходная мощность на канал (при Rн= 4 Ом) — 260 Вт.
Номинальная выходная мощность на канал (при Rн= 8 Ом) — 170 Вт.
Диапазон рабочих частот — 20...20000 Гц (+- 2 дБ).
Отношение сигнал/фон = 110 дБ.
КНИ — менее 0,1%.
Входное сопротивление — 47 кОм.
Потребляемая от сети мощность — от 200 до 500 Вт.
Размеры корпуса усилителя — 430х375х130 мм.


Корвет 200УМ-088С внутри

Нетипичным подходом для советской техники стало и использование принципа двойного моно, который в Союзе для УМЗЧ серийного производства был впервые использован именно Ратаевым. По утверждениям некоторых авторов, можно смело считать этот “Корвет 200УМ-088С” первым образцом отечественного High End, так как он значительно превосходил низкую планку классического hi-fi стандарта.


Корвет 200УМ-088С

По некоторым сведениям, работы по “088-му Корвету” проводились с 1982-го по 1989-й год. Только в 1990-м с конвейеров кировского завода «Ладога» сошли первые усилители этого типа. В 1992-м один из 088-х попал в США, где Уолтер Шофилд, менеджер по продукции компании «Cambrige Soundworks”, имел удовольствие его протестировать. Итогом прослушивания стала хвалебная ода детищу Ратаева в журнале „Fortune“ за май 1992, с пафосным и громким заголовком „Стереозверь из России“. Шофилд особенно отметил качество воспроизведения низких частот.

Ратаев даже заявил, что он с командой “Морфизприбора” при проектировании 088-го “Корвета” стремились скорее не удовлетворить чаяния потребителя, но побить какой-нибудь из рекордов Гиннеса. По воспоминаниям самого Владимира Ратаева, ЦНИИ “Морфизприбор“ был отличной школой, в интервью русскому Forbes он заявил, что именно это учреждение научило его тому, как именно необходимо работать.

По утверждению Лихницкого, Ратаев начал разработку Корветов в качестве ответа на его разработку в ВНИИРПА легендарно-мифического усилителя “Сталкер”.



Впоследствие он оценивал разработки Ратаева следующим образом:

“Соревнование это продолжалось примерно три года. В результате родились два стоватных усилителя Сталкер (ИРПА) и Корвет №…. (Морфизприбор) с очень близкими техническими параметрами, что письменно подтвердил Струве, заменивший меня на месте начальника сектора разработок на Морфизприборе.”

О каком именно Корвете писал Лихницкий остается загадкой. Судя по некоторым сообщениям Лихницкого его очень задевало то, что устройство Ратаева пошло в серию, а „Сталкер“ был признан серийно непригодным.

Приблизительно в эти же годы Ратаевым были разработаны оригинальные модели предусилителей для использования с 088-м (Корвет 028 и 07Cool. Специально созданный сектор разработал акустические системы „Корвет 75АС-001“ и „Кливер 75АС-001“ для применения с усилителями линейки “Корвет”.



Кооперация как источник дохода инженера

В 1987-м году Ратаев смог почувствовать запах денег, который принёс перестроечный ветер перемен. Однокурсник Ратаева звукорежиссер Федор Курузбавуер предложил талантливому инженеру разработать профессиональные концертные усилители. С 1985-го года в СССР обостряется товарный дефицит. В числе прочего в стране большая нехватка качественной концертной аппаратуры, при этом потребности и количество музыкальных коллективов постоянно растут. Ратаев за два года разрабатывает новый концертный усилитель и организовывает мелкосерийное производство.

За американский усилитель Peavey CS-800, полюбившийся в 80-х звукотехникам крупных площадок, могли заплатить 15 000 рублей (100 средних зарплат инженера ). Стоимость Ратаевского аналога была в 10 раз ниже — 1500 рублей. Курузбавуер спешно организовывает сбыт.


Peavey CS-800

К 1989-му году компаньонам удалось собрать небольшую серию в 500 усилителей. Сборку осуществляли оборонные предприятия Ленинграда и Ленинградской области. Опытные квалифицированные рабочие кадры советской оборонки гарантировали точное соблюдение рекомендаций разработчика. Настройку усилителей Ратаев производил самостоятельно. По воспоминаниям Курузбавуера все 500 усилителей приобрели буквально за пару недель.

Эти первые партии усилителей 1989-го года можно считать первой серией ныне здравствующей компании “Neva Audio”. Сегодня Владимир Ратаев работает техническим директором этой фирмы.

С момента основания Курузбавером и Ратаевым, компания ни разу не меняла профиль и все 27 лет существования занималась выпуском студийных и концертных усилителей. Сегодня ”Neva Audio” является единственной компанией в России, специализирующейся на выпуске концертных и студийных УМЗЧ.

Итог

Владимир Ратаев бесспорно является одним из первых советских инженеров, которые смогли успешно разработать и внедрить в серийное производство Hi-Fi устройства. Не упомянуть его вклад было бы ошибкой. Успех Ратаева в разработке профессиональных усилителей, как директора Neva Audio, подтверждает его инженерный талант и качество советского технического образования. Работы инженера получили золотую медаль Международной ярмарки в Лейпциге, одну бронзовую, две серебряных и золотую медали ВДНХ, новаторские решения отмечены двадцатью авторскими свидетельствами.


https://habr.com/company/pult/blog/409329/
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: CTAC
CTAC Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Полтава
Сообщений: 7 659
Репутация: 450
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 13:24
У меня есть Корвет 028/048
Нормальный усилитель, этот комплект удивит многих владельцев всяких там Yamaha, Marantz, Adcom, Parasound и тп. Но это конечно не высший high end.
Усилитель в своё время был очень не дешевый, много их не выпустили.
Насчёт ИРПА - были их моноблоки ламповые от контрольных мониторов, я их восстановил, но как-то звук не поразил, не плохо, но можно лучше. Зато поразил одного немца, любителя Klungfilm Biggrin

[url=http://drugstore-catalog.com/]drugstore-catalog.com[/url]
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Falerist , Paul Siebert
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 13:28
Я кстати не знал что Бриг и Корвет родили в одной конторе два разных конструктора- конкурента...
Найти все сообщения
 
Цитировать
CTAC Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Полтава
Сообщений: 7 659
Репутация: 450
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 13:32
(04-01-2019 13:28)Falerist писал(а):  Я кстати не знал что Бриг и Корвет родили в одной конторе два разных конструктора- конкурента...
Да я так понимаю, Бриг что на ОУ это уже не Лихницкий. Ну и любой Бриг конечно не интересен если есть Корвет 028/048 - это другой уровень. С Корвет уже можно жить... ну надо его сначала купить и отремонтировать конечно Biggrin

[url=http://drugstore-catalog.com/]drugstore-catalog.com[/url]
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: BorisIvanovich
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 13:49
Какой лучше первый Бриг или ранний Корвет?
Найти все сообщения
 
Цитировать
CTAC Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Полтава
Сообщений: 7 659
Репутация: 450
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 13:54
(04-01-2019 13:49)Falerist писал(а):  Какой лучше первый Бриг или ранний Корвет?
Ну очень умно... вы фото посмотрите и сделайте выводы, Вы же вроде радиолюбитель что-ли? Biggrin

Кроме того, нет у меня Брига, может он и ломает стереотипы, хотя из опыта - от осины не родятся мандарины Cry

[url=http://drugstore-catalog.com/]drugstore-catalog.com[/url]
Найти все сообщения
 
Цитировать
fkmgbybcn Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: spb
Сообщений: 117
Репутация: 20
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 15:06
был у меня бриг, первой модификации. очень чистый звук, но мертвый, не слушался. пожалуй единственный усилитель, с которым расстался без сожаления. может попался такой экземпляр. и от "потрогать" тоже удовольствия не получал, как уже сказали выше " от осины не родятся мандарины ".
а корвет 088 до сих пор есть. в корпус другой только перекочевал ). раннего корвета не было, поэтому не сравню.
(Отредактировал 04-01-2019 в 15:28 fkmgbybcn.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 16:51
Что Бриг что Корвет все на цветмет...
Найти все сообщения
 
Цитировать
fkmgbybcn Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: spb
Сообщений: 117
Репутация: 20
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 18:08
вот характеристики 088-го, они немного отличаются от того, что вы представили.
кому интересно.:

   
(Отредактировал 04-01-2019 в 18:09 fkmgbybcn.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 18:22
Там этих корветом куча модификаций была и наверняка разных заводов.
Найти все сообщения
 
Цитировать
CTAC Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Полтава
Сообщений: 7 659
Репутация: 450
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 18:29
(04-01-2019 18:22)Falerist писал(а):  Там этих корветом куча модификаций была и наверняка разных заводов.
Вы правда, зачем начинаете темы? По заданию ЦК?
Поддержите лучше про грузинское вино, и сыр, мне кажется Вы там покривили душой Biggrin

[url=http://drugstore-catalog.com/]drugstore-catalog.com[/url]
Найти все сообщения
 
Цитировать
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 19:07
У нас не гастрофорум)
Найти все сообщения
 
Цитировать
BorisIvanovich На форуме
Ветеран
*****

Откуда: Kharkov
Сообщений: 3 364
Репутация: 1264
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 19:43
(04-01-2019 13:28)Falerist писал(а):  Я кстати не знал что Бриг и Корвет родили в одной конторе два разных конструктора- конкурента...
а я знал . что это одна контора . вернее одно министерство - Министерство судостроения . и наш завод Сокол из Новой Каховки туда входил . усилители Бриг туда передали для массового изготовления и он уже имел название Барк .

Усилительно коммутационное устройство "Бриг-001-стерео" с 1975 года выпускали Ленинградское объединение "Океанприбор" и Кировский завод "Ладога". УКУ ''Бриг-001-стерео'', позднее ''Бриг У-001-стерео

Усилитель предварительный "Корвет УП-028С" с I-кв 1986 года производил Кировский завод "Ладога". Стереофонический предварительный усилитель ''Корвет УП-028С'' пр
(Отредактировал 04-01-2019 в 19:56 BorisIvanovich.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 19:44
Морфизприбор
Найти все сообщения
 
Цитировать
BorisIvanovich На форуме
Ветеран
*****

Откуда: Kharkov
Сообщений: 3 364
Репутация: 1264
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 04-01-2019 20:07
(04-01-2019 18:22)Falerist писал(а):  Там этих корветом куча модификаций была и наверняка разных заводов.
Корветы делал Кировский завод Ладога и завод Сокол в Новой Каховке .
мы там делали Барк 50У-068С . Барк 100У-068С . это тоже самое что и Корвет . еще Сокол делал усилители мощности Барк 100УМ-010С .

(04-01-2019 13:32)CTAC писал(а):  Да я так понимаю, Бриг что на ОУ это уже не Лихницкий. Ну и любой Бриг конечно не интересен если есть Корвет 028/048 - это другой уровень. С Корвет уже можно жить... ну надо его сначала купить и отремонтировать конечно Biggrin
вы правы . Корветы 028 и 048 - это более выше уровень чем Бриг 001 . да и 028 и 048 сделали совсем мало . они большая редкость . и у меня они были . да продал их .

ну а микросхемы начали ставить в Бриги 001 рационализаторы в 80 годах . звук стал уже не тот .
(Отредактировал 05-01-2019 в 09:51 #1.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
great white Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Poltava
Сообщений: 2 683
Репутация: 586
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 06-01-2019 00:06



Happy0144
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: roteid
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 07-01-2019 13:39
Как правило, все что разрабатывалось и выпускалось в Советском Союзе из бытовой электроники, копировалось с западных образцов. Воровался дизайн, принцип действия, оригинальные наработки. И это было бы не так уж и плохо, если бы мы умели хорошо копировать. Но проблема в том, что мы делали все это гораздо хуже, из говенных советских деталей и с большим опозданием. Кассетные деки существовали на Западе еще в 1970-е годы, одна из первых кассетных дек “Маяк” появилась где-то в 1984 году. В Совке не было нормальных двигателей под кассетники, поэтому в “Маяк” вставили огромный килограмма на три мотор от катушечного магнитофона. Стоит ли упоминать про то, как такой магнитофон рвал и вытягивал пленку в кассетах? Тех самых кассетах, что стоили как пять килограммов колбасы. Оставлял желать лучшего и лентопротяжный механизм, и головка записи и воспроизведения, и управление магнитофоном. И все же на фоне остального советского хлама, эта модель магнитофона была популярна и востребована.
Откройте крышку у этого “Маяка” и загляните внутрь. Самая большая плата внутри знаете какая? Ни за что не догадаетесь! Это плата переключение режимов (запись, воспроизведение, перемотка, стоп, пауза). Там, где на иностранном магнитофоне за все это отвечает одна микросхема (отсюда и надежность), в СССР на магнитофонах стояли огромные платы с кучей устаревших деталей. Обращаю внимание, что для примера я выбираю наиболее удачные, лучшие образцы советской электроники. А выпускалось всякое…

Вот тут мы и подходим вплотную к советской элементной базе. Практически каждый хоть раз задавался вопросом: “Почему в советском телевизоре куча разных радиодеталей, а в импортном за все отвечает одна средних размеров плата?” А вот это касается как раз советской элементной базы. Радиолюбительские схемы того же, к примеру, усилителя мощности разительно отличались от схемы “магазинного” усилителя мощности. Радиолюбительские схемы были компактны и содержали в себе в общем-то немного радиодеталей не в пример магазинным. Почему так? Ответ прост. Советские радиодетали не соответствовали элементарным требованиям. Радиолюбитель мог из десятка одинаковых деталей подобрать подходящую, на конвейере такой финт не проходил.
Например, у транзистора (триода) есть масса параметров. Один из основных - коэффициент усиления. Если взять два схожих транзистора советского и японского производства, то у японского этот параметр может равняться 170-180. Мне однажды повезло - разрешили разобрать на запчасти сломанный японский синтезатор. Синтезатору было лет 15. Старье по нормальным меркам, но каково было мое удивление, что половина деталей не имеет советских аналогов. В СССР их еще не изобрели. Потом я начал мерить коэффициент усиления этих старых транзисторов из синтезатора. Он оказался в пределах 173-178. То есть в пределах нормы. У аналогичного советского транзистора справочники выдают пределы коэффициента усиления 40-180. Если же замерять реальный коэффициент усиления этих советских транзисторов, то диапазон окажется 20-120. Расхождение в шесть раз и вообще не попадает в рамки нормы. А попадались мне и транзисторы с коэффициентом 0. То есть он как бы исправный, но не усиливает.
Вот из такого барахла и собиралась советская электроника. А схемы были громоздкими, потому что в нее включались множественные дополнительные цепи и каскады, призванные компенсировать низкое качество советских радиодеталей.
Тут еще один интересный нюанс. Все лучшее в СССР шло на «военнку», среднее - на производство, оставшийся хлам - в сферу народного потребления.
Знакомый в 1987 году покупает магнитофон “Комета-212”. Через месяц приносит его ко мне - тихий звук по одному каналу. Копаюсь и нахожу неисправность - высох электролитический конденсатор. Конденсаторы - это еще один прикол советской элементной базы: устаревшие, с большими размерами и низкими параметрами, выпускает один завод на весь СССР в Ереване. Ну Вы поняли. Смотрю ради интереса другие детали магнитофона. Тенденция такая: магнитофон выпущен в 1987 году, радиодетали выпушены в 1983 году, радиодетали разработаны в 1969-1975 годах. Представьте, что Вы купили компьютер, а внутри разработки 18-летней давности!


Добро пожаловать в Совок!
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: fkmgbybcn
prof343 Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Макеевка
Сообщений: 231
Репутация: 188
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 09-01-2019 07:47
(07-01-2019 13:39)Falerist писал(а):  Конденсаторы - это еще один прикол советской элементной базы: устаревшие, с большими размерами и низкими параметрами, выпускает один завод на весь СССР в Ереване.
Один завод? Серьезно?
Это то, что припоминается по электролитам:
1) ПО Катион - г. Хмельницкий, Украина
2) ВЗР - это Воронежский завод радиодеталей
3) Удмуртский завод
4) Ну и рукозадые армяшки, как же без них.
(Отредактировал 09-01-2019 в 07:51 prof343.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: Этот загадочный "Корвет"... / 09-01-2019 10:34
ПО Диполь г. Камо, Армянская ССР

опять тоже фуфло электролиты

   

Каждый электролитический конденсатор в Грузии, опускают в рюмку с 10 летним коньяком. Это придает приятный цвет конденсаторам, и удивительную бархатистость звучания усилителям низкой частоты.

Happy0196
(Отредактировал 09-01-2019 в 10:41 Falerist.)
Найти все сообщения
 
Цитировать


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS