Интересно мнение форумчан о фазолинейной акустике. Technics SB- 6000, 7000,B&W DM6 .Причина интереса в особенности моих АС-есть возможность передвижения СЧ и ВЧ блока относительно НЧ блока.
В общем, суть решения - расположение акустических центров динамиков, воспроизводящих разные частотные полосы, и, как правило, имеющих разные размеры, в одной вертикальной плоскости. При этом, визуально, фронтальные плоскости динамиков будут размещаться на разной глубине, относительно плоскости фронтальной панели АС. Самые большие НЧ динамики выступают вперёд, чуть меньшего размера СЧ - несколько "утоплены", ну, и самые маленькие ВЧ - "утоплены" ещё глубже.
Цель решения - согласование фаз сигналов, излучаемых разными динамиками. Ну и в качестве частотных фильтров это решение также работает.
Существует два варианта реализации данного решения - стационарный и мобильный.
В первом варианте позиции динамиков фиксированы, то есть, произвольно изменять их не представляется возможным. Такое решение широко использовалось, скажем, в "винтажной" серии "Парусники" от Cabasse (топовые модели - Галеон и Бригантина). Их фронтальные панели имеют ступенчатую конфигурацию и напоминают расположение парусов на мачте парусника - отсюда и название серии.
Во втором варианте разные секции АС выполнены в виде отдельных блоков, устанавливаемых один на другой. В некоторых конструкциях имеется возможность индивидуально корректировать сдвиг секций, относительно друг друга. Такое решение используют многие производители, скажем, тот же Technics, Verity Audio и другие.
Лично мне очень импонирует данное решение с возможностью регулировки сдвига секций, относительно друг друга - результат экспериментов с настройкой просто потрясающий и явный. Это нужно хотя бы раз услышать и все вопросы, думаю, отпадут сами по себе.
(06-03-2019 19:36)Victor-Blues писал(а): ... Самые большие НЧ динамики выступают вперёд, чуть меньшего размера СЧ - несколько "утоплены", ну, и самые маленькие ВЧ - "утоплены" ещё глубже.
проще говоря - "моторы в одной плоскости".
вопрос лишь в том, что считать "мотором"? катушку или ЦШ.
В литературе есть информация о том, что считать "мотором" следует наружный край катушки или плоскость керна.
Из личного опыта скажу, что на слух можно подобрать даже не одну, а пару самых убедительных позиций смещения по глубине верхней секции, но здесь уже нужно выбирать по тембральному содержанию. Меньше смещение - больше сдвиг тонального баланса в сторону ВЧ, большее смещение - характер звучания более "спокойный"...
Причём, эти позиции в реальности могут отличаться от вышеописанных рекомендаций. Очевидно, это связано с частотой раздела...
Наверное, не имеет особого смысла описывать критерии определения оптимального смещения - просто скажу, что это явно слышно даже просто при перемещении верхней секции, находясь непосредственно возле АС.
(06-03-2019 19:36)Victor-Blues писал(а): Во втором варианте разные секции АС выполнены в виде отдельных блоков, устанавливаемых один на другой. В некоторых конструкциях имеется возможность индивидуально корректировать сдвиг секций, относительно друг друга. Такое решение используют многие производители, скажем, тот же Technics, Verity Audio и другие.
Лично мне очень импонирует данное решение с возможностью регулировки сдвига секций, относительно друг друга - результат экспериментов с настройкой просто потрясающий и явный. Это нужно хотя бы раз услышать и все вопросы, думаю, отпадут сами по себе.
И настанет час Жатвы,и придет Мрачный Жнец,и соберет урожай,и отделит зерна от плевел...
(06-03-2019 23:21)artshop писал(а): .на фото справа видна линейка с миллиметровой градацией...
Так вот миллиметр - слишком грубо!
Подход к вопросу с технической точки зрения уже описал, но помимо линейки, думаю, решающим аргументом таки являются собственные уши.
Я не специалист в теме - просто раньше интересовался данным вопросом, искал информацию, ну, и конечно же, имею собственные впечатления о результатах своих же практических экспериментов. Само собой, на их объективности не настаиваю, но попробовать таки настоятельно рекомендую .
Опять же, вовсе не считаю, что абсолютно любая акустика, изготовленная по данной технологии отлично звучит, ведь это всего-лишь инструмент настройки, согласования элементов целостной системы...
spitery, несколько моментов...
- сперва ищете место для АС в комнате без саба грубо (см)
- потом ищете место для АС в комнате без саба точно (мм)
- потом занимаетесь фазовым согласованием
- потом занимаетесь сабом. С ним все повторяется...
С уважением.
Завистливые люди часто обсуждают то, чего не умеют, и критикуют тех, до уровня которых им никогда не дотянуться.
(...Ницше...)
Была у меня фазолинейная Тechnics SB RX50 , есть не фазолинейная Сanton CT100 . На тестовом диске с эффектом локализации КИЗ , обе показали себя ПРЕВОСХОДНО . ИМХО : фишка "фазолинейности" Технарей - предвестник маркетинга .
Давно забытый персонаж Рауль Санчес посвятил достаточно много времени эффекту фазолинейности . В его понимании истинной фазолинейностью обладают только Танной "dual concentric" .
Двигать ящички можно, но реальной фазолинейности не получится. Применяемые фильтры 2-го порядка крутят фазу в области 2-х октав (1 слева и 1 справа) + кручение в области резонанса = горбы + впадины с размахом ~90 град. Например, типичная картинка в 2,5 столбиках крос ~2,5 кГц Q Acoustics Concept 500 (пунктир - фаза, сплошная - омы):
и для сравнения действительно фазолинейная АС от John Dunlavy Audio Labs SC-IV/A
А ещё достаточно часто встречается такое решение (причём у многих известных производителей), как небольшой наклон фронтальной панели АС в вертикальной плоскости. Ничего не напоминает? .
(08-03-2019 08:38)Victor-Blues писал(а): А ещё достаточно часто встречается такое решение (причём у многих известных производителей), как небольшой наклон фронтальной панели АС в вертикальной плоскости. Ничего не напоминает? .
А ещё есть стойки , обеспечивающие небольшой наклон установленной на них акустики в вертикальной плоскости . Тоже у многих известных производителей .
(08-03-2019 19:29)baheba писал(а): Сч. с вч.,где длины волн сантиметры, можно так настроить,а что делать с басовиком,где длина волны метры-выдвигать басовик на 3-8 метров впирод?
фаза сшивается на частоте раздела.
1 кГц - волна 30 см, но можно электрически повернуть фазу на 180, и остается 15 см.
аналогично 500 Гц - 30 см, и т.д.
хуже всего стыковать Бас и Мид, в таких случаях применяют схемы фазовращателей.
(08-03-2019 19:29)baheba писал(а): Сч. с вч.,где длины волн сантиметры, можно так настроить,а что делать с басовиком,где длина волны метры-выдвигать басовик на 3-8 метров впирод?
А как отразится смещение головы слушателя на сентиментры вверх или вниз? Путь к ушной раковине от СЧ, к примеру, удлинится, от ВЧ укоротится.
На каждый СЧ и ВЧ блок придётся делать сервоприводы с датчиками, автоматически подравнивающий путь волн к уху, на котором будет свой датчик.
Большая часть сигнала - отражёнка от стен и мебели - как выравнивать её фазу?