Вышла книга М. Кучеренко "Стереоправда"
|
Автор |
Сообщение |
Falerist
Учу Правила
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
|
Вышла книга М. Кучеренко "Стереоправда" / 03-08-2020 10:15
Издательство «Машина времени» выпустило книгу музыкального энтузиаста Михаила Кучеренко «СтереоПравда: Неполиткорректная история High End Audio». Это история и анализ феномена высококачественного звука. Для книжного обозревателя Эдуарда Лукоянова работа Кучеренко стала поводом к разговору об актуальности культуры аудиофилии.
Михаил Кучеренко, наверное, нуждается в представлении многим нашим читателям, особенно, молодым. Музыкальный энтузиаст, сооснователь легендарного магазина CD и винила «Пурпурный легион», в 1990-е годы он посвятил себя тому, что называют High End Audio, то есть аудиотехнике, превосходящей по своим характеристикам Hi-Fi широкого потребления и приближающейся к эффекту живого присутствия.
Книга Кучеренко «СтереоПравда: Неполиткорректная история High End Audio» помогает аудиофилам разобраться, чем же в действительности является хай-энд и образовавшаяся вокруг него субкультура.
Пока в открытом доступе ее нет.
(Отредактировал 03-08-2020 в 10:16 Falerist.)
|
|
|
|
Black_Jack
Ветеран
Откуда: Хмельницький
Сообщений: 4 690
Репутация: 306
|
|
|
|
Falerist
Учу Правила
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Antidevaytyi
Ветеран
Откуда: Одесса
Сообщений: 834
Репутация: 485
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Falerist
Учу Правила
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
|
|
|
|
Wehr-wolf
Ветеран
Откуда: ЗМЕИНЫЙ
Сообщений: 6 664
Репутация: 299
|
|
|
|
Falerist
Учу Правила
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Falerist
Учу Правила
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
|
RE: Вышла книга М. Кучеренко "Стереоправда" / 04-08-2020 11:22
Глава 1. СТЕРЕО /Как перестать видеть лес за деревьями?/Уже не один год я задаю своим многочисленным коллегам по стереоцеху один и тот же коварный вопрос: «Каково изначальное значение слова “стерео”?»Вновь и вновь, неизменно, в ответ я получаю совершенно недоумённый взгляд: «В смысле?» Я повторяю свой вопрос: «Что значит слово “стерео”?»Удивительное дело. За эти долгие годы из всех опрошенных мною производителей аудиотехники, дистрибьюторов, журналистов, звукоинженеров, музыкантов и, разумеется, рядовых покупателей аудио дать правильный ответ смогли считанные единицы…Собеседники либо демонстрируют полное замешательство, либо (что бывает гораздо чаще) отвечают, следуя известной (но от этого не становящейся более верной) логике: дескать, если моно значит «один» (подразумевая количество каналов звуковоспроизведения), то стерео, по-видимому, должно означать «два», не так ли?К сожалению, совсем не так.На самом деле, слово στερεός по-гречески означает «твёрдый, осязаемый, чёткий» (можно вспомнить, к примеру, всем нам знакомое слово «стереотип»).Причина, по которой в 1927 году Western Electric выбрали данное слово для обозначения своей тогда ещё только зарождавшейся технологии звуковых систем в кинотеатрах, а Алан Блюмлайн (Alan Blumlein) подхватил его в 1931 году в качестве ключевого слова в названии своего патента для технического процесса записи и воспроизведения звука с помощью двух акустических излучателей, заключалась в том, что это название должно было подчеркнуть их основное назначение: создание у слушателя иллюзии присутствия осязаемой «звуковой сцены», состоящей из «твёрдых», то есть пространственно чётко локализованных звуковых образов.Собственно, как следует из названия (не говоря уж об изначальном замысле), данная фундаментальная способность стереосистем создавать «твёрдое», то есть полностью осязаемое нашим слуховым воображением трёхмерное звуковое поле, с чётко локализованными музыкальными образами внутри него, и должна рассматриваться в качестве основного критерия оценки качества их работы.И сегодня — почти девяносто лет спустя — фундаментальный стереометод Блюмлайна не имеет серьёзных альтернатив на общемировом рынке распространения музыки (причём даже самые последние вариации на тему технологий многоканального звука можно рассматривать не более чем как логическое развитие всё тех же изначальных идей).
Пусть и расцвеченное пёстрыми и яркими оттенками дизайна, а также смежных с аудио стремительно развивающихся технологий, в самой сердцевине методов, повсеместно используемых для прослушивания музыки, по-прежнему находится старое доброе стерео, точно такое же, каким оно было почти сто лет назад. По сей день эта технология остаётся, по сути дела, наиболее распространённым по всему миру принципом записи и воспроизведения музыки.О чём же свидетельствует эта сложившаяся парадоксальная глухота к самому названию и смыслу того, с чем специалисты и пользователи постоянно и с незапамятных времён имеют дело?Иллюстрация #1 /или «Почему развалился Советский Союз?»/После моего любимого вопроса я обычно рассказываю собеседникам один бородатый анекдот на тему, почему развалился Советский Союз…«Из–за секретности офицер в ЦРУ не догадывается, над чем трудятся его коллеги в соседнем кабинете; британский офицер в MI-6 не имеет понятия, чем занимаются его сотрудники за соседними столами; а сотрудник КГБ не знает даже того, над чем он сам работает».К сожалению, сходным образом аудиоиндустрия, «замылив» всуе многие основополагающие определения, постепенно потеряла общее видение своих самых главных ориентиров — то есть, совсем как в известной поговорке, «за деревьями перестала видеть лес».Многие участники даже в самых высших её сегментах в какой-то момент просто-напросто позабыли о том, что при оценке работы аудиотехники набор соответствующих критериев — или, другими словами, свод законов, которыми мы должны руководствоваться для вынесения вердикта, — не должен противоречить основной «Конституции Стереозвука», изначально заложенной в самой природе стереосистем.В противном случае перспективы её развития могут быть очень сходными с теми, которые получил в конце концов канувший в небытие Советский Союз…Безусловно, это размытие фокуса, как при разработке и производстве аудиотехники, так и при оценке качества воспроизводимого звука в момент описания её свойств и инсталляций, имеет далеко идущие последствия.Несмотря на то, что новейшие технологии многоканальной звукозаписи и пространственной эмуляции действительно обладают гораздо большими, по сравнению с традиционным двухканальным стерео, возможностями по воссозданию реалистичного, трёхмерного звукового поля, их применение оказывается настолько невостребованным и мало распространённым, особенно в случае портативной аудиотехники, что, с практической точки зрения, они всё ещё продолжают оставаться уделом футурологии.В то же время, вторичные по своему влиянию на общее качество звука параметры аудиоаппаратуры, на которые обычно больше всего напирают аффилированные с производителями массовой электроники СМИ (тембральная окраска, общая макродинамика, количество всевозможных искажений и прочее), — на самом деле должны быть не более чем вспомогательными инструментами для воссоздания самого основного и фундаментального явления. А именно — уровня трёхмерности музыкального воспроизведения, или, иначе говоря, звуковой «голографичности». И только после получения максимального проявления данного эффекта должны быть (насколько это возможно) приведены в разумное соответствие и все остальные звуковые показатели аудиосистем…Таким образом, степень проявления первичного эффекта голографичности музыкального воспроизведения — этой чаши Святого Грааля стереоиндустрии — и является, по изначальному обозначению данной технологии, основным критерием оценки качества аудиосистем самого высокого уровня.В стране глухихНа поверку же все мы, в той или иной мере, оказываемся слабослышащими. В основном мы пребываем на плато усреднённого и неосознанного слухового опыта (не зная ни оврагов, ни горных вершин). Причём на обоих словах: и усреднённый, и неосознанный — нужно сделать акцент.Так часто наши возможности вопиюще контрастируют с нашими притязаниями… Начиная с первых опытов звукозаписи и звуковоспроизведения, человек движим особой динамикой утопии, продолжающей тысячелетнюю утопию «музыки сфер», которая с определённой поры переместилась в регистр чистого звука. Само слово утопия, означая «то, что не имеет места» (попросту говоря, не существует), неотразимо манит и приглашает отыскать путь к заветной цели. В мотивах аудиофилов проглядывает своеобразное пифагорейство, в котором «абсолютная» музыка сменяется «абсолютным» звуком.Ещё в XVIII веке, задолго до звукозаписывающей революции, существовало странное представление о том, что голос артиста с хорошими вокальными данными может быть сохранён, если через его отрезанную голову продувать воздух и с помощью рычагов приводить в движение звукообразующий аппарат*. (*Хотел бы я на это посмотреть!)Эдисон был одержим идеей спиритофона (spirit phone) — устройства, с помощью которого можно связаться с потусторонним миром мёртвых, в то время как Тесла разрабатывал духовное, или спиритическое, радио (spirit radio), будучи уверен в том, что в ходе работы однажды случайно вышел на нужную волну.Джон Кейдж был увлечён желанием слышать грибы, в то время как Ксенакис и Штокхаузен верили в возможность музыки и звука порождать архитектурные формы для своего существования, а создатель синтезатора Питер Зиновьев уже давно поставил крест на вручную управляемых системах, считая, что будущее музыки — во взаимоуправлении мозга и звука, без каких-либо посредников.Изнанка подобной мечты, то есть расщепление единства музыки и звука, может вести к утрате присущей им изначальной субординации, что неизменно оборачивается всевозможными сбоями в доставке содержания музыки от «отправителя» к «получателю» — когда, увлёкшись Звуком, те же аудиофилы просто перестают слышать Музыку.Таким образом, как говорят, «каждый сходит с ума по-своему», и полностью теряющие фокус своей связи с музыкой «оглохшие» аудиофилы в этом смысле далеко не одиноки.Все эти примеры показывают, в какую рискованную и требовательную игру вновь и вновь ввязывается человек. Нам никуда не деться от того, что идеологеме абсолютного звука должна быть соположена идеологема абсолютного слушателя. Но где же его, такого слушателя, взять?! Ведь, чтобы он стал «слышащим», его ещё надо сориентировать в соответствующей системе координат.В погоне за очередной утопией, вместо того, чтобы встать на твёрдую почву и начать с начала, многие искатели перестают осознавать и ценить реальные достижения, а также понимать смысл действительных процессов и актуальных принципов. Они продолжают бесконечно, до посинения, тюнинговать в своём воображении какой-нибудь уже давно заржавевший велосипед, на котором они, как бы ни старались, всё равно далеко не уедут.Иллюстрация #2 /или «Стерео» Дэвида Кроненберга/Первый фильм Дэвида Кроненберга «Стерео», снятый в 1969 году, с неожиданной стороны описывает ситуацию, в которой ограниченность наших рецепторов соотносится с безграничностью наших намерений.События фильма разворачиваются в таинственном научно-исследовательском институте недалёкого будущего (а для нас, возможно, и настоящего). Над группой людей проводятся эксперименты по раскрытию особых способностей восприятия и коммуникации, главной из которых оказывается, конечно же, телепатия.Весь этот мир, в котором подопытным героям постепенно удаляют речевые, слуховые и другие сенсорные центры, погружён в абсолютную тишину, создавая атмосферу труднопереносимой депривации. Местами поверх событий, лишённых своего звукового регистра, несколько дикторов зачитывают текст, состоящий из отрывков причудливых научных отчётов и результатов тестов, в которых всплывает имя загадочного учёного, доктора Лютера Стрингфеллоу, которого нам, впрочем, так и не покажут.Исход истории печален: многие из подопытных сходят с ума либо становятся эмоционально неуравновешенными и сверхагрессивными…* (* Как тут не вспомнить несчастных аудиофилов с их непрекращающимися баталиями?)По аналогии со «слепым пятном» зрения, куда более ускользающим для нас оказывается «глухое пятно» слуха. В силу особого глубокого расположения аудиальных центров и их близости к области бессознательного, даже концептуализация слуховой и соответственно — музыкальной реальности представляется необычайно сложной задачей, для которой трудно, а по большей части невозможно подобрать соответствующие слова.Пытаясь говорить о музыке и звуке, мы утопаем, наши ноги проваливаются, как во сне. Не случайно человеческое ухо хранит в себе следы и функционал так называемой боковой линии, при помощи которой наши древнейшие предки — рыбы — ориентируются в пространстве. Боковая линия в процессе эволюции трансформировалась в вестибулярный аппарат, поэтому ухо — это ещё и орган равновесия.Именно ухо, во многом, — обитель мистических (или псевдомистических) переживаний. И не случайно на врачебном консилиуме при постановке диагноза, чтобы исключить психоз, психиатры тщательно выясняют, не слышит ли пациент «голоса».
https://stereo.ru/to/co5ln-pervaya-glava...-end-audio
Ознакомительная глава
(Отредактировал 04-08-2020 в 11:23 Falerist.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
KD
Учу Правила
Откуда: Музыка
Сообщений: 1 850
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Falerist
Учу Правила
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Falerist
Учу Правила
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
KD
Учу Правила
Откуда: Музыка
Сообщений: 1 850
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Falerist
Учу Правила
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
KD
Учу Правила
Откуда: Музыка
Сообщений: 1 850
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
vtc
Ветеран
Откуда: Херсон
Сообщений: 3 242
Репутация: 210
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Falerist
Учу Правила
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Falerist
Учу Правила
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
|
RE: Вышла книга М. Кучеренко "Стереоправда" / 25-09-2022 11:39
ОБ АВТОРЕ
Миша Кучеренко — легендарная личность. На протяжении более тридцати лет совершенно неповторимым образом он продолжает объединять в одно целое два особых мира: царство Музыки и царство Звука. В этой книге производители выдающейся аудиотехники, инженеры и звукорежиссёры встречаются со знаковыми музыкантами и композиторами, продюсерами и журналистами. В орбите плодотворного общения автора, кажется, оказываются все: Виктор Цой и легендарный британский диджей Джон Пил, «пионер» Hi-Fi Пол Клипш и Борис Гребенщиков, Артемий Троицкий и Марк Алмонд, Алла Баянова и глава Sire Records Хауи Кляйн…
Вот всего несколько рецензий от тех, чей авторитет в мире музыки и аудио высокой верности непререкаем:
«Меня обращать в аудиофильскую веру уже поздно, а вот новичкам книга может открыть удивительный и интригующий новый мир, который автор описывает с максимальным знанием дела.» - Артемий Троицкий, рок-журналист, музыкальный критик, педагог, писатель, теле- и радиоведущий,
«Биг Миша является не только аудиофилом высших достижений, но и создателем собственных технологий ушных мониторов, находящихся на самом острие развития этого направления. Стойкая приверженность Миши постоянному совершенствованию возможностей High End Audio достойна всяческой похвалы. В этой книге Миша делится своими знаниями, опытом и страстью постижения аудионирваны. Будучи друзьями в течение многих лет, мы с ним провели бесчисленные часы дискуссий, постигая, что же на самом деле представляет собой процесс наиболее полной передачи музыки как творческого выражения и источника восторга. Он — поистине вдохновляющий и пассионарный человек, который может научить нас многому.» - Гари Рибер, главный редактор и издатель «Widescreen Review & Custom Home Theatre Design»
«Это книга о поисках «чаши Святого Звука»: мифологическая и онтологическая одиссея… И поскольку звук, на самом деле, свят, обрести путь к тому, чтобы его по-настоящему услышать, — дело, важное для каждого человека…» - Борис Гребенщиков
«Работа с Мишей Кучеренко над нашим альбомом «Heart On Snow» стала одним из самых захватывающих приключений в моей жизни. Его вкус и знание дела в подборе репертуара и музыкантов, а также наиболее подходящих студий, и звуковой опыт позволили альбому обрести наилучшее звучание. В процессе записи этого альбома мы не раз возвращались в наших разговорах к теме качества звука, и за то, что Миша невероятно расширил мой кругозор в этой области, я ему бесконечно благодарен». - Марк Алмонд
|
|
|
|
BorisIvanovich
Ветеран
Откуда: Kharkov
Сообщений: 3 365
Репутация: 1264
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)
|
|