Современный винил, который мы слушаем
|
Автор |
Сообщение |
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 719
Репутация: 1263
|
RE: Современный винил, который мы слушаем / 13-03-2024 17:38
По молодости, когда имелась вертушка в виде 2 эпу 52с с пьезо звукоснимателем алмазной иглой на которой с завода по умолчанию установлена была прижимная сила в 9гр (а возможно и больше), но уже имея фирменные пластинки в обиходе, устанавливали меньшую прижимную силу. Ориентировочно - 4-5 гр. Приэтом прижиме эта головка уже работала иначе. Высоких частот было значительно больше, но и искажений тоже. Хотя искажения и не сильно мешали. А вот с пластинками было уже не так хорошо- комплианс ГЗКУ около 2-х единиц, и иголка при таком прижиме уже болталась в дорожке, как гуано в проруби. Дорожка "рсзбивалась". Но понимание этого пришло значительно позже когда на своем Dual CS-627Q с головкой ULM 66 пытался установить прижим менее 1 гр. И увидел, что происходит с сигналом глядя на приборы. С тех пор стало понятно, что лучше перегрузить катридж (в пределах веса), чем недтгрузить. И искажений меньше.
Олег, нетрудно подсчитать: имея максимальную ширину дорожки на LP, равную 55микрон и ее раскрыв в 90 град, и равные катеты, её глубину.( квадрат гипотенузы равен...... . А затем находим например как биссектрису- глубину канавки.Хотя, примерные данные для модулированной канавки есть) И эта глубина канавки даже не совместима с рабочей частью иглы. Рабочая часть иглы-это микроны, а считывает в дорожке наномикроны. А то, что показано на таких рисунках, как ваши, это только для наглядности.
Сибилянты обусловлены только самой фонограммой, имеющей такие сибилянты в составе фонограммы. Износом иглы сверх ресурса. И на внешних дорожках, когда игла может не отрабатывать каждый ВЧ изгиб канавки, и вместо одного изгиба считывать сразу два, или три, или...... ну и конечно когда игла при недогрузе болтается в канавке как........ .
|
|
|
|
baheba
Учу Правила
Откуда: Файне село Ялта
Сообщений: 4 043
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 719
Репутация: 1263
|
RE: Современный винил, который мы слушаем / 13-03-2024 23:13
Там у меня мистпринт в предыдущем сообщении- читать нужно " на внешних дорожках".
На самом деле физика сибилянтов зависит от многих условий воспроизведения катриджем виниловой пластинки. Как то от состояния опор тонарма. Или от его внутренней проводки.
Если это "винтажное" устройство, то состояние внутренней проводки, её окисление имеет непосредственное влияние на сибилянты усиливая их.
Возвратимся к мастерингу. Не напрасно появилась такая специальность , мастеринг- инженер.
Перечислить известные релизы из 70- 80 годов прошлого века, которые действительно звучат феноменально на виниле можно по пальцам. Один из таких релизов, был выпущен в 1973г и над его выпуском работали : саунд инженер Алан Парсон, а мастерингом занимался мастеринг- инженер Джордж Пэкхем (Porky).Эта пластинка на многие годы явилась эталоном качества аналоговой записи на виниле. О Джордже Пэкхеме можно почитать в википедии. Это действительно мастер своего дела, который работал с Урия Хип, Треффик, Лед Зепеллин (1 и 4), и др.
У меня нет английского первого пресса LZ 4, Но в свое время я получал пластинки из штатов, и пришло пару пластинок LZ 4,переиздания 1974 года. Вот я сижу себе и слушаю, и вдруг понимаю, что запись звучит просто отлично. Начинаю осматривать пластинку и обнаруживаю на сбеге дорожки процарапанное Porky Peck.... и все становиться ясно.
Так- что, мастеринг великое дело.
operator, в понедельник с утра пошел и купил эти два альбома.( у меня они есть, но только переиздание уже 2000-х годов. Считаю, что новая покупка будет лучше.
|
|
|
|
Выразили согласие: | zick |
|
VeschiiOleg
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 7 060
Репутация: 237
|
RE: Современный винил, который мы слушаем / 14-03-2024 00:30
(13-03-2024 17:38)element писал(а): Олег, нетрудно подсчитать: имея максимальную ширину дорожки на LP, равную 55микрон и ее раскрыв в 90 град, и равные катеты, её глубину.( квадрат гипотенузы равен...... . А затем находим например как биссектрису- глубину канавки. Вот размеры резца (или иглы треугольного профиля приближенного к резцу) и канавы при вертикальной (диагональной) модуляции (стерео), игла показана в положении +6дБ (на грани выхода из канавы):
Вот размеры иглы и канавы при горизонтальной модуляции (моно), игла показана в крайнем положении +6дБ:
Ширина канавы указана стандартной (!), но может быть увеличена в рекордере, как и шаг резьбы
Радиус закругления стандартной сферы (самый конец) 10-18мкм. Т.е грубо говоря "угол больше 90грд"))))))) Как выглядит игла в сравнении с канавой хорошо видно на моем самом первом фото под микроскопом (соотношение расстояний и углов). На схематич. рисунках она показывается гораздо меньшей чем на самом деле, по факту она занимает почти всю свободную площадь в поперечном разрезе.
ГЗКу-58н (рубин 78/сапфир 33) юзал в детстве на Юбилейном с прижимом 9г. (IIIЭПУ-50 вроде как...) В канаве современной пластинки она вообще не умещается и работает как резец))
Потом я действительно уменьшал прижим противовесом (видимо все через это проходили) и даже применял ГЗМ205 с корректором на 548. Звучало лучше, но... не так аутентично, как с родной иглой. Но родной иглой пласты убивались быстро и сибилянтят.
(13-03-2024 17:42)operator писал(а): По его словам, если источник сибилянтов изначально не присутствует в фонограме, сибилянты это мистрекинг при малом прижиме на высоких колебательных. Игла не отслеживает обе канавки и выходит в более верхние уровни, где хаотично движется между стенками дороги, генерируя искажения на 7-10кГц А вот тут абсолютно верно сказано!!! Именно об этом я и вел речь, как об одном из источников сибилянтирования!
На рисунке показан случай с иглой сложного профиля (допустим микролайн), расстояние боковой грани которой далеко от края канавки. В этом случае раздербанить ее можно только большой амплитудой горизонтальной детонации.
Добавлю лишь что точно такой же эффект имеет игла простого профиля расстояние боковой кромки которой до края канавки мало, при горизонтальных паразитных колебаниях гораздо меньшей амплитуды.
И такой же эффект дает дефекты верхнего края канавы в случае игл простого профиля.
Хороший пример: разбитая иглой Юбилейного канава сибилянтирующая на сфере ГЗМ105, почти не сибилянтирует при проигрывании микролайном на АТ440.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
baheba
Учу Правила
Откуда: Файне село Ялта
Сообщений: 4 043
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
operator
Ветеран
Откуда: "Город бесов" ЕКБ
Сообщений: 1 088
Репутация: 48
|
RE: Современный винил, который мы слушаем / 14-03-2024 13:44
Во, левая картинка, прям как на бывшем моем диске. Покупал в заводской упаковке Флитвуд Мэк альбом Bare Trees, американское издание. Распечатал, поставил, слушаю. Вторая сторона, самое начало первого трека и на гитарном вступлении идет соскок на предыдущую дорожку. Заедание, короче. Стояла АТ-120 со вставкой 150. Махнул шелл с головкой на Пиккеринг xv15/750 - то же самое. Взял свой старенький БИОЛАМ-ЛОМО, посмотрел, а там две дороги прям как на фото выше соединяются. Уровень на вступлении не высокий, динамическая система слежения дороги уложила плотненько. Думал править - благо опыт есть, но тут реально перекрёсток Пришлось купить канадца, он почему то нормально отштампован. Может на американце брак был, конечно, хрен его знает
И кстати, сибилянты в одном канале ни разу не попадались. Но допускаю, что это тот случай, когда сибилянты изначально есть в фонограмме, независимо от носителя
(Отредактировал 14-03-2024 в 13:46 operator.)
|
|
|
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 719
Репутация: 1263
|
RE: Современный винил, который мы слушаем / 14-03-2024 15:45
Да, кстати, забыл еще об одном артефакте с катриджем.
1.Если пересохший демпфер у магнитного генератора, то 150% появление сибилянтов.
2. Если эффективная масса иглы больше( такое бывает при замене оригинальной выработанной на другую иглу, новую с большей эфф.массой), то в 90% жди появления сибилянтов там, где их ранее не было.ВЧ резонанс магнитной системы опускается в слышимую часть диапазона (ниже 20 кГц) и сразу появляется "цыканье".
Олег, было бы так, как вы все описали (с облоем на кромках дорожки), но поверьте- нет никакого "облоя". Иначе на других релизах, выходящих из под данного пресса, были бы аналогичные артефакты. Возможно, есть случаи когда не выдержан тех. процесс и не выдерживается время прессовки... тогда такое возможно быть- блин отрывается от пуансона и матрицы не успев охладится по ТУ. В этом случае возможны искривления пластинки и др.
ореrator, да этот релиз немецкий, 1982 года. Тот, что у меня дома переиздание примерно 2012-14 годов от ( не помню точно) Миру-мир, или другого рекорд лейбла аналогичного.
Это переиздание 1982г, явно будет лучше, чем то, которое имеется.
По вашим релизам, фото которых вы выложили:
1. Крессида, (оригинал был выпущен на Вертиго свирл. 1970г) - на оригинале звучание
хорошее. Слушал английский пресс.
2.Сreppy John Thomas - не слышал.
3.Frijid Pink ( у вас второй альбом), слушал его. У меня его нет. Он понравился мне меньше, чем первый альбом. Первый альбом у меня есть. Оригинал американский на Parrot.
4.Tonton Macoute- оригинал выпущен на RCA NEON, прилично звучащий альбом. Был у меня оригинал английский, если бы не цена, оставил бы в коллекции.
5. Spring- (RCA NEON ) оригинала не слышал. Было переиздание от Acarma, впечатление по звучанию не произвело.
6. Peter Green &......- естественно, оригинал. Другого и нет. Не имею.
7.Affinity - Vertigo. Оригинал английский слушал. Хороший звук. Дома имеется Acarma, переиздание от 90-х годов. Звучание оставляет лучшего.... и сильно.
Вот, как-то так.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
zick
Ветеран
Откуда: Odessa
Сообщений: 4 638
Репутация: 719
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 719
Репутация: 1263
|
RE: Современный винил, который мы слушаем / 14-03-2024 17:43
Zick, согласен с вами, забыл упомянуть про тех. контроль . И там же- выборочное прослушивание нового релиза из- под пресса. Если бы, как " вещает" Олег, облой присутствовал........ такого просто не может быть. При реставрации рсзличных пластинок, не замечалось такого артефакта никогда.
Крипи Джон Томас сольно никогда не пробегал мимо. А Edgar Broughton Band есть в наличии три альбома.
Я тоже не миллионер. Иногда покупаю новоделы- переиздания,но очень редко- убеждался в неважном их звуке неоднократно. Лучше купить переиздания из 70-80 х годов. На Лилит есть пару альбомов любимого Джими Смита, и еще что- то. На удивление звучание не отторгает.
Современные релизы , а не переиздания, приходится покупать. Других ведь и нет.
По поводу релизов разных стран у меня свое мнение основанное только на собственном опыте. Немцы , особенно ранние; испанцы, итальянцы из начала 70-х звучат великолепно. Индия из 60-70х отлично. Англия.... не всегда эталон звука. Американцы- очень разные. Особенно из-за их виниловой массы. К японцам не испытываю пиитета. И т д.
|
|
|
|
Выразили согласие: | zick |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 719
Репутация: 1263
|
|
|
|
Выразили согласие: | zick |
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 719
Репутация: 1263
|
|
|
|
Выразили согласие: | zick |
|
Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)
|
|