Еще недавно путные регулировки тембра (частотного баланса) были обязательны в каждом усилителе. Однако торгаши и еже с ними внушили народу, что любой тембр портит звук и разрушает задумку звукрежа. Меломаны-аудиофилы бросились подбирать к своим колонкам усилители и наоборот, колонки к усилителям , что сказочно подняло продажи и на вторичке. Купил, скинул с полцены, продал побыстрее - и так далее по замкнутому кругу поиска оптимальной сочетаемости.
Но и этого оказалось мало. Отказ от тембра потянул за собой обновление фонотеки на якобы более качественно записанную (на винил и SACD) и, соответственно, смену источника звука.
В студиях при записи (в том числе винила) тембр крутят во всю ивановскую многократно на каждом этапе, включая сведение и мастеринг. Причем применяются многополосные графические и параметрические эквалайзеры, а это туча тех же "тембров". В хороших студийных мониторах обязательно имеется коррекция ВЧ и НЧ, чтобы устранить влияние помещения и т.п. Получается, в студии тембр звучок улучшает, а дома - портит?)))
Следует признать, что очень дорогой (сверх удачный?) усилитель не прогибает АЧХ на краях рабочего частотного диапазона даже с низкоомной нагрузкой. И, как пить дать, снабжён тонкомпенсированной регулировкой громкости. В такой усилитель темброблок можно и не встраивать, тем паче, хороший тоже денег стоит.
Ладно, раскошелились на мега крутой усилитель. Но что делать с коррекцией влияния помещения? А с дурными записями, число которых не уменьшается
То мало ВЧ, то много НЧ. Как в известном фильме: "Мало. Мало. Ёбс!!! Много, много":
Регулировки тембра реализуется либо на аналоговом , либо на цифровом уровнях. В ретро усилителях, которые стопудово сплошь аналоговые, регулировка ВЧ начиналась с ~7 кГц, а НЧ со ~100 Гц, причем более +\-12 дБ. К тому же, в хороших усилителях существовала регулировка средних частот, а так же частоты среза.
Сейчас даже в недешёвых усилителях и ресиверах тембр "вертится" у 1 кГц: выше по частоте нарастает регулировка ВЧ, ниже - НЧ. При этом максимум +\-6 лишь на 20 Гц (для НЧ) и на 20 кГц (для ВЧ). Т.е. приподнял верха, или низы, а тут сразу и серединка подтянулась. Да уж, с таким тембром улучшить звук, гм-м, сложновато.
Аналоговый качественный (новодел, ценник ого-го)
Цифровой не самый плохой (max на попадает в частоту настройки большинства ФИ)
Аналоговый дешёвый
Аналоговый мудрёный
закос под старый добрый
Существует множество схемотехнических решений темброблоков. На лампах, на транзисторах, на операционных усилителях. Тема распахана вдоль и поперёк. Активные регуляторы тембра с частотно зависимой глубокой обратной связью действительно привносят заметные искажения. Пассивные тоже не лишены недостатков, но для высококачественных аудио систем ничего лучше пока не придумали. А предел регулировки в 8-10 дБ, если частота среза не загнана в края, вполне достаточен.
Кстати, пассивные фильтры (по сути, те же темброблоки) имеются в каждой многополосной акустической системе;))) Коррекция RIAA в вертаках тот же тембр. Частотная коррекция скорости протяжки ленты в магнитофонах тоже. Врубаетесь