Так как эта тема меня давно интересует и я даже предпринимаю собственные усилия по её освоению (пытаюсь конструировать ловушки наиболее популярных образцов) - интересуют мнения..
Информация по теме:
Общая статья Dr.Sound о акустике помещения и методах её корректировки (которая вызвала у некоторых людей недоверие) расположена тут http://doctor-sound.com.ua/index.php?m=tuning Общее определение бас ловушек:
[sub]"БАС-ЛОВУШКИ - это специальные устройства, предназначенные для поглощения энергии низкочастотных звуковых волн. Они используются в качестве средств акустической обработки в комнатах прослушивания, домашних кинотеатрах, студиях звукозаписи и т.п. для коррекции акустической среды данных помещений. Таким образом, данные устройства, во-первых, являются единственно эффективным инструментом для осуществления модального контроля, то есть, контроля над низкочастотными резонансами и стоячими волнами, во-вторых, единственно эффективным средством контроля над проявлениями SBIR – эффекта, и, в третьих, опять же, единственно действенным способом минимизировать последствия «фактора грязи» и «гребенчатой фильтрации», имеющих место в басовом и нижнем среднем диапазонах."[/sub]
Основные типы ловушек:
1. Цилиндрическая (Tube Trap).
[sub]"Цилиндрическая ловушка представляет собой покрытый акустической тканью пористый цилиндр из толстого сжатого стекловолокна, герметично закрытый с торцов крышками, принцип действия которого основан на разнице давления снаружи и внутри устройства. Звуковая волна создаёт вокруг наружной поверхности устройства зону повышенного давления, в то время как давление внутри устройства остаётся более низким. Таким образом, возникает перепад между давлением внутри и снаружи трубы (так называемый градиент давления). Стремясь компенсировать этот перепад, звуковая волна пытается проникнуть во внутренний объём ловушки для выравнивания давления. Но, чтобы сделать это, звуковой волне придётся преодолеть сопротивление стекловолокна, через которое ей нужно будет пройти. Резистивная стекловолоконная труба, в свою очередь, рассеивает энергию звуковой волны в виде тепла"[/sub]
2. Угловая http://www.auralex.com/gallery/images/ln_3co.jpg Т.е. по сути угол комнаты зашивается специальным пирогом из материалов которые обеспечивают поглощение энергии низкочастотной волны.
3. Резонатор Гельмгольца
[sub]"названный по имени Германа фон Гельмгольца (1821-1894), ведущего ученого своего времени. Механизм действия ловушек данного типа основан на сжатии внутреннего объёма воздуха (воздух обладает и массой, и упругостью), заключённого в корпусе устройства давлением звуковой волны через отверстие (я) в нём. Определенное соотношение между внутренним объёмом корпуса устройства и объёмом его суженной части, даёт резонанс на одной определенной конкретной частоте. Причем такой резонатор может как усиливать колебания данной частоты с определенной добротностью резонанса, так и ослаблять их."[/sub]
______________________________
И начну с ответа уважаемого ivan_ivanov который я, если позволите, перенес из другой темы (дабы не офтопить):
dateline= писал(а):Да поймите же ,что одни зарабатывают на том,что продают технику-а друге-на том,что рассказывают страшилки про комнатные моды и резонансы-и тут же продают ловушки-диффузоры...стоящие сравнимо или даже дороже этой техники.
Знаю несколько случаев,когда люди обращались к этим т.н.специалистам по акустической обработке-и никто не остался доволен,все плевались,некоторые все ободрали и выкинули,некоторые мучаются,т.к заплачено немерянно и обдирать жалко....
Не исключено, но лишь недоброкачественность специалистов. Но ведь на эту тему существуют институты, профессора, научные работы, все это базовые принципы физики и акустики и о том, что эти проблемы есть я могу судить банально похлопав в ладоши у себя в комнате... О проблемах баса можно судить стоит лишь немного подвинувшись в кресле ближе к стене из фокуса и это не значит что все это я не слышу сидя в центре и это не влияет на общее восприятие...
Что до людей которым не понравилось - их может быть так же много как и тех, кто покупает в магазинах телевизоры с выкрученными на изнанку цветами и им нравится...
Простейший пример - у меня есть 2 большие плотные подушки которые я установил в совершенно голые углы позади моих напольников и слышу разницу - значительно сократилось бубнение и бас звучит собраннее, хотя еще есть над чем работать. К сожалению так как свои ловушки я еще не собрал окончательно - итоговые впечатления смогу высказать лишь тогда. Пока могу опираться на разное звучание моих колонок даже в зависимости от того устелен ли на полу ковер (в позитивную сторону).
К несчастью большую часть времени стены у меня сейчас голые (пара картин) и на полу паркет, так что пока что я идеальный подопытный
Наконец без акустической подготовки не обходится ни одна студия звукозаписи, причем там проще перечислить где НЕТ всевозможных ловушек чем где они есть. Пол в студии состоит из натянутых тросов с звукопроницаемым покрытием под которым находятся звукопоглощающие материалы. Стены, углы, потолок - все одна сплошная ловушка\рассеиватель...
Наконец - все это стоит совсем не так дорого, а имеющие руки запросто могут сконструировать сами ибо ничего там сложного нет, не считая резонаторов требующих четкого расчета...
В теории все это работает, точно так же как "кресла, ковры и плотные шторы" которые являются поглотителями\рассеивателями волн в быту, только эффективнее...
Прошу всех, особенно тех кто подкован научно в этих вопросах высказать свое мнение, в частности о эффективности цилиндрической и других бас ловушек. Заранее благодарю!
самый большой специалист -это женя золотов-ему можно верить! правда еще до знакомства с этим хорошим человеком , я установил в углах резонаторы ,настроенные на 50 гц ,они снизили бубнение моих верити,правда я их давно не включаю :`(, в других углах стоят широкополосные поглотители,сделанные то же самостоятельно-цилиндры из керамзита минерального ,используют для теплоизоляции больших труб,часть закрыта отражающей пластиной ,торцы из шпонированного мдф и затянуто все тканью,за колонками где то болтаются рассеиватели шредер -наклеенные в хаотичном порядке брусочки дерева на панель 60х60 см. А самому поробовать сделать и рассказать нам слабо
Ага, т.е. в ловушки и подготовку все-таки большинство верит, я то думал что некоторыми это отрицается как класс
(21-10-2010 08:27)vitaly link писал(а):самый большой специалист -это женя золотов-ему можно верить! правда еще до знакомства с этим хорошим человеком , я установил в углах резонаторы ,настроенные на 50 гц ,они снизили бубнение моих верити,правда я их давно не включаю :`(, в других углах стоят широкополосные поглотители,сделанные то же самостоятельно-цилиндры из керамзита минерального ,используют для теплоизоляции больших труб,часть закрыта отражающей пластиной ,торцы из шпонированного мдф и затянуто все тканью,за колонками где то болтаются рассеиватели шредер -наклеенные в хаотичном порядке брусочки дерева на панель 60х60 см.
На таких ловушках (они же tube traps) была построена данная комната прослушивания: http://www.teresaudio.com/haven/ и получила очень хорошие оценки у экспертов, из того что я читал.
dateline= писал(а):А самому поробовать сделать и рассказать нам слабо
Да не слабо, у меня лежит почти готовый каркас, к сожалению я очень долго подбирал поглощающий материал и как только определялся, скажем с Rockwool acoustic bats - он резко исчезал из эпицентров
Меня интересует одно - так же как и с шнурками опять имеет место принцип"чем дороже тем лучше" - я абсолютно согласен что резонаторы требут рассчетов и правильного подхода, но все ловушки работающие как поглотители\рассеиватели не имееют в своей конструкции ни дорогих материалов ни каких-то сложных в реализации технологий.
Чем плохи цилиндрические ловушки примеры которых я привел или банальные угловые поглотители которые даже в студии не сложнее чем то что я могу сделать сам?
Что до прочих (не бас) поглотителей - самым оптимальным решением, насколько знаю из западных форумов, является панель которая вешается в центре боковой стены (точке которую проходят все отражающиеся звуковые волны). Дальше - уже зашивание всей стены либо стратегически расставленные панели упомянутые выше (http://www.acoustic-revive.com/english/r...1.html)...
Опять же - при желании все это можно сделать самому.
прежде чем что то мудрить- надо знать с чем бороться ,снять примитивно частотку и посмотреть самые проблемные места и только тогда что то начинать,а вы сразу в дебри полезли-ловушки,рассекатели,поглотители :`(
а может рассмотрим комнату типичной формы ВхШхД = 2.45х3.1х5.6 , бетонные стены с обоями, аппаратура стоит по корткой стене ( почти по калькулятору ) приблизительное расположение во вложении
мне не нравится то, что комната начинает заводиться на громкости, ну и борьба с переотражениями ...
подскажите пожалуста, что зашаманить ... по каким бубнам стучать?
"Don't send lire, God don't want small potatoes" R. Waters
Виталий и Никитис абсолютно правы!
К сожалению...
Наиболее универсальная конструкция, если о басовых поглотителях говорить, как раз тот, что Сергей (Никитис) соорудил.
В углах за колонками.
Универсакльная в том смысле, что навредить ей сложно.
Если выслушивать и мерять,- можно много полезных и недорогих хреновин соорудить.
Цилиндрические ловушки интересная и удобная для настройки фиговина.
На ю-тюбе детальные описания есть.
Хороши тем, что затащил - послушал,- переставил, послушал...
Плохи... Ну, вообщем, сами представьте, как это будет в комнате выглядеть...
Чтоб прилично работать с низкими диаметр трубы должен быть сантиметров 60-80.
А если комната небольшая?
Виталий Спиридонович изящно выкрутился...
А мне вон пришлось весь потолок разобрать, чтоб мембранку встроить.
Поэтому и приходится в конкретных условиях конкретные решения искать.
Много полезного есть здесь: http://soundex.ru/index.php?s=d90896c763...owforum=16
Несколько сумбурно, но все же.
(21-10-2010 23:02)cosmos link писал(а):
а может рассмотрим комнату типичной формы ВхШхД = 2.45х3.1х5.6 , бетонные стены с обоями, аппаратура стоит по корткой стене ( почти по калькулятору ) приблизительное расположение во вложении
мне не нравится то, что комната начинает заводиться на громкости, ну и борьба с переотражениями ...
подскажите пожалуста, что зашаманить ... по каким бубнам стучать?
Начните с бюджета.
Я бы перво-наперво убрал тумбу между колнками и предложил бы вскрыть пол, сделать высокотехнологичное тонкое вибропоглощающее покрытие и выиграл бы за счет этого 10-12см высоты.
(21-10-2010 23:19)zolotov link писал(а):[quote author=cosmos link=topic=29194.msg524003#msg524003 date=1287691377]
а может рассмотрим комнату типичной формы ВхШхД = 2.45х3.1х5.6 , бетонные стены с обоями, аппаратура стоит по корткой стене ( почти по калькулятору ) приблизительное расположение во вложении
мне не нравится то, что комната начинает заводиться на громкости, ну и борьба с переотражениями ...
подскажите пожалуста, что зашаманить ... по каким бубнам стучать?
Начните с бюджета.
Я бы перво-наперво убрал тумбу между колнками и предложил бы вскрыть пол, сделать высокотехнологичное тонкое вибропоглощающее покрытие и выиграл бы за счет этого 10-12см высоты.
[/quote]
тумба с аппаратурой уйдет назад, а как пол вскрывать, что имеешь ввиду Евгений?
"Don't send lire, God don't want small potatoes" R. Waters
Я пол вскрывал до плиты перекрытия, делал тонкий и более дорогой виброгасящий "плавающий" пол толщиной 60-70мм вместе с покрытием, выиграл почти 15см в высоту. У меня задача чуть другая была, а у тебя высота то же крайне критична. 260см своего рода точка перегиба: все что ниже - явно мешает...
Посмотри мое здесь: http://soundmoderator.org/viewtopic.php?f=3&t=318
И вообще этот раздел форума...
Я, к сожалению, не закончил проект и на некоторое время вышел из аудио, а пересказывать неопробованные (пусть даже "особо гениальные") идеи не правильно.
(22-10-2010 01:00)zolotov link писал(а):Я пол вскрывал до плиты перекрытия, делал тонкий и более дорогой виброгасящий \"плавающий\" пол толщиной 60-70мм вместе с покрытием, выиграл почти 15см в высоту. У меня задача чуть другая была, а у тебя высота то же крайне критична. 260см своего рода точка перегиба: все что ниже - явно мешает...
Посмотри мое здесь: http://soundmoderator.org/viewtopic.php?f=3&t=318
И вообще этот раздел форума...
Я, к сожалению, не закончил проект и на некоторое время вышел из аудио, а пересказывать неопробованные (пусть даже особо гениальные) идеи не правильно.
ок, жаль соседей я на втором живу 9-ти этажного ... полы не ровные, все-равно прийдется подрывать ...
а что посоветуешь в углы за АС и на первые отражения на боковых стенах? и НЧКП нужны? и рассеиватели? совсем забыл: а как на счёт входа в комнату? дверь нужна или можно оставить аркой вход? потом интересует чем закрыть окно, жалюзи или нет необходимости? и будет ли создавать некомфорт антрисоль позади слушателя?