Re: Конденсаторы в АС: слепой тест / 19-01-2011 21:14
Приведу кое-какие наблюдения автора очерка здесь (на случай, если кому лень читать все целиком или же они не дочитали дотуда).
Лирическое отступление №1. Цели, которые я ставил для себя.
1. На хорошей аппаратуре послушать конденсаторы хорошие и разные. В том числе "аудиофильские". Послушал, услышал. Звучат. По-разному.
2. Посмотреть, насколько мои ощущения совпадают с ощущениями других людей. Я никогда не считал себя "суперслышащим", но и не считал себя глухим. Так и оказалось. Я ничуть не лучше, но и не хуже. Если учесть, что собравшиеся "тугоухостью" не отличались, то я оказался в очень даже хорошей компании!
3. Понятно, что конденсаторы разных типов имеют разные физико-химические, технические и электрические свойства. Так что влияние на проходящий через них сигнал они оказывают разное. Но насколько оно существенно по сравнению в остальными компонентами тракта? Увидел, услышал. Влияние есть, но оно просто мизерное (тут теория полностью подтвердилась). В колонкостроении есть много разных более важных вещей, которые влияют на звук гораздо сильнее и которые надо хорошо делать в первую очередь. А с конденсаторами колдовать уже когда все в колонках (да и во всем тракте) вылизано, и все блохи выловлены. Тем более, если колонки не супер высокого класса, то с конденсаторами можно вообще не заморачиваться (естественно, использовать надо качественные, не китайское барахло).
4. Однако такое вот слепое и мгновенное переключение в домашних условиях произвести затруднительно. А еще труднее убедиться, что то, что я слышу не плод моего воображения. Теперь я точно знаю, что мои ощущения реальны.
5. Те, кто говорит, что "разница в звучании конденсаторов огромна", не обязательно обманывают. Все дело в масштабе, который говорящий имеет ввиду. Как например, если ширина двери в ванную 70 см, а ширина стиральной машины, которую вы хотите туда внести - 70,5 см, то разница огромная! Теперь я этот масштаб знаю, и могу правильно относиться к такого рода заявлениям. На мой слух (а примерно то же было у всех собравшихся) разница в звучании имеет примерно такую же величину, как и разница в психологическом состоянии и субъективном восприятии, меняющаяся от теста к тесту.
6. Я никогда не верил, что К73-16 настолько плохие, что с ними слушать музыку вообще невозможно. Да, они хуже, чем полипропиленовые по гамоникам, по зависимости емкости и тангенса потерь от частоты. Но это все копейки, которые по идее не существенны. Но все же, я надеялся, что дорогие конденсаторы делают намного лучше и их влияние на сигнал заметно меньше. Оказалось, что ненамного. Конечно, никто не спорит с тем, что фольговые конденсаторы лучше работают при больших токах (в колонках, в межкаскадных по барабану). Но все, кто кричал, что К73 портит звук настолько, что вообще невозможно слушать - заметно преувеличивали (если говорить о моем личном мнении - врут безбожно!). Оказалось совсем не портит. Не хуже, а может и лучше многих дорогих. Это не значит, что он лучше всех. Но "полный отстой" - это не про него. Он применим для колонок вплоть до довольно высокого класса. Но, повторяю, металлопленка работает хуже, чем фольга - фольга намного толще и лучше пропускает большой ток, поэтому при мощностях больше 100 Вт может разница будет больше заметна. Только такие мощности - не для нормального прослушивания, а для дискотеки, а для нее - любой звук хорош! А вот К73-17 хоть и имеет такой же диэлектрик, но конструкция его - заметно хуже. Выводы имеют склонность отваливаться при формовке, иногда бывает дерьмовый контакт между выводом и металлизацией - конденсатор надо проверять перед использоваинем. К73-16 имеют совсем другую конструкцию, очень качественную, там проблем не бывает.
7. Подтвердилось давно известное правило, что не все то золото, что блестит. Не обязательно дорогой раскрученный конденсатор лучше "обыкновенного" технически качественного. Так что "дорогой" - еще не значит, что "очень хороший".
8. Благодаря усилиям продавцов дорогих запчастей, у народа складывается впечатление, что для получения отличного звука в колонку достаточно поставить дорогие конденсаторы и провода. Некоторые даже так делают апгрейд каких-нибудь мультимедийных "Микролабов". Заменят электролит (который там единственный элемент кроссовера) на "Мундорф", а провод на "Норд-Ост", и пишут, что колонка звучит теперь, как "Дали". Вот для них теперь есть не просто теория (которую рекламщики-продавцы просто отвергают), а еще и практика многих неглупых и слышащих людей - нифига такая замена на дает, и все, что они слышат - это их собственные фантазии!
Мой вывод - результаты оказались ожидаемыми с "научной" точки зрения. Разница есть, но она очень мала и ИМХО главное в том, что непонятно что с этой разницей делать. Т.е. один конденсатор "мутный", другой "мыльный", третий "слишком звонкий" - выбирай, что больше (или меньше?) нравится! Лично мне сложнее всего было определить лучший - все эти нюансы проходят не по категории "хорошо звучит - плохо звучит", а по нюансам, вообще не имеющих отношения к качеству звучания.
Насколько она велика, эта разница? ИМХО разница в окраске звука разными ВЧ динамиками (одного класса, разумеется) на порядки выше. Разница в звучании ВЧ динамиков одной модели и одной партии ИМХО тоже заметно выше. Вот масштаб, на который можно опираться. Если ваша система (вся целиком - от проигрывателя до акустического сосотояния помещения) и ваш слух позволяют хорошо расслышать разницу в звучании двух динамиков, взятых из одной партии (напоминаю, что я говорю о качественных динамиках, стоимостью более 80$ за штуку), тогда стОит и обратит внимание на конденсаторы. Их подбор позволит найти наиболее "комфортное" звучание. Будет ли оно наиболее правильным - это я сказать затрудняюсь.
Лирическое отступление №2, или куда подевались гуру?
Конечно, если для кого-то по определению российское – значит дерьмовое, и чем дороже – тем лучше, то объясняй, не объясняй…
Научные объяснения направлены на сознание. А реклама всяких дорогих аудиофильских штучек действует на подсознание. На веру. Человеку всегда очень трудно идти против своей веры. Поэтому научные и логические доводы звучат не так убедительно и действуют не так сильно, как аудиомифы. Тем более, что те, кто эти аудиомифы распространяет, получают от этого прибыль: или финансовую (за дорогие компоненты), или политическую (явяясь гуру, которых почитают "рядовые верующие") и действуют очень активно. Поэтому аудиомифы активно и деятельно насаждаются среди народа - вербуются потенциальные покупатели и потенциальная паства.
Пока шло обсуждение на форуме, так столько там было людей, "прекрасно слышащих разницу в звучании конденсаторов, даже с заткнутыми ушами". На прослушивание они не пришли... А жаль, я очень надеялся на встречу с ними - я думал, что это я не умею слушать, и они меня научат. А те несколько человек (из числа "слышащих"), которые пришли - не участвовали в тестировании. Т.е. слушать, они слушали (немного) а вот протоколы писать отказались! Естественно - в протоколах указывалась фамилия, и все прекрасно понимали, что потом начнутся разговоры: "а почему это человек, который тут всех поучает, рассказывая, как он все хорошо слышит, ничего не услышал в правильном тесте?" Вот тебе и слышащие...
И вот, что интересно. Перед прослушиванием на форуме было много разговоров о том, как какие конденсаторы звучат. После теста все гуру приумолкли. Примерно на месяц-другой. А потом разговоры о звучании конденсаторов возобновились. Дальше - больше. Вернулись гуру, и снова начали вещать. И в том числе о том, насколько лучше звучат дорогие конденсаторы. И к этим гуру вернулась их паства, скандирующая вслед за гуру: "дорогие - хорошо, дешевые - плохо!" И на все попытки напомнить, что только что слушали, и ничего не услышали, они отвечали: "сам дурак!". Что поделаешь, люди хотят, чтобы их обманывали, а кто хочет быть обманутым...
Небольшое добавление, сделанное позже.
На самом деле люди, которые "хорошо слышат" звучание кабелей, конденсаторов, переключателей, подставок и проч. далеко не всегда вруны. Приведу пару примеров.
1. На одном из форумов на протяжении 3-х страниц на полном серьезе обсуждалась тема: "Когда ваш усилитель звучит лучше - утром, или вечером?" И столько всяких объяснений этому давали! Вплоть до влияния фаз Луны на подвижность носителей в полупроводнике и наличия в названии дня недели букв из имени Великого Кхулту. Только вот одного так никому в голову и не пришло - того, что утром и вечером у человека разное психическое состояние, поэтому он один и тот же звук по разному воспринимает! У меня, например, аппаратура вообще каждый раз по разному звучит. А иногда я ее вообще слушать не могу - раздражают даже любимые произведения. А высплюсь - перестают раздражать. Ведь звук из ушей обрабатывается мозгом, и на резульаты этой обработки сказывается его (мозга) состояние.
2. Деятельностью мозга можно управлять, в том числе и дистанционно. Никогда не замечали, что к красивым девушкам мы относимся по-другому, нежели к некрасивым? Поэтому в рекламе изображают именно красивых, да еще и в коротких юбках. Вот высказывание одного "слухача": "Я хорошо слышу разницу, когда вижу какой из них играет!" А вот если не видно, то и разницы никакой не слышно.
"Хорошая слышимая разница звучания" - на 99,9% результат внушения и самовнушения. Причем именно на этот результат и работает вся Hi-End индустрия. Реклама прямая и скрытая. "Научные" статьи и журнальные обзоры, написанные по заказу производителей и оплаченные ими. И даже "результаты исследований"! Все это создает нужный эмоциональный фон, заставляя изначально верить в чудеса. А потом только и остается, что сказать пациенту клиенту: "Смотрите, сейчас мы вместо того галимого и некрасивого конденсатора включаем этот вот красивый и золотой..." И человек уже готов услышать ту же разницу, которую видит глазами.
Это я всё намекаю, что любые уши могут подвести, и избавиться от всего постороннего возможно только одним путем - грамотно проведенным слепым тестом. Когда не один слушатель, а группа. Когда не одно прослушивание, а много. Со статистической обработкой. И главное - когда не знаешь что именно играет в данный момент. Вот тогда мы полностью избавимся от программирования нашего подсознания внешним видом изделия, крутизной его брэнда и астрономической стоимостью. Вот тогда на наше восприятие не будет влиять наше сиюминутное настроение и психологическое состояние. Все наши "капризы" усреднятся, и в сухом осадке останется только то, что мы на самом деле различаем. Вот кампания Harman, например, когда исследовала восприятие звука "простыми людьми" провела несколько тысяч прослушиваний (с участием сотен людей) и это дело заняло 9 месяцев! Вот таким результатам можно доверять. А если человек просто воткнул вместо конденсатора за 30 рублей конденсатор за 100$, то он обязательно услышит разницу! Особенно, если он эти 100$ за конденсатор уже заплатил! Кто же признается даже сам себе, что остался в дураках?
|