"DEEP STEREO"-Что Это?
|
Автор |
Сообщение |
ШуМА
Постоялец
Откуда:
Сообщений: 131
Репутация: 0
|
"DEEP STEREO"-Что Это? / 31-10-2007 19:02
для начала ознакомтесь:
Уже более сорока лет мы слушаем музыку одинаково: в форме стереофонии, если не считать немногочисленных, хотя и заметных, попыток выйти за пределы этого формата. Первая из таких попыток относится к 70-м годам и носит название «квадрофония», век которой оказался недолог: несмотря на то, что рынок был готов к новинке, она исчезла из поля зрения очень быстро: технология была несовершенной, оборудование — дорогим и ненадёжным, даже те немногие записи, что выпущены в квадро, были отнюдь не дёшевы. Вторая попытка продолжается, она предлагает слушать музыку через громкоговорители, расположенные более или менее по кругу со слушателем в центре, у этой технологии нет собственного имени, её обычно называют «многоканальным звуком». Несмотря на огромный потенциал, интерес к многоканальным музыкальным системам идёт на убыль, им не удалось завоевать сердца аудиофилов, главным образом из-за плохого маркетинга и неубедительных демонстраций. То, что мы сейчас представляем под именем Deep Stereo — не очередной формат многоканальной записи, это попытка вывести традиционное стерео на качественно новый этап развития путём устранения главного недостатка, присущего этому способу звуковоспроизведения, известному как «межслуховые погрешности»*, не меняя при этом исходного стереосигнала. Поскольку новая технология работает с обычным форматом стерео, её можно использовать с любыми существующими стереозаписями.
Deep Stereo: что это и зачем это
Если коротко, то, что я назвал Deep Stereo, состоит из четырёх основных этапов:
1. Извлечение с помощью разработанного нами нового алгоритма и реализующей его компьютерной программы общей для двух каналов монофонической составляющей из исходной стереозаписи.
2. Вычитание этой составляющей из исходного правого и левого каналов так, что там останутся только «боковые» составляющие исходной фонограммы. При этом, если выполнить обратную операцию, то есть суммировать центральную составляющую с «боковыми», исходная стереозапись будет восстановлена в абсолютно неизменном виде.
3. Запись получившейся трёхканальной фонограммы на подходящем для этого носителе (DVD-Audio или DTS CD/DVD).
4. Воспроизведение фонограммы на системе с тремя каналами и тремя громкоговорителями, при этом центральный должен быть расположен между традиционными левым и правым.
Этот алгоритм делает возможным трёхканальное воспроизведение обычных стереозаписей, устраняя (или радикально уменьшая) негативный эффект межслуховой погрешности, являющийся врождённым дефектом традиционного двухканального стерео, равно как и делая ненужным использование временной коррекции в тех случаях (как, например, в автомобиле), когда слушатель не может находиться на равном расстоянии от правого и левого громкоговорителей, создаваемая при этом звуковая сцена будет стабильной, однородной и симметричной для обоих пассажиров.
Межслуховые погрешности
Межслуховые погрешности — искажения слухового восприятия, возникающие, когда звук, в оригинале издаваемый одним точечным источником, воспроизводится двумя или более громкоговорителями. В оригинале такой звук достигнет наших ушей по двум траекториям, в то время как при традиционном стереовоспроизведении таких траекторий станет четыре (рис. 2), что изменит восприятие звукового образа. Нечто похожее относится и к случаю первых отражений от стен помещения.
Что изменится при переходе от стерео к Deep Stereo?
1. Когда стереосигнал воспроизводится как боковые составляющие и исходящая точно из центра монофоническая компонента, межслуховые погрешности полностью устраняются; восстанавливаются пропорции кажущихся источников звука, инструменты и голоса, записанные монофонически, локализуются и фокусируются намного более точно.
2. Если кажущийся источник звука в исходном стереосигнале занимает промежуточное положение (рис. 4), то есть присутствует в обоих каналах, но с разным уровнем, результатом будет существенное уменьшение эффекта межслуховой погрешности, поскольку вдвое уменьшится угол, под которым слушателя достигают нежелательные компоненты сигнала. Локализация и фокусировка также заметно улучшатся.
3. В первом случае (рис. 5) первые отражения от боковых стен будут такими же, как если бы перед слушателем находился реальный источник звука, в то время как в случае двухканальной системы они совершенно не такие, какими были бы при реальном точечном источнике ни по времени, ни по направлению. В случае КИЗ, занимающего промежуточное положение, указанный эффект будет устранён частично.
Бас и тональный баланс
Извлечение центральной составляющей и последующее воспроизведение трёхканальной фонограммы может вызвать проблемы с тональным и динамическим балансом, если их не принять во внимание. Понять происхождение этих потенциальных проблем в типичном помещении для прослушивания нетрудно:
1. Низкие частоты, не несущие информации о направлении на источник звука, часто уже в исходной стереопрограмме записываются монофонически, таким образом, снижается нагрузка на низкочастотные громкоговорители: мощная органная нота будет воспроизводиться одновременно двумя громкоговорителями практически синфазно (длина волны уже на частоте 100 Гц — это 3,4 м), звуковое давление будет складываться, и каждый из НЧ-динамиков должен будет создавать звуковое давление на 6 дБ ниже, чем при воспроизведении одним каналом, с соответствующим уменьшением амплитуды колебаний диффузора, искажений и рассеиваемой мощности. Когда бас записан чисто монофонически, динамический диапазон возрастает на 6 дБ, а искажения заметно снижаются.
2. Традиционное стерео требует двух громкоговорителей, при этом расстояния между громкоговорителями, а также между ними и стенами оказываются небольшими. Это приводит к росту звукового давления на низких частотах и подчёркиванию басов.
3. Когда два громкоговорителя одновременно воспроизводят широкополосный сигнал, тональный баланс (и фактическая АЧХ) исходной записи будут меняться. Басы станут суммироваться с ростом уровня до +6 дБ, а на более высоких частотах начнут сказываться фазовые различия в сигналах, излучаемых громкоговорителями. Если сигналы приходят в фазе, их амплитуды будут складываться, если в противофазе — сигналы будут взаимно уничтожаться. Если разность фаз равномерно распределена между этими крайними значениями (средняя разность фаз 90 градусов), мы можем ожидать, что звуковое давление на верхних частотах будет на 3 дБ больше, чем при одном громкоговорителе. Итог: широкополосный моносигнал при воспроизведении типичной стереосистемой в типичном помещении будет тонально разбалансирован: басовые компоненты станут усилены больше, чем верхние частоты.
Если мы проведём «полное» извлечение центральной составляющей из стереозаписи, все басы окажутся в центральном канале. При этом произойдёт следующее:
1. Басовая секция центрального канала будет работать с мощностью, в четыре раза превышающей ту, что нужна была бы при стереовоспроизведении, при этом ход диффузора и искажения возрастут. Поскольку моносоставляющая в любой стереозаписи несёт наибольшую энергию, центральный громкоговоритель (и его канал усиления) будет работать намного напряжённее, чем боковые.
2. Меньшая акустическая нагрузка на низких частотах приведёт к дальнейшему падению эффективности излучения, типично — на 1 — 2 дБ.
3. Центральное расположение третьего громкоговорителя может вызвать резонансные моды в помещении, отличающиеся от создаваемых боковыми громкоговорителями.
Есть лишь одно разумное решение этой проблемы: оставить басовые частоты в исходных стереоканалах, отфильтровав их из центрального на этапе его извлечения из двухканальной стереофонограммы. Разработанная нами программа позволяет выбрать частоту среза (от нуля до 216 Гц) и наклон характеристики (от 6 до 30 дБ, Баттерворт), не внося фазовых искажений, которые неизбежно возникли бы при аналоговой фильтрации.
Таким образом, чтобы получить максимальный эффект от Deep Stereo, необходимо отфильтровать НЧ-составляющие из центрального канала и увеличить уровень сигнала в нём на 2 — 4 дБ по отношению к боковым.
Есть, однако, ещё одна важная особенность Deep Stereo: тональный баланс звукового материала, подвергшегося обработке, не может оставаться абсолютно таким же, как у исходной стереозаписи (которая, в свою очередь, отличается по тональному балансу от исходного материала), пусть даже отклонения редко будут превышать 1 дБ. Ответственность за это всё же следует возлагать на несовершенство традиционного стерео, а не на новую технологию.
Необходимость ограничить снизу полосу частот центрального канала оказывается очень кстати в автомобильных системах, где всегда непросто расположить широкополосный громкоговоритель в центре салона.
Deep Stereo и техника записи
Для корректной работы Deep Stereo необходимо найти моносоставляющую записи, которая впоследствии будет извлечена. Алгоритм, реализующий этот процесс, составлен так, чтобы по возможности учесть все факторы. В процессе извлечения могут возникнуть два крайних случая:
1. Исходный сигнал монофонический или по большей части монофонический. В этом случае основная часть сигнала окажется в центральном канале, за исключением НЧ-составляющих, если при обработке будет принято решение оставить низкие частоты в боковых каналах.
2. Исходный сигнал состоит из совершенно независимых по содержанию стереоканалов. В этом случае в центральном канале не окажется ничего.
На основе собственного опыта мы обнаружили, что на реально существующих записях эффект от Deep Stereo варьируется от «очень интересно» до «бесподобно» для джаза, камерной музыки и большинства современной музыки студийной записи и от «не очень интересно» до «бесподобно» на оркестровых произведениях. Всё зависит от природы исходной записи. В студийной фонограмме или во внестудийной, но в которой инструменты записываются через индивидуальные микрофоны, звуковой образ фактически формируется на этапе сведения. Даже если в записи содержатся отзвуки помещения (которые, как правило, не монофонические), основные компоненты фонограммы сохраняют временную и спектральную корреляцию, позволяющую Deep Stereo найти и извлечь их.
С классической музыкой ситуация совсем иная. Даже в простых случаях (камерные трио, квартет или квинтет), где для записи отдельных инструментов используются индивидуальные микрофоны, дополнительный стереомикрофон записывает звуковое окружение, но захватывает и часть звуков инструментов, приходящих в различные моменты, в зависимости от расположения источников при записи. С большими оркестрами всё ещё сложнее, они записываются в самой разной технике. В таких неблагоприятных условиях Deep Stereo улучшает звучание не так сильно, как в описанных ранее: звуковой образ стабилизируется, отчасти улучшается фокусировка, но эффект не очень силён. Когда же в центре сцены находится вокалист или солирующий инструмент, Deep Stereo вновь показывает все свои достоинства, благодаря которым вокал или лидирующий инструмент буквально материализуются в центре воображаемой сцены.
Evocator
Программа, названная Evocator, не требует установки: её функции строго определены, и изобретатели решили избежать ненужного взаимодействия её с операционной системой. Необходимо лишь скопировать все файлы в одну папку и создать значок на рабочем столе. Можно даже запускать несколько копий программы одновременно, надо лишь иметь в виду: даже мощный PC едва ли сможет превысить при обработке скорость, соответствующую реальному времени, поэтому едва ли имеет смысл запускать в обработку многочасовые коллекции, если только вы не хотите, чтобы компьютер трудился над этой задачей сутками напролёт, тем более что программа занимает большую часть ресурсов процессора, параллельно с работой «Эвокатора» не удастся решать другие серьёзные задачи. Стоимость Evocator 1.0 — 39 евро.
Работа с программой
В окне Input (оранжевый фон) находятся три кнопки. Две верхние позволяют выбрать формат исходной записи: классический майкрософтовский .WAV или беззаголовочный .RAW со стандартным совходящим порядком битов. Нижняя кнопка открывает новое окно для выбора файлов. В существующей версии Evocator способен обрабатывать только 16-битные файлы, но мы сейчас работаем над возможностью применения программы к файлам с более высоким разрешением (и на входе, и на выходе), пусть даже эта опция найдёт лишь ограниченное применение. С DVD-Audio можно обрабатывать только 16-битные файлы, и даже когда мы можем извлечь файлы с более высоким разрешением, придётся ограничиться стереофонограммами, что для DVD-Audio скорее исключение, чем правило.
Когда файлы открыты, Evocator автоматически создаёт путь и имена для выходных файлов. Выходные файлы записываются в той же папке, где находился исходный, а к имени добавляются индексы L, К и С для каждой из трёх одноканальных записей или же LR, если по выбору пользователя боковые каналы записываются в общий файл как двухканальная фонограмма. Последняя опция полезна для тех, кто будет записывать Deep Stereo на DVD-Audio с помощью программы Wavelab, требующей единого файла для стереоканалов, для другой программы, Minnetonka, напротив, нужны отдельные «поканальные» файлы.
В окне «Параметры извлечения» задаются возможные опции. Все они построены по «неразрушающему» принципу: при обратном смещении каналов в двухканальную запись исходная фонограмма восстанавливается без изменений при любом сочетании параметров. Извлечение центральной составляющей — процесс эвристический, в поиске наилучшего результата надо попробовать различные сочетания параметров.
* В оригинале использован английский термин «interaural diaphony». В отечественной литературе этот эффект называют кто «межушным», кто «межслуховым», большинство предпочитает застенчивое «так называемая interaural»... и так далее. Считают, что выбранный нами русский эквивалент не хуже первых двух и уж точно лучше третьего.
И так,старожилы,хотелось бы услышать ваши коментарии по этому поводу...
Просидев 10 часов в отделении, думаю теперь, что сказать ментам при проверке документов "Воину Аллаха паспорт не нужен!" было не лучшей идеей
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
ШуМА
Постоялец
Откуда:
Сообщений: 131
Репутация: 0
|
Re: "DEEP STEREO"-Что Это? / 31-10-2007 19:37
(31-10-2007 19:17)Serega link писал(а):Это из серии музыкальных айподов и смартфонов. Для того, чтоб не пекло, достаточно послушать один раз достойный стереосетап, и дурные мысли в голову лезть перестанут... постоянно вам что то не нравиться.слушал я!вот это: http://www.globalaudio.ru/sadm_images/Cl..._(004).jpg. Это между прочим мюнхенский концертный залл.я понимаю что я мал,но это не значит что всё,что я пишу-чушь недостойная внимания!
я понимаю что вы очень просвещённый в hi-fi теме человек,но у всех свои заё.ы,и забобоны...
Просидев 10 часов в отделении, думаю теперь, что сказать ментам при проверке документов "Воину Аллаха паспорт не нужен!" было не лучшей идеей
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Скользящий
Учу Правила
Откуда:
Сообщений: 3 767
|
Re: "DEEP STEREO"-Что Это? / 31-10-2007 19:46
(31-10-2007 19:37)ШуМА link писал(а):[quote author=Serega link=topic=3594.msg72383#msg72383 date=1193847456]
Это из серии музыкальных айподов и смартфонов. Для того, чтоб не пекло, достаточно послушать один раз достойный стереосетап, и дурные мысли в голову лезть перестанут... вот это: http://www.globalaudio.ru/sadm_images/Cl..._(004).jpg.
[/quote]
Все?
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
ШуМА
Постоялец
Откуда:
Сообщений: 131
Репутация: 0
|
Re: "DEEP STEREO"-Что Это? / 31-10-2007 20:02
(31-10-2007 19:50)Скользящий link писал(а):[quote author=ШуМА link=topic=3594.msg72380#msg72380 date=1193846562]
И так,старожилы,хотелось бы услышать ваши коментарии по этому поводу... Камменты очень простые - мАркетинг рулит, очередной развод на деньги...
[/quote]
мне 16 лет, о каком маркетинговом ходе вы говорите?...это я что ли на деньги когото развожу. или это в смысле меня разводят?...так это не развод,это не менее авторитетное издание "АвтоЗвук" http://www.avtozvuk.com/,там в разделе Рубрики,в Понятиях...думаю вы знаете этот журнал...
Просидев 10 часов в отделении, думаю теперь, что сказать ментам при проверке документов "Воину Аллаха паспорт не нужен!" было не лучшей идеей
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Скользящий
Учу Правила
Откуда:
Сообщений: 3 767
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Serega
Ветеран
Откуда: Днепропетровск
Сообщений: 7 011
Репутация: 57
|
Re: "DEEP STEREO"-Что Это? / 01-11-2007 17:28
Можете читать, а можете и не читать - дело ваше. Другое дело цель? Можно читать для общего развития или просто от скуки, другое дело каждое слово воспринимать, как команду к действию. Причём читая, нужно фильтровать лишнее. Ну скажем так, есть обзор АС, к примеру, в каком-то журнале. Эти АС начального уровня, ну там 300-500 баков, типа сравнение нескольких АС. Читаем, хаваем, типа даже видим очевидное правильное решение. Через месяц покупаем свежий номер, там опять обзор АС. Только там ценовой диапазон 3000-5000 баков, ну интересно ж ведь, читаем. А большинство "музыкальных эпитетов" те же, как и в обзоре АС за 300 у.е., т.е. разницы нет? Или как понимать?
Поэтому вслепую верить всему просто бессмыслено, да и не уверен я, что после прослушки одного и того же комплекта у меня и автора статьи в журнале останутся одинаковые впечатления, даже если автор пишет от чистого сердца.
Дальше есть ещё маркетинг. Ну скажем так, сколько АС нужно человеку на его недолгую жизнь? Ну пусть максимум две пары, а то и одной хватит. Вот купил человек себе один раз колонки - и больше не возвращается к этому вопросу. А тут нет, нужно ж увеличивать продажи, а как. А давайте придумаем чё-нить, придумали 5.1 и двд. И погнали красивые названия да слоганы по сми распускать. Народ хавает, выбрасывает "морально устаревшую" технику и вперёд очередь за кинотеатером. Прошло немного времени, так нет же, а давайте 7.1 - так же круче. Ну и шоб народ схавал, нужно невинную статейку о пользе 7.1 и тра-ля-ля. Так же всё, не только аудио. Бритвы с каждым годом прибавляют по лезвию, памперсы по килограмму и прокладки по литру. Водка становится всё чище и вкус всё мягче, кипяток горячее и прочая-прочая. Вот чтоб это всё хорошо продавалось, нужно проводить зомбацию населения. Вот картошку никто не рекламирует - народ и так будет покупать, потому что и так понятно, что кушать надо. А вот про шнюкерсы с баунтями народ не знает, зачем оно, потому нужно зомбировать моск, шоб стало понятней, как тебе без него плохо и как сразу станет хорошо...
Естественных дел мастер...
"...обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто предрасположен к нему, но им оно почти не нужно..." (Гиббонс)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Serega
Ветеран
Откуда: Днепропетровск
Сообщений: 7 011
Репутация: 57
|
Re: "DEEP STEREO"-Что Это? / 01-11-2007 17:53
Ну вот смысл этой разработки какой? Причём неясно, что нового в этой разработке, если я не путаю, то кажись долби пролоджик использует такой же алгоритм для формирования центрального канала из стерео сигнала. Но что-то люди, которые любят музыку и которым важно качество, не особо то кинотеатрами пользуются, предпочитая обычный стереосэтап.
Идеи могут быть хорошими, никто не спорит, но всё зависит от реализации, а вот на этой стадии обычно заканчиваются все прелести теории и вылазят все косяки. Тут один хороший канал мало кто нормально реализовать может, то куда там лезть в многоканалье? Вообще, чтоб нормально ориентироваться, нужно владеть вопросом, тогда станет понятней, где хорошо, а где просто блюдечко с коёмочкой в котором гнилое яблочко.
Я понимаю, что мифические статьи читать интересно, не нужно напрягать мозг, там и слова красивые и прочая диетическая требуха. Но гораздо больше пользы почитать немного технической литературы. немного вникнуть в суть вопроса, посмотреть, как оно на практике. Это не интересно и сложно для мозга, отнимает много времени. Это как учиться в школе-универе. Но если б человек не учился в школе - то не смог бы общаться с окружающими, он бы просто не поинмал, что, где и как. Ни писАть, ни читать, ни думать. Так и здесь, чтобы ни сказали - проверить нет возможности, потому как не имеешь понятия ни о чём, приходится верить, потому как не очевидно, правда или ложь. А тут вроде как "афторитет" грузит "ителлектом", куда деваться. Статьи пишут и прочая придумывают такие же люди, как и мы - с ногами и руками, и в голове моска у них кило с хвостиком - так что не нужно думать, что это какие-то сверхлюди и кроме них никто не знает как жить и сколько каналов слушать...
(Отредактировал 01-11-2007 в 17:56 Serega.)
Естественных дел мастер...
"...обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто предрасположен к нему, но им оно почти не нужно..." (Гиббонс)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)
|
|