(13-05-2011 10:15)energa писал(а): Николай, спасибо за консультацию!
Еще вопрос: можно ли использовать стальные иглы для повторного проигрывания шеллачных пластинок после их ручной заточки?
Если мое мнение, то негативно. Другой вопрос, если Вам это интересно, как процесс и принципиально для Вас, тогда это Ваш выбор и Ваш риск. Но Вы уверены, что затачивая использованные иглы, Вы придаете правильную форму и равномерную округлость наконечнику, качественно сглаживаете углы, не оставляете или не создаете дополнительные неровности и шероховатости? Естественно это на микроскопическом уровне. Необходим очень точный станок для заточки с возможностью микронных измерений. Учтите, что наконечник иглы имеет форму правильной округлости, хотя уколов свой палец, Вы будете чувствовать весьма острый контакт из-за её маленького радиуса. Также не стоит забывать, что в современных стальных иглах используют напыление никеля. Это применяют, чтобы избежать окисления (то есть ржавчины), при хранении игл. Так что, "овчинка выделки не стоит", т.к. стоимость новых игл исчисляется в среднем 80 грн за 100 шт. Уверен, что Вы не каждый день прослушиваете, а соответственно игл не много потребуется, ну максимум двести штук в год. Это расходный материал, и к этому так необходимо относиться.
Николай спасибо за интересную информацию. Пишите ,пожалуйста. Еще. Энерга. По поводу заточки игл самостоятельно. Я затачивал.. При определенном опыте это не сложно. Важно чтобы иглы были мягкие(Советские жестковаты). А перед проигрыванием необходимо притереть кончик иглы на ненужной пластинке.
Приходилось разбирать немецкий Elektrola. Отличие от наших только в одном.Он более тонкий за щет того,что во внутренней улитке сделано углубление. И чуть тоньше трубка и легче головка. Звучание моего ПТ-3(Ленинград 1935г) понравилось больше.
(13-05-2011 13:54)energa писал(а): Спасибо! А где можно купить новые иглы, и какие из представленных лучше выбирать?
Найти иглы можно по интернет на аукционах или ресурсах, специализирующихся на ремонте и реставрации граммофонов. Я практикую покупки в США, но Англичане также имеют достаточно предложений, по Европе не скажу, но думаю, что имеется немало.
(13-05-2011 14:10)Дантист писал(а): Приходилось разбирать немецкий Elektrola. Отличие от наших только в одном.Он более тонкий за щет того,что во внутренней улитке сделано углубление. И чуть тоньше трубка и легче головка. Звучание моего ПТ-3 (Ленинград 1935г) понравилось больше.
Теперь по поводу Eleсtrola и ПТ-3. Это линейка портативных граммофонов имеющих единые родовые корни.
"Electrola" основана английской "His Master's Voice", так как после Первой мировой войны она не могла продавать пластинки или граммофоны в Германии под маркой "HMV". Этим правом владел только лишь "Deutsche Grammophon". "Deutsche Grammophon" была с самого начала конкурентом английского HMV. Чтобы присутствовать на немецком рынке, англичане в 1927 году основали в Берлине и Nowawes (теперь в составе Потсдама) компанию "Electrola". Она развивалась в немецкую фирму, которая была связана позже (в период второй мировой войны) тесно с концерном Lindström в Берлине. Компания производила пластинки и высококачественные граммофоны, которые были идентичны моделям HMV.
ПТ-3 (один из самых распространенных машин в СССР), является точной копией Английского HMV#102. Это машины уже электрического периода записи с звукоснимателем из алюминиевой мембраны.
Возможно у Вас Eleсtrola, которая является аналогом HMV#101, то он предусмотрен под звукосниматель со слюдяной мембраной, а соответственно и звук будет немного отличаться. Но так, как это идентичные модели, то возможно Вы слушали на одном и том же звукоснимателе. Тогда необходимо смотреть причину худшего звучания, к примеру герметичность звукового тракта. По качеству же материалов, немецкие машины отличаются от английских и американских не в лучшую сторону. Вы не забывайте, что Германия, проиграв Первую мировую войну, не имела соответствующих ресурсов для качественного изготовления и они вынуждены были экономить и упрощать, что сказывалось на конечном продукте.
(13-05-2011 13:54)energa писал(а): Спасибо! А где можно купить новые иглы, и какие из представленных лучше выбирать?
Найти иглы можно по интернет на аукционах или ресурсах, специализирующихся на ремонте и реставрации граммофонов. Я практикую покупки в США, но Англичане также имеют достаточно предложений, по Европе не скажу, но думаю, что имеется немало.
(13-05-2011 14:10)Дантист писал(а): Приходилось разбирать немецкий Elektrola. Отличие от наших только в одном.Он более тонкий за щет того,что во внутренней улитке сделано углубление. И чуть тоньше трубка и легче головка. Звучание моего ПТ-3 (Ленинград 1935г) понравилось больше.
Теперь по поводу Eleсtrola и ПТ-3. Это линейка портативных граммофонов имеющих единые родовые корни.
"Electrola" основана английской "His Master's Voice", так как после Первой мировой войны она не могла продавать пластинки или граммофоны в Германии под маркой "HMV". Этим правом владел только лишь "Deutsche Grammophon". "Deutsche Grammophon" была с самого начала конкурентом английского HMV. Чтобы присутствовать на немецком рынке, англичане в 1927 году основали в Берлине и Nowawes (теперь в составе Потсдама) компанию "Electrola". Она развивалась в немецкую фирму, которая была связана позже (в период второй мировой войны) тесно с концерном Lindström в Берлине. Компания производила пластинки и высококачественные граммофоны, которые были идентичны моделям HMV.
ПТ-3 (один из самых распространенных машин в СССР), является точной копией Английского HMV#102. Это машины уже электрического периода записи с звукоснимателем из алюминиевой мембраны.
Возможно у Вас Eleсtrola, которая является аналогом HMV#101, то он предусмотрен под звукосниматель со слюдяной мембраной, а соответственно и звук будет немного отличаться. Но так, как это идентичные модели, то возможно Вы слушали на одном и том же звукоснимателе. Тогда необходимо смотреть причину худшего звучания, к примеру герметичность звукового тракта. По качеству же материалов, немецкие машины отличаются от английских и американских не в лучшую сторону. Вы не забывайте, что Германия, проиграв Первую мировую войну, не имела соответствующих ресурсов для качественного изготовления и они вынуждены были экономить и упрощать, что сказывалось на конечном продукте.
Спасибо. Страшно интересно!!!+1. Мембрана-алюминий. По возможности характеризуйте,пожалуйста,отличия в звучании металлической и слюдяной мембран. Что на Ваш взгляд предпочтительней?
(13-05-2011 17:09)Дантист писал(а): Мембрана-алюминий. По возможности характеризуйте,пожалуйста, отличия в звучании металлической и слюдяной мембран. Что на Ваш взгляд предпочтительней?
Думаю, что здесь не будет выбора в плане предпочтительности, потому, что все гораздо проще. Это находится в области развития звукозаписи и модернизации механизмов звуковоспроизведения. Во времена акустической записи, использовали звукосниматели с мембраной из слюды, а в конце 20-х годов, когда перешли на электрическую запись, необходимо было расширить границы воспроизводимых частот, чего не могла выполнить слюда, по этому перешли на алюминиевую фольгу, которая значительно тоньше и соответственно более критична к внешним факторам. По-этому звукосниматели с фольгой получили в конструктив защитный внешний корпус, при наличии которого можно сразу определить структуру мембраны (хотя встречаются и наоборот, но это исключение, а не правило).
(13-05-2011 17:09)Дантист писал(а): Мембрана-алюминий. По возможности характеризуйте,пожалуйста, отличия в звучании металлической и слюдяной мембран. Что на Ваш взгляд предпочтительней?
Думаю, что здесь не будет выбора в плане предпочтительности, потому, что все гораздо проще. Это находится в области развития звукозаписи и модернизации механизмов звуковоспроизведения. Во времена акустической записи, использовали звукосниматели с мембраной из слюды, а в конце 20-х годов, когда перешли на электрическую запись, необходимо было расширить границы воспроизводимых частот, чего не могла выполнить слюда, по этому перешли на алюминиевую фольгу, которая значительно тоньше и соответственно более критична к внешним факторам. По-этому звукосниматели с фольгой получили в конструктив защитный внешний корпус, при наличии которого можно сразу определить структуру мембраны (хотя встречаются и наоборот, но это исключение, а не правило).
(13-05-2011 22:41)Дантист писал(а): Если покупать головку то какую?
Если говорить одним словом, то аутентичный. Дело в том, что звукосниматель разрабатывался в комплекте с тонармом и конструктивно предусмотрен соответствующий крепеж и уплотнители, чтобы игла имела требуемые углы по отношению к звуковой дорожке. В принципе, самый распространенный конструктив тыльного крепления от Victor|HMV. На тонарме направляющая крепит звукосниматель таким образом, чтобы в итоге получить рекомендуемый угол 60⁰ иглы к канавке по направлению вращения диска. Практически звукосниматели советской техники можно адаптировать к импортным аналогам, проблема в том, что у нас метрическая система измерения, а американцы и англичане измеряют в дюймах, по-этому имеет место незначительное различие в диаметре (у нас немного больший диаметр). С практической точки зрения экспериментировать можно, главное стараться выдерживать требуемые параметры постановки иглы к звуковой дорожке 90⁰ и 60⁰ (плюс/минус). Также немаловажным фактором является угол острия иглы по отношению к стенкам звуковой дорожки. Схема показана на рисунке. Попробую описать данную схему. Рисуем линию через иглу, параллельную диафрагме и называем это A-B. Затем, чертим линию от шпинделя, которая проходит через наконечник иглы и называем это C-D. Наконец, чертим линию через иглу под 90° к линии C-D. Назовем эту линию E-F. Если линии, A-B и E-F совпадают, ситуация оптимальная. Если это не так, измеряем угол, сформированный на конце иглы линиями A-B и E-F. Если угол больше чем 2°, то это приведет к значительному и неравномерному износу звуковой дорожки. Если это составит более 12° - приравнивается к катастрофе. Но на этот факт начали обращать внимание только в 30-х годах прошлого века, по-этому некоторые машины акустического периода также грешат подобными проблемами. Также немаловажным является факт отношения длины тонарма к центральному шпинделю диска. Но это не имеет отношения к самой головке звукоснимателя, а должно решаться комплексно с тонармом. Существует еще много других тонкостей, все сразу не озвучить.
(14-05-2011 19:08)Дантист писал(а): Будет возможность,пожалуйста,продолжите.
Рад, что информация оказалась интересной и надеюсь полезной. Постараюсь продолжать, но информации очень много, а составлять текстовые сообщения - увы не мое и зависит от многих факторов, включая и "вдохновение":) Проще отвечать на конкретные вопросы, так, что если будут трудности, спрашивайте, но и я в этой области не настолько силен, так, что отвечу на что смогу и настолько, насколько знаю.
(14-05-2011 19:08)Дантист писал(а): Будет возможность,пожалуйста,продолжите.
Рад, что информация оказалась интересной и надеюсь полезной. Постараюсь продолжать, но информации очень много, а составлять текстовые сообщения - увы не мое и зависит от многих факторов, включая и "вдохновение":) Проще отвечать на конкретные вопросы, так, что если будут трудности, спрашивайте, но и я в этой области не настолько силен, так, что отвечу на что смогу и настолько, насколько знаю.
Спасибо. Информация оказалась очень к стати.Воспользовавшись Вашими советами я значительно улучшил звучание. Путем правильно поставленой и отрегулированной головки.Поделитесь опытом по дальнейшему усовершенствованию аппарата. При вращении диска слышно гудение противовесов и звуки раскручивающейся пружины. Это нормально? Какую смазку использовать для пружины завода? В каком количестве?Имеет ли смысл демпфирование корпуса звукопоглащающими материалами?Стоит ли попытаться разобщить, путем виброразвязки,механизм от корпуса или в данном случае это почти бесполезно.
(15-05-2011 10:16)etlik писал(а): Самое главное, что эта информация ещё многим и многим пригодится и то что она на нашем форуме спасибо Николаю nikolay !
(15-05-2011 10:03)Дантист писал(а): Поделитесь опытом по дальнейшему усовершенствованию аппарата.
Хочу акцентировать Ваше внимание, что я не имею «опыта по дальнейшему усовершенствованию аппарата». Мое мнение, что граммофон должен быть таким, каким он был разработан и выпущен в продажу в свое время. Речь в том, что техника того времени имела много изъянов по объективным причинам и если смотреть со стороны сегодняшних дней, усовершенствовать там есть что и немало. Но для меня составляет интерес оригинальность конструкции, даже если она имеет серьезные недостатки, которые видны на основании наших сегодняшних знаний и исходя из итогов развития звукозаписываемой и воспроизводимой техники. Ведь интересно, почему пошли именно по конкретному пути и что получилось из этого, а также, как слушали тогда и что именно. Другой вопрос относительно ремонта, что подразумевает применение более качественной смазки или замена деталей механизма из более качественного материала, обновление войлочного покрытия диска, удаление ржавчины и прочие реставрационные и ремонтные вопросы, то почему бы и нет, это нормально и естественно. Но здесь также желательно придерживаться оригинальных размеров и цветовой составляющей и главное не переборщить. Как советуют знающие специалисты, к примеру, относительно внешнего покрытия корпуса и многих наружных деталей, то если Вы можете с этим мирится, лучше оставить все царапины, потертости, ветхую материю такими, как они есть. Как говориться, заменить всегда успееш, а вернуть в исходную уже не получится.
Для более полного понимания моей позиции, и относительно вопросов качества звучания, хочу привести еще немного историчской справки, а именно то, что я уже озвучивал ранее. Оказывается Эдисон в 1916 году, когда никто кроме него уже не производил фонографы, в течение нескольких месяцев в городах США демонстрировал сравнительные тесты фонографа и граммофона, при которых посторонние и непредвзятые слушатели и эксперты однозначно давали более высокую оценку по качеству именно цилиндрическим фонографам, а не граммофонам. Но обычных потребителей, в то время, требования к качеству звуковоспроизведения были не на первом и даже не на втором местах. Потребителей даже не смущала необходимость регулярной замены иглы в граммофоне, при том, что на фонографе «игла» была многоразовой («вечной») из алмаза или сапфира. Основным, но не единственным, недостатком цилиндров, который в итоге и похоронил их, являлась проблема тиражирования. При этом качество записи на валике выше, т.к., кроме озвученных мною ранее преимущества относительно шумов, при равномерном вращении валика линейная скорость во всех точках его цилиндрической поверхности постоянна. При записи на диск, который вращается с постоянной частотой, линейная скорость канавки, по мере приближения к центру диска, непрерывно убывает, вследствие чего запись постепенно сжимается и поэтому условия воспроизведения ухудшаются.
Еще интересная деталь, относительно причин выбора принципа поперечной записи на диске от края к центру, а не наоборот. На практике запись от центра к краю диска была качественней, потому, что при проигрывании от края к центру, к концу произведения запись ухудшается из-за того, что она сжимается, плюс добавляются искажения в связи с затуплением одноразовой иглы. А если наоборот, то финальная часть музыкальной композиции обычно более громкая при, том, что запись более растянута, канавка точнее огибается иглой. Но главная проблема была в самих граммофонах, механизм которых был пружинным. Завод пружины по мере проигрывания постепенно ослабевает, а усилие, требующее от пружины, возрастает с увеличением расстояния воспроизводящей иглы от оси вращения диска. Данное обстоятельство заставило в свое время предпочесть запись от края диска к его центру.
Извините, если получилось немного сумбурно, но информации много, а изложить в праильном и последовательно порядке, не всегда получается.
Спасибо за Ваше мнение по поводу реставрации и экскурс в исторические аспекты звуковоспроизведения (+1).Мне нравится звучание патефона. Несмотря на все недостатки звук очень натуральный и захватывающий(для меня). Сегодня очень сложно найти шеллаковую пластинку в хорошем состоянии. Но если повезет то удовольствие стоит потраченого времени,нервов и средств.Ставишь "Расставание"(брызги шампанского) Ногинского завода и отдыхаешь.
Задался вопросом почему звучание короткого тракта производит такое впечатление.Откуда такая энергетика.?Что заставляет каждый день слушать именно граммофон.?
(22-05-2011 22:16)Дантист писал(а): Задался вопросом почему звучание короткого тракта производит такое впечатление.Откуда такая энергетика.?Что заставляет каждый день слушать именно граммофон.?
Выскажу исключительно свое мнение. На мой взгляд, это, если не в полной мере, то в преобладающем большинстве, связано на подсознательном уровне. Необычность звучания (сейчас у нас иное понимание того, как должна звучать аудиозапись) дополняет сознание того, что функционирует механизм из прошлого, точно также, как он звучал тогда. Понимаешь, что то время было временем достаточно уже далеким по времени и его уже невозможно вернуть. Сама техника кажется достаточно простой и наивной, хотя не все кто сейчас слушает, до конца понимает сам принцип и устройство. Немаловажным также является фактор формирования музыкальной индустрией (и не только музыкальной) вкусов слушателей. Я как-то читал статью о представлении, Французской Национальной библиотекой, средствам массовой информации, в декабре 2007 года, собрания граммофонных пластинок, которые были запечатаны в подвалах Парижской оперы 24 декабря 1907 года с указанием вскрыть через 100 лет. Так там автор делал один интересный вывод, что записи ведущих исполнителей тех времен, которые были оставлены на шеллаке для потомков, в настоящее время не только не возглавили бы хит парады, но и не вошли бы в сотню популярных. Причем это касается не только самих музыкальных композиций, но и манеры исполнения.
Здесь, если интересно, одна из статей о граммофонных записях в подвалах Парижской оперы: http://operaghost.ru/alfredclark.htm
(23-05-2011 08:17)nikolay_ писал(а): Здесь, если интересно, одна из статей о граммофонных записях в подвалах Парижской оперы: http://operaghost.ru/alfredclark.htm
Интереснейшая ссылка!!! Правда был в шоке для чего пластинки отцифровали. Не удивительно,что такой звук большинству не понравится. Интересно Ваше мнение .Спасибо.Обратил внимание,что прослушивание довоенных пластинок(на отобранном и отрегулированном аппарате) имеет большую положительную энергию. Очевидно органы человеческого тела попадают в резонанс с звучанием. Что благотворительно сказывается на здоровье организма в целом. С момента регулярного прослушивания граммофона я стал себя лучше чувствовать.
Цитата: Спасибо за Ваше мнение по поводу реставрации и экскурс в исторические аспекты звуковоспроизведения (+1).Мне нравится звучание патефона. Несмотря на все недостатки звук очень натуральный и захватывающий(для меня). Сегодня очень сложно найти шеллаковую пластинку в хорошем состоянии. Но если повезет то удовольствие стоит потраченого времени,нервов и средств.Ставишь "Расставание"(брызги шампанского) Ногинского завода и отдыхаешь.
А я помню в Полтаве прошлой зимой лазил в собачью будку, там шеллака набрал. Много выкинул (испортились), но много и оставил. 10 пластинок неигранные в конвертах. Новые как с магазина. Патефона нету у меня. Но думаю все впереди. Заценю звук на новенькой пластиночке. Обязательно отпишусь.
А я помню в Полтаве прошлой зимой лазил в собачью будку, там шеллака набрал. Много выкинул (испортились), но много и оставил. 10 пластинок неигранные в конвертах. Новые как с магазина. Патефона нету у меня. Но думаю все впереди. Заценю звук на новенькой пластиночке. Обязательно отпишусь.
[/quote]. Если это довоенные пластинки вам повезло! А 50-60х годов не стоят внимания.Будете слушать ставьте только новые иглы. 1 игла на одну сторону пластинки.Иначе убьете шеллак за одно проигрывание.
А я помню в Полтаве прошлой зимой лазил в собачью будку, там шеллака набрал. Много выкинул (испортились), но много и оставил. 10 пластинок неигранные в конвертах. Новые как с магазина. Патефона нету у меня. Но думаю все впереди. Заценю звук на новенькой пластиночке. Обязательно отпишусь.
. Если это довоенные пластинки вам повезло! А 50-60х годов не стоят внимания.Будете слушать ставьте только новые иглы. 1 игла на одну сторону пластинки.Иначе убьете шеллак за одно проигрывание.
[/quote]И довоенные есть. Там написано USSR помоему.