(12-07-2015 00:09)VictorV писал(а): хотя определенно, старенькая ламповая радиола была бы гораздо предпочтительней какого-нибудь усредненного современного набора...
я прочитал в первый раз "... современного навоза..."
Предлагаю немного узнать о джазе, посвященном... бамбуку. Да-да, именно так. Он имеет восточные этнические корни, а исполняется в Японии смешанным американо-японским составом, который играет исключительно на инструментах, сделанных из бамбука.
Вы слышали как раз этот ансамбль. Называется он Take Dake, альбом Asian Roots 1997 года. Композиция Ocean Motion – «Движение океана», а инструменты, на которых играют шесть музыкантов, все, до единого, действительно сделаны из бамбука. Однако детально об инструментах немного позже, а пока немного истории.
Лидера группы и автора всей музыки зовут Джон «Кайдзан» Нептюн. Он американец, но живет в Японии уже давно, а играет на сякухати – японской бамбуковой флейте, очень почитаемом на Дальнем Востоке инструменте с древней историей. Джон – не любитель, а дипломированный специалист этномузыкологии и также дипломированный учитель игры на сякухати. Диплом он получил в Японии, а японцы относятся к своей культуре очень трепетно и просто так направо и налево такие дипломы не раздают. Это я говорю к тому, чтобы вы не подумали про этот проект как про очередную псевдовосточную самодеятельность, коих сейчас расплодилось очень много. Джону Нептюну его собственные учителя во время его стажировки в Киото даже дали прозвище Кайдзан – «Морская гора» – за успехи в освоении чисто японского инструмента.
Но несмотря ни на что, сам Джон Кайдзан ведь американец! И он с самого начала своей творческой деятельности решил использовать сякухати в самых разных музыкальных контекстах, в том числе и в джазовом. Японцы сами относятся к этому инструменту как к чисто народному, и им как-то в голову не приходило применить его по-другому. А Джон Нептюн решился, и так удачно, что его ранний альбом «Bamboo» в 1980 году был отмечен специальной премией Министерства образования Японии – первый джазовый альбом иностранного музыканта, удостоенный такой награды.
Все 80-е годы Нептюн много выступал и делал записи и с японскими с американскими музыкантами, такими, как Кенни Керкленд, Роббен Форд, Бастер Уильямс, Алекс Акунья… это были такие фьюжн-проекты, использующие американскую стандартную джазовую ритм-секцию и японскую флейту в качестве солирующего инструмента. Однако этот путь завел его в творческий тупик, и он решил развиваться несколько в ином направлении. Он стал путешествовать и записываться с музыкантами из самых разных стран и музыкальных культур. Набрав огромный опыт, Кайдзан вернулся обратно к «японским корням», но использовал традиционные инструменты в нетрадиционных мелодиях и гармониях.
Все эти эксперименты, напоминавшие то классику, то авангард, то народную музыку, то все вместе, привели его однажды в 1995 году на фестиваль в Бали, который проходил под эгидой Четвертого Международного Бамбукового конгресса. Там он услышал звучание многих бамбуковых инструментов, которых не знал раньше, но они, увы, не подходили для его новой идеи – создать аналог американской джазовой ритм-секции, только из бамбука. Поэтому он поговорил со знающими людьми, нагрузил целый контейнер бамбуком разных сортов и вернулся в Японию, где пошел уже к местным мастерам со своими проектами. Те долго качали головами, не говоря ни да, ни нет, и Джон понял, что ему придется самому стать мастером по изготовлению невиданных раньше бамбуковых инструментов.
По этой композиции легко видно, то есть слышно, что Кайзан добился-таки того, чего хотел. Называется она In The Hollow, в ней кстати использована редкая бас-сякухати – звучание у нее такое бархатистое и слегка приглушенное.
А тогда, в самый разгар работы над комплектом инструментов, Джон Нептюн после серии неудач, понял, что ему придется слегка отступить от принципа 100% бамбука. Скажем, он твердо решил сделать балифон – полный аналог маримбы, только из бамбука. (Маримба – это вибрафон без системы вращающихся пластин, которые придают звучанию типичное глубокое вибрато. Фактически маримба – это большой ксилофон, но с резонаторами). Чтобы сделать такой инструмент, неизбежно пришлось применить деревянно-металлические крепления и рамы, но вот для всех без исключения звучащих и резонирующих частей Джон использовал только бамбук!
Следом за балифоном он изготовил из бамбука полный аналог ударной установки. Здесь металл ему удалось исключить из конструкции совсем, применив только деревянные стойки и стяжки, а для мембран использовав либо тонкие слои того же расслоенного бамбука либо бамбуковую прочную бумагу, покрытую лаком. Точно по той же технологии после ударной установки были сделаны конги и прочая большая и малая перкуссия в изрядном количестве еще для двух музыкантов. Многие барабаны выглядят совсем экзотично, например большие басовые и средние сделаны не круглыми, а квадратными в сечении. Последним бамбуковым ударно-мелодическим инструментом в оркестре стал бамбасс.
Он внешне напоминает гигантскую флейту Пана, то есть свирель, состоящую из многих трубочек разной длины, только размерами примерно 2 на 3 метра. Сделан он естественно, из бамбуковых стволов, но играют на нем не духовым способом, а ударяя специальными лопаточками на длинных ручках по отверстиям трубок, расположенных в два длинных ряда. Таким образом, в начале 1996 года ансамбль из 6 музыкантов, включая самого Джона Кайзана Нептюна, был готов к концертам и записям. К слову сказать, в нем участвует три этнических японца и три американца, таких же осевших в Японии, как Джон.
А когда встал вопрос о репертуаре для новой группы, то тут как нельзя лучше пригодились музыкальные путешествия Кайзана прошлых лет. Он впитал в себя мелодии и ритмы почти всех азиатских стран, но не забыл и джаза, и теперь уж точно знал, что и как будет играть его ансамбль.
Это была мелодия Korea Idea («Корейская задумка») с того же самого первого альбома новой группы. Если вы уже прислушивались к звучанию флейты на предыдущих двух треках, то вам нетрудно было заметить, что здесь она приобрела какой-то резковато-жужжащий оттенок. Это неспроста. Дело в том, что эта вещь навеяна поездками Нептюна в Корею (о чем можно догадаться и по названию). А в Корее тоже существует народный инструмент тай-гум, по сути похожая на сякухати продольная флейта, но у нее на конце есть большое отверстие, затянутое мембраной. Эта мембрана и дает характерный призвук.
Однако Джон Кайдзан играет не на корейской флейте, а на сякухати, только препарированной его умелыми и понимающими руками. Он сделал похожее отверстие в одной из своих сякухати, а потом долго подбирал материал для мембраны, чтобы достичь хорошего звучания. И знаете, что подошло ему лучше всего? Смешно сказать, но это оказалась крышечка из тонкой но плотной бумаги, которой заклеивают в Японии фирменные баночки с попкорном. Японцы и восточные люди вообще конечно славятся тщательностью и старательностью, но чтобы, перебирая материалы для флейты, добраться и до бумажки от попкорна... для этого точно надо иметь совмещенный американо-японский ум... как у Джона Нептюна.
А он у него не просто поглощен восточной музыкой и восточной философией... Кайдзан действительно почти стал японцем. И хотя в этом альбоме он смешал все известные ему азиатские напевы с американскими принципами построения композиции, то он все же не удержался и включил в него одну композицию почти чисто в японском древнем стиле. Ну... не совсем, конечно, но очень близко к тому. Джон говорит про японский дух в музыке так: «Здесь всегда много пространства. Одна из самых замечательных черт в японской музыке — это равноправное участие в ней звуков и тишины... паузы в ней — это тоже ноты. И еще в ней ничего искусственно не усложняется, она приобретает смысл в простоте, расставляя немногие всплески звуков по своим местам. Простые звуки, простые вещи... но в этом нет примитива, а есть философия».
Не правда ли, японские корни и мотивы (а прозвучавшая пьеса так и называется — Japanese Roots) сразу резко отличаются от казалось бы родственным им корейским (как в позапрошлой мелодии) и особенно китайских... те, кто слышал китайскую и японскую музыку хоть однажды, никогда их не спутает. Впрочем, точно так же как японскую и китайскую еду.
Однако бамбук в нашем случае объединил все эти традиции. Так получилось, что бамбук, из которого сделаны инструменты для ансамбля Такэ-Дакэ, вырос в Японии, Китае, Индонезии, Вьетнаме, Камбодже, Индии, на Филиппинах и Гаваях. Используя исключительно это растение, Джон Нептюн хотел вначале просто показать его важность во всех азиатских культурах. Бамбук имеет огромное практическое значение — это и пища, и лекарство, и кров, и бумага и многое другое. Во время урагана бамбук гнется, но редко ломается, олицетворяя собой восточную идею силы через гибкость и податливость. Но чем дальше, тем больше это начало приобретать для музыканта и важное символическое значение.
На Востоке бамбук воплощает своими полыми стеблями концепцию «пустоты», которая препятствует ощущению собственного превосходства человека и отделению его от природы. Здесь даже другое отношение к процессу творчества — все несет в себе смесь философии и практического смысла, причем зачастую полностью неразделимую смесь. Джон вспоминает как сначала его шокировала реакция японцев на музыку, а потом он понял ее и успокоился. Он рассказывает: «Однажды я закончил композицию и взглянул на ближний ко мне ряд слушателей. Мне сразу бросилась в глаза пара, сидевшая рядом. У одного на глазах были слезы, а на губах блуждала счастливая улыбка. А второй безмятежно дремал, опустив голову на грудь. Я не огорчился и не обрадовался, я сразу понял, что музыка дала каждому именно то, что им было надо».
А так даже сам путь музыканта к своему инструменту и к Японии демонстрирует восточное понятие предопределенности и кармы. Он в юности даже в мыслях не собирался играть на японской флейте. Когда молодой Нептюн, тогда еще обычный американец, поступал в Гавайский университет на отделение этнической музыки, его больше всего интересовала Индия и индийский ударный инструмент табла. Джон вообще был захвачен всем индийским и про Японию почти ничего не знал. Но — вот какая предопределенная случайность — в тот год преподавателя по табле в университете не оказалось. Двадцатилетний парень походил по факультетам, пригляделся к разным инструментам... и как только услыхал сякухати, то понял, что это — его.
Послушайте еще одну композицию из альбома Asian Roots под названием Five Nodes. В ней сплелись воедино уже филиппинские и камбоджийские мелодии, скрепленные четким, даже жестким ритмом в западном стиле. В начале пьесы звучит бамбуковая полосковая гармошка — ее держат у широко открытого рта и дергают за бамбуковые плоские пружинки разной длины, получается жужжащий напевный звук.
Теперь, пожалуй, когда вы послушали в ансамбле сякухати в разных вариантах ее звучания, я расскажу вам об этом чудесном инструменте поподробнее. Ну, во-первых, вы запросто можете про нее где-то услышать, но скорее всего ее название будет звучать по-русски как шакухачи. Знайте, что это имеется в виду именно сякухати. Просто произношение японских слов, которое культивируется сейчас в русском языке под влиянием английской транскрипции этих слов, совершенно неверно передает оригинальное их звучание. Отвлекшись от музыки, замечу с сожалением, что уже даже доводилось мне слышать как говорят "Мицубишы" вместо "Мицубиси". Впрочем, не об этом наш разговор сегодня.
Совершим небольшой культурологический экскурс. Сякухати — это продольная флейта, изготавливаемая ТОЛЬКО из бамбука, которая проделала исторически длинный путь из древнего Египта через Индию и потом Китай и уж только из Китая этот инструмент попал в Японию. Как всегда, японцы усвоили чужое настолько хорошо, что оно стало для них родным и уже совершенно не ассоциируется с чем-то неяпонским.
Обычно, длина сякухати равняется 54,5 см, а диаметр — 4,5 см, хотя возможны вариации. Само название оказывается скрывает в себе ссылку на его длину — по японски "иссяку хассун" означает меру длины в один сяку и восемь сун, то есть те же самые 54,5 см. Инструмент имеет пять отверстий для изменения высоты тона — четыре сверху и одно снизу. Мундштук делают из кости — он широкий, скошенный и позволяет дуть в него разными способами, получая разные тембры звучания флейты. Вообще странная вещь — сякухати в современном виде ОЧЕНЬ похожа на китайскую флейту чи-ба (от которой собственно она и произошла), но какие-то мелкие особенности то ли обработки бамбука, то ли чего-то еще привели к тому, что звучат они совершенно по-разному. Японцы не любят пользоваться китайской флейтой и говорят, что в ней нет души Ямато. И это не поэтическая вольность — даже китайскую музыку японцы предпочитают исполнять на сякухати.
Это как раз был пример китайской мелодии под названием «Небеса и Шелковый Путь» в исполнении группы Таке-Даке. Китайский историк писал две тысячи лет назад: «Вы не видите ничего вокруг себя кроме неба и песка — никакого указания, куда идти, никакого даже малейшего намека на дорогу, и путники находят направление в основном по человеческим и верблюжьим костям»... И музыка как раз об этом.
Кстати, изготовление флейты сякухати имеет в себе нечто от такого неторопливого путешествия. Сначала выбирается подходящий бамбук и выкапывается из земли вместе с корешками. Затем ствол медленно прогревается на небольшом огне, после чего он из зеленого становится светло-коричневым. После этого его высушивают на солнце, причем обязательно зимой, когда его лучи не такие яркие, и потом оставляют отлеживаться в темном сухом месте на срок от четырех до шести лет. Затем уже собственно делают саму флейту — обрезают, вырезают, сверлят, лакируют, прилаживают мундштук.... причем заметьте, лакируют сякухати не снаружи, а исключительно изнутри!
Джон Кайдзан Нептюн тоже делает некоторые свои инструменты собственными руками. И это сочетание — музыкант и мастер — такое обычное впрочем для Японии, подвигло его и на то, чтобы сделать себе своими руками уже не флейту, а ... дом. Он стоит между рисовыми полями и горами, а сделан он из дерева и имеет совершенно необычную для Японии конструкцию — это купол без единой внутренней несущей стены. Собирал свой дом Джон всей семьей, как детский конструктор, вместе с друзьями — и музыкантами, и просто приятелями — из готовых гнутых деревянных балок, которые он заказал на фабрике.
Возвращаться в Америку, судя по всему, музыкант не собирается. Чистый горный воздух, изумительный пейзаж, доброжелательное окружение явно способствуют его творчеству. Он даже выпустил альбом с сольной программой на сякухати, записанный дома, во время ночных импровизаций. Многие японцы, послушав его, говорили, что практически невозможно, не зная заранее, сказать, что это играет не родившийся в Японии человек. И это из их уст — наивысшая похвала.
Слушая импровизации Джона Кайдзана Нептюна и представляя себе место, где это происходит, вспоминаются строки японского сочинителя хайку Иссы, которые, прочитанные в суете дня, кажутся банальными, но если это сделать под соответствующую музыку и настроение, обретают свой истинный смысл:
Чужих меж нами нет.
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Вспомните эти строчки под "ночные" звуки сякухати с более раннего сольного альбома Нептюна, который называется Tokyosphere.
послушайте одну из них - "Calls & Answers" - это просто образец импровизации вдвоем - импровизации, построенной по традиционному принципу "вопрос-ответ", но только во фри-джазовом контексте. результат, я бы сказал, не выглядит таким уж явно спонтанным, однако если верить описаниям, именно так оно и есть. высший класс!
приятно слышать, что Тигран Хамасян не зацикливается на своем раннем чисто пианистическом успехе и стремится и вширь и вглубь.
столько разнообразной музыки уже сочинил и исполнил! а ведь ему еще нет 30-ти!
чем-то его творческие устремления мне слегка напоминают искания басиста Авишая Коэна....
(18-07-2015 23:17)gene_d писал(а): приятно слышать, что Тигран Хамасян не зацикливается на своем раннем чисто пианистическом успехе и стремится и вширь и вглубь.
столько разнообразной музыки уже сочинил и исполнил! а ведь ему еще нет 30-ти!
чем-то его творческие устремления мне слегка напоминают искания басиста Авишая Коэна....
а ведь у Коэна тоже был отличный молодой пианист в трио, - Shai Maestro, вырос стиль у него за время игры с Авишаем и после Gently Disturbed он ушёл (или после следующего, Аврора по-моему) в сольный проект Shai Maestro Trio. Сейчас ему 28, уже три сольника, и чуток похож с Тиграном, особенно когда этнику обыгрывает.
(18-07-2015 23:29)petr.solo1223 писал(а): ЕСМовский трубач с новым альбомом Mathias Eick - Midwest 2015 Mathias Eick - trumpet Gjermund Larsen - violin Jon Balke - piano Mats Eilertsen - double bass Helge Norbakken - percussion
хароший Eick, америка слышна... но лично у меня его первый альбом всё остаётся на первом месте, в своё время был очень удивлён что чел из Jaga Jazzist выходит на ECM и прям влюбился в альбом и начал следить за Матиасом, не пропуская его и у Youn Sun и у Ларса Дэниэлсона и у многих других, но раз речь зашла об этнике в предыдущем сообщении, - есть малоизвестный но доставаемый неплохой этно-альбомчик с Матиосом и еще двумя работниками духового цеха - Mathias Eick, Pasha Hanjani, Ertan Tekin - Tre Vise Menn (Three Wise Men)
(18-07-2015 23:29)petr.solo1223 писал(а): Jon Balke - piano
Да, и раз уже и этника и контекстные дела с меня попёрли, ввиду большой паузы по заходу в ветку, еще один альбом, который когда то впёр - именно от этого чела - Jon Balke в соавторстве с марроканской певицей Amina Alaoui и материалу в основном старых андалузских тем, авторство текстов которого насчитывает несколько веков, может даже и до десятка дотянуло и которыми занималась Амина, конечно в той или иной степени с аранжировкой Джона - Jon Balke, Amina Alaoui - Siwan (2009)
похоже что альбом не получил особой популярности и в приоритетах у многих стали более экспериментальные работы Джона, а мне он очень вкатил, возможно просто оказавшись в нужное время и в нужном месте
когда я слушаю музыку только что упомянутых исполнителей - Хамасян, Коэн, Матиас Эк, Шай Маэстро, Йон Балке, Jaga Jazzist, Ларс Даниэльсон - то очень часто задумываюсь, как все же далеко ушла эта ветвь современного джаза... и не просто от джаза 50-х, нет - а от всего традиционно джазового.
это уже фактически настолько другой музыкальный мир, что если взять нынешние альбомы Марсалиса и нынешние альбомы вот такой музыки, о которой идет речь и сравнить непосредственно, то начинаешь понимать, почему многие из современных не-традиционалистов не хотят, чтобы их музыку вообще называли джазом.
впрочем, еще Эллингтон терпеть не мог это определение и говорил, что играет просто музыку "своего народа"... и даже в случае с Тиграном Хамасяном так тоже можно выразиться с совсем небольшой натяжечкой... а вот музыку какого такого "своего народа" играет Йон Балке? или Ларс Даниэльссон? в современном джазе "народность" и космополитизм идут настолько "рука об руку", что тот же Балке вполне может исполнять андалузские темы "как родные"... а потом полностью, без остатка переключиться на чистую абстракцию. от глобализации никуда не деться.
а вот Дюк Эллингтон так не мог и не хотел. прошло всего 50-60 лет, а мир изменился качественно больше за это время, чем за период от Баха до Малера.
мне знакомые рассказывали (разные), что группа "Орегон" - это один из немногих коллективов, у которых концерты практически всегда звучат интереснее записей... мне не посчастливилось, в отличие от них, попасть на концерты "Орегона"... но даже ДВД в какой-то мере передает оттенок этого впечатления.
у меня всего два ДВД с их концертами (концерты в Версене 2009 г. и в Леверкузене 2006 г.), но это волшебство...
крайне жаль, что нет хороших видеозаписей "Орегона" их периода с Колином Уолкоттом. или я не нашел... кто-нибудь встречал?
мы были с Игорем Snark'ом на Орегоне на киевском джаз-фесте несколько лет назад, нас обоих практически сразу очаровал Ralph Towner. В остальном - я слушал пару альбомов Орегона до этого концерта и пару после, не могу назвать себя поклонником Орегона и на могу сказать что концерт произвёл супер-впечатление, но фанаты Орегона были очень довольны
да, отличные музыканты, отличная музыка. Билли Шихана хорошо помню еще по его чисто роковому прошлому - сильно выделялся как басист-виртуоз среди своих собратьев по рок-кружку (как и Фли из Перцев).
вот только их музыка лично для меня больше фьюжн-рок, чем джаз-рок. слушая ее, все время возникают ассоциации с Лордовскими импровизациями и вообще с хард-роком 70-х...
Новинки : Steve Davis "Say When" 2015************* Steve Davis - trombone Eddie Henderson - trumpet Eric Alexander - tenor saxophone Harold Mabern - piano Nat Reeves - bass Joe Farnsworth - drumms ________________________________________________________________________________________________________ Otis Brown III "The Thought Of You" 2014 ********************************************************************************************************* Robert Glasper, keyboards Keyon Harrold, trumpet John Ellis, saxophone Ben Williams, bass Otis Brown III, drums
Additional musicians:
Shedrick Mitchell, organ Nir Felder, guitar Bilal, vocals Gretchen Parlato, vocals Nikki Ross, vocals ________________________________________________________________________________________________________ David Sanborn - "Time and The River" 2015 ********************************************************************************************************* David Sanborn - alto saxophone Marcus Miller - bass
Пётр, а как Вам нравится такой джаз-рок с Хэммондом В3??
я эту команду открыл для себя лет 5 назад по их совместным проектам с тромбонистом Рэем Андерсоном, а потом послушал "отдельно" и очень пришлось по душе.
от рок-музыки здесь уже всего намного меньше, чем в Niacin - в общем-то это не джаз-рок, а современный фьюжн. как по мне, то отлично!
Ernst Reijseger "Feature" 2014 Ernst Reijseger cello, guitar Luciano Biondini accordeon Ceylan Ertem vocals Harmen Fraanje piano, church organ Djoeke Klijzing cello Julie Läderach cello Bonno Lange cello Tom van Lent cello Mola Sylla vocals, percussion Alan ‘Gunga’ Purves percussion
Получил сегодня подарок от друга из Германии.
Альбом немецкой джазовой группы , игравшей в стиле Contemporary Jazz. Давно искал .
Glücklich1 – 2006 - K.ILL Y.OUR D.ARLING ,Neuklang – NCD4017, CD, Album, Gema.
Альбом редкий , так как группа записала только один и зависла в "творческой нирване". Несколько тем на немецком . How Deep Is The Ocean просто очаровывает!
"KYD привлекает слушателя звуками, звуками и гармониями в вихре эмоций, так что он истекает музыку и падает, и падает, и падает ..." (Пепе / LE-Night.ight)(цитата) https://myspace.com/gluecklich1/music/songs