2 февраля 1927 года в Филадельфии родился гений тенор-саксофона Stan Getz. Вот что он сам как-то написал: «Моя жизнь – это музыка. И в каком-то неясном, загадочном и подсознательном смысле я всегда был движим безымянной внутренней силой, которая неустанно толкала меня на поиск совершенства в музыке. Часто, вернее, почти всегда это происходило за счет всех остальных интересов и возможностей моей жизни».
Трудно предположить, кем бы стал Станислав Гаецкий , если бы его родители не покинули Киев. Сгинул бы он в огне гражданской войны? Умер бы в эпоху голодомора, а может быть, стал музыкантом классической школы? Волею судеб родители Стэна Гетца уехали из Украины, спасаясь от погромов, в 1903 году. Какое-то время они жили в Париже, а затем в Лондоне на Ист-Энде в Уайтчэпл, где у Харриса Гаецкого (деда Стэна) была портняжная мастерская. Гаецкие, к счастью, отправились из Лондона в Нью-Йорк на лайнере «Луизиана» в 1914 году: на том ставшим трагически знаменитым потопленым немецкой подлодкой год спустя. И вот, пара молодоженов успешно добралась до родственников в Филадельфии, где и появился на свет талантливый мальчик.
Детство нашего героя прошло в Восточном Бронксе, переполненном эмигрантами, где всё было дёшево и сердито. Стэн играл на губной гармошке и вскоре притащил из школы контрабас. Мать, открыв дверь, сказала: «Для вас двоих в квартире места маловато. Или остается эта бандура, или ты…»
Двенадцатилетний Стэн не просто играл на слух любую мелодию, услышанную хотя бы дважды, он мычал наизусть всего Бенни Гудмана и без проблем освоил нотную грамоту, читая с листа с ошеломительной легкостью. Он мог сыграть мелодию в любом стиле и в любом темпе. Пианино было для него не сложнее губной гармоники. В 13-тый день рождения, в 1940 году, отец подарил ему альт-саксофон. Сакс стоил 35 долларов (по тем временам деньги порядочные). Отец был очень мягким и застенчивым человеком, часто сидел на мели и, чтобы сэкономить на сакс, отказался от обедов-ланчей на несколько месяцев!
Стэн гудел на саксе в ванной комнате. И хотя окна были глухо задраены, соседи по двору орали:
– Заткните глотку этому пацану!
Мать Стэна, Голди, как это часто бывает в еврейских семьях, была полной противоположностью отцу. Легко угадав дар сына, она парировала вопли соседей и, открыв дверь в ванную, говорила:
– Сынок, играй погромче!
В 15 лет Стэн играл в оркестре Дика «Стинки» Роджерса, получая 35 долларов в неделю. 14 января 1943 года ему выдали профессиональную профсоюзную карту джазменов – «Local 802». Почти случайно оказавшись на репетиции оркестра Джека Тигардена, он получил приглашение через пару минут после того, как начал играть.
«Мы уезжаем завтра в Бостон, – сказал 38-летний тромбонист 15-летнему саксофонисту. – Найди где-нибудь приличный смокинг, две белые рубахи, возьми зубную щетку и приходи завтра на Пенсильванский вокзал ровно в десять утра. Ок?»
Джэк платил Стэну 70 долларов в неделю. Его отец Эл не мог поверить в такую удачу. Отныне Стэн оставлял 40 баксов себе, а остальное посылал домой. Вот так началась карьера этого замечательного музыканта...
Будучи подростком, Стэн уже баловался наркотиками и алкоголем, а в 1954 году он был арестован за попытку ограбить аптеку в надежде получить морфин и оказался в медицинском центре тюремного изолятора Калифорнийского университета, где этажом ниже его первая жена Беверли рожала своего третьего ребенка.
Getz пытался бежать, переехав в Копенгаген, и 3 ноября 1956 года он женился вновь (развёлся в 1989 году). Но жизненные перипетии не повлияли на его музыкальный вкус и блестящие записи. Именно Стэн Гетц, продолжатель стиля cool, начатого Лестером Янгом, как никто другой повлиял на становление бразильской bossa-nova, да и на весь современный джаз!
Придя на место солиста с конца 1940-х годов в оркестр Вуди Германа, Гетц блестяще играл bebop и музыку Третьего Течения. Невозможно обойти версию 1964 года "Девушка из Ипанемы" (Garota de Ipanema), ставшую суперхитом и получившую премию "Grammy". Вообще, Гетцем записано несколько сот альбомов, и в истории джаза трудно найти более плодотворного музыканта! В 1986 году он был введён в Зал Славы джаза "Down Beat". Роман с Astrud Gilberto положил конец партнёрству с Жоао, её мужем, но Стэн до конца своих дней (а ушёл он из жизни 6 июня 1991 года) пронёс этот удивительный зной в музыке, то горячее солнце, которого нам так не хватает в холодном феврале...(с)
(03-02-2016 11:35)petr.solo1223 писал(а): Стэн гудел на саксе в ванной комнате. И хотя окна были глухо задраены, соседи по двору орали:
– Заткните глотку этому пацану!
Мать Стэна, Голди, как это часто бывает в еврейских семьях, была полной противоположностью отцу. Легко угадав дар сына, она парировала вопли соседей и, открыв дверь в ванную, говорила:
– Сынок, играй погромче!
забавно, но один в один такую же историю я прочитал в американских материалах про саксофониста Сонни Роллинза в молодости... похоже, это так наз. "бродячий сюжет"....
(03-02-2016 11:35)petr.solo1223 писал(а): Гетцем записано несколько сот альбомов, и в истории джаза трудно найти более плодотворного музыканта!
наверное, я придираюсь, но более плодотворных (по количеству записей и участия в записях) музыкантов в джазе найти совсем нетрудно...
(31-01-2016 13:34)yuraru5 писал(а): ...может есть смысл, всем поделиться своими музыкальными открытиями в 2015 году.
одним из моих больших (для меня) музыкальных открытий стала канадская группа BADBADNOTGOOD. не могу даже точно сформулировать, чем меня так захватило их звучание, но оторваться совершенно не мог.
начал с альбома 2014 г... и потом в произвольном порядке послушал остальные (их немного). музыка структурно проста, но идеологически весьма глубока - сравнить по степени воздействия могу с хорошим блюзом (хотя к блюзу не имеет ни малейшего отношения). нахожусь под огромным впечатлением до сих пор.
послушал Фризелла.
понравилось.
в стиле "новой простоты"...
у Фризелла в таком же духе (только с уклоном в кантри) был в 90-х альбом Nashville... помните?
Cегодня, 6 февраля 2016 года, вышел альбом “Man Made Object” английской группы “Go Go Penguin”.
В 2014 году музыканты попали в шортлист премии “Mercury Prize” за их альбом “v2.0”, так что совсем не удивительно, что столь быстро последовал их дебютный релиз на легендарном “Blue Note”. Трио продолжило развивать свой фирменный мэшап-стиль, свободно комбинирующий минималистичные фортепианные темы, неотступные глубокие басовые линии и «ориентирующиеся на электронику» барабаны.
Как рассказал пианист групы Крис Иллингуорф, название альбома (букв. «Предмет, созданный человеком») вдохновлено его восхищением перед идеями робототехники, трансгуманизма и технологий, расширяющих возможности человека. «Мы пересоздаем электронную музыку на акустических инструментах. Это как созданный человеком предмет, который наделяется человеческой сущностью, при этом это просто хорошее название, которое для каждого из нас – и, надеюсь, для каждого слушателя – будет нести свой собственный смысл». Действительно, хотя группа сохраняет формат акустического фортепианного трио, музыка “GoGo Penguin” берет многое из стилистики современной электронной музыки. Судя по всему, так ее и будут называть – «акустическая электроника».
Музыканты: Chris Illingworth – фортепиано Nick Blacka – контрабас Rob Turner – барабаны
(03-02-2016 23:23)gene_d писал(а): одним из моих больших (для меня) музыкальных открытий стала канадская группа BADBADNOTGOOD. не могу даже точно сформулировать, чем меня так захватило их звучание, но оторваться совершенно не мог.
начал с альбома 2014 г... и потом в произвольном порядке послушал остальные (их немного). музыка структурно проста, но идеологически весьма глубока - сравнить по степени воздействия могу с хорошим блюзом (хотя к блюзу не имеет ни малейшего отношения). нахожусь под огромным впечатлением до сих пор.
Мне очень по душе эта «псевдопростота» BADBADNOTGOOD. С удовольствием слушаю сейчас. Интересно, что рядом оказалась замечательным образом ссылка на Била Фризела, с моей точки зрения, мастера подобной «простоты». И жанровая принадлежность для Фризелла уже давно стала чистой условностью. Давно обратил внимание: музыка абсолютно соразмерна человеку её сделавшему. Значит, хорошие ребята, эти BADBADNOTGOOD.
Не понял только про глубину идеологии. Со студенческих пор для меня идеология это «искаженное (неверное) мировосприятие, навязываемое меньшинством большинству в своих корыстных интересах». Никакого искаженного мировосприятия у BADBADNOTGOOD не заметил.
Хочу ещё отозваться по поводу количества записанных альбомов. Вспомнил интервью с Ron Carter, где на вопрос о количестве записей, в которых принимал участие, он ответил, что перестал их считать где-то после 900-го альбома. С тех пор прошло уже лет 15-20.
(06-02-2016 13:44)yuraru5 писал(а): Не понял только про глубину идеологии. Со студенческих пор для меня идеология это «искаженное (неверное) мировосприятие, навязываемое меньшинством большинству в своих корыстных интересах».
политическая идеология, внедряя «искаженное мировосприятие», тем самым искажает человеческие жизни и навязывает нечто искусственное, неестественное для человеческой жизни. это - быт, это - борьба за выживание...
в искусстве всё не так. музыкальная идеология у каждого серьезного музыканта СВОЯ. и эта идеология тоже некоторым образом навязывается окружающим с помощью музыки... но цель и результат совершенны иные, нежели в политике - музыка РАСШИРЯЕТ человеческий интеллект и дает ему ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ образность, поскольку - это очень важно - одна музыкальная идеология вовсе не отрицает другую. они СИНЕРГИЧНЫ.
политика - антисинергична.
(06-02-2016 13:10)petr.solo1223 писал(а): Cегодня, 6 февраля 2016 года, вышел альбом “Man Made Object” английской группы “Go Go Penguin”.
тоже хорошие ребята.
тут их уже кто-то выкладывал... предыдущие работы.
единственный момент, который смущал меня - слишком уж они подражательны были (местами - ну вылитый The Bad Plus). надеюсь, это пройдет.
Tord Gustavsen, Simin Tander, Jarle Vespestad - What was said 2016 Tord Gustavsen Piano, Electronics, Synth Bass Simin Tander Voice Jarle Vespestad Drums
******************************************************************************* Ches Smith - The Bell 2016
Состав: Ches Smith - drums, vibraphone, timpani Craig Taborn - piano Mat Maneri - viola
(06-02-2016 23:14)petr.solo1223 писал(а): Ches Smith - The Bell 2016
Состав: Ches Smith - drums, vibraphone, timpani Craig Taborn - piano Mat Maneri - viola
ой, вот это надо бы немедленно найти и заслушать!!!
таааакие имена вместе!
......
урррра! нашел....
спасибо, Пётр!!!
(06-02-2016 16:30)gene_d писал(а): политическая идеология, внедряя «искаженное мировосприятие», тем самым искажает человеческие жизни и навязывает нечто искусственное, неестественное для человеческой жизни. это - быт, это - борьба за выживание...
в искусстве всё не так. музыкальная идеология у каждого серьезного музыканта СВОЯ. и эта идеология тоже некоторым образом навязывается окружающим с помощью музыки... но цель и результат совершенны иные, нежели в политике - музыка РАСШИРЯЕТ человеческий интеллект и дает ему ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ образность, поскольку - это очень важно - одна музыкальная идеология вовсе не отрицает другую. они СИНЕРГИЧНЫ.
политика - антисинергична.
Женя, ты как-то очень уж серьёзно отнесся к моей неуклюжей попытке пошутить. Тут нет повода для дискуссии. Просто само слово «идеология» вызывает у многих аллергию, и у меня в том числе. Лет 30 назад меня разбирали «за отсутствие глубокого идеологического содержания в музыкальных программах студенческого клуба». А тут ты такую «красную тряпку» вывесил перед глазами: «Музыка BADBADNOTGOOD структурно проста, но идеологически весьма глубока». Как тут мимо пройти?
Кстати, заинтересовавший тебя альбом от Ches Smith есть на торенте (в 2х вариантах). Спасибо Петру за информацию о нём.
_http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5166343
норвежский пианист Helge Lien со своим трио и приглашенным гостем - польским скрипачом Адамом Балдыхом (Adam Baldych) выпустили в 2015 г. на лейбле ACT чудесный лирический альбом "Bridges".
рекомендую всем, кто хочет просто отдохнуть вместе с музыкой и в то же время получить вполне свежую музыкальную информацию и эмоцию.
автор музыки почти всего альбома - именно Адам Балдых. но и норвежец совершенно не теряется на его фоне.
заодно и сам альбом, с темами которого этот live был Tord Gustavsen, Simin Tander, Jarle Vespestad "What was said" - тоже уже есть на том же рассаднике пиратства