Все те, кто отслеживает новинки на известном нам сайте, конечно же, скачали новый альбом Jon Balke - Warp -2016-ECM. А тем , кто не в курсе, НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую ознакомиться с этим гипнотическим чудом!
несколько "мыслей вдогонку" навязшей уже в зубах перепалке на тему о том - "а что же такое ДЖАЗ, черт побери?!"...
в свое время я и читал много джазовой литературы, и публицистики и много рассуждал сам на эту тему. если отбросить мелкие частности и исключения, то вот что в итоге можно сформулировать: (процитирую сам себя из достаточно давней статьи)...
Какая музыка наполняет нас сразу одновременно в равной степени и интеллектуально, и эмоционально и душевно? чаше всего это именно джаз, но такая формулировка слишком уж условна. поэтому давайте немного подробнее и конкретнее...
...Однажды редактора самого знаменитого и старейшего в мире джазового журнала «Down Beat» какой-то простодушный репортер во время интервью спросил, что называется, в лоб: «А что такое, собственно, джаз? Дайте определение, пожалуйста!» Редактор позже признавался, что ему конечно приходилось в жизни отвечать на массу заковыристых вопросов, но ни одним из них он не был сражен наповал так, как этим... казалось бы самым простым.
А ведь действительно четкого определения не существует до сих пор... есть многословные описания, есть мнения, есть бесконечные споры... джаз легче почувствовать, узнать, чем описать словами.
Нечто общее и при этом очевидное у самых разных подстилей джаза (условно говоря, у Эллы Фицджеральд, Майлза Дэвиса, Джона Зорна и Мари Бойне), разумеется, есть. Одна из этих общих черт — импровизация, это уже как бы расхожее место для тех, кто слушает джаз, но мне думается, дело не только и не столько в ней. Импровизация бывает разная, ее роль в разных стилях джаз также очень неодинакова... да и бывает импровизация не только в джазе. Ладно, не буду тянуть кота за хвост и раскрою своё видение.
Я слушаю джаз уже много лет и всегда хотелось понять, ощутить, в чем же его главная особенность. Вывести точную формулу, пожалуй, невозможно, но можно сделать следующее. Излагая очень кратко — если в музыке ритм и мелодия живут сами по себе, не главенствуя друг над другом, не перетягивая одеяло, а находясь одновременно и в сотрудничестве и соперничестве — то это почти в 100% случаев будет джаз.
При этом сложность или простота ритма не играет никакой роли - это может в крайнем случае быть вообще простой бит на 4/4 с двумя акцентами в такте — но мелодия (а говоря грубо, это "линия солиста") все время ускользает от него... уплывает то туда то сюда... если вы захотите ногой отстучать ритм, то вы заметите, что солист вас, как бы это выразиться, не очень-то и слушает — ему интересно все время играть с басистом или барабанщиком в догонялки. Плюс к этой "игре" в джазе присутствует и еще одна "игра" - это постоянное "обыгрывание" этих самых двух равноправных "линий" - ритмической и мелодической, но "изнутри". Мелодия и ритм в любом виде джаза существуют, так сказать, в режиме тотального спонтанного рубато.
И эти правила действуют в любом джазе практически всегда — может быть его не всегда легко уловить на слух, но это вопрос небольшой тренировки. И вот теперь получается, что УЗНАТЬ джаз все же не так трудно... а писать научные трактаты об этом совершенно необязательно.
К джазу в смысле вышеописанной его характеристики необходимо сделать одно существенное добавление - очень похожие слова можно сказать и о блюзе... и о некоторых разновидностях фольклора ... и именно про этой причине джаз так легко "сотрудничает" с такой разной на первый взгляд этникой. (но не со всей...)
а блюз, как один из корней джаза, использует эту самую ритмико-мелодическую свободу и сам "на полную катушку".
(19-04-2016 08:19)OPPOzicia писал(а): А поиском пользоваться недосуг ? Хотя бы что бы не заниматься повторами ? #2997RE: Джаз / 25-03-2016 00:53
Я вижу разницу: Петр просто информирует о новинках, а здесь человек делится собственным впечатлением от услышанного. Мне это нравится.
(21-04-2016 15:35)gene_d писал(а): в свое время я и читал много джазовой литературы, и публицистики и много рассуждал сам на эту тему. если отбросить мелкие частности и исключения, то вот что в итоге можно сформулировать: (процитирую сам себя из достаточно давней статьи)...
Спасибо, Женя за твои соображения. Эта Тема всегда интересна, хотя мало кто отваживается конкретно формулировать свои представления. Интересно также сравнивать эти попытки со своими собственными.
OPPOzicia, я не понимаю истоков вашей раздраженной, болезненной реакции из ничего! Давайте не начинать срач, мы ведь на этот сайт за другим заходим, правда?
Jon Balke - Warp -2016-ECM подтолкнул меня переслушать другие его альбомы из своей коллекции. И, конечно же, начал с любимого Jon Balke - Statements -2005- ECM. Сложно определить стиль альбома, да и на форуме есть много настоящих знатоков, которые сделают это куда как лучше меня. Упрощая, это где-то на стыке концептуального джаза и этно музыки. Лично мне очень нравится, надеюсь, понравится и тем, кто еще не слышал.
Tore Brunborg - tenor & soprano sax
Nils Petter Molvaer - trumpet
Jon Balke - piano & el.piano
Arild Andersen - bass
Jon Christensen – drums
Правда, замечательное сочетание музыкантов? Все они в обойме моих личных предпочтений. Недавний пост, посвященный последней работе Jon Balke, вызвал у меня желание покопаться в прошлом, где коллектив "Masqualero" занимает особое место в судьбе каждого из этих музыкантов. А для знакомства (или напоминания), я предлагаю трек «Remembrance» из первого одноименного альбома «Masqualero» (1983 год). Это первый из четырех альбомов, вышедших в рамках проекта. Да. название, указанное в шапке видеоряда, неверно. Мольваер здесь, один равноправных сайдменов. 'Masqualero' - одна из самых известных норвежских групп, организована в 1983 году, сначала называлась 'Arild Andersen / Jon Christensen Quintet', но почти сразу поменяла своё имя на 'Masqualero' (в честь знаменитой мелодии Wayne Shorter).
Да, "Masqualero" интересен во многих отношениях. Конечно, каждый из музыкантов здорово прибавил с тех пор. Насколько плотнее стало звучание у того же Мольваера. Чтобы не было разночтений, скажу, что для меня плотность звучания связана не с обертонами, гармониками, «родительскими» тонами, децибелами и частотными спектрами, а с эмоциональной насыщенностью музыки. И когда эта насыщенность очень высока, то просто возникает ощущение наэлектризованности атмосферы и особенной энергетики каждого звука. Может быть, "Masqualero" и проигрывает в этом отношении более поздним работам музыкантов, так ли это важно в нашем случае? Обаяние этой музыки для меня сродни обаянию молодости, когда даже в недостатках видишь обещание прекрасного будущего.
Что-то затянулась пауза. Могу предположить, что активная часть форумчан, что-то предлагавшая до сих пор, устала от конфликтов с «санитарами джаза», отстаивающими чистоту жанра. Сами же «санитары», как выясняется, предлагать что-либо не готовы (не хотят, не могут). Критика других вкусов, видимо, им больше по душе. Ну что ж. коли так, то предлагаю обратить внимание на тех классных музыкантов, кто не упоминался здесь до сих пор. Их немало. Я начну свой список с замечательных итальянцев из “Alboran Trio”. К сожалению, после двух отличных альбомов 2006 и 2008 годов, проект замолчал. Не знаю, что у них произошло, видимо, «человеческий фактор» сработал. Жаль. Замечательные ребята. Для иллюстрации предлагаю трек из первого альбома “Meltemi” (2006).
Вот уже 8 лет периодически пытаюсь отыскать о них что-либо новое, но каждый раз безуспешно. Кстати, «консерваторское происхождение» музыкантов, как мне кажется, видно (слышно) из их музыки. Ребятам есть что сказать слушателю, причем, сказать не банально, интересно. Встречаю также музыкантов "Alboran Trio", в разных других проектах, в большинстве своём очень хороших, но это уже другие коллективы и музыка, к моему сожалению.
(28-04-2016 16:00)cosmos писал(а): Наконец-то, приехали.
Скоро будут на ostereo
Уважаемый «cosmos», мне кажется, что вам должен понравиться ранний состав Tin Hat Trio, там, где ещё присутствует аккордеонист Rob Burger (до 2004 года), а ещё лучше, его собственный проект «Lost Photograph». Пусть не пугают ссылки на клезмер джаз, это скорее смесь средиземноморья и дансингов Буэнос-Айреса. Музыканты же здесь просто фантастические: Rob Burger - accordion, pump organ, piano, prepared and toy pianos, celeste, glockenspiel, chamberlin, orchestron, hammond S-6 organ, claviola, bass harmonica, marxophone, indian banjo, casio, shortwave, music boxes Greg Cohen - bass Kenny Wollesen - vibes, drums, percussion
Желаю удачи, если не были знакомы ранее.
и ещё, зайдите вот по этой ссылкам: композитор и альбом там в шапке. Это легендарный французской композитор. На наших просторах его особенно любят режиссёры разных форматов – музыка удивительно образна и здорова наполняет особым смыслом любое сценическое пространство и действие. https://www.youtube.com/watch?v=jqh1wmU_bqk https://www.youtube.com/watch?v=bcnTBdoxvD4
Опять же, что бы оживить ветку, хотелось бы вспомнить совсем другую музыку- музыку финского Trio Toykeat, а именно мой любимый альбом - Jazzlantis - 1995. Легкая, светлая, пронизанная оптимизмом музыка. Ну и конечно же, виртуозная игра великолепного Iiro Rantala.
Bass - Eerik Siikasaari
Drums - Rami Eskelinen
Piano - Iiro Rantala
Vocals - Pemo Ojala
Познакомился с творчеством Alboran Trio года четыре назад и для меня их музыка реально стала "глотком свежего воздуха". Слушаю трио , наверное, раз в неделю, но по прежнему, они не потеряли для меня своего очарования, особенно альбом Meltemi.