Блуждания мои в мирах звуковоспроизводящей аппаратуры однажды привели меня вплотную к ранее мало мне знакомой марке SABA. Звучание усилителей этой марки показалось мне очень достойным.
В данной теме хотелось бы объединить впечатления и опыт тех, кто пользуется усилителями, ресиверами, акустикой SABA.
Первостепенная задача, стоящая в этой теме - сбор информации о технике SABA. Целью этого начинания может также явиться, например, оказание помощи в ремонте звуковоспроизводящей аппаратуры данной фирмы, подбор запасных частей. Очень важны, на мой взгляд, также данные о подборе компонентов тракта, в котором задействована техника SABA.
Со своей стороны я предлагаю всем, кто имел опыт прослушивания или ремонта техники SABA, излагать свои мысли и соображения в данной теме. На фоне современных тенденций и моде на винтажную технику, не возникает сомнений в полезности этого начинания.
(04-08-2011 03:20)DkossZoSo писал(а): .... сбор информации о технике SABA. Целью этого начинания может также явиться, например, оказание помощи в ремонте звуковоспроизводящей аппаратуры данной фирмы, подбор запасных частей..
Имею 3-летний опыт эксплуатации и ремонта уся SABA MI212.
1. У усилителей SABA "тонкое" место - сетевой выключатель. При выходе его из строя (ломается держатель-шайба штока сильноточной части) сильноточный выключатель не обесточивается, а слаботочая часть выключателя закорачивает питание защиты АС и, соответственно, выход стабилизатора питания преда на "землю". Светодиод индикации включения уся тухнет, а на самом деле усь остаётся включенным. Затем выгорают транзисторы стабилизатора и диодный мостик на питании стаба. Лечится заменой родного выключателя на мощные современные, где слаботочный выключатель коротит стаб на "землю" только на время нажатия кнопки.
2. Выходят из строя контакты реле Gruner - просто из-за старости. Лечил заменой оного реле на пару 24-вольтовых SHRAK RT315 с золотым покрытием контактов, ставил их в 2 этажа на то же место с удлиннением ног посеребряной жилой Ф 1,2 мм. Питание последовательно соединённых "Шреков" пришлось организовать добавлением отдельного мостика с ёмкостью от штатных ~48вольт питания стаба преда. В защиту вместо Gruner-а поставил РЭС55-А на 24 вольта, которое коммутирует питание Шреков. Всё это потому, что не хотелось "грузить" стаб на лишние 15ма парой параллельно включенных Шреков. Общее увеличение нагрузки на обмотку ~48в -
3. От времени истираются позолоченные контакты переключателя АС и замену ему найти трудно. "Грузить" обмотки трансформатора питания током для добавочных реле рискованно.
4. От времени истираются дорожки регулятора громкости и усь начинает "трещать" при регулировании. Проблема известна всем и, учитывая стоимость родных японских Альпсов RK16 100 кОм с отводом компенсации и "трещёткой" - почти непреодолимая!
А в остальном - прекрасный "немец" с полностью дискретным трактом, с платами модулей предкорректора и входных фильтров - от TELEFUNKENa, с "арийским" звуком невзирая на 8 (!!!) переходных конденсаторов в тракте звука. Мощные боковые радиаторы позволяют эксплуатировать усь и в 40-градусную жару. Выходные транзисторы в моём экземпляре - филипсовские BDV91 и BDV92, 60-вольтовые, а питание - +/-29,5вольт, пониженное. Pном.уся=35вт.
Александр Петрович, большое спасибо! С выключателем тоже была беда, и так же устраняли путем замены на новодел. Главный враг усилителя - старость.
Добавлю сноски на схемы и мануалы SABA http://www.saba.pytalhost.com/
(05-08-2011 16:10)Александр Петрович писал(а): [quote='DkossZoSo' pid='735825' dateline='1312417224']
4. От времени истираются дорожки регулятора громкости и усь начинает "трещать" при регулировании. Проблема известна всем и, учитывая стоимость родных японских Альпсов RK16 100 кОм с отводом компенсации и "трещёткой" - почти непреодолимая!
У меня именно это и наблюдается. Мжно ли найти оригинал переменника или может его аналог. Есть ли возможность восстановить старый?
Найти оригинальные Ф16мм Альпсы 100кОм гр.А с трещёткой и отводом для тонкомпенсации мне не удалось. Удалось купить комплект SABA MI212 + SABA MT201 в неплохом состоянии, правда у обоих проблема с выключателем сети, которую удалось решить закупкой аналогов: для уся - филлипсовского SW33, для тюнера - соответствующего KDCа с двумя вспомогательными переключающими группами контактов. Наилучшим решением были бы кшалтеры от фирмы NEC - NE182A2U, они 6-амперные. Но достать их.... На "новом" SABA MI212 также есть замена на УМЗЧ предоконечных BD388-BD387 на филипсовские BD139-BD140. Насколько она адекватна - не знаю. Но, к громкости, коммутатору источников и идентичности каналов вроде претензий нет. Немного "смазаны" высокие, но отчего это, - трудно сказать, - в "старом" усе тоже такое было, пока не заменил реле на Шреки и убрал переключение пар акустики - переключатель тоже стёрся, теперь выход на акустику один. Вобщем, из двух усей думаю всё же получиться собрать один полностью работоспособный, короче -все телодвижения с ремонтом - через донорство, другого выхода я не вижу . В "новом" регуляторы почищены и смазаны спецсмазкой, надеюсь, хорошей. Вот такое у меня получилось решение проблемы с регулятором громкости. Но уси от SABA мне очень уж нравятся. Кстати, тюнер МТ201 тоже очень неплох - мягкий, "сабовский" звук, аналоговый, уверенно принимает FM. Из цифровых источников отлично воспроизводит с компа - через звуковуху Asus Essence STX, похуже - с QLC350 + ZERO DAC.
Смерть - это всего лишь расплата за чудесную возможность ПОБЫТЬ ЖИВЫМ!
Не прошло и четырёх лет, как дошли руки до апгрейда старенького SABA MI-212, купленного когда-то на запчасти. Апгрейд почти бюджетный - из того что было в "запасах" пенсионера. Вобщем, усь был обстоятельно обследован: у Альпса на громкости протёрлись «подковы», реле Gruner – с уся SABA MI-215, 12-вольтовое вместо 24-вольтового родного, стаб на 45 вольт в итоге жутко грелся, оконечники не раз, видимо, ремонтировались, предоконечные транзисторы вместо BD387-BD388 заменены на BD139-140, звук сильно отличался от звука моего «эталонного» чёрного SABA MI-212 в худшую сторону, защита АС работала неправильно из-за заменённого сетевого выключателя без дополнительной группы переключения. Найти аутентичные BD387-BD388 оказалось неподъёмной задачей, в итоге было решено обойтись заменой оконечников на то, что было в загашниках «по тумбочкам» - на TDA7294, благо питание (+/- 32 в.) и радиаторы (по 2000см2) на боках уся это позволяли. Там же, в тумбочках «нашлись» также омроновские реле G6RN-1 c позолоченнями контактами, ёмкости – тайваньские полипропиленовые JB JFX Premium, сетевой выключатель Альпс с дополнительной группой контактов, на громкость – Альпс RK-09 с «трещёткой» и о/логарифмической зависимостью А. В итоге в усе были заменены:
1. громкость с RK16 на RK09 через переходную микроплату;
2. диодный мост УМЗЧ – на платку с 2Д213А, с охлаждением на общем со стабом радиаторе через слюдяную прокладку;
3. защита АС на базе «никитинской» - от отдельного созданного БП со стабилизацией питания реле;
4. сетевой выключатель – на Альпс, с выключением защиты АС при нажатии на него на 2 секунды;
5. радиаторы УМЗЧ были «оторваны» от корпуса и «заземлены» на «земли» своих оконечников;
6. стандартные модули УМЗЧ на TDA7294 были дооборудованы ФНЧ на входе, входные ёмкости – тайваньские полипропиленовые JB JFX Premium, 1,0 мкф; ёмкости, шунтирующие электролиты в цепи ООС – тоже JB JFX Premium, 1,5 мкф.;
7. для лучшего теплоотвода от TDA7294 были применены «теплоразмывающие» медные проставки 60х40х8 мм, тщательно пришлифованные и к радиаторам и к прокладкам из ВеО под TDA7294;
8. «родной» переключатель акустики из-за «выработки» контактов теперь выполняет функцию MUTE для акустики; при нахождении ещё одной пары OMRON G6RN-1 или SHREK RT-315 можно будет организовать вторую пару акустики;
9. кнопка ТК не работает ввиду отсутствия отвода на ТК на резисторе Альпс RK09.
Сейчас усь на прогреве, - надо отметить, что родной сабовский пред сохранил характерный «немецкий» окрас звуку уся, на что я и надеялся. Понемногу "распевается. Радиаторы почти не греются - не зря я медный "теплоразмыватель" применил. Вобщем, добрых 35 ватт на канал даёт, а мне больше 10 ватт и не нужно, у любой из трёх моих акустик минимум 90 дб/вт/м отдача. Пожалуй, я почти удовлетворён, надо ещё в режиме УПТ оконечники попробовать, для полного счастья, большего из TDA7294 не выжать. Удивительно чистый звук получился. Конечно, оконечники надо бы получше встроить, на дискретных элементах. Но может, кому-то опыт такого «бюджетного» апгрейда пригодится. Самое гланое в SABE MI212 - шикарный конструктив и ремонтодоступость к блокам, его очень легко апгрейдить, и, если нужно, - вернуть всё обратно - оконечники восстановлю когда-то и верну на старые места. Самое тяжёлое - достать Альпсы нужного размера и подходящего номинала. Или другие переменники нехудшего качества.
Ребята, есть пару вопросов по усилителю SABA MI-11. Даташита на выходные транзисторы BD 811 и BD 812 не могу найти. Может подскажите наиболее приближенный аналог из современных, например тошибовских или PHILIPS.
(24-03-2017 17:12)kolver писал(а): Ребята, есть пару вопросов по усилителю SABA MI-11. Даташита на выходные транзисторы BD 811 и BD 812 не могу найти. Может подскажите наиболее приближенный аналог из современных, например тошибовских или PHILIPS.
Вот уже была тема по транзисторам на другом форуме
_http://monitor.net.ru/forum/bd-811-bd-812-motorola-info-325469.html
063-623-07-33, 066-363-47-29 Viber.
Без музыки жизнь была бы ошибкой. (Фридрих Ницше)
Все приходящее, музыка — вечна! (к/ф В бой идут одни «старики»)
Друзья, рад такой веточке! У меня Saba vs 2080. Все было отлично, пока в какой-то непонятный момент тупо пропал звук. И тишина... . Есть идеи или к терапевту?
(06-06-2021 11:14)DmitryLK писал(а): Друзья, рад такой веточке! У меня Saba vs 2080. Все было отлично, пока в какой-то непонятный момент тупо пропал звук. И тишина... . Есть идеи или к терапевту?
лучше к терапевту, знаю в МСК обалденного мастера если что
"Джаз пропустит Вас в свою душу только тогда, когда Вы будете голодные на светлые чувства"(с)Gerom;
"Прежде чем назвать кого-то своим другом, приди к нему голодным и попросись на ночлег." (с)Роман Н.