Тональная ясность и тембровая достоверность.
|
Автор |
Сообщение |
Выразили согласие: | |
|
VladimirNB
Специалист
Откуда: Луганск - Харьков
Сообщений: 17 449
Репутация: 815
|
RE: Тональная ясность и тембровая достоверность. / 16-08-2012 17:51
(16-08-2012 15:15)radist08 писал(а): Вспоминаем теорию:
Звуковое поле (sound field) в точке прослушивания всегда состоит из двух компонентов. Первый — так называемый прямой звук, приходящий по прямой от акустических систем к слушателю. Второй компонент — диффузный звук, переотраженный всеми поверхностями помещения и приходящий с некоторой задержкой по отношению к прямому. Процентное соотношение прямого и диффузного звука зависит от нескольких факторов — от типа АС (узконаправленная, ненаправленная), звукопоглощения стен, пола и потолка (чем оно выше, тем выше доля прямого звука), геометрии помещения и пр. Все правильно пишите.
А были ли вы в студийной заглушенной комнате? А пробовали ли в ней просто разговаривать с другим человеком? А узнали ли свой и его голос?
Поэтому абсолютно бесполезно вообще сравнивать между собой акустику с разным типом излучения. В них звук просто разный. Каждый выбирает то, что ему больше нравится. А больше там прямого звука или меньше, этого вы все равно измерить не сможете, да и не зачем оно.
|
|
|
|
Выразили согласие: | nia |
|
VictorV
Ветеран
Откуда:
Сообщений: 11 474
Репутация: 612
|
RE: Тональная ясность и тембровая достоверность. / 17-08-2012 09:30
(16-08-2012 10:15)Rogozhin писал(а): Согласен с первыми двумя, с третьим нет. Любой звук, хоть компрессированный, хоть нет, имеет своим спектром гармоники различных частот и уровней. По-этому даже в супер-перекомпрессированной записи, не смотря на отсутствие "идейных" тихих элементов при улучшении динамики системы будет улучшаться передача структуры звуков. Не путайте ни себя, ни остальных - то что описано вами в третьем пункте было-бы актуально, только в случае, если бы музыка состояла из чистых синусов, причем без гармоник и интермодуляций, что не возможно в принципе. Это распространенное заблуждение и оно ошибочно. Александр, прочитайте мой первый пункт - он подразумевает все, что Вы написали. а в третьем я вообще-то сделал акцент на самой записи, а не на способах ее воспроизведения. и по большому счету на музыкальном центре и на очень хорошей системе существенной разницы в плане исполнения не будет - она изначально на стадии исполнения не была заложена в динамических нюансах такой музыки. а вот на акустической музыке такая разница будет катастрофической.
(16-08-2012 10:26)AntonZP писал(а): не туда смотрим.
перекомпрессированные цифровые записи больше страдают от отсутвия пиков чем от пианиссимо.
именно пики дают инструметам ясность и живость. смотрим именно туда. и пики несомненно тоже важны. про них не писал, потому что это подразумевалось само собой - про них здесь постоянно пишется, когда говорят о компрессии.
(Отредактировал 17-08-2012 в 09:36 VictorV.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Victor-Blues
Ветеран
Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
|
RE: Тональная ясность и тембровая достоверность. / 17-08-2012 11:25
(16-08-2012 17:51)VladimirNB писал(а): А были ли вы в студийной заглушенной комнате? А пробовали ли в ней просто разговаривать с другим человеком? А узнали ли свой и его голос? В принципе - всё верно, кроме самого главного - концепции построения акустической среды в контрольной комнате студии звукозаписи и музыкальной комнате/КдП достаточно сильно отличаются .
(16-08-2012 20:09)UncleStas123 писал(а): Все эти примеры с прямыми и отраженными волнами - это все не то. По простой причине: чисто конкретно прямое излучение бывает при молодецком гиканье в чистом поле. В остальных случаях вокруг нас всегда что-то есть, и это что-то если не рассеивает, то отражает, и мы всегда слышим смесь прямого, отраженного и рассеянного. Что от голосовых связок, что от бубна, что от струны, что их дудки
Эталон - звучание акустических инструментов в хорошем зале. Или хор в соборе. Где полно всяких отражений. Правда, удифильских сцены и глубины там нет ни разу, но то такое
"Так-то воно так, та тiльки трошечки не так..." - Вы не учитываете временную структуру отражений, то есть, не дифференцируете ранние и поздние отражения, а это-то, как раз, и является "камнем преткновения" .
Очень упрощённо, может даже несколько огульно - в больших помещениях формула звука выглядит, как "прямой звук от АС + реверберация", а в маленьких - "прямой звук от АС + первые отражения + реверберация". Не вдаваясь в подробности, первые отражения искажают прямой звук, "ломают" звуковую сцену и чётко обозначают размеры помещения, то есть, локализацию его стен и потолка .
Таким образом, подавление первых отражений является одной из основных задач акустической обработки небольшой музыкальной комнаты, как раз, с целью создания у слушателя иллюзии "атмосферы просторного помещения" и сохранения тембральной достоверности. А о какой тембральной достоверности может идти речь, если прямой звук воспринимается одновременно с высокоамплитудным тонально окрашенным отражённым сигналом (характер окраски определяется характеристиками материала и свойствами конкретной отражающей поверхности) .
"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
|
|
|
|
UncleStas123
Ветеран
Откуда: Київ
Сообщений: 2 697
Репутация: 180
|
RE: Тональная ясность и тембровая достоверность. / 17-08-2012 12:58
(17-08-2012 11:25)Victor-Blues писал(а): Таким образом, подавление первых отражений является одной из основных задач акустической обработки небольшой музыкальной комнаты, как раз, с целью создания у слушателя иллюзии "атмосферы просторного помещения" Это псевдо-цель. Это как использование химической вкусовой добавки в пищу
Цитата:и сохранения тембральной достоверности. Вы говорите, что отражения изменяют тембр. Т.е. у вашего собеседника тембр голоса в центре зала и у стены будет различный? И то же самое, тембр голос певца будет различным если слушатель будет двигаться из центра зала к стене?
Я таких эффектов не замечал. Детальность, или разборчивость изменяются, а вот тембр - если и меняется, то вполне неуловимо
Цитата:А о какой тембральной достоверности может идти речь, если прямой звук воспринимается одновременно с высокоамплитудным А какой коэфициент отражения у ограждения? Насколько отражение высокоамплитудно? И насколько отличаются спектры прямого и отраженного сигналов?
Качественно возможно так и есть, как Вы говорите. Но в реальности все определяется количествами
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
radist08
Ветеран
Откуда: Гондурас
Сообщений: 3 426
Репутация: 93
|
RE: Тональная ясность и тембровая достоверность. / 17-08-2012 13:02
Предлагаю прочитать Википедию раздел волна:
Волна́ — изменение состояния среды или физического поля (возмущение), распространяющееся либо колеблющееся в пространстве и времени или в фазовом пространстве. Другими словами, «…волнами или волной называют изменяющееся со временем пространственное чередование максимумов и минимумов любой физической величины — например, плотности вещества, напряжённости электрического поля, температуры.
Таким образом - волна это физический процесс.
Свойства волн при взаимодействии с телами или границами сред:
Если на пути волны встречается какой-либо дефект среды, тело или граница раздела двух сред, то это приводит к искажению нормального распространения волны. В результате этого наблюдаются следующие явления:
Отражение
Преломление
Рассеяние
Дифракция
Резонанс Пояснение: световые и звуковые волны имеют общие свойства.
Пример с фонариком не имеет отношения к длине волны, характеру излучения, и пр.
Еще раз - пример с фонариком иллюстрирует свойства волн, которые у света и звука одинаковые.
Цитата:
Лучом волны (геометрическим лучом) называется нормаль к волновому фронту.
Таким образом, пример с фонариком иллюстрирует луч волны для света и звука. Напоминаю, что звук и свет в данном примере ведут себя одинаково. Имеют направленность и свойства отражения.
(Если Вам сложно ассоциировать свет и звук, по свойствам - придумайте свой пример иллюстрирующий луч волны и свойство отражения)
Для VladimirNB
Я, уже писал, что существует масса литературы по физике и акустике.
Судя по ветке, многие забыли (или не знали что такое волна).
Ответ на Ваш пост.
Не понимаю, зачем Вы со мной пытаетесь спорить.
С заглушенной комнатой все просто и понятно.
Цитата:
1. Работая с искусственной акустикой, всегда следует снижать естественную реверберацию до минимума (как в зале Дворца Съездов в Москве) и создавать электроакустическую систему, которая бы полностью доминировала в акустике зала.
Рупор это и делает.
2. Комната прослушивания должна быть в меру заглушенной и оказывать минимальное воздействие на окраску музыкальную программы ( из статьи ОСОБЕHHОСТИ АКУСТИКИ ЖИЛОЙ КОМHАТЫ ДЛЯ HIGH-END АКУСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МТУСИ).
3. В соответствии с последними рекомендациями 1ЕС, для стандартной жилой комнаты площадью 20 м , предназначенной для прослушивания музыки, время реверберации составляет 0,4 +0,15 с. Эта величина главным образом зависит от степени звукопоглощения стен, потолка и пола. Сюда же следует отнести поглощение звуковой энергии мебелью, элементами интерьера и самого ( или самих ) слушателей.
Из той же статьи вывод:
Полное отсутствие или недостаточное количество отражений в помещении делают его непригодным для прослушивания музыки.
Предмет спора отсутствует.
Рекомендую к прочтению "Основы психоакустики":
http://www.klex.ru/6n5
(Отредактировал 17-08-2012 в 13:14 radist08.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Victor-Blues
Ветеран
Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
|
RE: Тональная ясность и тембровая достоверность. / 17-08-2012 17:40
(17-08-2012 12:58)UncleStas123 писал(а): ...подавление первых отражений ...Это псевдо-цель. Это как использование химической вкусовой добавки в пищу
...Вы говорите, что отражения изменяют тембр. Т.е. у вашего собеседника тембр голоса в центре зала и у стены будет различный? И то же самое, тембр голос певца будет различным если слушатель будет двигаться из центра зала к стене?
... А какой коэфициент отражения у ограждения? Насколько отражение высокоамплитудно? И насколько отличаются спектры прямого и отраженного сигналов?
Подавление первых отражений - это не псевдо-цель, это реальный комплекс мероприятий, позволяющий в маленькой комнате создать реальную иллюзию просторного помещения... Но ведь и сам формат СТЕРЕО изначально является фантомом .
А минимизация искажений оригинальной музыкальной информациии - это по Вашему более материально? .
Первые отражения действительно сильно изменяют тембральную окраску оригинального прямого звука и в этом достаточно легко убедиться . Проведите эксперимент: просто разместите в зоне площадок первых отражений на боковых стенах, например, большие подушки на стульях и сравните характер звучания... Или просто вспомните, как Ваш голос звучит в ванной комнате, в прихожей и в зале .
Создаётся впечатление, что Вы не совсем понимаете о чём идёт речь - локализация площадок первых отражений уникальна для каждой конкретной позиции АС/точки прослушивания. То есть, если Вы смещаете АС и/или своё кресло, то, соответственно, изменяется и локализация площадок первых отражений. Само собой, также заметно изменяется и характер звучания, поскольку изменяется не только и не столько соотношение между уровнями прямого звука и первого отражения, но и временная задержка достижения ушей слушателя отражением, относительно момента прихода прямого звука. В результате, Вы слышите звук, не являющийся, собственно, уже "прямым звуком", а отличающийся от него спектральным и фазовым составом. Эти отличия обуславливают эффект, так называемой, "гребенчатой фильтрации", но это уже, если таки решите разбираться с вопросом .
"... А какой коэфициент отражения у ограждения? Насколько отражение высокоамплитудно? И насколько отличаются спектры прямого и отраженного сигналов?" - да, на самом деле, всё очень просто:
- чем твёрже и глаже отражающая поверхность, тем выше коэффициент отражения и, наоборот (тот же ковёр, например);
- первые отражения тем и опасны, что до момента достижения ушей слушателя, они претерпевают одно единственное отражение от одной из стен, пола или потолка, которые в маленьких комнатах, естественно, расположены очень близко друг к другу. В результате, эти отражения имеют амплитуду немногим меньшую, чем амплитуда прямого звука. Для справки: в хорошей музыкальной комнате уровень первых отражений в течение первых 15 миллисекунд после пика прямого звука должен быть меньше уровня последнего не менее, чем на 10 дБ. (а ещё лучше - на 15 - 20 дБ.);
- как я уже говорил, отличие в спектре прямого и отраженного сигналов определяют свойства отражающей поверхности. Например, ковёр поглощает ВЧ/ВСЧ, следовательно, в спектре отражения этих частот будет меньше. Другой пример - зеркало хорошо отражает ВЧ/ВСЧ, как результат - их акцентирование в спектре отражённого сигнала.
Однако, и это ещё не всё! Временные задержки, определяют фазу, в которой отражённый сигнал "встречается" с прямым звуком перед ухом. Так вот, абсолютно очевидно, что на разных частотах фазовые сдвиги будут разными, но в этом различии присутствует и цикличность - опять же эффект "гребенчатой фильтрации"... .
(17-08-2012 14:26)Yuri S писал(а): В наушниках нет отражений, а слушать можно. Мне кажется что проблема помещения без отражений в том что отражения в ней есть, но не естественные, искаженные, которые регистрирует только слух, а приборам сее не ведомо. Вау! А это как? .
Юрий, ну зачем же сразу впадать в эзотерику - согласен, что законы физики не объясняют абсолютно всего, но "акустическая физика" реально "рулит", собственно, поэтому мне эта тема и интересна .
А, вообще, если, на грани "фола", то все отражения - зло, кроме реверберации, да и то в меру. Кстати, "крылатое" высказывание: "Полное отсутствие или недостаточное количество отражений в помещении делают его непригодным для прослушивания музыки" - это, как раз, по этому поводу .
"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
UncleStas123
Ветеран
Откуда: Київ
Сообщений: 2 697
Репутация: 180
|
RE: Тональная ясность и тембровая достоверность. / 17-08-2012 19:07
(17-08-2012 17:40)Victor-Blues писал(а): Подавление первых отражений - это не псевдо-цель, это реальный комплекс мероприятий, позволяющий в маленькой комнате создать реальную иллюзию просторного помещения... Создание иллюзии - это и есть псевдо-цель. А вот подавление первых отражений - это очень полезно, хотя и не для создания иллюзий
Цитата:А минимизация искажений оригинальной музыкальной информациии - это по Вашему более материально? . Да. Причем, намного более
Цитата:Первые отражения действительно сильно изменяют тембральную окраску оригинального прямого звука Вот действительно сильного изменения тембральной окраски я как раз и не слышу. Т.е. качественно эффекты как бы и присутствуют, но вот количественно кажутся совсем незначительными.
Ну да, все эти наложеня, гребенки на картинках выглядят угрожающе. Но ведь и аппаратура-то в большинстве не столь уж и линейна. Так может влияние еще одной нелинейности практически мало что меняет, в смысле было нелинейно, и стало нелинейно, хотя и чуть по другому. А у некоторых счасливчиков и вовсе нелинейности компенсируются?
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
parasound
Ветеран
Откуда: Алчевск
Сообщений: 894
Репутация: 247
|
RE: Тональная ясность и тембровая достоверность. / 18-08-2012 07:55
(17-08-2012 17:40)Victor-Blues писал(а): [quote='UncleStas123' pid='1245184' dateline='1345197503']
Однако, и это ещё не всё! Временные задержки, определяют фазу, в которой отражённый сигнал "встречается" с прямым звуком перед ухом. Так вот, абсолютно очевидно, что на разных частотах фазовые сдвиги будут разными, но в этом различии присутствует и цикличность - опять же эффект "гребенчатой фильтрации".... Поэтому необходимо тщательно подобрать место установки колонок. Даже 1-2мм уже иногда могут повлиять на тембральный баланс , расположение инструментов в пространстве и их визуальный размер. И углы на полу за акустикой, для эксперимента, попробовать заглушить, иногда помогает.
Я знать не хочу ту тварь кто спалит это небо (с) Наутилус Помпилиус
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
baheba
Ветеран
Откуда: Файне село Ялта
Сообщений: 4 050
Репутация: 202
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему: 8 Гость(ей)
|
|