История имеет начало с детства. Отец меломан, телемастер, фанат ламповых усилков, посему еще так сказать с малых лет меня заинтриговало слово "стерео" которому отец так радовался заимев касетник "электроника"... позже я записывал на касеты песни из телевизора которые показывали в воскресные утренники аля "проснись и пой". Тем временем меня ворожила магия мерцания огней люминисцентного индикатора уровня в такт музыке. Паяльник я научился держать лет с 10-ти, но как то вышло что от мира аудио меня утянуло в цифровую электронику. Тригеры, Счетчики, РПЗУ, светодиоды, микросхемы логики, Радио-86рк, первый компюьтер, язык программирования Pascal и т.д. и вот я уже давно закончил ВУЗ на программиста, в качестве увлечения микроконтроллеры AVR, ARM и т.д. Но вот пару лет назад занесло меня в сторону акустики. Сначала друг попросил звук в Авто, понравилось, захотелось ему домой и т.д... понесло поехало. Теперь иногда даже спать ложусь и засыпаю, уже с мыслью "а завтра надо попробовать кабель" или "этот операционный усилитель не подходит в мой фильтр, т.к. низкая частота"... вообщем даже жену иногда ставлю на второе место (кто знает поймет ).
Мне как художнику нравится творить, но творить больше не для себя а чтоб другие заценили, сам же всегда утверждаю, что нужно стремиться к лучшему и не зацикливаюсь на одном.
Свои труды ни когда не выставлял. Но вот теперь я поселился на форуме, где много единомышленников и посему решил начать вести некую темку где я буду пытаться демонстрировать свои достижения, а также публиковать сравнения технологических решений.
Начну с текущего проекта "Сяйво". Активная акустическая напольная система. Начало этому положил поиск качественной схемы усилителя для воспроизведения вокала. Выбор пал на усилители класса А. Покопавшись в интернете я решил, что за основу возьму усилитель JLH 2005 года (John Linsley-Hood). Немножечко видоизменил схему, переведен в инверсный режим, заточена под ИТУН. В целом остался при оригинальном решении. Посему авторства тут так сказать практически нету.
Долго мысля и пробуя найти ШП который охватит весь диапазон, я так и ни чего вразумительного не нашел (ну за те деньги, что я могу себе позволить на хобби). Долго подбирая(покупая) а также отложив не задействованные для других целей денамики. Из всего этого что подходит под этот усилитель есть только пара 8гд-1-25. Посему решил двух полоску. Немного послушав, я решил остановиться на случайно наткнувшиеся в одной фирме редкие винтажные динамики Dynacord/FE103 (Fostex). Его решил пустить на прямую без всяких фильтров, а лишь снизу подпереть пассивным бассом на советском НЧ.
На данный момент закончен один из вариантов усилителя прикручены динамики к небольшому щиту для предварительного прослушивания. Звук вроде неплохой.
Почему активная? Да потому что есть желание как можно меньше применять акустического кабеля. Также усилитель Имеет специфическую обратную связь от каждой полосы аккустики. Также отсутствие какого либо рода дополнительно функционала (регулятор громкости в УМ, селекторы, реле защиты и т.д.) благородно сказывается на качестве звучания.
Моноблок усилителя содержит тороидальный трансформатор, двухполярное питание. По питанию электролиты Хитачи 22000мкф\50в*2, в ближайшее время думаю испробывать мундорфы. Непосредственно на самой плате пока стоят Элна Силмик 2, в проходе мундорф м-кап400в, думаю попробовать новенькие мундорф эво. Мощность примерно 15-20ватт, при токе покоя 1.5А (а больше и не нужно).
По этапу работ буду выкладывать фото. Завтра будут первые.
Первые фото.
Макет усилителя (так сказать собранный на коленках)
Усилитель состоит из платы драйвера, к которому навесным образом соединены транзисторы ВК (Выходного каскада). Транзисторы ВК в данном макете я использовал MJ15003 (то-3 корпус), также пробовал множество других советские кт818 (кстати неплохо), 2sc5200 (не очень, усилитель не любит быстрые транзисторы), 2sc3858 (MT200 корпус, немного резковатые) MJL21194G (то-264 корпус). Как и было сказано мж15003 и мжл21194 лучше всего подходят для этого усилителя. После прослушивания я все же буду ставить мжл21194. К этим динамикам они подходят лучше всего. Была проба запустить в инверсном режиме, но звук в инверсном включении стал на этих динамиках более крикливый. Посему вернулся к исходному типу включения.
Следующим этапом будет работа над блоком питания. Впереди эксперименты с электролитами, а также хочу попробовать задействовать схему стабилизации. Заодно попробую выяснить на сколько влияет качество провода используемого в монтаже.
На фото присутствует щит для предварительного прослушивания. Пока черчу и расчитываю корпус. Делаю замеры Тиля-Смолла для НЧ. Склоняюсь к ЗЯ (закрытому ящику)
Не Рома а Руслан
Хитра обратная связь работает только для НЧ звена.
В классическом режиме в зоне резонанса динамика, сопротивление растет, в следствии этого получаем что мощность падает. Эта хитрая связь отслеживает изменение импеданса НЧ головки и в зоне резонанса т.е. наибольшего сопротивления увеличивает мощность. Да ты прав, это ИТУН, т.е. токовые.
Буду мерить уже по корпусу, в принципе 8гд-1-25 имеет низкую частоту резонанса (где то около 30 Гц), с учетом демпинг фактора усилителя мне кажется вполне хорошо будет звучать и классическое включение (вероятно даже лучше). Буду играться и слушать.
В мою голову как всегда вкрались сомнения.
И решил на выходных попробовать послушать еще и вместе с супертвитером, ведь даже в мануале есть рекомендации по включению с тветером. Вот думаю и попробовать, заодно уже точно буду знать нужен он или нет.
Так же пришел к выводу, что нужно делать Отдельным блоками монитор, и НЧ звено. При таком варианте можно будет перевести в режим активной фильтрации и биампинга или дополнительно подключить НЧ коробку по желанию.
Ага
Просто решил что отдельный блок мониторов более практично, т.к. можно и без басового звена использовать для мониторинга. Можно даже на стол поставить Да и потом по фазе дальше ближе регулировать проще. Правда еще не решил какой тип оформления выбрать, ЗЯ или ФИ. Склоняюсь к ЗЯ. Мне они больше нравятся - проще, расчетов меньше. Да и на сколько я понял для ШП с достаточно небольшим ходом это безопасней по отношению к нему, т.к. плотность воздуха ЗЯ не дает ему уйти в пределы хода.
Что касается твитера, то теоретически добавление твитера немного разгрузит ШП от сверх высоких частот, т.к. импеданс ШП в области ВЧ увеличивается то ток должен потечь по менее сопротивленному пути, т.е. через твитер
После длительного прослушивания и подбора решил что с супертвитером вроде как лучше, он дает то, чего иногда мне не хватает, это детализацию и локализацию. Твитер срезан очень высоко, где-то от 16кГц. конденсатором на 0.47мкф (т.е. первым порядком). Кстати не нашлось качественного конденсатора с нужным номиналом. Под рукой были желтые SX, какие то зеленые, мкт мелкие и к73-9. Советские оказались из всех лучше . Буду пробывать кларити кап и мундорф. Также поигрался с проходным в усилителе. Стоял Icel MPL 2.2uF(1%) 160V, попробывал Mundorf MCap 3.3uf(5%) 250v. Икель звучит нейтральней и правильней, но вот мундорф ярче и сочне. Но 250вольтая МКап это не лучшая, и немножечко черезчур ярковаты для этих динамиков. Так что пока Икель. Послушаю еще мундорф Ево и Супреме. Решил все же в качестве корпуса использовать ЗЯ. Объем около 8-ми литров.
Заменил проходной конденсатор в усилителе на Mundorf Evo oil 2.2uf (толстенький однако ), пока прогревается, но уже звук стал благородней и приятней в сравнении с Icel MPL 2.2uf и Mundorf MCap 3.3uF 250vdc. К твитеру пробовал Мундорф 0.47мкф 630VDC и с Mundorf Supreme 0.47uF-600v, по правде говоря в данном случае разницы я не уловил, возможно ввиду работы твитера с очень высокими частотами, и в этом диапазоне сложно уловить разницу. Оставил пока на прогрев, может с прогревом станет ясней кто из них лучше в твитер.
На выходных был интересный эксперимент. Сравнивал звучание обычных диодов, ультрафастов, и диодов Шотки. Диоды Шотки на мой вкус в этой системе звучат лучше, больше чистоты на верхах, шире сцена, и более артикулированное звучание струнных инструментов. Ультрофасты мне показались более кислые на слух. Какой то призвук и выпячивание по верхам. Также немножечко скорректировал номиналы усилителя. Добился более ровного звучания. В начале показалось что выразительность пианино стало не такое ясное. Но тщательно прислушиваясь по моему мнению это связанно с более высоким контролем на ВЧ. Стал отчетливо слышен удар по струне, и его затухание стало более естественное, не украшенное и не растянутое.
Миф о звучании диодов подтвержден. Для моей системы выбор диоды Шотки.
Ну ты Руслан даешь
Но хорошо что ты пришел к этому сам. Это правильно.
Просто шотткины дети, по сути, самые быстрые и у них нормируется уже не время восстановления, а емкость, что, в своем роде то же несет в себе частотные свойства. Да и к тому же наименьшее падение напряжения на диоде.
А "переключательные" искажения существуют, не смотря ни на что, и своим наличием, обуславливают рост гармоник высших порядков и интермодуляцию.
Ну теория то теорией, а водть практика... Если так разобраться, то теоретически разницы не должно быть, сам понимаешь на каких частотах эти все процессы протекают. Да и осцилом разницу ловил только при эксперементах с ИБП, на частотах около 100кГц. Судя по всему процессы проходящие даже на высоких (относительно звукового диапазона) частотах, влияют в итоге на и конечный результат. Удивляет правда что человеческое ухо это отлавливает. Хоть и давно уже не удивляюсь подобной эзотерике