В процессе переделки и соответственно знакомства со схемами многих усилителей Yamaha, обнаружил интересную схемотехническую особенность, которая в некоторых случаях позволит легко улучшить звучание системы, в некоторых режимах.
Обычно, все входы современных усилителей, кроме входа Phono, равнозначны - то есть имеют полностью одинаковые входные параметры (чувствительность, входное сопротивление, отношение сигнал/шум, коэфф. гармоник и т.д.) и реализованы по одной схеме. Следовательно и по звуку не отличаются - можно включить к примеру CD проигрыватель во вход Tuner, AUX или TAPE и звучание системы при этом не изменится. Чаще всего так и есть.
Но, из этого правила имеются и исключения, а в случае с усилителями Yamaha, еще и курьезные.
Многие возможно замечали, что у некоторых усилителей тюльпаны входов CD, а иногда и PHONO, в отличии от других, позолочены. Это сделано потому, что именно эти источники звука являются наиболее качественными. Иногда не только внешне, но и внутри схемы им уделено повышенное внимание. К примеру в усилителях DENON использующих в качестве селектора входов специализированную микросхему, входы CD и PHONO комутируются с помощью реле, в обход микросхемы (что лучше для звука). Так в частности реализованы входные цепи даже у бюджетных усилителей Denon PMA - 500, 510, 700, 710, на ряду с не дещевым Denon PMA-1500AE.
Отсюда вывод, касающийся таких усилителей;
Наиболее качественный или основной на данный момент источник, нужно подключать ко входу CD (PHONO не берем - тут без вариантов).
Причем если это CD плеер, то это как бы логично, но если к примеру другой, например ЦАП наряду с CD, и при этом ЦАП слушается гораздо чаще, то именно его нужно подключить к CD входу, а CD проигрыватель в любой другой (кроме PHONO разумеется).
Скажу сразу, разница не какая то космическая, но она все же есть и в хорошей системе заметна!
С усилителями Ямаха все гораздо сложнее - тут как оказывается CD вход, часто по звуку хуже! остальных. Понимаю, звучит шокирующе, но это факт, котрый имеет совершенно логичное обьяснение.
Скажу сразу, что это касается не всех усилителей этой фирмы - в каждом конкретном случае нужно смотреть отдельно.
Итак, как же так получилось, разумеется спросите вы?
Дело в том, что стандарт CD сам по себе изначально предполагает значительно более высокие обьективные тех. характеристики, по сравнению с другими высококачественными (бытовыми!) источниками звука. В их числе отношение сигшал/шум - 96 дБ и выше.
Так вот для реализации этого, столь высокого параметра ((который, как оказывается избыточен, поскольку в реальных (бытовых) условиях прослушивания, с реально достижимыми максимальными уровнями звукового давления и минимальным шумовым фоном, все равно не достижим)) потребовалось введение в цепь сигнала по CD входу (иногда не только по CD, об этом ниже), дополнительного усилительного каскада, с небольшим или единичным усилением.
То есть получилось так, что теоретически наиболее качественный вход "отягащен" лишним каскадом, который хоть и улучшает немного отношение сигнал/шум (что практически не заметно), но попутно сам полезный сигнал здорого искажает (что как раз хорошо заметно).
Фактически этот каскад в более дорогих усилителях сделан на дискретных транзисторах, а в тех, что подешевле, на микросхемах.
Иногда не только CD вход, оборудован подобным "улучшайзером" а несколько, а иногда все. Но даже тогда, на входе CD стоит например дискретный усилитель или более качественная микросхема, чем на остальных. При этом некоторые модели стереоресиверов фирмы, в силу меньшего внимания маркетологов фирмы к их параметрам, а большего к бюджету... к счастью вообще не имеют этого злосчастного буфера, ни по одному из входов.
То есть по каждому конкретному аппарату нужно смотреть отдельно.
Какой можно сделать вывод?
Для некоторых усилителей Yamaha, просто использование любого другого входа кроме CD, приводит к значительному улучшению звучания.
Причем здесь уже разница весьма заметна практически в любой системе и с любым источником, будь то хоть тюнер или канал М1.
(моим подопытным сегодня был AX-592 работающий на оригинальные, винтажные Yamaha NS-645).
Звук более прозрачный, легкий, естественный, не напрягает до более высоких уровней. В нем меньше гулкости, синтетики и "аппаратурности".
Вообще я так прикинул, возможно в значительной степени "определенное" звучание усилителей Yamaha, как раз связано с данной "фишкой", поскольку при серьезных, вдумчивых прослушиваниях, совершенно "логично" конечно же пользуются именно CD входом.
Так что владельцам усилителей Yamaha предлагаю поэксперементировать и поделиться впечатлениями.
По каждой конкретной модели (при возможности посмотреть схему) готов подсказать наиболее "правильный" вход.
Не знаю открою сейчас для кого нибудь Америку или нет-в усилителе Yamaha AX-596 удалил перемычки между Pre Out и Main In,подключил напрямую к мощнику CD проигрыватель Yamaha СDX-596
Все эти Pure Direct и CD Amp Direct только поганят звук
Конечно,любой пред /В Т.Ч. ВСТРОЕННЫЙ/имеет в составе:
-селектор входов /механический,релейный или на полевиках/
-регулятор громкости
-если включен темброблок.то обязателен усилительный каскад.а зачастую пользуют аж 2-один перед темброблоком.второй после...
-драйверные каскады согласования входных\выходных сопротивлений
-целый перечень разделительных емкостей,как правило-электролитов...
Так в любом случае-применение усилительного или драйверного каскада на м/сх всегда убивает в той или иной степени информационность сигнала...И дело отнюдь не в АЧХ...Как раз там-все в порядке...Проблема начинается с измененнием формы самого сигнала.а именно-фронтов,которые даже при небольшом спаде крутизны демонстрируют уже колоссальный провал в информативном плане...А кэтому еще прибавим зашумленность цепей питания этих самых ОУ,что тоже не лучшим образом влияет на микродинамику передачи...
Ну там межкаскадные емкости тоже "свое" привносят,серьезно придушивая информативность в ВЧ диапазоне...
Так что-как ни крути- максимально короткий тракт предпочтительнее
Наверное поэтому иногда полезно знать некоторые схемотехнические особенности...Это зачастую помогает облегчить поиски аппаратов,имеющих несколько большие потенциалы...
А в целом-кому то просто интересно проводить сравнения... И пусть им будет интереснее,и прчитав данную ветку они ринутся проверять разноподачу входов...
Ради интереса заглянул в :
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
Marantz PM-7003/PM-8003
Инструкция пользователя...
----------------------------------
• Буферный усилитель CD Direct. Входной буферный усилитель, предназначенный исключительно для сигналов с CD установлен поблизости от входных разъемов CD. Это высокоскоростной буферный усилитель, реализованный на дискретных компонентах, позволяющий избежать взаимных помех левого и правого каналов, и подать на предусилитель сигнал очень высокого качества.
-------------------------------------
Все верно. Меня тоже в тупик поставила схемотехника одной из моделей Ямахи -
есть типа директ СД - единственный вход который минуя все, можно подать прямо на регуль громкости и УМ, но черт побери именно по этому входу стоит буфер на дешевом ОУ... (Который я успешно и уинсталил).
Аналогично Marantz PM7001KI там он даже назван CD Direct buffer, довольно высоколинейная схема на транзисторах в классе "А". Но буфер удалил - стало лучше.
В некоторых схемах применение такого буфера обосновано, если он работает на селектор входов особенно на микросхеме и иногда на механике, низкое выходное сопротивление буфера способствует уменьшению переходной помехи на ВЧ по паразитной емкости селектора. Таким образом производитель страхуется от того что к входу может быть подключен любой СД, с любым межблоком и селектор вместе с буфером не уменьшит заявленные параметры по разделению каналов заложенных в формат СД. Для остальных входов разделения в 30-50дБ как бы уже и достаточно... Но, люди увлекающиеся музыкой, аудиофилы и т.д, как правило имеют что СД что ЦАП с очень низким выходным сопротивлением, хорошие межблоки, понятно что в данном случае буфер становится не нужным и вредным. Если хватает входов - тогда выход от такого СД можно смело подавать на АУКс или Тюнер - вполне вероятно получение более качественного звучания.
(24-01-2013 22:24)gloibuk писал(а): Ради интереса заглянул в :
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
Marantz PM-7003/PM-8003
Инструкция пользователя...
----------------------------------
• Буферный усилитель CD Direct. Входной буферный усилитель, предназначенный исключительно для сигналов с CD установлен поблизости от входных разъемов CD. Это высокоскоростной буферный усилитель, реализованный на дискретных компонентах, позволяющий избежать взаимных помех левого и правого каналов, и подать на предусилитель сигнал очень высокого качества.
-------------------------------------
Посмотрел схему Marantz PM-7003.
Действительно дискретный буфер на СД входе имеется, но точно такой же буфер имеется и на остальных входах, только стоит он после микросхемы электронного селектора входов.
Сигнал между двумя этими буверами на последующие цепи, выбирается с помощью реле.
Вывод - в этом усилителе вход СД наилучший по звуку, поскольку идет в обход селектора на микросхеме.
Эдгар, раз затронули такую тему - есть два вопроса к вам и к форумчанам:
- почему, при прослушивании CD плеера, подключенному к CD выходу усилителя звук ощутимо прозрачнее, если отключить от усилителя все остальные межблочники, оставив подключенным только сидюк? Проверял не только у себя - например, я убираю межблок из AUX усилителя (подключен комп, например), остается только подключенный CD - звук лучше!
-второй момент - очень ощутимо меняется звук (я сказал бы даже очень сильно), когда закрываешь RCA заглушками (теми, что не закорачивают) неиспользованные RCA гнезда усилителя - динамика возрастает, локализация улучшается... - очень качественный прирост. Можно легко проверить - покупаете самые дешевые RCA коннекторы и закрываете ими все неиспользованные RCA гнезда усилителя. Существуют фирменные заглушки в разных ценовых категориях, но я пока пробовал только коннекторами закрывать) Это проверял я и еще один форумчанин - мы оба заглушки оставили)
Почему такие изменения имеют место быть? Может, кто-то поделится опытом? Заранее спасибо!
Перебор в каком смысле? Попробуйте заглушки - это не на уровне "слышу - не слышу" а реальный шаг вверх в уровне системы. Я сам улыбался и пальцем у виска крутил) но таки убедили попробовать.
(30-01-2013 11:18)Bad писал(а): -второй момент - очень ощутимо меняется звук (я сказал бы даже очень сильно), когда закрываешь RCA заглушками (теми, что не закорачивают) неиспользованные RCA гнезда усилителя - динамика возрастает, локализация улучшается... - очень качественный прирост. Можно легко проверить - покупаете самые дешевые RCA коннекторы и закрываете ими все неиспользованные RCA гнезда усилителя. Существуют фирменные заглушки в разных ценовых категориях, но я пока пробовал только коннекторами закрывать) Это проверял я и еще один форумчанин - мы оба заглушки оставили)
Почему такие изменения имеют место быть? Может, кто-то поделится опытом? Заранее спасибо!
Надеюсь, я не сильно наоффтопил)
Объясняют положительное влияние на звук заглушек, блокированием РЧ помех наводимых на разъёмы. Они даже называются RF stopper. Решил и я провести такой эксперимент. Купил специализированные заглушки. На звучание влияют заметно, но в моём случае произошло ухудшение звучания. От дальнейшего их использования отказался.
(24-01-2013 22:24)gloibuk писал(а): Ради интереса заглянул в :
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
Marantz PM-7003/PM-8003
Инструкция пользователя...
----------------------------------
• Буферный усилитель CD Direct. Входной буферный усилитель, предназначенный исключительно для сигналов с CD установлен поблизости от входных разъемов CD. Это высокоскоростной буферный усилитель, реализованный на дискретных компонентах, позволяющий избежать взаимных помех левого и правого каналов, и подать на предусилитель сигнал очень высокого качества.
-------------------------------------
Посмотрел схему Marantz PM-7003.
Действительно дискретный буфер на СД входе имеется, но точно такой же буфер имеется и на остальных входах, только стоит он после микросхемы электронного селектора входов.
Сигнал между двумя этими буверами на последующие цепи, выбирается с помощью реле.
Вывод - в этом усилителе вход СД наилучший по звуку, поскольку идет в обход селектора на микросхеме.
Верно, в том же 7001 я переделал и функцию Директ - поставил реле - теперь СД и АУКс обходят все и подают сигнал прямо в УМ (через РГ).
На фото, реле смонтированы прямо на плате РГ, витые пары - это к соответствующим входам ( РСАшки), минуя все дорожки и пр. колечки - это и есть защита от РЧ помех.
По заглушкам - я разницы не заметил, возможно влияет именно в каждом конкретном месте интенсивность радиопомех.
(30-01-2013 11:18)Bad писал(а): Эдгар, раз затронули такую тему - есть два вопроса к вам и к форумчанам:
- почему, при прослушивании CD плеера, подключенному к CD выходу усилителя звук ощутимо прозрачнее, если отключить от усилителя все остальные межблочники, оставив подключенным только сидюк? Проверял не только у себя - например, я убираю межблок из AUX усилителя (подключен комп, например), остается только подключенный CD - звук лучше!
-второй момент - очень ощутимо меняется звук (я сказал бы даже очень сильно), когда закрываешь RCA заглушками (теми, что не закорачивают) неиспользованные RCA гнезда усилителя - динамика возрастает, локализация улучшается... - очень качественный прирост. Можно легко проверить - покупаете самые дешевые RCA коннекторы и закрываете ими все неиспользованные RCA гнезда усилителя. Существуют фирменные заглушки в разных ценовых категориях, но я пока пробовал только коннекторами закрывать) Это проверял я и еще один форумчанин - мы оба заглушки оставили)
Почему такие изменения имеют место быть? Может, кто-то поделится опытом? Заранее спасибо!
Надеюсь, я не сильно наоффтопил)
Первое имеет логичное обьяснение - при отключении других
источников звука от усилителя, уменьшается "емкость" входных цепей, поскольку сигнальные проводники всех входов (а они обычно параллельно друг другу вместе с "земляными", следуют по плате до селектора входов) отключаются от земли - подключенные (с обоих сторон) межблочники по переменному току, равносильны закороченным заглушкам.
Второе, что касается улучшения с незакороченными заглушками, я обьяснить не могу. Лежащий на поверхности аргумент в виде радиочастотного излучения, мне кажется не состоятельным, учитывая то количество РЧ фильтров, которое сопровождает сигнал по всему его пути следования в усилителе, начиная от RC цепочки у входных разьемов и такую низкоомность выходов источников сигнала, что даже на межблочнике без экрана, особо ничего не наводится. Опять же я так понимаю, что незакороченный шнуровой RCA разьем, служащий в качестве заглушки, со стороны провода открыт?
(30-01-2013 19:32)kay писал(а):
(30-01-2013 11:18)Bad писал(а): -второй момент - очень ощутимо меняется звук (я сказал бы даже очень сильно), когда закрываешь RCA заглушками (теми, что не закорачивают) неиспользованные RCA гнезда усилителя - динамика возрастает, локализация улучшается... - очень качественный прирост. Можно легко проверить - покупаете самые дешевые RCA коннекторы и закрываете ими все неиспользованные RCA гнезда усилителя. Существуют фирменные заглушки в разных ценовых категориях, но я пока пробовал только коннекторами закрывать) Это проверял я и еще один форумчанин - мы оба заглушки оставили)
Почему такие изменения имеют место быть? Может, кто-то поделится опытом? Заранее спасибо!
Надеюсь, я не сильно наоффтопил)
Объясняют положительное влияние на звук заглушек, блокированием РЧ помех наводимых на разъёмы. Они даже называются RF stopper. Решил и я провести такой эксперимент. Купил специализированные заглушки. На звучание влияют заметно, но в моём случае произошло ухудшение звучания. От дальнейшего их использования отказался.
Edgar писал в1 посте: Для некоторых усилителей Yamaha, просто использование любого другого входа кроме CD, приводит к значительному улучшению звучания.
Причем здесь уже разница весьма заметна практически в любой системе и с любым источником, будь то хоть тюнер или канал М1.
(моим подопытным сегодня был AX-592 работающий на оригинальные, винтажные Yamaha NS-645).
Если на тойже Yamaha AX-592 нажать кнопку CD-direct то синал со входа CD идет в обход буферного каскада (судя по схеме аппарата), выполненного кстати на дискретных элементах.
(31-01-2013 10:19)KSV писал(а): Edgar писал в1 посте: Для некоторых усилителей Yamaha, просто использование любого другого входа кроме CD, приводит к значительному улучшению звучания.
Причем здесь уже разница весьма заметна практически в любой системе и с любым источником, будь то хоть тюнер или канал М1.
(моим подопытным сегодня был AX-592 работающий на оригинальные, винтажные Yamaha NS-645).
Если на тойже Yamaha AX-592 нажать кнопку CD-direct то синал со входа CD идет в обход буферного каскада (судя по схеме аппарата), выполненного кстати на дискретных элементах.
[/quote]
Ошибаетесь, смотрите внимательнее схему.
[/quote]
Если я правильно понял, то выпаяв электролиты со входа CD-буфера С425 и С426 (согласно приложенной схеме) и включив источник сигнала на вход CD на подключенной к усилителю акустике я смогу слушать только тишину или собственные шумы усилителя?
Ошибаетесь, смотрите внимательнее схему.
[/quote]
Если я правильно понял, то выпаяв электролиты со входа CD-буфера С425 и С426 (согласно приложенной схеме) и включив источник сигнала на вход CD на подключенной к усилителю акустике я смогу слушать только тишину или собственные шумы усилителя?
[/quote]
Совершенно верно, ибо в режиме CD direct основной селектор исключается (его положение не имеет значения), сигнал снимается напрямую с выхода указанного буфера - переключатель CD direct показан как раз в активном состоянии и стрелкой путь прохождения сигнала.
В этом режиме сигнал (автоматически) идет в обход темброблока (баланса, лауднес). Для других входов (при деактивации режима CD direct) обход темброблока производится кнопкой pure direct.
Все это хорошо видно на структурной схеме, на стр. 9. (официального сервис мануала)
Здесь CD direct показан в деактивированном положении, pure direct в активированном.