Запись беседы с музыкантом (пресс-конференция плюс личные вопросы), состоявшейся в Одессе за несколько часов до концерта. Ян Акерман – экс-лидер группы «Focus», представил камерную программу: играл испанскую гитарную классику, свои вещи, в том числе и написанные для лютни (для их исполнения Ян перестраивал гитару, а на сцене зажгли свечи). Понравилась случайно услышанная после выступления голландца реплика дамы: «Какие изящные кружева»! Правда, в это время она будила всхрапнувшего мужа, но я вечером трудного рабочего дня весь концерт просидела, что называется, "с широко открытыми глазами". Поклонники фокусов-покусов, возможно, были разочарованы. Но афиша не врала: "акустический концерт"! Мастерский.

Итак, Ян Аккерман рассказывает:

- О Френке Заппе и влиянии его творчества на Акермана – гитариста.

- Заппа был одним из ведущих авангардистов - гитаристов в конце 70 годов, и его творчество прошло через всю мою жизнь… Он часто играл на одном аккорде, но с такой подачей и необычной окраской, что это нельзя было ни с чем сравнить. Я тоже пробовал играть в такой же «струе», но с собственным пониманием музыки – например, такая вещь, как «Фокус Покус» была написана под влиянием манеры Заппы. Хотя я не могу сказать, что он сильно повлиял на меня как музыканта при формировании манеры моей игры – скорее, своим профессионализмом. Это один из самых уважаемых мною музыкантов. Я встречался и играл с ним однажды. Это было в Лондоне в 1969 году – внезапно приехал Френк Заппа, и мы играли «сейшн». Все музыканты были европейские. Заппа сказал мне: «прекрасно играешь на гитаре! У тебя есть собственное лицо. Я бы даже пригласил играть тебя в моей группе!»
(Ян смеется).
- О происхождении своей фамилии – Аккерман, и Аккерманской крепости под Одессой (ныне называется Белгород-Днестровская крепость).

- Я думаю, что у меня есть русские корни. Моя тетя говорила, что моя пра-пра-пра-бабушка – из района Аккерман, где жили когда-то голландские торговцы, которые торговали между южной частью России и Голландией. Я считаю, что моя фамилия говорит об этом, но полностью я в этом не уверен. Я не желаю копаться в хромосомах и никогда этим не занимался, но считаю, что мои предки отсюда. Я хочу сфотографировать то место, где, возможно, они жили когда-то.

- О том, насколько критично относится Аккерман-музыкант к творениям Аккермана-композитора.

- Я не делаю такого анализа, когда играю свои вещи. Я пишу музыку потому, что в Голландии не очень приятная погода, и одна из привилегий музыкантов и артистов - сидеть дома в родных стенах и творить. Разница между мною композитором и музыкантом невелика – ведь я, например, импровизирую в процессе игры. Я не критикую себя – я уверен в том, что делаю.

- Об общении с другими музыкантами

- Я люблю джемы! Да, я играю с разными музыкантами, но это не запланированно, это просто существо момента. Раньше я чаще встречался с иностранными музыкантами, но сейчас предпочитаю играть дома в Голландии, со своими музыкантами, с которыми я играю в группе. Я считаю, они просто супер! Я их нашел одним за другим и постоянно играю с ними, когда ко мне приходит какая-то новая идея. Но мы не слишком общаемся – они моложе меня на целое поколение, они - как сыновья. Музыканты моего возраста по-старчески скрипят о том, как это все раньше было, как это было хорошо – мне это неинтересно. Мне нравится играть что-то новое, делать что-то новое…
Некоторые музыканты до сих пор играют те же три ноты, что и 30 лет назад – это просто нонсенс! (Ян пропевает нечто, похожее на Сантану – прим. О.П.).

- О «Фокусе» и о себе.

- Я, думаю, что ничего страшного в том, что мое имя прежде всего ассоциируется с этой группой, нет. Ведь я создал большинство самых хитовых вещей этой группы, а «Фокус» меня открыл… Нет ничего плохого и в том, что «Фокус» сейчас опять собрался и играет. Но эта музыка мне уже неинтересна. Я работаю над новыми идеями. «Фокус» – это моя юность и «струя», в которой я плавал, как рыба в воде (по этой фразе видно, что Ян действительно любит рыбалку, и у него домик в Голландии – на берегу реки - прим. О. П.). Мне приятно вспоминать те времена, но это внутри, и я не обсуждаю это с другими музыкантами. «Фокус» сейчас гастролирует и я говорю - хорошо! Хотя гитарист нового «Фокуса» играет в том стиле, в котором я играл 40 лет назад и группа пытается создать ту атмосферу, которая была в 70-е, но это не всегда срабатывает сейчас. Чтобы создать ее снова, нужно, чтобы все оригинальные участники «Фокуса» собрались, но я не знаю возможно ли это сейчас… Я был счастлив играть ту музыку в течение 5 лет, но потом сказал себе, - «хватит, пора идти дальше!». Странно ощущать, что каждое утро ты встаешь, идешь на концерт и знаешь с точность до доли секунды, когда мелодия начнется и когда закончится – все это достаточно тяжело переносить.

- О гитаристах прошлого и настоящего.

- Новое поколение гитаристов фламенко – вот это потрясающее, «грейт, абсолютли грейт»! В Испании можно зайти в какой-то бар, и там будет играть мальчик лет 14, которого никто не знает, играть потрясающе. Я могу подключиться, сыграть тоже пару вещей, просто почувствовать момент и сыграть пару «вкусных» аккордов. Знаете. Есть великие гитаристы – такие, как Би Би Кинг. Он оригинален, я очень люблю с ним играть «сейшн» (специально каких-то встреч я не ищу – это может произойти в любой момент, например, во время тура в Голландии или Англии). Вообще, конечно, блюз – это здорово, и есть великие блюзовые музыканты. Но… вроде бы какой-то концерт происходит, и знаете – будто свет включается - а никого нет дома, «ноубоди хоум»!… Глубоко корневой испанский фольклор - это наша европейская гитарная школа, и вот она действительно жива.
- Мнение по поводу фразы «Блюз - это когда хорошему человеку плохо»

- Нет, это ошибочная концепция, непонимание корней блюза. Суть не в том, что рабы работали тяжело… Би Би Кинг много раз играл со мной, и никогда он не был в плохом настроении, хотя он на себе почувствовал расизм, когда он собирал хлопок в Америке… Но он всегда очень рад играть блюз! Зачастую белые люди курят и употребляют наркотики, стараясь этим путем понять ауру и загадку блюза. Но… это абсолютное непонимание путей блюза. Кому-то дано это чувство – вот и все. Например, есть элементы блюза у Чайковского и Бородина, как я считаю.

- О том, как Ян слушает музыку.

- В моей коллекции больше классической музыки. Она сложная и глубокая, ее можно слушать все время. Конечно, просто играть и слушать - разные вещи. Я очень люблю просто слушать музыку без всякого анализа. Кто, что, как, поп или классика – неважно. Главное, что эта музыка «попала» в настроение и нравится. Без всякой оценки. Иногда бывает даже так, что я слушаю музыку, какую-то запись… Играет человек на гитаре, и я говорю – «ну надо же, он играет так, как я!» А мне говорят: «ты что, это же ты»! (Смеется)

- О музыке и о выборе гитары как «своего» инструмента.
- С двух лет я жил недалеко от церкви, и слышал, как там играют какие-то аккорды. У меня было маленькое пианино, и на нем я наигрывал мелодии. Моя тетя показывала мне фото отца, на которых он запечатлен с гитарой, и говорила мне, что он неплохо играл на гитаре… Когда мне было совсем немного лет, я взял гитару в руки. С тех пор я играю, гитара - это мой инструмент… Я просто делаю то, к чему лежит мое сердце. Это инструмент, с помощью которого я общаюсь с собой, с семьей, с людьми…. Наверное, это так у любого музыканта. В 1992 году я попал в автокатастрофу, и был парализован. И первое, что принесла в больницу моя жена Мэрион - гитару. Тогда я понял, что, только играя на гитаре, я смогу восстановиться. Я считаю, что это было откровение, знак… (Пока переводчик переводит, Ян качает головой и повторяет – да-да, в 92, девяносто два, девяносто второй…)
Гитара – это моя жизнь. И еще семья - это для меня все! Я домашний человек, провожу большую часть времени в Голландии… Хотя я бываю в турах... Приходите на концерты!

Публикуется с разрешения автора для данного рессурса.

Автор: Ольга Потехина (DPRP, InRock, Progressor)