(рецензия на Joonas Haavisto Trio 2013 Micro To Macro)

Новая комета финского джаза Joonas Haavisto в составе своего трио выпустил второй альбом под названием Micro To Macro”, что можно перевести как «От малого к большому».

Йонас Хаависто начал получать музыкальное образование в 7 лет в консерватории своего родного города Kokkola, играя на контрабасе и также участвуя в хоре мальчиков, а в 16 лет уселся за фортепиано. После окончания средней школы и службы в армии он поступил в 2002 году в хельсинкскую Академию имени Сибелиуса и начал играть в различных составах. Осенью 2004 года Йонас дебютирует с финским топовым биг-бэндом UMO Jazz Orchestra и в этом же году он принимает участие в проекте гитариста Jukka Tolonen под названием Cool Train band, с которым гастролирует по Скандинавии и Эстонии. Несмотря на свой юный возраст Йонас Хаависто играет вместе с такими прекрасными джазовыми музыкантами, как Jerry Bergonzi, Ron Mclure, Bill Watrous, Bertil Strandberg, John Fedchock, Jukka Perko и Jukkis Uotila.

Параллельно Йонас принимает участие в мастер-классах таких музыкантов как Randy Brecker, Dave Kikoski, Joey Calderazzo и Chris Potter. В 2005 году Йонас получил стипендию от Академии Сибелиуса и поступил в университет Майями (Frost School of Music), где обучался композиции у Рона Миллера и игре на фортепиано у Дуга Бикеля. Йонас также выступал солистом в составе финских камерных оркестров - Ostrobothnian Chamber Orchestra в 2007 и Chamber Orchestra of Lapland в 2008.

В 2011 в Академии Сибелиуса он получает степень Мастера Музыки. В этом же году трио Йонаса Хаависто принимало участие в нескольких джазовых фестивалях и играло в джазовых клубах Англии и Франции.

Кроме двух альбомов в составе собственного трио, Йонас Хаависто также принимал участие в следующих записях:

- Susanna Wahl, 2012

- Martti Vesala Quintet, YLE radio recordings 2011

- Eric Lindström Awardees, Eric´s Tunes 2011

- Mikko Pellinen Mini Big Band, Personal 2010

- UMO, YLE radio recordings 2004

- Cool Train, Tolonen plays Coltrane 2004

- Helmia, YLE radio recordings 2004

Не такой уж маленький послужной список.

Дизайн обложки Micro To Macro минималистичен, можно сказать, скуп и отражает темы микро, макро, пространства и гравитации. Тему пространства продолжают названия композиций альбома, пять из которых так или иначе связаны с космосом.

Весь материал альбома, а это - шесть пьес длиною почти в 36 минут, принадлежит авторству Йонаса Хаависто, что вдвойне интересно. Кто еще, кроме автора, мастерски владеющего инструментом, может лучше исполнить его сочинения? Вопрос риторический.

Спокойное начало альбома (1-ая композиция Light From Behind the Sun) служит своеобразной разминкой, ибо уже на отметке 1:05 начинаешь понимать, что это — не просто проходная работа неизвестного коллектива. Сразу обращаешь внимание на филигранную технику Йонаса, которая напоминает самого Киса Джаррэта. Какие вкусные трели! Если проводить некие кулинарные аналогии, то звуки фортепиано Йонаса — словно специи, которыми шеф-повар щедро приправляет основное блюдо.

2-ая композиция Sothis (один из вариантов названия Сириуса) развивает достигнутый первой композицией успех, эскапады нот безудержно льются из под пальцев пианиста, словно река в весеннее половодье, грозя поглотить слушателя, развесившего уши в ожидании музыкального откровения.

3-ая композиция — монументальная Circling Planets создает образ планет Солнечной системы, медленно и торжественно вращающихся вокруг нашей звезды посреди вечной Великой Пустоты.

4-ая композиция Is There Anybodyс легким восточным уклоном и напомнила мне пьесы и манеру игры Хораса Сильвера. Не самая плохая параллель, согласитесь! Мастерски владея рубато (а чем Хаависто владеет не мастерски?!), Йонас сотоварищи изящно обозначает рамки безумства красок в единственной пьесе, названием не вписавшейся в космическую тему альбома.

Задумчиво-лирическое начало 5-ой композиции Color Confinement настраивает на умиротворяющий лад, позволяя любоваться неспешными переборами черно-белых клавиш, а параллельное, в унисон с фортепиано, барражирование контрабаса удачно оттеняет главную тему.

Тревожно-маршеообразное кодирование внезапно перерастает в ажурную вязь легкомысленной босса-новы в последней композиции Partying Quarks (можно перевести как «Веселящиеся Кварки»), где бесконечные смены музыкальных тем и ритмов окончательно сбивают с толку добросовестного слушателя. Под занавес снова появляется уже знакомая латино-американская тема, чтобы замереть нежной прощальной трелью. Замечательное окончание альбома!

В принципе, весь релиз — один большой, непрерывный хит. Композиторский талант Йонаса налицо: органичные, цепляющие композиции скорострельными узорами фортепиано Хаависто легко проложат путь к розовой и нежной сердцевине слушателя. Группа поддержки в лице контрабасиста и барабанщика не отстают от своего командира, внося заключительные мазки в богатое полотно альбома.

Осталось послушать дебютный альбом Blue Waters (октябрь 2009), чтобы сложить полное мнение. Подозреваю, что на нем все композиции также написаны Йонасом. Альбом был переиздан в Японии в 2010 году, что само по себе уже показатель, плюс он собрал восторженные отзывы в финской прессе и в японском журнале Swing Journal.

Несмотря на молодость, тонкая, филигранная игра Йонаса Хаависто, его лаконичная, отточенная фразировка выдают в нем настоящего виртуоза, Мастера своего дела. Уверен, что впереди у него блестящее будущее, и он подарит еще много сладких аудиофильских минут участкам мозга, вырабатывающим морфиноподобные вещества.

Мои настоятельные рекомендации.

Оценка: 5 (из пяти).

Звукозаписывающий лэйбл: Fredriksson Music

Дата релиза: 6 февраля 2013

Имеется также японское издание — на Blue Gleam, у него другая обложка (светло-синих тонов), который был выпущен 17 декабря 2012 года.

Состав:

Joonas Haavisto - piano

Antti Lotjonen - bass

Joonas Riippa - drums