Вернемся в не такое уж давнее прошлое – 10 лет назад, 14 июня 2008 г., погиб самый известный в начале века и самый многообещающий европейский джазовый музыкант: пианист и бэндлидер Эсбьёрн Свенссон. Ему было всего 44 года. Он давно и всерьёз занимался дайвингом, но от несчастного случая в этом довольно-таки опасном увлечении не застрахован никто. Увы. Нам – любителям джаза – всегда будет не хватать его новых альбомов с такой смелой, энергичной, но изящной и красивой музыкой.

 

В ролике выше прозвучала пьеса I Meant You с раннего альбома трио Свенссона E.S.T. Plays Monk 1996 г. – в концертном исполнении на фестивале JazzBaltica. Тогда он только еще искал свой неповторимый стиль и вот-вот начинал находить его.

 

«В музыкальном смысле он был буквально лучом света, озарившим мир, потому что раздвинул границы жанра. Его музыка вдохновляла и радовала людей по всему миру», - так говорит о Свенссоне его менеджер и друг Бархэрд Хоппер. Это вовсе не просто красивые слова, которые принято говорить на смерть выдающегося артиста. Шведский пианист действительно сумел привлечь к джазу огромную аудиторию. Сначала в Европе, а потом и по всему миру – трудно назвать страну, в которой его бессменное трио не выступило бы за десять лет своего самого яркого периода карьеры. 

Многие критики и обозреватели в смятении от популярности пианиста утверждали, что Свенссон упростил джаз, адаптировал его для аудитории, предпочитающей рок-музыку, и что он даже ушел от собственно стилистики джаза, превратив свое творчество в шоу. Думаю, что это неверно. Просто-напросто шведский пианист был изумительным стилизатором, он возвёл эклектику, смешение жанров в ранг высокого искусства. А то, что он щедро применял на своих концертах световые и дымовые эффекты, не может обмануть внимательного слушателя и зрителя – все эти элементы шоу служили только для создания антуража… ну как, скажем, сценические костюмы. Сам Свенссон как-то в интервью сказал, что его трио, это рок-группа, играющая джаз. Пожалуй, весьма точное определение – именно джаз, а не джаз-рок!

 

Странная ситуация, конечно, сложилась с музыкой Трио Эсбьёрна Свенссона. С одной стороны, концерты, битком забитые молодежной аудиторией, а с другой стороны, многочисленные выступления и в лучших мировых джаз-клубах, и в престижных залах перед элитной джазовой публикой; альбомы, издающиеся тиражами, присущими поп- и рок-музыке, но при этом постоянные именно джазовые награды; присутствие в международных чартах поп-музыки наряду с Мадонной и Эминемом, и рядом с этим фактом – попадание на обложку консервативного джазового журнала Даун Бит. Кстати это трио – единственный европейский коллектив, который на то время удостоился появления на обложке Даун Бита за всю более чем полувековую историю этого журнала. Со всей очевидностью группа стала настолько ярким и необычным явлением в серьезной музыке первого десятилетия XXI века, что все просто растерялись, пытаясь каждый «перетянуть» их в свой музыкальный лагерь.

 

 

Это был концертный вариант композиции Elevation Of Love с альбома E.S.T. Seven Days of Falling 2003 г. Здесь музыканты уже активно используют препарированный рояль и педаль дисторшен для контрабаса. Свенссон умел придать минимальными средствами своему инструменту очень интересный необычный тембр. Обычно термин «препарированное фортепиано» предполагает многочасовую подготовку рояля, но швед поступает очень просто и остроумно, например, кладет на струны листы бумаги разной толщины и фактуры.

 

В общем-то, сам Свенссон рано перестал придавать значения всей этой возне вокруг названий и определений. Он говорил: «Я думаю, что поп-музыка противоположна не просто джазу, она противостоит любой серьезной хорошей музыке. И есть достаточно людей и в Америке, и в Европе, которые все еще покупают альбомы, интересуются музыкой вообще – невзирая на жанры – они просто хотят слушать хорошую настоящую музыку…». 

В интервью его частенько спрашивали, почему его группа мало использует электрические инструменты, а больше – акустику. Очевидно, интервьюеры полагали, что активное использование электроники само по себе уже придает музыке некое «современное» звучание. Свенссон развеивал их заблуждение. Вот его слова на эту тему: «Знаете, у меня и так есть целая куча синтезаторов, а у моего контрабасиста – бас-гитара. Мы даже пользуемся ими время от времени. Но это не главная наша задача и цель… наша задача – сохранить наш стиль с акустическими инструментами и изобретать новые акустические звучания… смешивать их. Я вообще считаю, что электронные инструменты имели смысл тогда, когда они предполагали творческий подход к поиску звука – во времена ранних синтезаторов Moog, ну нечто вроде этого. А теперь все запрограммировано и тривиально». Кто-то с таким выводом согласится, кто-то нет, но заявление вполне в джазовом духе.

 

Трио Эсбьерна Свенссона всегда было тотально импровизирующей группой. В этом также их джазовые крепкие корни. Все-таки подавляющее большинство рок-музыки изначально не предполагает глубокой импровизационности, и поэтому такой элемент вносит главный вызов как музыкантам, так и слушателям. Допускаю, что рок-аудитория, особенно молодежь, поначалу при первом знакомстве с творчеством Свенссона даже не осознает, что музыканты много импровизируют – их захватывает привычная ритмичная структура и энергия, которой порой в музыке даже чересчур. Думающие не-джазовые слушатели только потом, услышав одни и те же композиции во второй раз, могут осознать, что сыграны-то они по-другому. И это еще один путь к джазу.

 

 

Уже запись с фестиваля в Любляне 2003 г., фрагмент которой был представлен в «вышепроцитированном» ролике, показывает нам, как свободно мыслил Свенсон в те времена, а ближе к преждевременному финалу своей карьеры он и вовсе взял за обыкновение осознанно или неосознанно эпатировать «высокую» публику - и "препарированием" рояля, и абсолютно непредсказуемыми отклонениями от ожидаемой от него музыки, да и своим характерным изменившимся внешним видом, напоминавшим скорее не музыканта, а какого-нибудь биндюжника…

 

С одним из своих последних концертов он приехал в Москву – весной 2008 г. – где выступал в чопорном классическом зале им. Чайковского… к одетой в основном традиционно «парадно» филармонической публике вышел пианист, бритый налысо, в мешковатой тельняшке и таких же джинсах. Играя, он почти ложился на клавиатуру, постоянно гримасничал «про себя», полностью «исчезая» из реальности концертного зала куда-то далеко-далеко… некоторые его пьесы в те годы стали совершенно непонятными даже страстным поклонникам пианиста – Свенссон (что отлично слышно по его альбому 2008 г. Leucocyte) начал постепенно от своего образа «джазового рок-хулигана» уходить в невообразимые «параллельные» всем существующим стилям музыкальные миры. 

Сейчас уже невозможно сказать, какую музыку играл бы Эсбьёрн сегодня – спустя десять лет после гибели – поскольку за десятилетие своей основной карьеры он прошел стремительный творческий путь, дойдя до «крутого авангарда»… куда было двигаться дальше – очень интересный вопрос, но, увы, никак неразрешимый.

 

Во всяком случае, остается ждать, что мы в будущем по крайней мере услышим еще «новые» старые альбомы трио Эсбьёрна Свенссона – я имею в виду, разумеется, лучшие записи его многочисленных концертов… почему-то после его смерти вышел только один такой альбом – зимой этого года – под названием Live In London (запись 2005 г.).

 

И, конечно, очень хотелось бы надеяться, что музыка, подобная джазу Эсбьёрна Сверссона, будет появляться дальше и дальше в исполнении других коллективов, и некоторые примеры уже есть, например хорошо и довольно давно известное всем американское трио The Bad Plus, или недавнее джазовое «открытие» англичане GoGo Penguin, и ещё канадская группа BadBadNotGood … но повторюсь – к сожалению, шведского волшебника звуков нам будет очень и очень не хватать – заменить его полноценно, на том же уровне, пока что некем.

 

Rest in pease, Esbjorn.

 

В заключение рассказа о Свенссоне послушайте пьесу Sipping On The Solid Ground с альбома Tuesday Wonderland 2006 года. Чудесная музыка. Да ведь у трио Эсбьёрна Свенссона я, скажем, просто не знаю слабых проходных альбомов.