В этом году Оливеру Нельсону могло бы исполниться 87 лет. Композитор, аранжировщик, бэндлидер и саксофонист (да-да, именно в таком порядке) вообще ушел из жизни трагически рано, ему не успело исполниться 44, но сделанного им вполне достаточно, чтобы зачислить замечательного музыканта в когорту выдающихся мастеров современного джаза, оказавших, пожалуй, неоценимое влияние на развитие этого жанра в последние 50 лет.

 

Родился Оливер Эдвард Нельсон 4 июня 1932 года в городе Сент-Луис. А уже в 47-48 годах стал ведущим солистом в нескольких биг-бэндах. Потом работал в Нью-Йорке в знаменитом тогда ансамбле Луиса Джордана. Была в его карьере и непродолжительная работа в оркестре Дюка Эллингтона. Но Нельсон настолько увлекается аранжировкой и настолько кропотливо учится искусству композиции, что его полностью захватывает лишь работа над собственными проектами. У всех лидеров, с которыми он успел поработать – от Луи Беллсона до Дюка – он учится, учится, учится… его стремление к познанию музыки просто не имеет границ. 

Он не был, что называется, «на слуху у всех», как Майлс Дэвис или Джон Колтрейн, но Оливер Нельсон стал одним из действительно немногих людей, которых можно именовать в джазе полноценными, настоящими композиторами. В первой половине ХХ века такое звание — композитора — "официально" применялось в джазе в основном к творчеству одного человека — Дюка Эллингтона. Он сумел сам сделать себе репертуар, почти полностью отказавшись от тематики популярных песен и мюзиклов, что было для того времени уникальным достижением.

 

Ведь в джазе недостаточно просто придумать тему, чтобы считаться композитором — нужно уподобиться академическому сочинителю и добиться единства формы и содержания, увязать их с импровизациями. Не зря многие серьезные джазовые музыканты второй половины ХХ века так внимательно относились к академической музыке... изучали ее, чтобы использовать ее принципы в джазе. Нельсон вошел своим искусством в когорту таких джазовых деятелей, как Чарльз Мингус, Майлс Дэвис, Джордж Рассел, Энтони Брэкстон, Карла Блей, Джон Льюис.

 

 

Оливер Нельсон — автор самых разнообразных произведений. Это и обычные джазовые пьесы, и масштабные произведения, вроде семичастной сюиты «Афро-американские зарисовки», опусы серьезной камерной музыки, и наряду с ними аранжировки для биг-бэндов и популярных певцов, музыка для кино... да трудно даже представить, чем он НЕ занимался. Как всегда бывает с новаторами, он опередил свое время, но Нельсон при этом никогда не был авангардистом в чистом смысле этого слова — его музыка всегда тональна, то есть лежит в привычных гармониях, темы мелодичны, ритмическая структура регулярна, то есть ничего шокирующего и нарочито вызывающего.

 

Первый настоящий успех пришел к нему в 1961 году после выхода пластинки The Blues & The Abstract Truth — «Блюз и абстрактная истина» — джазового альбома, целиком построенного на структуре блюза, но с нестандартным его прочтением. Нельсон сумел для своего проекта собрать и выдающихся исполнителей. Достаточно назвать Билла Эванса, Фредди Хаббарда, Эрика Долфи... да ведь и сам автор был весьма незаурядным альт- и тенор-саксофонистом.

 

 

Композиторская работа настолько поглощает Нельсона, что он в большинстве записей, начиная где-то с 1962 года, является в основном аранжировщиком, дирижером, и только иногда еще и саксофонистом. Такое впечатление, что ему просто скучно было постоянно играть и гораздо интереснее — организовывать музыку. Все-таки не зря он с 54 по 59 год учился последовательно в двух университетах по классу композиции и получил две ученые степени!

 

Своими любимыми композиторами-классиками он называл Бартока и Стравинского, а из джазовых — Гила Эванса и Джорджа Рассела, но интересно, что влияние двух последних на его работы чувствуется гораздо меньше, чем того же Бартока. А его биг-бэндовые интерпретации известных классических блюзов в сопровождении органа и вокала Джимми Смита — это просто шедевры. У меня в свое время даже в голове такое не укладывалось — как это с биг-бэндом исполнять репертуар Мадди Уотерса или Джонни Ли Хукера, но перед Оливером Нельсоном можно только снять шляпу и низко поклониться. 

В 60-х годах Нельсон плодотворно работает с органистом Джимми Смитом, приглашая его записываться со своим большим оркестром. Тематика опять же самая разнообразная, просто поразительно широкая. Здесь опять и блюз, и интерпретации классики вроде прокофьевского Пети и Волка, и джазовая обработка знаменитой нашумевшей нью-йоркской постановки «Кто боится Вирджинии Вулф». Оливер Нельсон не боится никаких музыкальных тем, и он буквально завален работой... список записей тех лет с его участием просто поражает. Скажем, 64 год — 15 альбомов, 66 год — 14 альбомов, 70 год — 10 альбомов...

 

Он ездит со своим оркестром по Африке, работает в Голливуде... кстати, информация для тех, кто любит кино — музыку Гато Барбиери к фильму «Последнее танго в Париже» аранжировал и дирижировал оркестром на записи именно Оливер Нельсон. Голливуд всегда старался привлекать для работы над киномузыкой композиторов серьезных, непопсовых – это ведь одна из причин мирового успеха многих американских фильмов.

 

 

У Оливера Нельсона были все предпосылки к тому, чтобы стать великим продюсером — он не просто разбирался в серьезной музыке, он одновременно любил просто красивую песню и  разбирался также и в ней. Он продюсировал Нэнси Уилсон, Джеймса Брауна, Дайану Росс, любил писать музыку и аранжировки для эстрады и кино. Но ни в коем случае не забывал и джаз. Его биг-бэнд объездил в те годы все основные джазовые фестивали мира, а альбомы с ранее неизданными записями продолжают издаваться в изрядном количестве до сих пор — много лет спустя его смерти.

 

Работы Нельсона чрезвычайно расширили эстетические границы джаза, внесли в него новые выразительные средства. Он умудрился «привить» джазу и блюзу некоторые академические черты, не исказив структуру жанра, у него все звучит очень естественно и гармонично. Можно сказать, что Оливер Нельсон подвел промежуточный итог попыткам соединения в джазе искусства композиции и импровизации – перед тем, как эту тенденцию «подхватили» деятели нового современного джаза вроде Карлы Блей или Марии Шнайдер.

 

 

Вообще Нельсон — фигура сильно недооцененная у себя на родине. В толстенной американской джазовой энциклопедии ему уделена всего половина колонки, а об оркестровых работах с Джимми Смитом даже и не упомянуто. Хотелось бы восстановить справедливость в его отношении если не в Америке, то хотя бы здесь!