Если вы достаточное время в виниловой теме и следите за всевозможными новостями в среде звукоснимателей, тогда вы слышали, что картриджи London Decca не похожи ни на какие-либо другие звукосниматели. Это веское заявление, но это правда. Возможно, вы слышали, что у них лучшая динамика, более реалистичный звук, и они являются самыми быстрыми звукоснимателями. Это могло бы быть правдой, хотя они не смогли бы обеспечить эти характеристики лучше, чем это делает микрофон или мастер-лента. Возможно, вы слышали, что их трудно настроить и у них плохое качество корпуса. В этом есть доля правды. Все, что вы слышали, и плохое, и хорошее, в какой-то мере является правдой.

Звукосниматели London Decca несут на себе бремя прошлого. Их производство с 60-х до 80-х годов досаждало потребителей постоянными внесениями изменений в конструкцию. В эру усовершенствования производственных технологий, статистического управления процессами в компаниях Kaizen и Toyota, компания London Decca продолжала выпускать продукцию ручной сборки в Англии, где всеобъемлющее управление качеством медленно получало популярность (я могу привести много примеров из английской авто индустрии — невероятно привлекательные автомобили, которые распадались на части). С другой стороны, всегда были фирмы, как, например, Linn, которые производили товары высочайшего качества. Конечно, это уже решенный вопрос, и Великобритания снова обрела свое величие. В Европе, как и в Америке, движение «общего качества» медленно завоевывало популярность. Но я отвлекся.

 

Ранее компания Decca была известна плохим контролем качества, многим ее «фанам» приходилось покупать несколько образцов, чтобы выбрать хорошо работающий звукосниматель. Впрочем, даже если они и находили хороший образец, он не работал столь корректно, как большинство других звукоснимателей. Но как только они находили искомый экземпляр Decca, они радовались. По моему опыту звук Decca подобен звуку, который вы получаете при проигрывании ленты или из планарного громкоговорителя. Как только вы получите четкость и скорость, все остальное будет звучать медленнее по сравнению с этим. Другими компонентами, которые кажутся такими же быстрыми, являются 2-х дорожечные катушечные магнитофоны и ламповые усилители типа OTL. Это субъективное мнение, но усилители OTL не имеют трансформаторов, ленты имеют меньшую подвижную массу, а звукосниматели Decca не имеют иглодержателя и их подвес менее прочен, чем у других картриджей. Имея полностью субъективное мнение, я скажу, что никогда не встречал CD с такой скоростью звука, как у двухдорожечной ленты или виниловой пластинки. Я не знаю точно, почему это так. Или же, предельная скорость вызвана отклонениями в частотных характеристиках в области верхних звуковых частот (Decca, ленты и т.д.)? Это просто мысль.

 

Таким образом, для настройки звукоснимателей Decca много лет использовались тысячи записей, чтобы получить хорошее качество звука каждой из них. Есть несколько возможных причин, по которым эти картриджи имели плохую репутацию. В комплект Decca входили конические и эллиптические иглы предельно низкого качества. Как вам известно, конические иглы имеют большие гармонические искажения и низкое качество звучания по сравнению с гиперэллиптическим профилем, профилем с линейным контактом, VDH или другими необычными профилями. Поскольку в самом звукоснимателе мало потерь, он добросовестно воспроизводил все ошибки трекинга. Более того, корпус резонировал как музыкальный инструмент, отправляя шумы обратно в генератор. Я также хотел бы высказать предположение, что многие записи, которые не могли отлично звучать, фактически были плохого качества.

 

«… при использовании Decca, вы можете столкнуться с проблемами пластинки, настройки и прижимной силы, которые объясняются подвижными магнитами.»

Давайте предположим, что запись пластинки была плохой, и единственный звукосниматель, который показал это - Decca. Если другие ваши звукосниматели звучали отлично, то возможно проблема связано именно со звукоснимателем Decca? Он мог быть частью проблемы: он был «слишком» точным! По моему опыту работы с Decca, вы можете столкнуться с некачественными пластинками, неточностью настроек и прижима – все это свойственно звукоснимателям ММ типа. Другая потенциальная проблема Decca лежит в плохой виброразвязке от окружающей среды. Поскольку в конструкции Decca нет длинного иглодержателя с упругим шарниром, любая механическая вибрация или обратная связь, или недостаточная прижимная сила может привести в действие жестко установленную иглу. Decca может вылететь из канавки! Иногда вибрации могут привести к такому результату, какой я видел, например у Grado - это буквально «танец», когда вибрации, приводящие к ошибкам следования иглы (сначала в одном канале, затем в другом), заставляют иглу отскакивать от одной стороны канавки к другой, а также вверх и вниз, и по окружности. Звучание, как и зрелище - отвратительное. Если вы не уверены, что видели танец «Grado», вы его действительно не видели. Вы сразу узнаете его, когда это произойдет. У головок Grado «танец» менее слышен, так как они имеют длинный иглодержатель. Поскольку в Decca нет традиционного иглодержателя и подвески, ошибки считывания гораздо заметнее и слышнее.

 

Просто сравните Decca с автомобилем «Формулы 1» с очень жесткой и короткой подвеской, предназначенной для ровных дорог. К примеру, звукосниматель Denon DL102 подобен внедорожнику 4X4. Наихудшее, что может быть у звукоснимателя Decca, это большое расхождение в боковой и вертикальной податливости. Деформация железной пластины определяет боковую податливость. На вертикальную податливость больше влияет резиновый демпфер. В результате вертикальная податливость меньше, чем боковая. Это означает, что Decca перемещается по монофонической пластинке лучше, чем по стереопластинке. Канавка с сильным низкочастотным сигналом только в одном канале может вызвать ошибку следования, которая не произошла бы, если бы это был моно сигнал. Многие, в конце концов, потеряли веру в Decca, как в перспективный продукт, который никогда не был полностью реализован. Некоторые смогли найти действительно хороший экземпляр (или твикнули Decca, используя лучшие материалы) и стали жить с ним, даже если он временами выходил из строя.

 

Уместны и некоторые технические особенности звукоснимателя Decca, поскольку он отличается от всех стерео картриджей. На самом деле, Decca – это моно картридж с дополнительной вертикальной катушкой. Однако, мы знаем о чем редко говорят: компания Decca предложила инновационный метод для производства стерео пластинок, который был иным от требований системы 45/45, с которой мы знакомы. Их предложение предназначалось для системы, где горизонтальное (из стороны в сторону) перемещение иглы выполнялось в одном канале, а вертикальное (вверх/вниз) – в другом.

Таким образом, система Decca была сочетанием системы звукозаписи с вертикальными канавками (АКА - глубинная запись), которую использовал Эдисон и Патэ, и системы с поперечными канавками, которой пользовались практически все. Я помню, что Edison и Pathe прекратили использовать вертикальные канавки в середине 20-х годов, если я не ошибаюсь. В конечном счете, NAB и RIAA решили, что стереосистема 45/45 была лучшим путем решения вопроса. Я не считаю совпадением то, что в стерео картридже Decca использовался моно картридж с дополнительной катушкой для вертикального считывания. Использование вертикальной катушки позволяет моно картриджу стать стерео картриджем вследствие суммы и разницы с моносигналом. Непосредственно под вертикальной катушкой находится железная пластина, которая удерживает наконечник иглы. Когда вы устанавливаете звукосниматель Decca на пластинку, наконечник иглы практически невиден. Мне не хватает технического опыта, чтобы полностью объяснить работу этого картриджа. Поэтому здесь слово за производителем.

 

«Как и почему картридж Decca отличается от других, а, возможно, и превосходит их? Этот звукосниматель с «подвижной катушкой» или «подвижным магнитом»? Ни то, ни другое! Только более легкая, более тонкая и более короткая, магнитоактивная металлическая фольга, на которой крепится игла, образует всю подвижную систему. Это приводит к меньшей подвижной массе, чем в моделях с подвижной катушкой или подвижным магнитом.

Возможно, что картриджи LondonDecca единственные, у которых нет кантилевера, в традиционном смысле. Кажется, это укрепляет их ошеломляющий успех – говорилось, что London Decca«пахнет музыкальностью».

В других типах картриджей (как МС, так и ММ) иглы устанавливаются на длинном конце тонкой трубки (кантилевер), которая работает как покосившиеся качели. Короткий конец кантилевера касается либо катушки провода, либо магнита. В точке вращения гибкий «резиноподобный» рукав работает как шарнир, позволяя узлу игла/кантилевер реагировать на «покачивания» в канавке пластинки. Поскольку передняя секция кантилевера, на которой держится игла, намного длиннее, чем задняя, которая крепится к катушке или магниту, большое перемещение иглы преобразовывается в меньшее перемещение на катушке или магните, приводя, возможно, к тому, что картриджи с кантилевером будут звучать динамически сжато и не будет атак фронта. Инженеры LondonDeccaсообщают, что проблемы плохой динамики и вялых атак создает «резиноподобная» точка вращения кантилевера, которая имеет склонность поглощать существенное количество производимого. Также считается, что может произойти смазывание звука, на которое ссылаются как на «кантилеверый туман».

Конечно, в звукоснимателях London Decca нет длинного кантилевера и «резиноподобной» точки вращения, рассеивания и смазывания важной музыкальной энергии. Вместо этого, игла крепится непосредственно к магнитоактивной железной пластине, толщиной всего лишь несколько микрон, которая проходит через центр основной генерирующей катушки, расположенной на 1 миллиметр выше иглы! В некоторых аудиоисточниках считается, что применение подвижной пластины (MI-тип) является наилучшим. Я отказываюсь признавать, что какая-либо одна технология даст все ответы на вопросы. Все эти различные технологии имеют свои сильные и слабые стороны. Но, в звукоснимателях London Decca движения иглы не преобразовываются в меньшую величину, как в моделях с длинным иглодержателем. Движение иглы Decca непосредственно сканирует канавки, обеспечивая захватывающее дух «живое» качество исполнения. Слушатель поразительно ясно чувствует присутствие артиста рядом, в одной с ним комнате.

 

Автор: Phillip Holmes