Новые сообщения форума
|
Обзоры → Copland CTA405 под пристальным взглядомCopland CTA405 под пристальным взглядом
Как-то попал ко мне в мастерскую такой усилитель. На поиски неисправности ушло очень много времени и сил. Когда работы по Copland были уже закончены, я поймал себя на мысли, что разбираюсь в этом усилителе так, будто бы я его сам спроектировал и изготовил. Приобретенной в процессе ремонта информацией мне захотелось поделиться. Итак перед нами Copland CTA405. Он является полным ламповым стереоусилителем. Состоит из фонокорректора, линейного усилителя напряжения, усилителя мощности и блока питания. Усилитель смонтирован в изящном жестком корпусе закрытого типа. В основном корпус состоит из двух П-образных деталей. Первая деталь - это дно корпуса + задняя панель + передняя панель. Деталь выполнена как одно целое из листовой дюрали (сплав алюминия). Вторая деталь - это верхняя крышка + боковые стенки. Выполнена из листовой стали как одно целое. Третья деталь - это фальш-панель. Она изготовлена из дюрали толщиной 6 мм. Монтаж усилителей выполнен печатным способом. Все собрано на трех больших печатных платах. Печатные платы довольно качественные. Они двухсторонние с металлизацией. Покрыты защитной маской синего цвета. Маска настолько толстая, что под ней очень трудно рассмотреть топологию печатных проводников. Одна из плат установлена на передней панели. Это блок управления усилителем. Другая плата установлена на задней панели, это фонокорректор + предварительный усилитель. Самая основная плата - это усилитель мощности + селектор входов + блок питания. Есть еще четвертая маленькая печатная плата. На ней установлен регулятор громкости (используется моторизированный потенциометр Alps 615G50KAX2). Блок питания усилителя состоит из двух трансформаторов. один из них маленький капсулированный трансформатор. Он питает блок управления усилителем. Второй трехсотваттный тородидальный трансформатор питает весь ламповый усилитель. Теперь о лампах. Начнем от входа к выходу. Фонокорректор собран на двух двойных триодах ЕСС83 или же 12AX7. Отечественный функциональный аналог 6Н2ПЕВ. Предварительный усилитель выполнен на двух двойных триодах ЕСС88 или 6922. Отечественный аналог 6Н23ПЕВ. Эти лампы можно менять простым перевтыком. Усилитель мощности выполнен на следующих лампах. На входе усилителя мощности стоит двойной триод ЕСС83 или 12AX7. В одном баллоне такой лампы находится два триода. Один из триодов - это левый канал, а второй - соответственно правый канал. Дальше в каждом канале используется двойной триод 12BH7. Отечественный функциональный аналог 6Н6П. В оконечной ступени используется лампы КТ88. В экземпляре, что попал ко мне, стояли лампы 6550 произвоства General Еlectric. Советских аналогов у этих ламп нет. Я бы попробовал заменить на ГУ-50 или Г-807. Усилитель мощности двухтактный. Исполнен по ультралинейной схеме и работает в классе АВ. Смещение фиксированное, регулируется на каждую лампу отдельно. В цепи катодов ламп выходной ступени установлены предохранители на 1 А. На передней панели установлены: ручка переключения линейных входов, ручка регулятора громкости, кнопка Standby и кнопка контроля звукозаписи Tape. В центре панели имеются индикаторы включения входов и окошко приемника инфракрасных сигналов пульта ДУ. В комплекте поставки имеется пульт дистанционного управления RC-102. С помощью пульта можно переключать сигнальные входы, регулировать громкость и переходить в режим Standby. Этим же пультом можно управлять функциями CD-проигрывателей фирмы Copland. На задней панели расположены гнезда фонокорректора, гнезда линейных входов, клемы для подключения АС, сетевой разъем и клавиша включения сети питания. Акустические клемы производства WBT. На каждый канал используется по три клеммы. Одна клемма - это общий провод, вторая - для подключения 4-омной акустики, третья - для подключения 8-омной акустики. Выходные трансформаторы выполнены на Ш-образных сердечниках средних размеров. Трансформаторы производства датской компании Noratel. Питающий тороидальный трансформатор того же производителя. Производитель заявляет о минимальной индуктивности рассеивания и высоком магнитном потокосцеплении. Конструкция усилителя мне понравилась. Все просто, четко и понятно. Понравилось то, что все лампы находятся внутри корпуса. Владелец еще подумает, разбирать его или нет с целью засунуть туда другие лампы. Дети и домашние животные не смогут получить ожоги, сопприкасаясь с лампами, потому что доступ к ним ограничен. Однако вид открытых ламп многим нравится. Глядя на них, они получают эстетическое удовольствие и таким решением вряд ли останутся довольны. На борту усилителя очень качественный фонокорректор. Он рассчитан на работу со звукоснимателем с подвижным магнитом. Думаю, если взять звукосниматель с подвижной катушкой, но с высоким выходом, то все будет отлично работать. Я бы попробовал головку производства Benz-Micro Glider. У этого усилителя соотношение сигнал/шум 90 дБ. Это очень высокий показатель для лампового аппарата. Думаю, это достигнуто благодаря тому, что накалы ламп питаются постоянным током. Только накалы ламп оконечной ступени питаются переменным током (все 4 лампы от одной обмотки). Лампы ЕСС88 или же 6922 расчитанны на накал 6.3 В и потому их накалы включены последовательно и подключены к шине 12.6 В. Остальные лампы рассчитаны на накал 12.6 В. Лампы с 6-вольтовым накалом нужно менять только парами и следить за тем, чтобы они были абсолютно одинаковыми. При неодинаковых сопротивлениях нити накала может оказаться, что на одной нити 5 В, а на другой 7 В. Инженеры, которые проектировали этот усилитель, мало думали о ремонтопригодности. Ремонтировать такой усилитель крайне трудно. Чтобы что-то заменить, его нужно почти полностью разобрать, затем собрать и только после этого можно включить. Измерить режими ламп во время работы почти невозможно. Мне пришлось разобрать все, оставив почти пустой корпус. Затем установить трансформаторы и платы на испытательный стенд и так включать. В корпус все стало, когда работы по усилителю закончились. Осматривая печатные платы в микроскоп, можно увидеть микротрещины в местах пайки. Не стоит заморачиваться, дело не в этом. Платы с металлизацией и место пайки - это цилиндр высотой 2 мм + небольшая горка из припоя с двух сторон. Микротрещин такой глубины не бывает. Резисторы и конденсаторы, из которых изготовлен усилитель, довольно качественные. Почти все я демонтировал и проверил. Проверка дефектов не выявила. Панельки для пальчиковых ламп довольно качественные. К ним у меня нет никаких претензий. Панельки для октальных выходных ламп мне не понравились. Для себя бы я их заменил на советские. В процессе работы над усилителем я делал некоторые измерения. Выходная мощность у меня получалась без малого 80 Вт против заявленных 50. Диапазон вопроизводимых частот по уровню -3дБ по заявлениям производителя 100 кГц. По моим измерениям, всего лишь 35 кГц. Тут или же производитель просто соврал, или же провел измерения на мизерной мощности. По звуку Copland CTA405 - неплохой усилитель. Да, я видал и слыхал усилители и получше, но здесь сказать что-либо плохое язык не поворачивается. Тот нижний предел, при котором я могу не заморачиваться качеством и долгое время пользоваться, он успешно преодолел. Среди усилителей зарубежного производства такой звук это еще поискать. Я взял и сравнил его с ламповым усилителем McIntosh MA2275. Не смотря на то, что их произвели совершенно разные фирмы, в звучании обоих аппаратов было много общего. Никаких преимуществ McIntosh над Copland я не выявил. Для себя отметил, что эти усилители приблизительно одного уровня, хотя отличия в звучании, конечно же, есть. Неисправность, которую искал и которую искали многие до меня, все-таки нашел. На выходном трансформаторе ультралинейный отвод был плохо припаян к клемнику. Там висела сопля из припоя, но контакта там не было. Именно по этой причине усилитель во время включения в одном канале издавал такие звуковые эффекты, будто воспроизводил аудиозапись авиакатастрофы. Звуковые эффекты длились несколько десятков секунд, а затем все устаканивалось и работало. Почему-то вспомнились времена СССР. Тогда если кто-то покупал себе личный автомобиль, то сразу даже не пытался на нем ездить. Он обращался к автослесарю, которому доверял. Автослесарь разбирал автомобиль до последнего винтика, отмывал от смазки, затем все заново смазывал и собирал. Если какая-то деталь, по мнению автослесаря, была бракованной, то ее тут же меняли. Только после этого считалось, что на автомобиле можно ездить и долгое время под капот не заглядывать. Похоже, что так нужно поступать и с усилителями.
Редактор: Кулибин
2013-08-16 13:36:35
|