В свое время компания BBC (British Broadcasting Corporation) сделала большой вклад в развитие аудио/видео технологий. Те дни прошли, но аппаратура, разработанная BBC, до сих пор считается эталоном у многих ценителей. Среди громкоговорителей, действительно культовый статус получили BBC LS5/9. Неудивительно, что Graham Audio решили выпустить копию полочных мониторов Graham Audio LS5/9.

Небольшой экскурс в историю. BBC были флагманом в разработке высококачественных мониторных громкоговорителей, среди которых самой известной моделью являются LS3/5a (изначально разработанные для работы в очень маленьких помещениях, например в передвижных телевизионных станциях). В отличии от них, LS5/9 представляют собой пассивные среднеразмерные (с фронтальным портом фазоинвертора) двухполосные колонки, с типичным для BBC тонкостенным корпусом. Разработка акустической системы началась в 1983 году; считается одним из самых значимых проектов команды конструкторов BBC.

 

Сегодня, тем не менее, при внедрении LS5/9 на рынок могут возникнуть некоторые проблемы. Деталей не хватает даже для обслуживания оригинальных моделей, оставшихся от BBC, что уж говорить о том, чтобы полностью воссоздать оригинальную акустическую систему. Для создания полноценной копии LS5/9 необходимо было найти замену определенным компонентам. Поэтому Graham Audio решили привлечь Дерека Хьюза, сына Спенсера и Дороти Хьюз (основатели Spendor Audio). Дерек имеет огромный опыт создания громкоговорителей для BBC, и обладает почти «сверхъестественным» пониманием ключевых моментов этой акустической системы.

 

Хорошей новостью стало то, что оригинальный 34 мм твиттер с мягким куполом все еще изготовляется компанией Audax. А вот оригинальные 200мм НЧ/СЧ динамики от Rogers уже не производятся. Поэтому, вооружившись старыми спецификациями Rogers, Graham Audio поручили изготовление НЧ/СЧ драйвера британской компании Volt. Оба динамика не полностью идентичны тем, которыми были оснащены оригинальные модели LS5/9 30-летней давности, поэтому кроссовер нужно было серьезно переделать. Это оказалось сложной задачей, особенно в свете того, что финальный результат должен соответствовать стандартам BBC. Кроме того, было решено в качестве демпфера использовать не битум (что было стандартной практикой BBC в 70-х и 80-х), а более технологичное сверхплотное вещество. Это пошло на пользу не в плане акустики, но в плане прочности и долговечности. Что не поменялось, так это материал самого корпуса – березовая фанера. Колонки имеют одну пару входных разъемов (single-wired), и панель управления чувствительности твиттера, для возможности тонкой регулировки.

Классические LS3/5a были спроектированы для работы с практически любым усилителем и позволяли достичь максимально достоверного воспроизведения. LS5/9 более требовательны в плане электроники и позиционирования, чем обычные громкоговорители BBC. В теории, размещение LS5/9 проще, чем LS3/5a (несмотря на то, что помимо стандартного принципа равностороннего треугольника, LS5/9 нужно немного больше повернуть к слушателю). LS5/9 отлично работают с большими (в меру большими, конечно) транзисторными усилителями. Идеальный вариант – усилитель, по габаритам примерно совпадающий с Hegel H80. Если при прослушивании LS5/9 вы замечаете приятные средние, но ничего более – вы что-то делаете не так. При правильной настройке эти колонки просто «уносят». Правильная настройка подразумевает адекватный выбор остальных элементов системы, и, что очень важно, правильное размещение самих колонок – их нужно разместить именно так, как указано в руководстве пользователя, в ближнем поле. Если разместить их ближе и шире чем нужно, и поставить на жесткие 50 см стойки, то будьте готовы к сильному изменению на краях диапазона (особенно на инфранизких частотах).

LS5/9 хоть и представляют собой классический пример громкоговорителей от BBC, подходят для всех жанров. При малой громкости они отлично отображают партии пианино и вокальное соло (например, на альбоме The Vagabond Брина Терфеля).  Поднимите громкость еще чуть-чуть, и колонки начнут обращать ваше внимание на самые яркие моменты в масштабных оркестровых композициях (Elgar Cello Concerto в исполнении Жаклин Дюпре – обязательно к прослушиванию), затем джаз (Херби Хэнкок - Head Hunters), и, наконец, энергичный рок (Led Zeppelin, альбом BBC Sessions – на удивление качественно). Поначалу сложно привыкнуть к отсутствию яркости, которая присуща большинству современных динамиков; но чем больше вы слушаете LS5/9, тем больше понимаете, что эта яркость не нужна.

Когда слушаешь LS5/9, складывается впечатление, что находишься в комнате звукорежиссера, а не на сцене с живыми музыкантами. Музыка проецируется между и сзади громкоговорителей, а не непосредственно по направлению к слушателю. Тем не менее, звуковая картина невероятно точна – вокал находится четко по центру сцены. Вы можете точно определить, где находится каждый инструмент (как и полагается устройству, предназначенному для работы звукорежиссера), разделение звуковых образов просто бесподобно. К тональному балансу надо привыкнуть (что, в принципе, очевидно), но он действительно достоверен. Через некоторое время вы заметите, что расцениваете композицию не как обычный аудио любитель, а как звукорежиссер.

 

Акустические системы BBC часто называют старомодными из-за их звучания. Это не совсем верно, но если хорошо изучить Graham LS5/9, то становится ясно, почему многие так считают. Звук подается непринужденно, он не накатывает волной на слушателя, как это сейчас модно. При этом LS5/9 не звучат отстраненно, они звучат достоверно. Следующее утверждение может показаться довольно странным, но чем больше вы вслушиваетесь в то, как динамики LS5/9 воспроизводят музыку, тем больше понимаете, что это именно «музыка», а не просто «звук». В итоге мы слышим не затемненное/окрашенное/или еще какое-то звучание, мы слышим музыку, как она есть.

Конечно, звучание не может быть идеально достоверным. Качество ограничено размерами корпуса, что было понятно еще 30 лет назад. LS5/9 предназначены для помещения средних размеров; по производительности они находятся между меньшими по размеру LS3/5a и большими LS3/6. Вообще, не стоит считать эту акустическую систему «музыкальной панацеей» - если воспроизводить сжатый аудио сигнал на LS5/9, то он и будет звучать как сжатый аудио сигнал: не динамично, с неприятными высокими частотами. Но в итоге, совершенство конструкции динамиков LS5/9 (не забываем, что они прошли проверку временем – 30 лет), придают музыке ощущение весомости, заставляя слушателя воспринимать ее более серьезно.

 

Нам очень повезло – мы получили пару оригинальных BBC LS5/9 в хорошем состоянии, для сравнения. Главной отличительной чертой BBC всегда был высокий показатель идентичности продукции, что очень важно в условиях работы радиостанций, например, если нужно быстро заменить одну колонку из пары без заметного изменения характеристик. Если бы с Graham LS5/9 подобная операция не завершилась успехом, значит, эти громкоговорители не подходят для своей первоначальной цели. Но эти опасения не оправдались. Graham LS5/9 практически неотличимы от оригинала (по крайней мере, по звуку).

Да уж, с таким продуктом рецензенту непросто сделать однозначный вывод. Graham Audio BBC LS5/9 производят отличный звук… точно такой же, как и 30 лет назад. С тех пор многое поменялось, но, как показывает Graham, не обязательно в лучшую сторону. Конечно, найдутся те, кто последние 30 лет слушали колонки с ярким звучанием, которое с каждым годом становилось все навязчивее и навязчивее. Такие люди не оценят непринужденность подачи музыкального материала, которое предоставляет LS5/9. Но есть и другая категория людей, довольно многочисленная, которая считает, что современное аудио свернуло с верного пути. Для них, Graham Audio BBC LS5/9 станет настоящим подарком - одной из тех немногих акустических систем, которые не «заставляют», а «приглашают» слушателя насладиться хорошей музыкой.

 

Автор: Alan Sircom, Hi-Fi+, issue 107, JANUARY 2014