Компания Audio Note из Великобритании широко известна своей ламповой high end аппаратурой, своей уникальной философией и строгим подходом, определяющим качество звука их продукции. Они принципиально не используют транзисторы, только лампы. Они делали так всегда, и не собираются ориентироваться на модные тенденции. Audio Note считают, что залогом качественного звучания являются качественные компоненты, и поэтому производят их сами. Есть и другие принципы, которым они неуклонно следуют. Например, они убеждены что серебро — наилучший проводник: в их топовых моделях вся проводка из серебра высокой очистки, включая катушки кроссовера, трансформаторы и т. д. Также, по убеждению Audio Note, при цифро-аналоговом преобразовании не используется ни передискретизация, ни цифровая или аналоговая фильтрация. Это означает, что все побочные высокочастотные помехи звукового сигнала передаются на усилитель без каких-либо изменений. Это подойдет не для каждого усилителя, а большинство CD проигрывателей отфильтруют эти помехи. Смысл передискретизации состоит в том, чтобы фильтрация осуществлялась с менее крутой характеристикой, в результате чего отсекается больше помех в слышимом диапазоне. Но Audio Note считают наилучшим решением вообще отказаться от фильтрации, т.к. человеческое ухо не слышит эти помехи, а попытки избавиться от них приводят к ухудшению звука. Подобным принципом руководствуются такие компании как 47 laboratory и Opera Audio (например, в Opera Consonance CD120 Linear).

Audio Note CD1.1x это нижняя модель в линейке, но решения, примененные в ней, полностью соответствуют вышеописанным принципам. Передискретизация отсутствует, выходной каскад состоит из единственной лампы, выходные станиолевые конденсаторы с луженой фольгой, посеребряные выходные разъемы. Цена этой младшей модели в линейке тоже вполне в духе Audio Note. У других производителей не каждая топовая модель столько стоит!

 

Да, это настоящий проигрыватель Audio Note, а если это Audio Note, то стоит ожидать чего-то особенного. Но, на первый взгляд, аппарат выглядит совершенно обычным. Честно говоря, дизайн корпуса отдает примитивизмом. Собрано все, конечно, качественно, но выглядит совершенно не впечатляюще. Проигрыватель сам по себе довольно легкий, небольшой; разъемов минимальное количество – пара RCA выходов на задней панели и цифровой COAX. выход. Дисплей выглядит обычно, к тому же, если смотреть под углом, не очень хорошо видно, что он показывает. Пульт дистанционного управления тоже ничем не поражает. Когда нажимаешь кнопку 'eject', то лоток выезжает слишком шумно. Во что же Audio Note вложили столько денег? Очевидно, что не в дизайн данного аппарата!

 

Посмотрев внутрь корпуса, снова можно задаться вопросом: за что я заплатил деньги? На основной печатной плате расположено не более 20-30 компонентов, свободного места много. Должен признать, два больших трансформатора и выходные станиолевые конденсаторы выглядят внушительно. Но, как и с оформлением, начинка не выглядит дорогостоящей. Конечно же, мне это все без разницы – главное, чтобы звучало хорошо. Пара моих знакомых, оценив качество сборки и узнав цену CD1.1x, сказали, что «у них не возникнет ощущения гордости от обладания этим аппаратом». Единственная лампа - 6111WA – припаяна, заменить ее нельзя. Audio Note заявляют, что срок эксплуатации лампы - 100,000 часов, так что действительно, менять ее не понадобится. Время ее использования составляет 11 лет непрерывного включения. По крайней мере, за те 2 месяца, что я тестировал проигрыватель, проблем замечено не было.

 

Звук

 

Придется кое о чем вас сразу предупредить. Этот проигрыватель нужно достаточно долго «прогревать», и он требует качественной аудио мебели. Когда я только подключил его, поставив на свою старую аудио стойку Target rack, то я услышал «кашу», звучание было грубым и, местами, излишне громким. Звук Audio Note CD1.1x хорош во многих аспектах, но тогда их нельзя было услышать из-за этого «грубого» характера воспроизведения. И только после многих часов прогрева характер звучания стал смягчаться, и проигрыватель зазвучал намного лучше. А когда я разместил CD1.1x на платформу из сланца на четырех сорботановых ножках – он проявил себя во всей красе. Все CD плееры звучат лучше при хорошей платформе, но в случае CD1.1x качественная платформа просто необходима. Система состояла из предусилителя с трансформаторным входом Django, модифицированного усилителя Electrocompaniet ECI-2 и акустики Dynaudio Contour 1.8 mk2.

Если этот проигрыватель правильно разместить и достаточно прогреть, то становится очевидно, что это действительно стоящая вещь. Ни разу в жизни я не слышал CD плеера, обладающего такой потрясающей энергией звука, такой правдоподобностью воспроизведения. Как и у любого проигрывателя, у Audio Note CD1.1x есть свои нюансы, для некоторых жанров он подходит больше, для некоторых меньше. Но уж когда вы найдете тот стиль, в котором проигрыватель хорош – вот тогда вы получите массу впечатлений. Одной из главных особенностей CD1.1x является импульс - та сила, с которой он буквально «выталкивает» музыку. Бас ощущается всем телом, средние частоты отлично артикулированы. Благодаря этому, особенно внушительно звучит фортепиано – четкость и полновесность во всем диапазоне позволяет различить каждое нажатие клавиши, каждую отдельную ноту. Основная сила импульса находится несколько выше в частотном диапазоне, чем у Naim CD5x / Flatcap 2x, но все же, эти проигрыватели в плане ритма и темпа находятся на одном уровне. Средняя полоса частот отличаются детальностью и прозрачностью. Диапазоны НЧ и СЧ частот демонстрируют великолепную текстурность.

 

В общих чертах характер звучания CD1.1x немного напоминает студийную мониторную акустику, но без ограничений по нижним частотам. Из-за того что проигрыватель лучше всего проявляет себя на средних частотах, а не на краях воспроизводимого диапазона, иногда он звучит как рупорный громкоговоритель. В то же время, Audio Note CD1.1x ничего не приукрашивает, это по-своему «честный» по отношению к слушателю плеер: он, конечно, не абсолютно нейтрален, но близок к тому. Этот проигрыватель будет звучать волшебно с хорошими записями, но в той же мере плохо с некачественными, тем самым выявляя их недостатки. Из-за этой особенности CD1.1x, при прослушивании записи от вас не ускользнет ни одна деталь. Единственное место, где Audio Note CD1.1x добавляет что-то свое, так это сверхвысокие частоты (по крайней мере, мне так показалось) – местами они звучат немного резковато. Проигрыватель не страдает от обычной «цифровой резкости» звучания, как это обычно бывает, что само по себе уже есть огромный плюс, но и не является идеалом. Для меня эта небольшая резкость вполне приемлема, и я считаю, что в данном случае это наилучший компромисс: лучше оставить в звуке маленький изъян, чем пытаться скрыть его, и тем самым ухудшить общую картину.

 

Мне очень понравилось то, как CD1.1x передает пространство сцены. Сцена в меру обширна; я слушал плееры, сцена у которых обладает большей глубиной, но главное то, что сцена у CD1.1x подается непринужденно, естественно. Она больше надвигается на слушателя, чем у других плееров, но она скорее мягко обволакивает слушателя, чем давит на него. В сложных, комплексных моментах композиции сцена не становится однородной: напротив, отчетливо слышна каждая деталь, с надлежащим расстоянием между источниками звука. Бас отличается хорошим откликом и точностью, что помогает лучше воспринимать расположение музыкантов на сцене, и ощущать его буквально тактильно – всем телом.

 

Я также опробовал CD1.1x в системе своего знакомого: интегрированный усилитель Anatek A50, колонки Focal JMlab Chorus 714. С этой системой плеер тоже хорошо сработался, хотя мне и пришлось принести свою сланцевую платформу с сорботановыми ножками, для того чтобы Audio Note CD1.1x зазвучал как следует. Мой знакомый более критично отнесся к оценке высоких частот, возможно из-за того, что у его колонок были металлические твиттеры. Мне кажется, неразумно комбинировать CD1.1x с агрессивно звучащими транзисторными усилителями или с акустикой, имеющей металлические твиттеры.

CD1.1x в сравнении

 

Я решил сравнить CD1.1x с плеером Astin Trew AT3500. AT3500 предлагает более мягкое и теплое звучание, а если учесть тот момент, что он стоит на £200 дешевле чем Audio Note, то можно сказать, что это достойный соперник CD1.1x. На AT3500 я не включал передискретизацию, так что оба плеера работали в «родной» частоте дискретизации 16 bit 44.1 kHz. И все же, Audio Note CD1.1x звучал более «правильно» и естественно. Вот еще одно доказательство тому, что пуристский подход Audio Note - «никакой передискретизации» - имеет право на жизнь.

 

Astin Trew более «мягок» и не обладает столь точным басом как Audio Note. Astin Trew отличается тональной чистотой, но звук у него «вялый»; в тоже время Audio Note на высоких частотах может звучать несколько жестко. С другой стороны, на живых динамичных композициях Astin Trew может звучать слишком скучно, в отличие от Audio Note, который затягивает слушателя в самый эпицентр выступления, моментально привлекая к себе внимание. Astin Trew имеет типичную для ламп сочность в средних частотах; Audio Note, хоть тоже использует лампу, звучит более строго, сдержанно и нейтрально. Audio Note смело надвигает сцену на слушателя, заставляя его оказаться в центре событий, но делает это совсем не агрессивно, а с чувством такта. А вот Astin Trew кажется слишком «робким», стараясь не подпустить слушателя слишком близко, все для того, чтобы он чувствовал себя комфортно. Опять же, композиции с фортепиано подчеркивают сильные стороны CD1.1x, его превосходство над Astin Trew: партии фортепиано звучат мощно, чисто, и это очень, очень впечатляет.

 

Как вы понимаете, нельзя сказать какой из этих проигрывателей однозначно лучше – все зависит от вкуса и конкретной системы. Они разные. В одних случаях Audio Note предпочтительней, например с живыми, энергичными концертными записями. В других случаях Astin Trew звучит комфортнее, из-за своего спокойного характера звучания. Кроме того, Astin Trew скрывает недостатки плохих записей. Если можно так выразиться, то у Astin Trew звук характеризуется «комфортом», а у Audio Note – «музыкальной экспрессией». Можно провести аналогию с кофе: Audio Note CD1.1x это аппарат для тех, кто предпочитает чистый черный кофе. Т.е. молоко и сахар подсластят кофе, сделают его более приятным, но если вы хотите оценить вкус самого кофе, вы будете пить его без ничего. Чем лучше кофе, тем вкуснее он будет без каких-либо добавок. Чувствуете разницу? Audio Note CD1.1x обладает именно тем набором качеств, которые позволят вам насладиться музыкой, как она есть, без прикрас.

Вывод

 

Мне очень понравился этот проигрыватель. Определенно, это один из лучших аппаратов, которые я когда-либо слушал в своей системе. Audio Note CD1.1x нужна качественная аудио мебель, и его нужно очень долго «прогревать», и поэтому я советую вам не делать скоропалительных выводов об этом устройстве. Кроме того, вашим ушам нужно время, чтобы привыкнуть к уникальному характеру CD1.1x, не похожему ни на один другой CD плеер. Он, можно сказать, беспощадно показывает вам достоинства и недостатки каждой конкретной записи. Говорит правду, так сказать. Но не только этим он хорош, нельзя забывать об энергетике, о правдоподобности и естественности его воспроизведения. В этой ценовой категории, качество баса Audio Note CD1.1x не имеет конкурентов, а средние частоты просто великолепны. Единственный маленький недостаток, о котором можно вспомнить, это небольшая резкость на самых высоких частотах.

 

Если вам очень важен внешний вид устройства и качество сборки, вам лучше поискать другие варианты. Если вам нужно очень мягкое, комфортное звучание, следует обратить внимание на другие проигрыватели. Тем не менее, я без малейших колебаний рекомендую вам этот плеер. Это действительно стоящая, уникальная вещь, и если ее характер придется вам по вкусу, то я гарантирую, вы будете без ума от Audio Note CD1.1x.

 

Автор: Maarten van Casteren