В наши дни винил становится все популярнее. Тенденция вполне очевидна, следовательно на нашем рынке появляется все больше продуктов для воспроизведения винила. В одном из номеров „High Fidelity” мы писали обзор на LP проигрыватель Kuzma Reference (в комплекте с тонармом от Kuzma), картридж для которого разработали ZYX. Как и любая серьезная компания, японская ZYX была создана для выполнения конкретных задач, которые в данном случае определяет мистер Хисаойши Накатсука (Hisayoshi Nakatsuka). Он является одновременно и президентом компании, и главным конструктором. Он решил создать компанию ZYX после длительного изучения головок звукоснимателей, которые в тот момент были доступны на рынке. Он понял, что большинство картриджей, с точки зрения механики, имеют симметричную модель, в то время как с точки зрения электричества конструкция картриджей вносит «временные искажения». Хисайоши-сан пришел к выводу, что в результате этих искажений звук левого и правого каналов отличаются друг от друга. Поэтому он и создал компанию, цель которой состоит в том, чтобы создать картриджи, у которых этих временных искажений не будет. Название компании ZYX отражает основную идею – выделение сигнала по временной оси. А как дешифруется эта аббревиатура, спросите вы? Как указано на сайте компании, ZYX означает взаимосвязь трех составляющих – времени (Z), амплитуды (Y) и частоты (X). Но нельзя забывать, что это японская компания, поэтому название ZYX трактуют также с позиций Конфуцианства: Время (Zi) обладает Бесконечной (k Ku) Чистотой (Su).

Мистер Хисайоши Накатсука чистокровный японец, родом из префектуры Нагано, и много лет проработал в аудио индустрии. После окончания университета, он устроился на работу в отдел исследований и разработок компании Trio (теперь это Kenwood), где разработал первый в мире «оптический картридж». Следующей ступенью его карьеры стала работа в известной датской компании Ortofon, где Хисайоши-сан разработал картридж, который получил огромную известность - Ortofon MC20. В 1976 он был нанят Namiki Precision Jewel – компанией по производству картриджей, где он руководил OEM отделом. Под его началом этот отдел разработал множество специальных версий тонармов, которые затем продавались под именами разных брендов. С помощью Namiki Precision Jewel, в 1986 он основал собственную компанию ZYX, которой руководит до сих пор. В результате работы Хисайоши Накатсука было реализовано более 15 собственных патентов.

 

В компании ZYX нечасто появляются новые модели. Картридж, о котором идет речь в данном обзоре - R-1000 Airy3 X/TB, был разработан более 10 лет назад, в 2004 году. По самому наименованию картриджа можно много чего узнать: R-1000 это номер линейки, к которой он принадлежит, Airy3 это название данной конкретной модели, X это версия, TB это тип крепления к тонарму. Более подробно технические особенности описаны в главе «Конструкция» данной статьи. Ключевой особенностью Airy3 является особый способ намотки катушек, пара которых образует генератор «истинного стерео» (Real Stereo). В Airy3 иглодержатель представляет собой цельную конструкцию из бора; игла – алмазная Micro-Ridge с предполагаемым сроком службы 2000 часов. Рекомендуемая производителем прижимная сила – 2 грамма. Но стоит вспомнить обзор Airy 3x-SB из журнала „10 Audio”. Обозреватель протестировал ряд тонармов, и с одними тонармами он придерживался рекомендуемой прижимной силы, а с другими выставлял несколько бОльшую - 2,1 г. Так как Airy3 X/TB позволяет выставить прижимную силу вплоть до 3 г, я решил поэкспериментировать, тем более, если выставить прижимную силу чуть выше рекомендуемой производителем, вряд ли это как-то скажется на долговечности констукции. Наилучший результат по качеству звука был достигнут с тонармом SME 309 и прижимной силой 2,15 г. ZYX рекомендуют импеданс нагрузки более 100Ω – я использовал 200 или 220 Ω. На фонокорректоре RCM Audio Sensor Prelude IC уровень напряжения я выставил на 0,4 mV. Тестирование проходило на трех разных вертушках: Transrotor Super Seven La Roccia 07 TMD, Origin Live Aurora Mk III/Onyx и Funk Little Super Deck.

Звук

 

У обозревателя всегда есть соблазн находить у рассматриваемого продукта именно те качества, которые являются «фирменным» отличием данного изделия. То есть, к примеру, если производитель сосредоточил свои усилия на достижении правильного тонального баланса устройства, то обозреватель при прослушивании этого аппарата будет концентрировать свое внимание именно на тональном балансе. Таким образом, если компания была создана с целью улучшения звучания картриджа во «временном» аспекте, то очевидно, что пользователь, зная об этом, в продуктах этой компании с первых секунд прослушивания будет искать именно эту временную характеристику. Поэтому очень легко переоценить продукт, основываясь лишь на одном аспекте звучания. Если сосредоточиться на одном единственном элементе, то легко потерять представление об общей картине. В случае с Airy3 X/TB, не следует рассматривать один только фактор времени, который является одним из многих факторов при оценке звучания - данный картридж интересен всем своим звуковым полотном.

 

Когда мы слушаем аналоговый источник, мы ожидаем услышать «теплый» звук. Это стереотип, и мы ничего с этим не можем поделать. Но если вы уже не новичок в виниле, то должны понимать, что существует намного больше оттенков винилового звучания, которые невозможно описать одним лишь прилагательным «теплый». ZYX, в первую очередь, предоставляет чистый и динамичный звук. ZYX великолепно передал многочисленные динамические оттенки альбома Ark Брендана Перри (Brendan Perry), и неплохо отыграл не особо впечатляющие своей динамикой польские записи Urszula. Давно не слышал, чтобы они звучали так хорошо. Лишь некоторые картриджи премиум класса воспроизводили их лучше. ZYX, при своей цене, звучал просто отлично, он вдохнул жизнь в эти записи. Он извлек из этих старых, «плоских» (как мне казалось) записей то, что заставило меня пересмотреть мое к ним отношение: теперь я оценил их настоящую ценность с точки зрения музыкальности, ритма и гармоники. Звук у Airy3 X/TB уютный, домашний, с чувством контроля, но в то же время он может быть «диким», агрессивным и преподнести вам парочку сюрпризов. Но главное в нем - это чрезвычайно точная передача звука. И дело не столько в сверхвысокой детальности, сколько в способности концентрировать ваше внимание на моментах, которые важны именно в эту секунду. По мере того, как я прослушивал все больше и больше записей, я стал замечать невероятный баланс между открытостью звучания, его теплотой, чистотой и динамичностью. Такой прекрасный баланс возможен благодаря высокому разрешению.

Как я уже неоднократно замечал в своих обзорах – чем выше разрешение, тем теплее звук. Для меня это утверждение стало аксиомой. Я неоднократно находил этому подтверждение. Такую теплоту можно заметить только в головках звукоснимателей, которые имеют значительно более высокую стоимость. В менее дорогих устройствах, теплота используется для того чтобы замаскировать недостатки. Когда вы начнете слушать ZYX, вы заметите одну интересную деталь – звук этого картриджа сам по себе не обладает теплотой. Но если на записи глубокий, теплый звук, как на упомянутой пластинке Брендана Перри, тогда музыка, исходящая из вашей акустики, будет не то, что «тепла» – она просто закипит от энергии. Такое происходит с цифровыми записями, которые «перевели» в аналог. Но с оригинальными аналоговыми записями, такими как переиздание The Voice Синатры от Classic Records, или Lady Day Билли Холидэй, мы получим теплое, но лишь слегка приглушенное звучание (оригинальный материал с десятидюймовых пластинок 78 об/мин.). Что интересно в этих записях, так это то, что они предоставляют очень чистое, открытое и детальное (особенно учитывая цену) звучание, и при этом никто не пытался скрыть недостатки. По моему мнению, там и скрывать нечего.

 

Без сомнения, на рынке есть более захватывающие (в плане звука) картриджи. Но их проблема состоит в том, что после первоначального восторга, послушав их немного дольше, они покажутся вам скучными. Тем не менее, играют они прекрасно. Но если у меня есть огромная коллекция виниловых записей, то разве не очевидно, что я хочу слушать как звучат мои пластинки, а не то, как звучит мой картридж? Но выбирая между предельно точным, неокрашенным звуком, и частично теплым, насыщенным, пусть и не на 100% тонально сбалансированным звуком, я выберу второй вариант. Мне кажется, тональный баланс это не самый важный элемент в звуке, и он никогда не должен становиться приоритетом для производителя аудио аппаратуры. У лучших образцов hi-fi аппаратуры тональный баланс достигается естественным путем, без дополнительных усилий. Первый вариант звука, который я упомянул, то есть сухой нейтральный звук, для меня не подходит. Если вы продемонстрируете начинающим аудиофилам такой звук, то вы потеряете их раз и навсегда. После такого, вряд ли кто-нибудь из них захочет быть аудиофилом. Но если вы покажете им звук, который эмоционально воздействует на слушателя, тронет его душу, то будьте уверены, что человек надолго полюбит такой звук.

Но вернемся к нашему картриджу. Что делает его таким интересным, так это чрезвычайно чистый, быстрый звук, с хорошим тональным балансом. При этом он не слишком нейтрально-безжизненный, слушать его очень приятно, и от него не устаешь. Да, звучание приятное, и при этом не теплое. Именно поэтому Airy3 X/TB строит такие утонченные отношение между звуком и окружением, мастерски работая с реверберацией и акустическим оформлением помещения. Разрешение великолепно, равно как и избирательность. А вот картриджи Denon DL-103 и Miyajima Lab имеют более темный и теплый звук.

 

Трудно переоценить влияние верхнего баса при общей оценке звучания этого картриджа. Великолепная точность во всем диапазоне, создается впечатление, что именно этот поддиапазон несет в себе особый заряд энергии. Как будто верхний бас «придает форму» всему звуковому полотну. Если в музыкальной композиции есть сильный импульс на нижнем краю диапазона, то Airy3 X/TB воспроизведет его лучше любого другого картриджа, да еще и с невероятной точностью по временной оси. Я думаю, что именно поэтому все остальное, что идет «за» основным звуком (акустическая обработка помещения, реверберация и т.п.) представлено так качественно.

Вывод

 

Обычно я не уделяю столько внимания одному картриджу, но в этом случае все было по-другому. Я слушал ZYX по ночам, в наушниках. Мои наушники вполне подошли, и я абсолютно удовлетворен качеством звука, которое они предоставили. Конечно, я готов к апгрейду, но пока в этом просто нет надобности. Хотя я и замечаю, что нижней границе средних частот не хватает плотности, но в остальном все прекрасно – феноменальное разрешение и точность воспроизведения заставляют по-новому воспринимать даже старые, давно знакомые мне записи. Такой характер звука позволяет точно определить, если источник имеет яркие, нечеткие или чрезмерные высокие частоты. Мои наушники легко демонстрируют подобные проблемы. То есть, если источник – LP-проигрыватель, то щелчки и потрескивания слышны очень хорошо.

 

ZYX имеет очень открытый звук, и он ничего не скрывает. Но даже когда я слушал ZYX через наушники, треск и щелчки были не очень заметны, даже на самых старых записях. Конечно, можно было различить шум движущейся иглы по канавке пластинки, но он воспринимался как еле слышный фон «за» музыкой. Когда я слушал ZYX с колонок, то этот фон был почти неразличим. Это еще не тот уровень, когда фонового шума нет вообще, но уже достаточно для того чтобы легко сосредоточиться на самой музыке. Это чудесный картридж с мощным, динамичным и открытым звуком. Он также звучит довольно чисто, но при этом не «безжизненно», искажения и яркость отсутствуют. Заметен небольшой акцент на верхнем басе, но это даже хорошо – он добавляет драйва общей звуковой картине. Далеко не в каждом картридже увидишь такую сцену и реверберации. Видимо дело в уникальном подходе мистера Хисайоши. Исходит ли это из-за особенностей конструкции данного конкретного картриджа, трудно сказать. Чтобы выяснить это, вам понадобится два абсолютно одинаковых картриджа ZYX, у одного из которых «обычные» катушки, а у другого – с особой намоткой от мистера Хисайоши. Но, честно говоря, меня это мало волнует. Мне нравится звучание этого картриджа, какая бы обмотка катушек ни была применена, особая, обычная или еще какая-нибудь. Без всяких сомнений, ZYX достоин получить награду «RED Fingerprint award»!

Конструкция

 

Головка звукоснимателя ZYX R1000 Airy3 X/TB принадлежит к MC типу, со средней упругостью и выходным напряжением 0,24 mV (3,54 cm/s, 1 kHz). Существует также версия этого картриджа с высоким выходом -  R1000 Airy3 XH/TB. Диапазон допустимой прижимной силы довольно широк – от 1.7г до 3г, рекомендуется 2г. Рекомендуемый импеданс нагрузки от 100 Ω. Игла с особым лекалом заточки Micro-Ridge закреплена на кантилевере из бора. Катушки намотаны проводом из меди высокой очистки 6N. «X» в названии модели означает, что используется медный провод. Доступны также другие версии – «S» с серебряной обмоткой (серебро 5N) и «G» с золотым проводом. Все металлические детали конструкции, включая магниты, подвергаются криогенной обработке – об этом свидетельствует надпись «cryo» на упаковке картриджа. Десять лет назад, когда редактор журнала Stereophile Арт Дадли (Art Dudley) написал свой обзор ZYX R-1000 Airy S, криогенная обработка была еще в диковинку, и использовалось в основном японскими производителями. Сейчас криогенная обработка широко распространена среди производителей кабелей, разъемов и картриджей, хотя по-прежнему в основном среди японских компаний.

 

Как видите, доступно несколько версий данной модели. Они отличаются материалом провода на катушке и материалом элемента, который служит креплением между картриджем и шеллом. Буквы ‘TB’ в названии картриджа означают „tin base’ – тонкую оловянную пластину сверху картриджа. Можно также заказать версию из серебра. Картридж поставляется в очень стильном шелковом мешочке – цвет мешочка варьируется в зависимости от модели. Японцы считают, что шелковый мешочек и упаковка в бумагу – это знак уважения покупателю. Внутри мешочка находится картонная упаковка, а внутри нее деревянная коробка с акриловой крышкой. Картридж с установленным защитным колпачком для иглы привинчен к металлической пластине внутри коробки. Защитный колпачок имеет отверстия, благодаря которым можно легко крепить картридж к шеллу. При установке картриджа нет необходимости снимать колпачок. Внутри коробки вы также найдете щеточку для очистки иглы, немагнитную отвертку и три пары винтиков различной длины. Все это выглядит очень элегантно, но самым важным элементом комплектации является руководство пользователя. Это очень подробная брошюра, которая даст ответы на все вопросы, которые могут у вас возникнуть, включая идеологию бренда ZYX. Также очень приятно то, что указаны точные размеры данного экземпляра картриджа.

 

Вы должны понимать, что нужно дать аппарату прогреться – некоторые детали конструкции должны проработать определенное время, прежде чем станут работать должным образом. Это значительно влияет на звук. Чем дольше мы прогреваем, тем более чистый, открытый и динамичный звук мы получаем. Мы получаем ТОТ САМЫЙ звук – теплый и глубокий. Мне кажется, 50 часов прогрева будет достаточно.

 

Автор: Wojciech Pacula

Технические характеристики (данные производителя):

 

Cryogenic treatment temperature: -196 ℃

Output voltage: 0,24 mV (3,54 cm/sec, 1 kHz)

Frequency response: 10 Hz - 100 kHz (±3 dB); 20 Hz - 20 kHz (±1 dB)

Chanel separation: > 30 dB (1 kHz)

Channel balance: < 0,5 dB (1 kHz)

Tracking force range: 1,7 g – 3 g

Recommended tracking force: 2 g (20ºC - 25 ºC 〕

Trackability: 60 μm

Compliance: horizontal:15×10-6 cm/dyne; lateral: 12×10-6 cm/dyne

Internal impedance: 4

Loading impedance: > 100 Ω

Coil type: 6N Crystal Copper φ 0,035 mm/CRYO

Cantilever: boron φ 0,30 mm

Stylus: Micro-Ridge Solid Diamond 0,07 mm

Contact radius/life time: 3 μm×60 μm, 2000 h/2 g

Weight: 5 g

Использованное оборудование:

 

ANALOG SOURCES

- Turntable: AVID HIFI Acutus SP [Custom Version]

- Cartridges: Miyajima Laboratory KANSUI | Miyajima Laboratory SHILABE | Miyajima Laboratory ZERO (mono) | Denon DL-103SA

- Phono stage: RCM Audio Sensor Prelude IC

DIGITAL SOUCES

- Compact Disc Player: Ancient Audio AIR V-edition

- Multiformat Player: Cambridge Audio Azur 752BD

PREAMPLIFICATION

- Line Preamplifier: Polaris III [Custom Version] + AC Regenerator, regular version 

AMPLIFICATION

- Power amplifier: Soulution 710

- Integrated Amplifier: Leben CS300XS Custom Version

LOUDSPEAKERS

- Stand mountLoudspeakers: Harbeth M40.1 Domestic

- Stands for Harbeths: Acoustic Revive Custom Series Loudspeaker Stands

- Real-Sound Processor: SPEC RSP-101/GL

HEADPHONES

- Integrated Amplifier/Headphone amplifier: Leben CS300XS Custom Version

- Headphones: HIFIMAN HE-6 | HIFIMAN HE-500 | HIFIMAN HE-300 | Sennheiser HD800 | AKG K701 | Ultrasone PROLine 2500, Beyerdynamic DT-990 Pro, version 600

- Headphone Stands: Klutz Design CanCans (x 3)

- Headphone Cables: Entreq Konstantin 2010/Sennheiser HD800/HIFIMAN HE-500

CABLES

System I

- Interconnects: Acrolink Mexcel 7N-DA6300 | preamplifier-power amplifier: Acrolink 8N-A2080III Evo

- Loudspeaker Cables: Tara Labs Omega Onyx, review (in Polish) HERE

System II

- Interconnects: Acoustic Revive RCA-1.0PA | XLR-1.0PA II

- Loudspeaker Cables: Acoustic Revive SPC-PA

POWER

System I

- Power Cables: Acrolink Mexcel 7N-PC9300, all system

- Power Distributor: Acoustic Revive RTP-4eu Ultimate

- Power Line: fuse – power cable Oyaide Tunami Nigo (6m) – wall sockets 3 x Furutech FT-SWS (R)

System II

- Power Cables: Harmonix X-DC350M2R Improved-Version | Oyaide GPX-R (x 4 )

- Power Distributor: Oyaide MTS-4e

COMPUTER AUDIO

- Portable Player: HIFIMAN HM-801

- USB Cables: Acoustic Revive USB-1.0SP (1 m) | Acoustic Revive USB-5.0PL (5 m)

- LAN Cables: Acoustic Revive LAN-1.0 PA (kable ) | RLI-1 (filtry)

- Router: Liksys WAG320N

- NAS: Synology DS410j/8 TB

ANTIVIBRATION ACCESSORIES

- Stolik: SolidBase IV Custom, read HERE/all system

- Anti-vibration Platforms: Acoustic Revive RAF-48H, /digital sources | Pro Audio Bono [Custom Version]/headphone amplifier/integrated amplifier | Acoustic Revive RST-38H/loudspeakers/stands for loudspeakers

- Anti-vibration Feets: Franc Audio Accessories Ceramic Disc/ CD Player/Ayon Polaris II Power Supply | Finite Elemente CeraPuc | Audio Replas OPT-30HG-SC/PL HR Quartz

- Anti-vibration accsories: Audio Replas CNS-7000SZ/power cable

- Quartz Isolators: Acoustic Revive RIQ-5010/CP-4

PURE PLEASURE

- FM Radio: Tivoli Audio Model One

Музыкальный материал (выборка):

 

Billie Holiday, Lady Day, Columbia/Pure Pleasure PPAN CL637, 180 g LP.

Brendan Perry, Ark, The End Records | Cooking Vinyl | Vinyl 180 VIN180LP040, 2 x 180 g LP (2011).

Clifford Brown and Max Roach, Study In Brown, EmArcy Records/Universal Music Japan UCJU-9072, 200 g LP (1955/2007).

Frank Sinatra, The Voice, Columbia/Classic Records CL 743, Quiex SV-P, 180 g LP.

Joy Division, An Ideal For Living, Warner Music UK JDPM11, 12” EP LP (2014).

Kraftwerk, Autobahn, Philips 6305 231, LP (1974).

Krzysztof Komeda, Dance of The Vampires, Seriés Aphōnos SA04, 180 g LP (2013).

Maria Peszek, Jezus Maria Peszek, Mystic Production MYSTLP 014, 180 g LP (2013).

OMD, English Electric, BMG | 100% Records 38007923, 180 g LP (2013).

Otis Redding, Pain In My Heart, ATCO/Warner Music Group 2796089, “Limited Edition 3986/5000”, 180 g LP (1964/2014).

Pharrell Williams, Happy, Columbia 4305363, 12” EP LP (2014).

REM, Unpluged 1991, 2001. The Complete Sessions, Rhino 812796055, 3 x 180 g LP (2014).

The Doors, Weird Scenes Inside The Gold Mine, Electra/Rhino 8122796058, “Limited Edition 4981/5000”, 180 g LP (1972/2014).

The Yarbirds, Little Games, Parlophone/Warner Music Group 4633540, 180 g LP (1967/2014).

Thelonious Monk, Solo Monk, Columbia/Sony Music Entertainment/Music on Vinyl MOVLP843, 180 g LP (1965/2014).

Urszula, 3, Ariston ALP-007, LP (1987).

Urszula, Urszula, Savitor SVT-004, LP (1983).