Падение Берлинской стены подарило искушенным в аудио слушателям два чуда из Восточной Германии. С одной из них знаком уже практически весь мир – творческое наследие Торстена Лоэша (Технический директор британской компании AMR - Abbingdоn Music Research); с другой - вы уже начинаете свое знакомство.

Musikelectronic Geithain представляет собой небольшую (13 рабочих мест) мануфактуру по производству громкоговорителей, расположенную в живописной деревушке… Гайтхайн. Своеобразное тождество территориального и временного единства: производство профессионального аудио началось здесь настолько же давно, насколько далеко находится это место от цивилизации – шестидесятые годы прошлого столетия. Причем не только профессионального аудио. Нет. Бескомпромиссного профессионального аудио. И только во главе с Йоахимом Кислером, музыкантом, режиссером и создателем музыкальных инструментов. Это не говоря о том, что он к тому же является инженером до мозга костей. Именно здесь реализовалась цель его всех инженерно-творческих исканий – идеальная нейтральность и совершенная динамика звука.

 

Итак, после скромного старта компания начала свой планомерный рост. С течением времени, увеличивались в размерах не только громкоговорители, но и амбиции. Модернизация за модернизацией, улучшение после очередной доводки… Росла и фабрика, теперь уже имевшая свою безэховую комнату и достаточно уникальное тестовое помещение для многоканального воспроизведения. Эти люди не знают что такое «идти на компромисс». Закаленные годами обитания за железным занавесом, эти люди привыкли одним махом решать любые проблемы, которые встают на пути их исследований. Получается так, как вы смогли уже догадаться: М. Е. Geithain производит все свои компоненты буквально в домашних условиях, в соответствии с их собственными идеями, коренящимися в их собственном многолетнем опыте. Возможно ли такое, что, несмотря на многолетнюю изоляцию от Запада, создаются эталонные вещи по меркам Hi-Fi!

Так ли это на самом деле? Эти и другие факторы указывают на то, что компания ME Geithain, тесно занимаясь развитием профессионального аудио, сделала поистине огромный вклад в этой сфере. Но это также наталкивает на мысль о том, что в относительной изоляции от внешнего мира, разработчики оставались невосприимчивы к открытиям, происходящим в традиционных аудиофильских кругах. Может, в будущем произойдет какое-либо заимствование и привнесение сторонних наработок? И еще один резонный вопрос: а есть ли в этом какой-то смысл? Скорее всего, достоинства акустических систем ME Geithain кроются именно в их самобытности и отрешенности от всевозможных тенденций и вкусовщины.

 

А теперь собственно об акустических системах… RL-901 является одной из крупных моделей Geithain, при этом внешний вид веет некоторой брутальностью – массивный черный куб, размерами 55 х 50 х 43 см и массой 48 кг. Несмотря на кажущуюся простоту, в этом боксе нашли свое место сразу три излучателя – 400-мм низкочастотник, середина калибром в 125 мм и 25-мм купольный твитер. Интересен подход производителя к разделу частот. Вместо того чтобы поставить обыкновенный пассивный кроссовер и влезть в бесконечные распри по поводу фазочастотных характеристик, рассудительные немцы установили сразу три усилительных модуля. Напоминает русское «лучше перекланяться, чем недокланяться». В результате получается такая вот игрушка: дикие (по домашним меркам) размеры излучателей, низкочастотник раскачивается модулем мощностью 180 Вт, а на растерзание середины и высоты привлечены еще два модуля по 100 Вт! Это ли не попрание всех святынь традиционного хай-фая? Дальше – больше. Усилители работают в классе АВ, при этом сигнал режется активными фильтрами на частотах 550 Гц и 2.8 кГц. Для подключения этих стенобитных орудий требуется балансная линия – с требованиями мира профи ничего не поделаешь. Еще один плевок в сторону заплесневейшей аудиофилии – полное отсутствие регулировок тонального баланса. Мотивация инженеров ME Geithain отличается убийственной простотой – наши акустические системы являются эталонными и предназначены для работы в помещениях, которые не оптимизированы для колонок, но не наоборот. С младшими моделями дело обстоит проще и в них предусмотрена возможность корректировки НЧ и ВЧ.

Следующая важная особенность отдаляет все акустические системы ME Geithain от стандартизованного хай-фая – архитектоника излучателей имеет квази-коаксиальную компоновку. Среднечастотный динамик и твитер размещаются на небольшой металлической площадке перед конусом вуфера. Линейные параметры опорной площадки рассчитаны таким образом, чтобы твитер попросту «не видел» басовик. При этом оси излучения не совпадают в полной мере, что решает проблемы всех прочих коаксиальных конструкций. Среднечастотное звено не имеет своего акустического оформления, а тыльное излучение поглощается специальным абсорбирующим сэндвичем. Фазовременное согласование ВЧ-, СЧ-излучателей относительно низкочастотника осуществляется активным кроссовером. Это дает акустической системе когерентность фазы во всем воспроизводимом спектре частот. Кстати, говоря о спектрах, разброс АЧХ RL-901 в безэховой камере практически идеален +/- 2.5 дБ от 25 Гц до 20 кГц. Более того, даже при осевом отклонении в 45 градусов АЧХ является безукоризненно плоской.

 

Но как быть с внешним видом ME Geithain RL-901? Достаточно сказать лишь то, что они просто уродливы. Очень уродливы, но это мое личное мнение. Хотя, стоит сказать, что вариант отделки под орех или дуб придает благородство внешности колонок и такая парочка может выглядеть козырнее чем у lifestyle пеналов. Хотя, конечно, производитель отмечает, что его акустические системы прежде всего сделаны не для любования как предметом интерьера. Так к чему все это нытье об эстетической составляющей? Сразу ясно, что вся эта нудота исходит со стороны рыночных требований.

 

Прослушивание

 

С закрытыми глазами я прислушивался к звучанию этой парочки из Восточной Германии, подключенной к весьма и весьма интересному комплекту. В качестве транспорта выступала Sony XA-50ES, плюс к ней могучий ЦАП LFD DAC-3 (а вы знаете, что эта модель так никогда и не увидела коммерческого дебюта?) и такой же навороченный балансный пассивный пред LFD с массой трудноописуемых межблочных кабелей. Подобные тракты вроде как не должны работать, но есть одно жесткое правило – в качественном звуке нет никаких правил, да к тому же местный дистрибьютор на чем свет ругался на пассивный LFD за «не домашний бас».

Мрачные черные кубики ME Geithain были размещены на высоте 1,5 метра при помощи родных студийных стоек, при чем разнос стереобазы составил порядка 4 метров. Помещение оснащено басовыми ловушками RPG Acoustics – необходимость, без которой прослушивание превратилось бы в пытку звуком.

 

Обычно я не очень люблю большие акустические системы. Исключениями из этого правила являются Jamo Oriels, громадные ATC и Apogee, но в общем такие вещи как Wilson и гигантские Acapella совсем не в моем вкусе. Единственное, о чем я могу сказать в качестве вступления, так это небывалая легкость и комфорт прослушивания ME Geithain RL-901. Эта парочка отличается динамично взрывным, очень реалистичным и артикулированным басом. Добавить к этому огромное количество мельчайших деталей и отсутствие сторонних призвуков и шипения, обычно ассоциирующихся со студийными мониторами, и в итоге получается непривычно идеальное звуковое поле. С неизбежными воспоминаниями о древних винтажных компонентах, созданных не для коммерческой раскрутки, а прежде всего для качественной и стабильной работы на века.

Начало было положено Кассандрой Вилсон (New Moon Daughter). Вот тут все получили полноценную панораму, со скрипучим трампетом, постепенно затухающим и распадающимся где-то слева. В то же время, контрабас, ударные и гитара пытались вырваться в крайнее правое положение. Трубы и ритм-секция четко играли вместе, но не слишком подавляя друг друга. Да, и в середине, конечно же, сама Кассандра!

 

В мидбасовом диапазоне неожиданно обозначилось небольшое подгуживание или бубнение, что само по себе было очень странно, учитывая одержимость Geithain нейтралитетом. После некоторых размышлений мы пришли к выводу, что это должно быть вмешалась аномалия помещения: пол был абсолютно незадемпфированным, что, скорее всего и вызвало прямое отражение низкочастотной волны и, как следствие, интерференцией в точке прослушивания на частоте около 170 Гц.

 

Перейдя к диску Dead Can Dance, все присутствующие без исключения оказались в новом, иллюзорном, но почти осязаемом пространстве. Колокола открывают трек громко, проницательно и кристально чисто. При этом нет никакой зернистости, нет агрессии и опять этот уже знакомый легкий бубнеж (что, кстати, еще раз доказывает правильность диагноза по комнате). Снова наблюдаем такую же масштабность звуковой сцены и приличная ритмика.

Сидим и продолжаем слушать. Монтеверди был передан достаточно яркой палитрой, в сопровождении грубой латуни, кокетливыми флейтами и полнотелыми голосами. Мэри Блэк зазвучала настолько открыто и откровенно, что ближе к правому краю четко различались одинокие тарелки. Кстати, в случае со многими другими акустическими системами в связке с нашими компонентами именно эти тарелки звучали как серое «тиз-з-с-с-с», а струнные в конце композиции больше смахивали на резиновые жгуты. Geithain RL-901 передали эти и им подобные моменты с такой экспрессией, которую я не могу припомнить со времен прослушки ленточных Apogee Caliper Signature.

 

Композиции Walkabouts впечатлили глубоким и полновесным басом, менее сухим, чем у гламурно безобразных B&W Nautilus 801, с четким вокалом (хотя было едва различимо некоторое трение на сибилянтах). Было слышно даже касание пальцев по струнам и грифу. А в остальном – открыто, широко, дифференцированно и с отдельно присутствующими струнными.

 

Диск Лорины МакКеннит, который звучал откровенно ужасно и зажато на тех же B&W Nautilus 801, на этот раз предстал в новом свете, с действительно хорошим вокалом.

 

Недолгое общение с активным предом от JDI дало более динамичный (читай, громоподобный) звук, с явным завышением низких и высоких частот. В результате все решили остаться с уже проверенным пассивным LFD, как более приемлемым вариантом естественного варианта звучания. И если после нескольких часов прослушивания у кого-то и возникла усталость, то это произошло только по одной простой причине: никто не привык тестировать акустические системы на таких громкостях – ME Geithain RL-901 просто соблазняли и провоцировали на вращение регулятора volume по часовой стрелке!

 

Младший брат 

Немногим позже мне выдалась счастливая возможность погонять менее габаритные ME Geithain RL-904, которые во многом повторяют модель RL-901 с одной лишь небольшой разницей: две полосы вместо трех, меньшие размеры динамиков и корпусов и т.д. А так по своей сути – внешне такие же полочники, как мы их привыкли видеть, единственная броская деталь – квазикоаксиальная компоновка излучателей. Но результаты замеров в безэховой камере подтверждают семейную принадлежность этих малюток к древу Geithain: абсолютно плоская линия АЧХ в диапазоне от 40 до 20 000 Гц! Каждая малышка имеет два встроенных усилительных модуля по 100 Вт мощи, что позволяет им работать также динамично и управляемо, как и старшие ME Geithain RL-901. Удивительно было не только слышать, но и ощущать бас, создаваемый крошечными 12-сантиметровыми динамиками - очевидно, это результат активной эквализации. Единственное субъективное пожелание относительно RL-904 – эта парочка могла бы быть немного повыше. Хотя, следуя здравым размышлениям, именно такой форм-фактор позволяет даже в крошечной комнатенке иметь комплект премиум класса, способный по качеству звуковоспроизведения превзойти любые люксовые тракты больших масштабов. Единственное, чего стоит опасаться, так это если вдруг производитель решит преподнести точно такой же звук, но в еще меньшем эстетическом воплощении…

 

Источник: www.tnt-audio.com

Автор: Werner Ogiers