О тонкомпенсации
|
Автор |
Сообщение |
onv
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 3 609
Репутация: 260
|
RE: О тонкомпенсации / 02-06-2013 15:07
(02-06-2013 14:50)radist08 писал(а): Я не уверен, но мне кажется, что методика измерений (для получения реальной картины) это не просто.
И микрофон нужен не простой, нужно ловить одновременно и прямую и отраженную волну, он должен еще и по вертикали работать.
Результаты нужно правильно обработать и сделать их много раз.
Трехмерная картина волны в комнате она такая, как на картинке ниже и от этого никуда...
Чтобы было понятнее, еще раз с габаритами узкой и длинной, абсолютно гулкой комнаты и расположением в ней. Поэтому и хуже на 2-х метрах, чем на 3-х. Ничего не обрабатывал, привел, как есть, мерял однажды, все моды и так налицо.
(02-06-2013 15:04)VeschiiOleg писал(а): Надо отметить, что характеристика для саба очень неплохая получилась - довольно гладкая
А так видно, что неравномерность в основном диапазон составляет 20дБ. Акустика похоже немаленьких габаритов и с хорошим нижним басом.
Это всего лишь смешных карманных размеров тестовый саб Марьяныча 10" (с ЭМОС) в корпусе от 10МАС-1М, если ничего не путаю, и больше ничего. С линеечкой по низу у него и в самом деле все неплохо Свою тяжелую артиллерию вообще не включал Но тут Вы абсолютно правы, традиционная акустика, эквивалентно воспроизводящая такой нижний бас, габариты должна иметь взрослые.
(Отредактировал 02-06-2013 в 15:37 onv.)
|
|
|
|
VeschiiOleg
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 7 221
Репутация: 237
|
|
|
|
Выразили согласие: | onv |
|
Выразили согласие: | |
|
VNV73
Ветеран
Откуда: откуда и все
Сообщений: 14 088
Репутация: 630
|
RE: О тонкомпенсации / 02-06-2013 19:06
(02-06-2013 13:48)onv писал(а): Саб на месте, микрофон гуляет по комнате. Большое спасибо. Всё так, как я и думал. Нету 15-20дБ разницы между 1м и 3м.
(02-06-2013 15:04)VeschiiOleg писал(а): Вот, хорошо видно, что от режима измерений "вплотную"(10см) до "3м" сигнал упал на 20дБ, на НЧ мешье на ВЧ больше. Олег, за опорное расстояние нужно брать не то, какое в голову взбредёт, а то на котором меряют АЧХ все без исключения изготовители. Тем более, когда речь идёт о многополосной акустике. Как, например, Вы с 10см измерите комплексную АЧХ S90? К какому динамику Вы будете сунуть микрофон?
В отношении сабов можно пойти на замеры впритык, но там одна полоса - это раз, и это пожалуй единственный способ минимизирования влияния комнаты и отражений от корпуса при замере АЧХ (ввиду большой длины волны)- это два.
Поэтому, как я и говорил, Ваши методы метрологии нужно менять, ибо они не дают правильных результатов.
Более того, на частоте 30Гц, где как Вы утверждали действует прямое излучение динамика , с 3м SPL больше, чем с 1м.
На частоте 50Гц(для 3м), как и предполагалось, комнатная яма.
(Отредактировал 02-06-2013 в 19:28 VNV73.)
Жизнь подобна езде на велосипеде. Ты не упадешь, пока крутишь педали (с) Клод Пеппер
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
VeschiiOleg
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 7 221
Репутация: 237
|
RE: О тонкомпенсации / 02-06-2013 19:28
(02-06-2013 19:06)VNV73 писал(а): Поэтому, как я и говорил, Ваши методы метрологии нужно менять, ибо они не дают правильных результатов. Это не мои методы - это общепринятая практика. Большинство АС измеряют на 1м при подаче 1Вт мощности. Я просто пошел дальше и провел исследование поведения АС при изменении расстояния от вплотную до 3м, чтобы показать насколько деградирует звук и какая коррекция нужна будет в точке прослушивания для получения ровной АЧХ. Это, в частности, позволило выявить факт, что не все производители руководствуются метрологич. требованиям и заявляют свои характеристики на расстояниях много меньших 1м
(02-06-2013 19:06)VNV73 писал(а): Более того, на частоте 30Гц, где как Вы утверждали действует прямое излучение динамика , с 3м SPL больше, чем с 1м.
На частоте 50Гц(для 3м), как и предполагалось, комнатная яма. Тут я не совсем понял, что Вы имели в виду. По всем приведенным графикам выводы как раз обратные.
Звуковое давление падает по амплитуде с расстоянием, на разных частотах по-разному, но на ВЧ затухание происходит быстрее.
А СПЛ на 1 метре в целом лучше, чем на 3х за исключением некоторых частных моментов, вызванных отражением от стен при определенных длинах волн. И геометрия комнаты, приведенная на рисунке это подтверждает...
А комнатная яма хорошо видна на правом графике на предыдущей странице на 70Гц, но это уже как получится, зависит от геометрии и мебелировки.
Так что никаких проитиворечий нет.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
VNV73
Ветеран
Откуда: откуда и все
Сообщений: 14 088
Репутация: 630
|
RE: О тонкомпенсации / 02-06-2013 20:00
(02-06-2013 19:28)VeschiiOleg писал(а): Это не мои методы - это общепринятая практика. Большинство АС измеряют на 1м при подаче 1Вт мощности. Я просто пошел дальше и провел исследование поведения АС при изменении расстояния от вплотную до 3м, чтобы показать насколько деградирует звук. Это, в частности, позволило выявить факт, что не все производители руководствуются метрологич. требованиям и заявляют свои характеристики на расстояниях много меньших 1м Ещё раз - измерять АЧХ многополосной акустики с 10 см - это НЕПРАВИЛЬНО.
АЧХ в манулах ко всем промышленным колонкам приводится для расстояния в 1м, нравится Вам это или нет. Это расстояние и нужно брать за опорное. То что Ваши замеры не совпадали с замерами изготовителя никак не отменяет СТАНДАРТА.
(02-06-2013 19:06)VNV73 писал(а): Тут я не совсем понял, что Вы имели в виду. По всем приведенным графикам выводы как раз обратные.
Комнатная яма на 70Гц, а не на 30Гц. И геометрия комнаты приведенная на рисунке это подтверждает. Я выше писал, что для комнаты со сторонами в 3 м пучность наблюдалась бы на частотах 100Гц.
А СПЛ на 2х метрах в целом лучше, чем на 3х за исключением некоторых частных моментов, вызванных отражением от стен при определенных длинах волн. Про яму я говорил не на частоте 30Гц, а на 50Гц для точки 3м. Это видно по графику.
Теперь, если Вы внимательно изучили график, то можете видеть, что максимальная разница СПЛ НЧ 1м и 3м - 7дБ (на 50Гц).
На средних частотах эта разница не уменьшается, а даже напротив бывают "разрывы" в 15дБ (290Гц), что ПРЯМО ГОВОРИТ о том, что дополнительная НЧ коррекция в виде темброблока, для компенсации комнатных затуханий мало того, что не нужна, но и противопоказана.
По поводу 2м - это спорно. Ниже 45Гц на 3м СПЛ выше. Вы ведь сами настаивали на важности 30Гц.
(02-06-2013 19:28)VeschiiOleg писал(а): Звуковое давление падает по амплитуде с расстоянием, на разных частотах по-разному, но на ВЧ затухание происходит быстрее. Быстрее только по VOS-10 (Вещий Олег Стандарт 10см)
(Отредактировал 02-06-2013 в 20:14 VNV73.)
Жизнь подобна езде на велосипеде. Ты не упадешь, пока крутишь педали (с) Клод Пеппер
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
VeschiiOleg
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 7 221
Репутация: 237
|
RE: О тонкомпенсации / 02-06-2013 21:56
(02-06-2013 20:00)VNV73 писал(а): Ещё раз - измерять АЧХ многополосной акустики с 10 см - это НЕПРАВИЛЬНО. Для малогабаритной АС вполне возможно.
Но зацикливаться на этом не будем Я измерял в гораздо большем диапазоне, включая и стандартные 1м. И не настаиваю на измерении "вплотную". Это совершенно естественно что АС размером передней панели на порядок больше 10см, надо измерять на на порядок большем расстоянии. Из этого и выбиралось расстояние для стандарта. Концертные панели размером в несколько метров измеряют тоже на соответствующем расстоянии.
(02-06-2013 20:00)VNV73 писал(а): АЧХ в манулах ко всем промышленным колонкам приводится для расстояния в 1м, нравится Вам это или нет. К сожалению не всегда. Маркетинг, однако.
Впрочем отклонение от стандартов имеет место не только в акустике но и других областях звуковой электроники. Доверяй, но проверяй, как говорится.
(02-06-2013 19:06)VNV73 писал(а): Теперь, если Вы внимательно изучили график, то можете видеть, что максимальная разница СПЛ НЧ 1м и 3м - 7дБ (на 50Гц).
На средних частотах эта разница не уменьшается, а даже напротив бывают "разрывы" в 15дБ (290Гц), что ПРЯМО ГОВОРИТ о том, что дополнительная НЧ коррекция в виде темброблока, для компенсации комнатных затуханий мало того, что не нужна, но и противопоказана. Смотреть надо "по огибающей" спектра. При узком окне анализа мы получим совсем глубокие провалы. Изрезанность характеризуют конкретное распределение поля в точке измерения с учетом расположения в комнате и мебели, что тоже естественно.
Однако если посмотреть общий вид кривой, то затухание на более ВЧ происходит быстрее чем на НЧ. Да и Зх-метровая хар-ка более изрезанная, как ни крути.
Касательно необходимости коррекции саб надо рассматривать в связке с основной парой. И вот тогда, если провал на 290Гц останется, - тогда надо вносить коррекцию.
Конкретно у меня в комнате имеется локальный провал в диапазоне 300-400Гц, в левом канале больше, в правом меньше, но очень незначительный, который я и скорректировал движком "400"Гц на эквалайзере.
(02-06-2013 20:00)VNV73 писал(а): Быстрее только по VOS-10 (Вещий Олег Стандарт 10см)
По ВОС-10 только к 5кГц затухает, см верхний синий график.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
VNV73
Ветеран
Откуда: откуда и все
Сообщений: 14 088
Репутация: 630
|
RE: О тонкомпенсации / 02-06-2013 22:20
(02-06-2013 21:56)VeschiiOleg писал(а): Однако если посмотреть общий вид кривой, то затухание на более ВЧ происходит быстрее чем на НЧ. Да и Зх-метровая хар-ка более изрезанная, как ни крути. О каком общем виде кривой идёт речь? Это ж сабвуфер, а не широкополосная АС, поэтому выше 100-150Гц у него прогнозируемый завал АЧХ, формируемый ФНЧ.
Важнее разница между стандартным уровнем СПЛ, характерным для линейной АЧХ (1м) и реальной точкой прослушивания (в нашем случае 3м) в рабочем диапазоне частот.
Как видно из графиков, с понижением частоты разница не увеличивается, а стало быть никакая дополнительная коррекция(подъём) на НЧ - не нужна. С локальными всплесками и подъёмами можно бороться к примеру параметрическим эквалайзером, но никак не темброблоком.
(Отредактировал 02-06-2013 в 22:35 VNV73.)
Жизнь подобна езде на велосипеде. Ты не упадешь, пока крутишь педали (с) Клод Пеппер
|
|
|
|
orthodox
Ветеран
Откуда: Житомир
Сообщений: 2 298
Репутация: 200
|
RE: О тонкомпенсации / 02-06-2013 22:24
(02-06-2013 21:56)VeschiiOleg писал(а): Концертные панели размером в несколько метров измеряют тоже на соответствующем расстоянии.
Только для себя, для баловства. Ну и чтобы реально знать, что имеешь.
А по «стандарту» «правильно» их тоже измерять на расстоянии 1м.
Иначе, как можно было бы продавать для уличной озвучки хлам, который уже с пяти — десяти метров просто не слышно, так что и о качестве говорить не приходится?
А так все красиво — выставляется линейка от малюток на 8 дюймовом низу, до здоровенных ящиков по две 18 дюймовочки в каждом, не считая мидбаса на 15 — и судя по паспорту — у всех параметры, в общем, одинаковые — прям не знаешь, что выбрать.
Хоть площадя озвучивай теми 8 дюймовками, по штучке на сторону.
(Отредактировал 02-06-2013 в 22:24 orthodox.)
Найстрашнiший звiр для зозулi — це слон. Вiн живе 300 рокiв — закукуешся ...
|
|
|
|
orthodox
Ветеран
Откуда: Житомир
Сообщений: 2 298
Репутация: 200
|
RE: О тонкомпенсации / 03-06-2013 02:44
(03-06-2013 00:53)onv писал(а): Так что реальные замеры иногда случайно совпадают с "по стандарту" Ну а если реальность требует отойти немного от колонок — вероятно,
нужны какие-то другие решения. Для ПРО их есть немало, например:
http://www.servodrive.com/ — сайт умер, но дело их живет,
довольно много успели продукции натворить, у кого-то работает, кто-то продает.
http://xa.yimg.com/kq/groups/20507931/17...raBass.pdf
Ну и куча других приемчиков, я тоже несколько знаю и пробовал.
А для дома еще все проще, «заварочки побольше кладите»,
как завещано в одном старом анекдоте.
А то все экономят, экономят. А надо бы просто динамики помощнее хотя бы ставить и побольше.
Ведь не площадя озвучивать, можно что-то намутить реальное, в масштабе одной комнаты-то.
Ну а можно, конечно, вытянуть пару частот резонансами да после поискать нужную моду помещения да на нее и сесть.
Ну, тоже хайэнд, кому-то нравится. По одежке протягивай ножки, как говорится.
(Отредактировал 03-06-2013 в 02:45 orthodox.)
Найстрашнiший звiр для зозулi — це слон. Вiн живе 300 рокiв — закукуешся ...
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
VeschiiOleg
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 7 221
Репутация: 237
|
RE: О тонкомпенсации / 03-06-2013 03:13
(02-06-2013 22:20)VNV73 писал(а): Это ж сабвуфер, а не широкополосная АС, поэтому выше 100-150Гц у него прогнозируемый завал АЧХ, формируемый ФНЧ. Вот этот прогнозируемый завал как раз и показывает характеристика на 10см.
(02-06-2013 22:20)VNV73 писал(а): Как видно из графиков, с понижением частоты разница не увеличивается, а стало быть никакая дополнительная коррекция(подъём) на НЧ - не нужна. С локальными всплесками и подъёмами можно бороться к примеру параметрическим эквалайзером, но никак не темброблоком. В данном конкретном случае мы имеем дело со специализированным устройством для воспроизведения низких частот. Поэтому я и говорю, что надо сначала получить общую характеристику с СЧ и ВЧ звеном, а потом смотреть нужно ли что-то корректировать. Может наоборот придется придавливать НЧ.
А параметрических эквалайзер -это тот же темброблок, только с изменяемыми параметрами (частота, добротность фильтра, глубина коррекции).
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
onv
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 3 609
Репутация: 260
|
RE: О тонкомпенсации / 03-06-2013 03:19
(03-06-2013 03:13)VeschiiOleg писал(а): В данном конкретном случае мы имеем дело со специализированным устройством для воспроизведения низких частот. Поэтому я и говорю, что надо сначала получить общую характеристику с СЧ и ВЧ звеном, а потом смотреть нужно ли что-то корректировать. Может наоборот придется придавливать НЧ.
А параметрических эквалайзер -это тот же темброблок, только с изменяемыми параметрами (частота, добротность фильтра, глубина коррекции).
Ниже я приводил и общую, с микроигрушками, бесконечно далекими от 2х18 + 15 мид И, в общем случае, параметрический эквалайзер - не обязательно электрический девайс с перестраиваемыми фильтрами. Чем басовая ловушка, например, не эквалайзер ?
|
|
|
|
VeschiiOleg
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 7 221
Репутация: 237
|
RE: О тонкомпенсации / 03-06-2013 03:20
(02-06-2013 22:24)orthodox писал(а): А по «стандарту» «правильно» их тоже измерять на расстоянии 1м. Там ситуация получается как с акустикой Ы90 (только еще и рупорной) при измерении с 10см.
Но если набор "ячеек" осуществляется из однотипных однополосных громкоговорителей, то да, какждая с 1 м.
Но частотка и усиление выставляется так же как и в концертном зале - звукорежиссером с пультом, расположенном примерно в середине зрительного зала.
(03-06-2013 00:53)onv писал(а): [Ну или если реально слушаешь с метра-двух. Как у меня один из вариантов, например Вот! Это как раз пример грамотной связки АС+саб!
Дали Ментор, кстати очень неплохая акустика.
Кстати у Вас такая же программка, как и у меня - российский анализатор (O. Шмелев), только более поздняя версия. Она прошла сертификацию во ВНИИФТРИ и более точная чем всем известный немецкий Спектролаб
A вот картинка "Seas" снятая в реальном помещении с полуметра и метра, не мной, правда, но не суть - ситуация не очень веселая -ниже 50Гц и выше 16кГц имеем приличный завал. А это не полочники. Снизу стоит дин Seas25F.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему:
|
|