Здравствуйте.Много пользователей виниловых проигрывателей пользуются различными катриджами,установленными на свои тонармы.Катриджей(головок)за почти восьмидесятилетнюю историю современной виниловой эры было выпущено производителями достаточное количество,и поэтому,вопросы об их использовании продолжают будоражить нетвёрдые умы виниловых аудиофилов и меломанов.Также вызывает большой интерес материал и форма игл,используемых в этих катриджах.А так же -примерный срок службы игл,и совместимость катриджей(материал,форма,прижимная сила иглы) с виниловыми пластинками разных временных эпох.Хочется осветить эти вопросы.Предупреждаю-я тоже не всё знаю.То,о чём буду говорить-из личной практики,кое что взято из отечественной и зарубежной литературы.Не для всех эта тема может быть интересна,так-как имеются пользователи,которые знают больше меня.Если возникнут вопросы,прошу не стесняться и выносить свои знания наружу.
Современные катриджи,которые нас интересуют,бывают двух основных типов:а)с подвижным магнитом (ММ) и их разновидности и б)с подвижными катушками (МС).Если рассматривать катриджи с точки зрения стоимости,а так же табличных качественных показателей,то головки принципа действия МС-лучше,дороже головок принципа действия ММ.Хотя моё личное мнение,что хорошая головка ММ,не хуже, а может быть и лучше среднестатистической головки типа МС,несмотря на высокую стоимость последних.
Катриджи деляться на категории по техническим характеристикам-чем выше технические характеристики головки,тем выше её стоимость.Немалую толику в стоимость головки вносит Игла,которая вместе с кантеливером(иглодержателем) и магнитной системой является сердцем головки,называемом *генератором*.
Так-как резец рекордера записи имеет треугольное сечение,то есть большое желание создать и иглу для съёма информации с звуковой дорожки тоже треугольного сечения.Но такую иглу (треугольного сечения )нельзя использовать при работе с виниловой пластинкой-возникают слишком большие силы в местах контакта такой треугольной(профиля) иглы с звуковой дорожкой.Слишком малая площадь контакта иглы и дорожки.По этому,для безопасного сьёма информации с звуковой дорожки виниловой пластинки используются такие виды игл.Привожу некоторые виды игл по классификации фирмы SHURE:
а) B,C,G-conical (конические иглы)
b)цифра -"3"-,после обозначения порядкого номера головки-обозначает иглу для 78об/мин.
c)Е-эллипсная заточка
d)LT-linear tracker.
e)EJ-эллипсная заточка,для проф.применения.0,4х0,7.
f)HE-гиперэллиптическая заточка 0,2х1,5.
g)другие специальные виды заточки иглы.
Самая простая игла (но не самая плохая)-коническая игла со сферической заточкой .Такие иглы применяются обычно в недорогих "бюджетных" головках.И в головках,отлично зарекомендовавших себя в годы своего первого выпуска,имевших коническую(сферическую) иглу и по этому,выпускаюшиеся до сих пор с незначительными модификациями.
Такую же сферическую заточку имеет игла в распространённой отечественной головке ГЗМ-105.Игла сделана из цельного кусочка алмаза.Радиус закругления кончика 17-18микрон.Полировка фото 1неплохая,но не высшего качества.Показана на фото 2-сферическая игла бюджетной головки Audio Technica.Третье фото-сферическая игла распространённой и удачной в звуковом плане головки ELAC STS 155-17.Радиус закругления иглы-17микрон,полировка очень приличная,игла состоит из двух частей.Такая игла называется "bonded"-на основании из твёрдого материала:титан,корунд,латунь и др.,путём сварки прикреплён кусочек алмаза в виде иглы.Обработанный, нужного профиля заточки.Такой кусочек алмаза при небрежном обращении с головкой,ударе о резиновый мат,и т.д..часто отламывается,оставляя только основание,которым проигрывать уже ничего нельзя
Пока-всё.
Вы ещё забыли Fine Line, Shibata, и ещё есть. Но суть в том, что чем круче форма иглы (и её заточка), тем точнее должна быть выставлена головка и тонарм, что не каждому по плечу.
Не сочтите за придирку, но хотелось бы уточнить: "путём сварки прикреплён кусочек алмаза" - это как? И не подскажете, как крепились иглы на отечественных ГЗМ-003 (-043), интересуюсь для практического применения - переставления иглы со сломанного кантеливера.
Занятную тему подняли -среди настоящих любителей винила это одна из самых философских и спорных тем ! Когда я например вернулся к винилу ,то сутками просиживал на буржуйских форумах ,жадно и беспорядочно впитывая в себя мнения и знания тамошних винильщиков ...со временем и маленьким опытом выстроилась и свое мнение ,как у каждого человека...это и помогало делать осознанный выбор иголок и тонармов для своих забав для себя оставил простую сферу -древнейшую заточку ,чьи недостатки породили кучу последующих изменений и патентов на заточку....самая большая проблема сферы это воспроизведение высоких частот ,особенно ближе к концу пластинки из за уменьшения угловой скорости ...поэтому мастера нарезки ,зная эту проблему использовали при записи/нарезке так называемую трассировку предискажений ,добавляя ее в запись при нарезке и в обратном порядке при воспроизведении сфера как бы отменяла их... это было сделано на многих записях и часто заточки с другой формой на старых пластинках звучат хуже ,хотя иголки намного дороже...
сдедует отметить .что многие формы капризны к сохранности пластинок и та же Шибата ,файн лайн или эллипс могут тянуть все это в ввиде повышенного треска и шипения ! маркетинг и последующие формы заточки изменили и требования к тонармам ,заставляя производителя искать новые материалы,облегчать вес и массу тонармов ,ставить прецизионные подшипники и нулевым трением и прочими делами...это всего лишь бизнес,детка! для меня вся эта эволюция (если не брать заманчивую материальную сторону) путь к галимой цифре -со всеми этими дикими разрешениями прозрачностью и прочими чудесами... При мне чел важно хвастал головой за 15 тысяч баксов ,а на скромный вопрос .что он собирается извлечь из пластики 60-х годов .нарезаной архаичной сферой ,как то невразумительно промычал ... ну понты дороже денег ...тут ничего не поделаешь ...
ну и напоследок о лоховском щастье -мне досталась уникальная голова ,которую заказала компания Мобил фиделити легендарному японскому мастеру Мияджиме ..фокус в том ,что они попросили установить алмазы с их формой заточки из компании Огура,славящейся своей уникальной обработкой алмазов -так родился роскошный картридж с фантастической музыкальностью ! Сам Мияджима делает роскошные головы ,но с Шибата заточкой ...Лира ставит иглу от Огуры ,но там нет гения Мияджимы
(04-05-2015 10:18)vitaly писал(а): ... Шибата ,файн лайн или эллипс могут тянуть все это в ввиде повышенного треска и шипения ! маркетинг и последующие формы заточки изменили и требования к тонармам ,заставляя производителя искать новые материалы,облегчать вес и массу тонармов ,ставить прецизионные подшипники и нулевым трением и прочими делами...это всего лишь бизнес,детка! для меня вся эта эволюция (если не брать заманчивую материальную сторону) путь к галимой цифре -со всеми этими дикими разрешениями прозрачностью и прочими чудесами..
Как известно:лучшее - враг хорошего.
Некоторые (заядлые; в хорошем смысле) винильщики имеют в своём арсенале две машины; одну для совремённых, другую для ретро-винилов. Имхо, правильная стратегия.
Остановился на *сферической заточке* иглы.Что может быть проще,из многочисленных вариантов заточек..... .Такая заточка иглы применялась давно-и в стальных иглах граммофонов/патефонов,срока службы которой еле хватало на обе стороны пластинки(на 5-6мин.) и в 30-40 годы прошлого века для воспроизведения шеллачных пластинок на 78об,но уже на проигрывателях с электрическим приводом диска и более-менее приличным тонармом.Такие иглы изготовлялись из сапфира,радиус заточки иглы варьировался, и был в пределах 60-90 микрон.Из-за высокой скорости транспортировки пластинки такие сапфировые(или корундовые,или рубиновые) иглы служили тоже не очень долго.Я думаю-часов 30- 50 ? ? ?.И когда пришла эра виниловой пластинки,тогда ещё-очень твёрдой, в середине 40х годов,возник вопрос о долговечности иглы для прослушивания.Первые иглы из алмаза имели коническую форму(наподобие граммофонных) с сферической заточкой кончика иглы.Это была эра монофонической записи с широкой дорожкой.На одну сторону *долгоиграющей пластинки" на 33об,умещалось 12-15мин информации,записанной в виде музыки,или речи.Не ставлю задачу для себя осветить этот период производства и использования виниловых дисков,но скажу,что радиус заточки игл,для ранних виниловых релизов был около 30-35микрон.
Долгоиграющая пластинка появилась.К концу 50-х годов время звучания стороны пластинки увеличилось до 15-20мин. Изменился материал изготовления игл.Лучшие иглы стали делать из алмаза,в дешёвые катриджи(керамические и пьезокерамические) продолжали устанавливать иглы из корунда,сапфира,рубина.
В начале 50-х годов была изготовлена первая стереофоническая виниловая пластинка.И стерео пластинки начали выпускаться наряду с выпускающимися моно пластинками. У первых стереопластинок была такая же -широкая дорожка и время звучания одной стороны стерео пластинки равнялось 12-15мин,как у очень ранних моно пластинок на 33 об. Радиус заточки иглы для раннего стерео был в пределах 30микрон.Ранние пластинки стерео обладали высокой абразивностью,так-в винилит для производства пластинок продолжали добавлять твёрдые частички.Поверхностный шум таких пластинок был довольно высокий и конечно ни в какое сравнение не идёт с шумом немой канавки современной виниловой пластинки.Стал вопрос о увеличеннии времени звучания одной стороны пластинки до 20-24мин.И тогда появмлись *рекордеры с переменным шагом записи*.Для дорожки на пластинки это значило-запись фрагментов с высоким уровнем записи с высокой модуляцией (до 100микро) и тихих участков- с ничтожной модуляцией(около 25-30микрон) и в таких участках-очень маленьким расстоянием между дорожками записи.А так же-изменением материала для штамповки виниловых дисков.В винилитовую массу стали добавлять водоотталкивающие частицы и меньшее количество твёрдого наполнителя.Это новаторство потребовало применение новых игл с уменьшенным радиусом заточки сферы до 25микрон для моно записей и 10-18микрон для стерео. Пока всё.Фото:1-фото-алмазная игла отечественной головки ГЗКУ-61 для стерео.Заточка иглы-сфера,18микрон.Срок службы-до 200 часов. Фото 2-та же игла-вид сбоку. фото 3-Игла пьезоголовки Dual для стерео,сапфир.Радиус заточки-25 микрон. фото 4-сапфировая игла моно катриджа General Electric VE-ll.Радиус заточки-сфера,25микрон. фото 5-сапфировая игла для моно(Германия).Радиус заточки-сфера,25микрон.
(03-05-2015 23:54)GOLD55 писал(а): Не сочтите за придирку, но хотелось бы уточнить: "путём сварки прикреплён кусочек алмаза" - это как? И не подскажете, как крепились иглы на отечественных ГЗМ-003 (-043), интересуюсь для практического применения - переставления иглы со сломанного кантеливера.
У отечественных головок ГЗМ 003 игла импортная,эллипсная,сделанная из цельного кусочка алмаза.Вставлена в отверстие в кантеливере и зафиксирована клеем.У головки ГЗМ 103-игла цельна,коническая,со сферической заточкой,но отечественная.Вставлена так же.Головка ГЗМ 043-клон головки ГЗМ 003,выпускавшимся другим заводом.Целой такой головки с кондиционной иглой в руках не держал.
(04-05-2015 12:22)element писал(а): У отечественных головок ГЗМ 003 игла импортная,эллипсная,сделанная из цельного кусочка алмаза. ...Головка ГЗМ 043-клон головки ГЗМ 003,выпускавшимся другим заводом.
А вот с этим непонятки. Хорошо помню, что когда в советские времена пытался понять разницу, то единственное, что нашел, так это то, что у 003 ресурс 500 часов, а 043 имеет иглу кристаллоориентированным алмазом и, как следствие, ресурс 1000 часов. И стоила 003-я 25 рублей, а 043-я уже 45!
Для особо-любознательных.Цена на ГЗМ 003 менялась с течением времени.В начале выпуска-меньше,в конце-больше.Игла стояла импортная,с кристаллографической ориентацией.В своё время я покупал такие головки из за её иглы(отличной) 18х8 микрон эллипсной.,с отличной полировкойдля ремонта дорогих импортных головок.Срок службы эллипсной эллиптической иглы по паспортным данным-около 1500часов.В других источниках-около 1000часов.
Фото.
Раз в теме речь об алмазных кристалах, воспользуюсь случаем и поспрошаю насчет возможности замены кристала на контеливере... Есть ли у нас свои умельцы...? Есть ли смысл подобным заниматься...?
Вопрос не совсем праздный...Наверно уронил (уже не помню) вставку к Шур М3Д... Обнаружил что отколот самый кончик кристала.
Хорошо что имел две, но "хромая" не выходит из головы...
А есть ышо подходящие доноры? Можно будет обратиться? Наверно в личку если что...
(04-05-2015 17:36)nikko писал(а): Похоже на эбоксидный клей. Не слишком ли рыхло (в смысле: мягко), ведь посадка иглы предполагается жёсткая?
Мне тоже показалось, что клея чуть больше... Хотя при таких размерах работать очень не просто!
Каков результат? Слышна ли деградация в сравнении с предшествующим звучанием?
Я покажу заводскую установку иглы в кантеливер головки Shure V15 mk lV.Иголка VN-45HE,новая оригинальная.Это,что б было понятно,что не всё видно даже с помощью лупы.
(04-05-2015 17:36)nikko писал(а): Похоже на эбоксидный клей. Не слишком ли рыхло ...
Эпоксидные клеи бывают разные. Обычный эпоксидный в зависимости от количества отвердителя может быть, как рыхлым, так и хрупким.
Есть клей, работающий при температуре до 600 град. С - видел склеенную лопатку турбины таким клеем. А там температура 550 град. и давление немалое.
А вот ещё одна.Кантеливер-бериллий,игла(эллиптическая) не вставлена в кантеливер,а приклеена на место в кантеливере и "окуклена".Это к тому,что эпоксидные клеи плохо дружат с бериллием.
Так и не прозвучал ответ по поводу качества звука ремонтированных в бытовых условиях головок( игл)? , в своё время на поломанный кантеливер Денон 304 была надета трубочка и прослужил он ещё много пластинок, но всё таки??......