Рекомендую еще однстатью, очень доступную для понимания (кто хочет разобраться и понять, а не пытаться быковать) процессов и чувствительности при подключении нескольких динамиков.
При подаче на одинаковые динамики одного и того же сигнала (т.е. динамики
работают в одной системе) акустические сигналы в идеальном случае складываются без потерь. Для двух параллельно соединённых динамиков (т.е. без изменения уровня электрического сигнала, подаваемого на динамик, а, следовательно, и мощности) амплитуда звукового давления увеличивается в 2 раза, её квадрат - в 4 раза, а уровень громкости - на 6 дБ (скажем, был 85 дБ, стал 91 дБ). При этом мощность сигнала, идущего на систему (в нашем примере 2 Вт), вдвое выше, чем мощность сигнала, который подавался на один динамик (1 Вт), поскольку напряжение осталось тем же, а сопротивление уменьшилось в 2 раза. В результате чувствительность системы из двух параллельно соединённых динамиков на 3 дБ/Вт больше (т.е. 88 дБ/Вт), чем чувствительность одного динамика (85 дБ/Вт), поскольку она выдаёт 91 дБ при подаче 2 Вт мощности. Чувствительность же каждого динамика в системе, отнесённая к подаваемой на него мощности, остаётся прежней: 85 дБ/Вт, и никакого нарушения закона сохранения энергии либо повышения КПД динамика не происходит. Если же динамики соединить последовательно, то сопротивление увеличивается в 2 раза, а напряжение, подаваемое на каждый динамик, уменьшается в 2 раза, и компенсирует рост амплитуды
звукового давления в 2 раза, обусловленный складыванием акустических сигналов от двух динамиков. В итоге интенсивность звука, даваемая системой, равна интенсивности звука от одного динамика (85 дБ SPL), и каждый из динамиков системы выдаёт на 6 дБ меньший SPL, чем одиночный динамик (т.е. по 79 дБ). Но поскольку мощность сигнала, подаваемая на каждый динамик, упала в 4 раза (т.к. амплитуда напряжения упала вдвое) и равна 0.25 Вт, чувствительность каждого из динамиков по-прежнему не изменяется и остаётся равной 85 дБ/Вт, т.к. они выдают по 79 дБ при подаче 0.25 Вт
на каждый, а чувствительность системы по-прежнему равна 88 дБ/Вт, т.к. она
выдаёт 85 дБ SPL при подаче 0.5 Вт мощности.
Неразбериха в чувствительности параллельно и последовательно соединённых
динамиков возникает из-за того, что начинают относить не интенсивность звука от конкретного динамика к мощности сигнала, подаваемого на этот конкретный динамик, а интенсивность звука от всей системы к амплитуде напряжения, подаваемого на систему. Отсюда иллюзия повышения чувствительности на 6 дБ при добавлении динамика параллельно и на 0 дБ - последовательно. Действительно, при подключении к усилителю с постоянным положением регулятора громкости система из двух последовательных динамиков создаст такой же уровень громкости, как и один динамик, а система из двух параллельных - на 6 дБ больше. Но это не значит, что чувствительность в дБ/Вт изменяется: чувствительность динамика в обоих случаях остаётся равной 85 дБ/Вт, а системы - 88 дБ/Вт, поскольку излучающая площадь у неё вдвое больше (два диффузора, излучающие когерентно и синфазно).
При подаче же на динамики разных сигналов, например, случайных сигналов
(шумов), соответствующие акустические сигналы могут как складываться (когда фаза совпадает), так и уничтожаться (когда фаза противоположна: звуковая энергия переходит в тепло). В этом случае их амплитуды перестают быть аддитивными и складываются по квадратичному закону, т.е. при добавлении второго динамика со случайным шумом такой же природы и интенсивности амплитуда звукового давления растёт в sqrt(2) = 1.41421... раз, а её квадрат - в 2 раза. Интенсивности же звука становятся аддитивными, и два независимо шумящих динамика создают шум с усреднённым по времени SPL, на 3 (а не на 6) дБ большим, чем создаёт один такой шумящий динамик. Таким образом, чувствительность системы из двух независимо шумящих динамиков равна чувствительности одного шумящего динамика: увеличение
излучающей площади не даёт эффекта, т.к. её половинки (диффузоры динамиков) действуют несогласованно (излучают некогерентно).
В реальной системе акустические сигналы, выдаваемые каждым из динамиков,
всегда отличаются, хотя бы из-за разницы в расположении динамиков, но имеют общую природу, и поэтому возникает интерференционная картина звукового давления, на максимумах которой мы действительно имеем увеличение чувствительности системы на 3 дБ при добавлении второго динамика, но в промежутках сказываются фазовые эффекты, и чувствительность падает. Если построить зависимость этой чувствительности от частоты, мы получим АЧХ системы, и она будет различной в разных точках пространства. Главный интерференционный максимум наблюдается в плоскости, перпендикулярной отрезку, соединяющему центры динамиков, и проходящей через его середину; на этом максимуме и принято измерять
АЧХ: там наименьшее влияние интерференционных провалов. В случае точечных динамиков мы имеем только эту картину (лучевая направлнность), в случае же динамиков с площадью, сравнимой с длиной волны, дополнительно накладывается картина осевой направленности, в т.ч. и на плоскость главного максимума лучевой направленности, и серия максимумов возникает на прямой, являющейся пересечением этой плоскости с плоскостью осей динамиков. Положение этих максимумов на этой прямой зависит от частоты, а главный, не зависящий от частоты, находится на бесконечно большом расстоянии от динамиков. А вне плоскости, в произвольной точке, картина становится очень сложной.
Более того, реальные диффузоры неоднородны, и на высоких частотах ситуация
начинает походить на систему из независимо шумящих динамиков: отдельные участки диффузора излучают несогласованно, и эффективная площадь падает, а искажения растут. В совокупности с нежёсткостью диффузора это приводит к спаду АЧХ на высоких частотах и неровностям АЧХ в рабочем диапазоне.
Ко всему этому добавляются и отражения от передней панели АС, мебели и стен помещения, и резонансы, и многое другое, и усреднённая (т.е. реально наблюдаемая) чувствительность становится ещё ниже, а АЧХ - ещё менее похожей на заводскую, измеренную для одного динамика на его оси в заглушённой камере на синусоидальном сигнале, не учитывающем временные характеристики. И даже метод качающегося микрофона не всегда устанавливает корреляцию между этой сложнейшей картиной и качеством звучания.
И это всё - лишь в предположении, что у нас идеальный усилитель и идеальные
кабели...
Так что всё совсем не так просто, как видится из формул и расчётов.
Оригинал этой статьи здесь http://ixys.narod.ru/chust.pdf
(25-07-2015 08:54)amatti73 писал(а): Рекомендую еще однстатью, очень доступную для понимания (кто хочет разобраться и понять, а не пытаться быковать) процессов и чувствительности при подключении нескольких динамиков.
При подаче на одинаковые динамики одного и того же сигнала (т.е. динамики
работают в одной системе) акустические сигналы в идеальном случае складываются без потерь. Для двух параллельно соединённых динамиков (т.е. без изменения уровня электрического сигнала, подаваемого на динамик, а, следовательно, и мощности) амплитуда звукового давления увеличивается в 2 раза, её квадрат - в 4 раза, а уровень громкости - на 6 дБ (скажем, был 85 дБ, стал 91 дБ). При этом мощность сигнала, идущего на систему (в нашем примере 2 Вт), вдвое выше, чем мощность сигнала, который подавался на один динамик (1 Вт), поскольку напряжение осталось тем же, а сопротивление уменьшилось в 2 раза. В результате чувствительность системы из двух параллельно соединённых динамиков на 3 дБ/Вт больше (т.е. 88 дБ/Вт), чем чувствительность одного динамика (85 дБ/Вт), поскольку она выдаёт 91 дБ при подаче 2 Вт мощности. Чувствительность же каждого динамика в системе, отнесённая к подаваемой на него мощности, остаётся прежней: 85 дБ/Вт, и никакого нарушения закона сохранения энергии либо повышения КПД динамика не происходит. Если же динамики соединить последовательно, то сопротивление увеличивается в 2 раза, а напряжение, подаваемое на каждый динамик, уменьшается в 2 раза, и компенсирует рост амплитуды
звукового давления в 2 раза, обусловленный складыванием акустических сигналов от двух динамиков. В итоге интенсивность звука, даваемая системой, равна интенсивности звука от одного динамика (85 дБ SPL), и каждый из динамиков системы выдаёт на 6 дБ меньший SPL, чем одиночный динамик (т.е. по 79 дБ). Но поскольку мощность сигнала, подаваемая на каждый динамик, упала в 4 раза (т.к. амплитуда напряжения упала вдвое) и равна 0.25 Вт, чувствительность каждого из динамиков по-прежнему не изменяется и остаётся равной 85 дБ/Вт, т.к. они выдают по 79 дБ при подаче 0.25 Вт
на каждый, а чувствительность системы по-прежнему равна 88 дБ/Вт, т.к. она
выдаёт 85 дБ SPL при подаче 0.5 Вт мощности.
Уже написали,так много букв,а нет что б измерить,но правильно измерить,и показать результаты, а не считать всех дебилами! Не измеряет ни кто отдачу динамика и двух динамиков параллельно включённых или последовательно,( то есть изменивших сопротивление) при одном и том же приведённом напряжении. Измерения всегда производятся при неизменной мощности подведённой.
Вот измерение отдачи одного динамика 5ГДШ4-4 в щите и группы 12штук в этом же щите. Измерения при одинаковой подведённой мощности. Так как один динамик 4 ома. А 12 динамиков 6 ом.
А из практики мы знаем ,чем выше чувствительность (отдача) акустики - тем больше тихих звуков мы слышим в записи записанных,тем разборчивее запись слышим,тем меньше маскируются тихие звуки,сильными. Кроме того Щит является дипольным излучателем и поэтому не излучает в стороны как ЗЯ и поэтому для достижения того же воспроизведения музыки нужна в ТРИ раза меньше подводимая мощность (Линквиц,Нельсон)
Измерения ниже привожу по чувствительности. Хотя слово Чувствительность буржуйское и ни как не подходит к акустике. Верно будет , создаваемое давление на расстоянии 1 метр при подведении к динамику или акустике одинаковой мощности при их сравнении. 1 ВАТТ. Давление 1 Паскаль или 1 Ньютон на метр кв. равен чувствительности по буржуйски 94 dB.
Василич, а как Вы пересчитываете показания программы при измерениях в чувствительность динамиков? По Вашему 1Паскаль равен чувствительности в 94дБ, а как же тогда относиться к показаниям совковых справочников где например заявленное звуковое давление у 4А32 было 0,4па, что соответствует примерно чувствительности в 95дБ.
Как в реальности выяснить чувствительность или звуковое давление головки громкоговорителя?
Зачем мне это надо!?
У меня завалялось некоторое колличество широкополосных ГДР-их громкоговорителей с чутьем примерно 86-88дБ диаметром мембраны 117мм и рабочим диаметром от середины подвижки 107мм указанной мощностью 6, 10 и 20Вт. Ставили их раньше в разнообразных колонках и телевизорах. Резонансная около 90-100Гц. Звучат они на СЧ-ВЧ довольно таки неплохо, но маловато НЧ, что естественно. Вот и пришла мне в голову идея попробовать на них сделать щит из скажем 6-12шт в каждом. Я даже как-то очень много лет назад пытался измерять их ТС параметры. За правильность не гарантирую, но приведу просто записи этой
первой попытки измерений. Методику измерений нашел тогда гдето частично в сети и немецких журналах по конструированию АС.
Хочу сначала понять или из этой затеи вообще чего-нибудь путевое получится.
Цитата: По Вашему 1Паскаль равен чувствительности в 94дБ, а как же тогда относиться к показаниям совковых справочников где например заявленное звуковое давление у 4А32 было 0,4па, что соответствует примерно чувствительности в 95дБ.
Как в реальности выяснить чувствительность или звуковое давление головки громкоговорителя?
При СССР подводимая мощность при измерении была равна 0,1 ватт а не 1 ватт. Поэтому 0,4 Па на кв. метр было давление.
Что б замерять давление,нужен микрофон измерительный,проверенный . В микрофоне даётся в паспорте , какое напряжение выдаёт микрофон, при воздействии на мембрану поля давлением 1 Па на метр кв.
Понятия ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ не было. Чувствительность это у радиоприёмника или усилителя по входу. Чем меньше мв или мкв - тем выше чувствительность.
Коллеги
Сегодня понял что такое стена звука , зайчики,рояль и рот шириной в 4 метра.
Думаю это же слышали все описывающие негатив от щитов.
Вообщем так. Поставил щиты в совершенно пустую отделанную комнату и включил
Это просто ужас. Слушать невозможно. Локализации нет , низа гудят , все орет.
Мне есть с чем сравнивать. Поэтому вывод
Щиты должны стоять в комнате с достаточным акустическим поглощением, чтобы как минимум хлопок в ладоши не вызывал эха. Надо точно подобрать расположение от стен щитов и от задней стены не менее 0,5 м. На задней стене должны быть хотябы шторы.
Место прослушивания идеально в геометрическом центре на высоте две трети от низа щитов.
В таком случае и локализация и низы изумительные и никакого гула не будет.
(02-08-2015 23:53)Qawsed12qawse писал(а): Это просто ужас. Слушать невозможно. Локализации нет , низа гудят , все орет.
не все так печально если знать куда и как
данное оформление(гр.массив) имеет смысл на бас до 200гц(снижается резонанс и повышается отдача)
если отпускать выше тогда получим "разноголосый хор крикливых мальчиков"
(03-08-2015 08:21)janikol писал(а): если отпускать выше тогда получим "разноголосый хор крикливых мальчиков"
о, еще один. (никогда не слышавший щитов ГИ).
(02-08-2015 23:53)Qawsed12qawse писал(а): Вообщем так. Поставил щиты в совершенно пустую отделанную комнату и включил
Это просто ужас. Слушать невозможно.
а какая акустика в пустой комнате будет хорошо играть? никакая. щиты здесь не при чем.
(02-08-2015 21:02)Arkadi писал(а): Тогда подскажите пожалуйста как пересчитать чувствиленость в звуковое давление и наоборот?
Есть таблицы,есть калькуляторы перевода в интернете. Но нужна точка отсчёта,микрофон в котором вы знаете ,что при расстоянии 1 метр от динамика, при подведении 1 ватта он выдаёт такое то напряжение при 1Паскале.
Вот это напряжение и есть точка отсчёта по шкале децибелов в комплексе Шмелёва.. Децибел ни чего не меряет, пока его не привяжешь к какой то точке реперной,отсчёта. Децибел это отвлечённая единица,логарифмическая шкала всего лишь.
2 Ра=100dB чувствительности
1Ра=94dB
0,8Ра=92
0,5Ра=88
0,4Ра=86
0,25=82
0,2=80
0,12=76
0,1=74dB
Видим что изменение давления в два раза = 6dB в любой точке шкалы.
(03-08-2015 15:18)Василич писал(а): Есть таблицы,есть калькуляторы перевода в интернете. Но нужна точка отсчёта,микрофон в котором вы знаете ,что при расстоянии 1 метр от динамика, при подведении 1 ватта он выдаёт такое то напряжение при 1Паскале.
Вот это напряжение и есть точка отсчёта по шкале децибелов в комплексе Шмелёва.. Децибел ни чего не меряет, пока его не привяжешь к какой то точке реперной,отсчёта. Децибел это отвлечённая единица,логарифмическая шкала всего лишь.
2 Ра=100dB чувствительности
1Ра=94dB
0,8Ра=92
0,5Ра=88
0,4Ра=86
0,25=82
0,2=80
0,12=76
0,1=74dB
Видим что изменение давления в два раза = 6dB в любой точке шкалы.
(03-08-2015 10:33)Beaton писал(а): Ян, привет!
А что за дины в ГИ? очень на 6гд-2 смахивают. Или все таки 4гд-35?
широкополосники 8гдш1 без колпачков
как бас-секция до 200гц имеет право на существование, но... итоговые размеры
эти два щитка по 6шт более-менее равны двум 15" Альфам в гораздо меньших габаритах(в три раза)
чтоб получить некий эквивалент четырём Альфам нужно 4 подобных щитка по 6шт(92,5дБ в полосе 30-200гц), и...габариты в 6 раз больше
(04-08-2015 08:38)janikol писал(а): широкополосники 8гдш1 без колпачков
как бас-секция до 200гц имеет право на существование, но... итоговые размеры
эти два щитка по 6шт более-менее равны двум 15" Альфам в гораздо меньших габаритах(в три раза)
чтоб получить некий эквивалент четырём Альфам нужно 4 подобных щитка по 6шт(92,5дБ в полосе 30-200гц), и...габариты в 6 раз больше
Ну и как по звуку то такие щиты по сравнению с альфами. Можно ли размеры щитов и толщину.
И по чему вы выбрали именно 200 гц а не выше ну хотябы до 500-700 гц. Уже легче было бы к ним шп сч вч найти?
(04-08-2015 08:38)janikol писал(а): ...чтоб получить некий эквивалент четырём Альфам нужно 4 подобных щитка по 6шт(92,5дБ в полосе 30-200гц), и...габариты в 6 раз больше
Что бы получить некий эквивалент двум Альфам с лихвой достаточно 8 шт 8" излучателей установленный в щите 40 на 100 см.
Параметры такой сборки приведены в прикрытой авторской ветке "Маэстро". Получаем некий бонус по чувствительности и колоссальный выигрыш по подвижной массе. Кстати и по частоте можно вверх подвинуть безболезненно.