Знаете, у меня никогда не получалось слушать классику на протяжении реально долгого времени... по этой причине я не люблю длинные концерты.
когда слушаю нечто одновременно и насыщенное и длинное, сознание начинает "высказывать непреодолимое желание" прерваться в какой-то момент и осмыслить... "переварить" уже услышанное - а потом продолжить. поэтому я полагаю, концерт классики не должен длиться больше часа... и перерывы между частями произведения (или отдельными мелкими произведениями) обязательно должны быть ощутимыми - это и на музыкантов и на слушателей, полагаю, должно действовать благотворно.
кстати, есть такая серия фестивалей классической музыки под общим названием "Безумные дни", начинавшаяся когда-то во французском Нанте - там установка на проведение мероприятий такова, что они представляют собой массу коротких концертов по 45-50 минут, идущих буквально почти друг за другом (по 6-7 концертов в день) с очень невысокими ценами на билеты. у слушателя есть возможность большого реального выбора и возможность услышать именно то, что ему хочется, а не сидеть подряд три часа (а то и больше) на мероприятии, как это бывает на обычных фестивалях... классная идея.
в 2010 (кажется, точно не помню) году в Японии на этот фестиваль было продано МИЛЛИОН билетов!!!!!!!!!
мое одно из любимых произведений у Бетховена - "Диабелли-вариации".
недавно из чистого любопытства погуглил в Ютюбе разные исполнения этих вариаций... больше всего понравилось в исполнении латвийского пианиста (а также композитора и импровизатора) Вестардса Шимкуса - у него Бетховен звучит, если можно так выразиться, деликатно, актуально и свежо.
совсем в другом стиле исполняет это произведение мексиканский пианист и композитор, живущий в Лос-Анджелесе Гэвин Гамбоа... это такая с одной стороны "буря и натиск"... виртуозный мощный поток сознания... а с другой стороны, еще одна попытка взглянуть на Бетховена с точки зрения сегодняшнего дня... только если у Шимкуса Бетховен в первую очередь медитативен, то у Гамбоа - героичен без пафоса.
Шимкус покоряет сразу, а к Гамбоа надо "приспособиться"... в итоге имеем двух очень разных Бетховенов в одном произведении... интересный опыт.
почти ни одно из старых очень известных исполнений "Диабелли-вариаций" (Рихтер, Шнабель, Аррау, Юдина, Т.Николаева, Г.Соколов...) не впечатлило так, как эти два вышеприведенные.
.
Ну... Вы б еще заставили эстонца ча-ча-ча танцевать.
Мексиканец интерпретирует. И здорово
В массе, лучшим исполнением классической музыки заметно отличались музыканты Советской Школы. И это мое скромное но глубоко устоявшееся мнение.
Приведу здесь пример.
не очень понравилось. стилистически безупречно... но безупречность меня никогда не привлекала. я называю её "стерильностью".
от такого стиля сначала захватывает дух, а потом оно наскучивает... кстати, подобной особенностью обладали многие оркестровые исполнения Караяна. звучание музыкантов и интерпретация - изумительные... но восторга с периодическим замиранием сердца - нет как нет!
вот Гульд... что бы он ни играл - всё можно слушать только с подспудным восторгом... даже, казалось бы, "противоположные" интерпретации одной и той же музыки - как его разновременные записи Гольдберг-вариаций...
Про лучшее исполнение классики музыкантами советской школы мне твердили с ранней юности , но душа не принимала эту музыку вообще и настоящий переворот сознания произошёл уже в зрелом возрасте,когда я услышал другие интерпретации и по другому расставленные акценты - тоньше,глубже и без всенепременного пафоса.
у меня ситуация аналогичная, но, разумеется, всегда имеют место исключения.
исполнение Л.Коганом произведений Паганини имхо превзойти трудно........
хотя Гидон Кремер все-таки мне нравится больше... и не только в Паганини, естественно... (Кремера отнести к типичной "советской школе" никак не могу - ну он совершенно иной манеры)
(начало записи чуть подпорчено, но немного, а исполнение просто выше всяческих словесных похвал...)
(08-04-2017 23:30)petr.solo1223 писал(а): Про лучшее исполнение классики музыкантами советской школы мне твердили с ранней юности , но душа не принимала эту музыку вообще и настоящий переворот сознания произошёл уже в зрелом возрасте,когда я услышал другие интерпретации и по другому расставленные акценты - тоньше,глубже и без всенепременного пафоса.
Иногда мне становится ясным, что говорим мы об одном и том же... Да вот только разные мы здорово.
Ну как. скажите, можно, назвать пафосной игру Рихтера? Я бы сказал, что там и есть близкий к идеалу баланс. А уж об акцентах - кто б говорил.
Да уж..
От скуки просмотрел пару последних страниц темы с пафосом в названии.
Что тут скажешь
Не дай Бог так разговаривать о музыке
Вспомнился сонет шекспира, который 66 -
" Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу. "
Не так давно наткнулся на бутлеговскую, другой в природе нет, запись вариации и фуги на тему генделя в исполнении так гонимого здесь простого Гения Рихтера.
Вот уж воистину - я памятник себе воздвиг нерукотворный....
Поразительное соединение "простоты" исполнения с глубочайшим проникновением в саму суть, смысл музыки... В фуге запредельное музицирование, гипноз.
Хотя. кому это я, о чем??
товарищи, которые говорят, что слушают ТОЛЬКО классическую музыку (варианты: только металл, только старый добрый хард рок, только джаз, только... etc.), являются по сути детьми, в детстве "недоевшими" мороженого и давшими себе (в детстве же) клятву "когда вырастут, не обращать внимание на взрослую фигню, и есть ТОЛЬКО мороженое!!" ... и умудрившимися данную клятву сдержать!
самое удивительное для меня то, что подобных людей весьма немало - ну чуть ли не половина населения... особенно на нашей территории и среди моего поколения.
а радует и обнадеживает лишь то, что нынешняя молодежь, похоже, счастливо избежит сей печальной участи.............. во всяком случае, в массе своей.
кстати, Петр, я тут слушал пару дней по дороге на работу и обратно следующий альбом выпуска 2014 г: "Jenny Lin: Stravinsky (Solo Piano Works)"... знаете, очень и очень рекомендую. и исполнение и сама подборка вещей весьма удачны. получил массу удовольствия и обнаружил, что слушать классику в метро очень даже можно и даже нужно! главное, конечно, при этом не пропустить нужную станцию...
просто очень понравилось... произведение Майкла Наймана "An Eye for Optical Theory" в исполнении ансамбля SPARK...
и произведение неизвестного мне современного композитора по имени Johannes Motschmann также в исполнении того же самого превосходного коллектива SPARK...