Был в гостях у своего товарища ( нашего форумчанина) в Козине. У него были проблемы с басом в ДК ( цокольный этаж ).
Смирнов ему проектировал щиты в углах, мол, все будет ОК.
Когда они были установлены, проблема не исчезла. Товарищ при мне позвонил лично Смирнову по громкой связи и обрисовал ситуацию. Ответ Смирнова : " Этого следовало ожидать. Живите с этим. "
Мы оба приподохренели.
Дальше я свел его с другими людьми и процесс решения проблемы был долгий и мучительный . Заняло два месяца.В течение этого периода бас гулял по всей комнате. То он был прямо между колонок, то вдоль боковых стен...В итоге , он оказался именно там, где его изначально спроецировали. Пришлось диван подвинуть сантиметров на 30. Результатом хозяин был более чем доволен.
(12-07-2021 00:38)Boostaddict писал(а): Смирнов ему проектировал
Я со Смирновым несколько раз пересекался по работе - мне его знания не внушают доверия, плюс за неведомый результат он ещё и денег с заказчиков хочет прям нехилых
Вопрос достаточно прост.
Есть куча литературы, программ, инструкций, графиков и пр.
Все начинается с основной моды.
Это даже, не обсуждается.
Потом уже далее - все остальное.
PS
Щиты на НЧ не влияют.
Слушать в наушниках - вредно. И, кроме того это имитация звука, поскольку восприятие живого звука включает в себя, не только диффузное поле, но и восприятие звука всем телом.
-
На сегодня.
Если есть средства и желание - делать DBA в идеале.
Лучше, пока еще ничего нет.
-
На самом деле, все определяется требованиями заказчика. Что он хочет. Какие у него требования.
Может оказаться, что все проблемы устранены, а заказчику нужен гудеж, или мягкий, глубокий бас.
Или сцена, глубже, чем в записи. Или эффекты с фазой и отраженками.
Сначала - написать требования, хотя бы для себя.
Потом искать решение.
(12-07-2021 01:28)Boostaddict писал(а): За человека должны говорить его дела. Например, Мюзик Холл
Я был пару раз у Володи Веселовского (RIP), у него хорошо звучало, только у Володи всегда и везде всё хорошо звучало, 30 лет назад тоже. Даже на выставках все говорили что у него (ХИК) всегда лучший звук.
(12-07-2021 07:33)CTAC писал(а): Я был пару раз у Володи Веселовского (RIP), у него хорошо звучало
Там акустика была установлена в метрах трех от стены. Рупора на мощном однотакте. Баса как такового не было от слова вообще (поэтому и проблем комнатных в области баса как бы и не было), образы супер гипертрофированы, наслаивающиеся один на другой, и в результате ты слышишь лишь самый громкий инструмент, остальные завуалированы. Звук паршивый в итоге. Думаю что и комната сильно помогала в этом. Делал ее Смирнов. У него дома точно такой же комплект аппаратуры и точно такая же комната. Единственное достоинство, что при любой, даже самой дикой громкости (кстати Володя мне перед прослушиванием прочитал лекцию что громкость мы регулировать не будем от слова вообще, и что Музыку именно на такой оглушительной громкости и надо слушать!) соседи практически ничего не слышат. Других достоинств нет! У моего товарища в Луганске комната была создана по его проекту, на его материалах, и звук был отвратительный. Плюс очень сильное мычание в области баса. Хотя было обещано что все эти меры (плавающая комната) позволят ему иметь дизайнерскую комнату только с аппаратурой и диваном, и никаких резонансов там не будет. А по факту дикая жуть получилась. И пришлось ему туда добавлять и мебели, и еще много чего другого.
(11-07-2021 23:50)bylujnik писал(а): Эта тема НЕ про решение проблем, эта тема про то, ЧТО нужно изначально предпринять, чтобы этих самых проблем вообще не было
Не параллельные длинные стены, ступенчатый высокий потолок (высота больше ширины комнаты хотя бы на метр) который является самой большой свободной плоскостью в комнате и вносит много проблем. Отсутствие гипсокартона. На полу ковровое покрытие, на окнах шторы.
И еще советую почитать и посмотреть видео вот на этом сайте: _https://www.tubetrap.com/
Они кстати весьма любезно отвечают на вопросы, и даже по представленным чертежам дают рекомендации об использовании их устройств. И эти устройства работают не только в области НЧ, но и очень успешно в области середины и верха.
В чём проблема параллельных стен если применять на тех же стенах рассеивание либо поглощение?
Я не представляю одну стену под 90 гр к фронту, а вторую скажем под 45. Очень важна симметрия в расстановке ас.
Несколько соображений по теме.
С точки зрения рациональности и вменяемости бюджета на акустическую обработку, считаю оптимальной площадью для КДП 30-40 м.кв. Вообще, в международных рекомендациях речь идёт не о площади, а об объёме и он не должен быть менее 70 м.куб. (в более ранней версии - не менее 100 м.куб.). Само собой, при удачном соотношении линейных размеров. В просторных помещениях гораздо лучше ситуация с басом, большее время задержки интенсивных отражений, больше оптимальные значения времени реверберации (ближе к естественным значениям), что содействует формированию полноценного диффузного звукового поля. Однако нужно понимать, что чем больше комната, тем дороже обойдётся её обустройство.
По поводу соотношения этих самых размеров. Есть вариант с прямоугольным "золотым сечением", типа 3-5-8, есть экзотический "золотой трапагон" с непараллельными ограждениями, есть таблицы с удачными соотношениями линейных размеров прямоугольных помещений, основанные на мировом практическом опыте... Но нужно сказать, что эти соотношения очень сильно варьируются от более вытянутых до относительной близости ширины и длины.
С моей точки зрения, высота потолка не должна быть менее 2,8 - 3 м. (обычно, именно этот размер и берётся за основу расчётов), а ширина комнаты - не менее примерно 4,5 м. То есть, потолок не должен быть заведомо низким, а комната квадратной или чрезмерно вытянутой (когда длина превышает ширину более, чем в 3 раза). В то же время, она должна быть достаточно широкой. Кстати, это рекомендации Манфрэда Шрёдера.
Опять же, не стоит переоценивать фактор непараллельности комнатных ограждений. Дело в том, что НЧ, в силу больших длин звуковых волн просто не заметят этой экзотики, а для устранения "флаттера" и ослабления/увода в стороны от точки прослушивания ранних отражений существуют куда более приемлемые с точки зрения эстетики и бюджета решения...
В любом случае, комната для стерео должна быть симметрична!
Что касается главной моды. Понятно, что это самая низкая резонансная частота комнаты, суть - основной резонанс в длинном размере. Но, как раз, акустические проблемы достаточно редко бывают связаны именно с ней. Основные проблемы, куда чаще, обусловлены совпадающими по частоте модами разных порядков из разных линейных размеров. А происходит это потому, что некоторые размеры комнаты или одинаковы, или кратны друг другу - отсюда взаимоусиление и акцентирование на общем фоне проблемной частоты. Таким образом, одно из главных условий - отсутствие равенства или кратности линейных размеров КДП.
Также понятно, что нежелательно иметь большие площади остекления, а имеющиеся оконные и дверные проёмы не должны попадать в зоны первых отражений.
Из основных технических решений - хорошая звукоизоляция, концепция формирования акустической среды LEDE, кессонная конструкция потолка, оптимизация структуры ранних отражений, достаточное поглощение на НЧ и НСЧ.
По поводу размещения КДП в цокольном этаже. Из личного опыта - полностью справиться с НЧ проблемами в них крайне тяжело. Нужны гибкие облицовки практически на всех поверхностях ограждений и панельные поглотители в гораздо большем, чем в рядовых случаях, количествах.
И пару слов об ограждениях. Они ни в коем случае не должны быть хлипкими, в противном случае - гарантированный собственный резонанс со всеми вытекающими... Причём, никакие бас-ловушки здесь не помогут!
Ну, а насчёт нравится-не нравится - это здорово напоминает обсуждение звучание разных аудио-компонентов... Окончательная настройка, по моему глубокому убеждению, должна осуществляться самим хозяином КДП с учётом его индивидуальных предпочтений (часть из пожеланий учитывается при проектировании) постепенно, на протяжении достаточно продолжительного времени.
(12-07-2021 08:12)VladimirNB писал(а): Звук паршивый в итоге.
Тебе-бы хоть такого добиться Гуру блин, где ты, а где Володя... немного у вас разные с ним весовые категории. Кто тебя только пускает в нормальные квартиры.
Да, вероятно комнату делал Смирнов, только я Володю знал лет наверное 30, комнаты были разные, аппаратура разная, результат всегда хороший . Комната без хозяина не играет, тебе кто комнату не построит... результат всегда будет одинаков.
(12-07-2021 09:04)CTAC писал(а): Тебе-бы хоть такого добиться Гуру блин, где ты, а где Володя... немного у вас разные с ним весовые категории. Кто тебя только пускает в нормальные квартиры.
Ты не умеешь общаться без хамства?
Я последний раз был в ХИКе в их новом помещении, слушал австралийскую акустику WHT PR2 с ламповыми моноблоками на 845 лампах, и естественно с винила. Правда это было лет уже 10 назад. Годы летят.
Очень душевно пообщались. Очень увлеченный человек ...
Здравствуйте, коллеги. Возможности коверкать геометрию комнаты не было. Да и комната слишком мала для этого-4,5х4,5 метра. Не самые удачные пропорции... Поэтому пошёл путем поглощения. Углы, фронт и потолок обшил акустическим фибролитом и "шуманет", на полу 6 мм пробки и толстый ковролин, в низ фронтальной стены интегрировал бас-ловушку, правда, от расчётных размеров пришлось уйти в меньшую, вменяемую величину. Поэтому бас немного на АЧХ горбатится, но и горб и реверберация в 320 мСек пошли на пользу, добавив мяса на низах.
График водопада прикрепляю.
Тем про исправление изьянов комнат - уйма, но я ни разу не встречал тему про СОЗДАНИЕ такой комнаты для прослушивания стерео (не домашние кинотеатры), где проблем нет априори
Да всё у Вас в принципе нормально. Если слух не "режет" и комфортно, то вообще по барабану
Что немного смущает - провал на 3 кГц - в самой чувствительной зоне слуха. И "хвосты" в районе 38 и 52 Гц. Собственно, даже не сами "хвосты", а то, что они "плавают" по частоте. У вас "внизу" оформление ФИ или БП?
И, еще.
Правильная акустика требует минимальной подготовки помещения.
Соответствующий выбор усилителя тоже и по мощности и по демпингу.-
-
Основная проблема это - когда в большом помещении устанавливается компрессионная акустика для небольших помещений.
Мало, кто знает, что АС обычно ФИ, даже если это, большой напольник - работает только как, часть помещения.
Объем и размер помещения может полностью убить акустику. Таких примеров тут на форуме - множество.
Тогда - гудеж, эхо, отраженки и пр.
Лучше всего согласуются с помещение рупорные АС. Хуже всего - сосисочные ФИ для квартир.
-
Вопрос первый - что хочет для себя слушатель?
Правильно озвучить помещение, или получить помещение исключительно под свой вкус?