(27-01-2024 20:32)Farol писал(а): По советским меркам пластинка не так уж и крива
По советским же стандартам допускалось в разные годы коробление 1-2 мм,разнотолщинность 0,25 мм, а эксцентриситет 0,15-0,2 мм и по советским и по международным стандартам. Что выше - брак, вызывающий детонацию и преждевременный износ пластинки, подлежало замене. Норма износа определялась как + 2дб шума после 50 проигрываний пластики без дефектов.
Незначительные дефекты на громком роке могут и не быть явно слышны.
На тангенциальном тонарме очень хорошо виден эксцентриситет,так вот-практически на всех пластинках он есть в той или иной степени.
Помнится единственный проигрыватель который устранял его механическим путём это какая- то модель Накамичи.
Да и сами пласты если хранятся вертикально но с лёгким наклоном,то после такого длительного "стояния" край на котором стоят пластинки становится немного загнутым,у себя такое обнаружил к неудовольствию почти на всех пластах.
Конечно, любые неровности,что горизонтальные(эксцентр.),а что вертикальные означают переменную нагрузку на стороны канавки и иглы в очень больших степенях ,хотя эта нагрузка есть и в модуляции канавки,но модуляция отыгрывается за счёт гибкости кантилевера,а вот неровность пласта-за счёт штанги тонарма и её подшипников(каких?).
А есть ещё понятие "демпфирование" тонарма которое призвано удерживать тонарм от подобных движений,что приводит ещё к большей нагрузке для сторон канавки и иглы.
Не зря на Клир аудио одевается спец. обруч на диск чтоб выровнять его края.
Но это всё мышиная возня,а так...поставил и слушай.
Цитата:пласты если хранятся вертикально но с лёгким наклоном,то после такого длительного "стояния" край на котором стоят пластинки становится немного загнутым,
Вроде показывал, а может и нет... короче, использую для хранения органайзер для бумаг. Нижний край пластинки опирается только на конверт, а тот только краями на органайзер. Ни одна не искривилась. Да и удобнее.
Кстати, прижимные краевые кольца видел в каталоге Кенвудов на рубеже 70-80х. Но вот как то тогда видимо народу не зашло. В поздних каталогах их уже не было. Да и удобства не добавляет
Кольца на внешний радиус работают и как усилитель момента инерции, рычаг максимальный.
Кстати, опорник на Ленках имел хорошую инерцию именно за счёт такого распределения масс - сам довольно лёгкий, но с утяжелённой кромкой.
(28-01-2024 10:43)baheba писал(а): а вот неровность пласта-за счёт штанги тонарма и её подшипников(каких?).
А есть ещё понятие "демпфирование" тонарма которое призвано удерживать тонарм от подобных движений,что приводит ещё к большей нагрузке для сторон канавки и иглы.
Если штанга тонарма отрабатывает неровности и эксцентрические дефекты, это значит что тонарм крадёт энергию у сигнала. В идеале всё должно отрабатываться кантилевером. Тут проблема кроется в неравномерности упругих свойств демпфера кантилевера. В среднем положении кантилевера упругость выше, чем в крайних. Соответственно и комплаенс головки сильно падает при проигрывании пластинок с дефектной геометрией, отчего возникают повышенные амплитуды на НЧ. На горбах головка испытывает перегрузки как в падающем лифте - демпфер зажат и работает уже весь тонарм.
И есть ещё момент такой - не должно быть люфта у тонарма - он должен быть выбран максимально. Все эти воздушные, жидкостные и прочие нежёсткие конструкции - уступают жёстким, по энергетике.
(28-01-2024 17:10)zick писал(а): Кольца на внешний радиус работают и как усилитель момента инерции, рычаг максимальный.
Кстати, опорник на Ленках имел хорошую инерцию именно за счёт такого распределения масс - сам довольно лёгкий, но с утяжелённой кромкой.
Если штанга тонарма отрабатывает неровности и эксцентрические дефекты, это значит что тонарм крадёт энергию у сигнала. В идеале всё должно отрабатываться кантилевером. Тут проблема кроется в неравномерности упругих свойств демпфера кантилевера. В среднем положении кантилевера упругость выше, чем в крайних. Соответственно и комплаенс головки сильно падает при проигрывании пластинок с дефектной геометрией, отчего возникают повышенные амплитуды на НЧ. На горбах головка испытывает перегрузки как в падающем лифте - демпфер зажат и работает уже весь тонарм.
И есть ещё момент такой - не должно быть люфта у тонарма - он должен быть выбран максимально. Все эти воздушные, жидкостные и прочие нежёсткие конструкции - уступают жёстким, по энергетике.
Можешь снять короткое видео как у тебя кантилевер отрабатывает эксцентриситет,можешь образно представить что у тебя происходит в этот момент с "углом захода иглы в канавку"?
Если горизонтальный подшипник в опорнике настолько тупой,что не может позволить штанге тонарма следовать за канавкой при эксцентриситете,то это...труба,но может по-твоему это так выбран люфт подшипника?
В аква тангенсе супер жёсткая конструкция и такая же супер податливая,поскольку "кораблик" на воде сдвигается очень податливо,это не шары катать в шарикоподшипнике.
Поскольку основная модуляция канавки у нас только в горизонтальной плоскости( в вертикале только эф. стерео),то и демпфирование в ней должно быть соответствующим,а параллельный тонарм как раз для этого создан.
Пример отработки эксцентриситета тангенсом аква,ну и заодно воздушным
Не видел конструкции твоего акватангенса, видел самоделки, далеко не жёсткие.
Видео мне снимать лень и нет у меня дисков с таким явным смещением центра. Когда попадались - сразу шли в продажу тем, кому такое подходит. У меня головки специфические - Сатин и Декка, у них в горизонте податливость невысокая.
Не имел в виду что кантилевер должен отрабатывать эксцентриситет и горбатость. Конечно дорожка должна вести тонарм за собой, но именно поэтому я и говорю, что сам не слушаю дефектные пластинки и другим не советую. Оно конечно играет и может даже не скакать, если классно разнесены массы в арме, голова хороший трекер тд. Но мало что-ли нормальных дисков? Или не жалко убивать ресурс иглы? Купи сейчас шибату за вменяемые деньги.
Демпфируют тонармы как раз ради того, чтобы работал кантилевер, а не вся конструкция от противовеса до шелла. На дисках, в которых нормальный шаг дорожки по спирали и нет неровностей экстремальных. Остальное - просто не предусмотрено. Замечательно, что твой арм висит на воздушной подушке и прекрасно отрабатывает эксцентриситет. А у меня например старенький Грейс 707 на прецизионных приборных подшипниках тоже может справляться с подобными трудностями нормально, но мне оно не нужно. Я вообще не считаю тангенсы решением вопросов, просто потому что процесс нарезки и воспроизведения это абсолютно разные вещи, и у тангенсов свои преимущества и косяки.
У нас на Авито есть неплохие предложения. Например Audio-Technica AT-15Ea с запечатанной Шибатой от Зафиры 5152. Цена около 140 евро. Вроде вполне вменяемо.
(28-01-2024 17:52)zick писал(а): Не видел конструкции твоего акватангенса, видел самоделки, далеко не жёсткие.
Жёсткость в нашем понимании это выбранные люфты всего механизма тонарма в момент проигрывания.
На одноопорном тонарме это возможно без противовеса,но с пружиной сзади(по-Лихницки).
В других случаях переменная нагрузка тянущей канавки(разная модуляция в зависимоти от колл. НЧ)постоянно колотит горизонтальный подшипник,поскольку канавка НЕ в силе выбрать люфта шаров подшипника в их канаве.
В случае с аква тангенсом-всё выбирается,спецом для аглицких фомневерующих делал ролык:
Кораблик притягивается ко стеклу двумя роликами-ножами из фторопласта,оси 1мм из нерж.стали.
Момент отработки эксцентриситета:
(28-01-2024 18:58)zick писал(а): Чем притягивается? Стёкла подпружинены?
Тянущей канавкой,она тащит иглу,следовательно весь тонарм с корабликом,Оно упирается роликами о стеклянную,гладкую стену аквариума.
На видео же всё как на ладони.
То есть -силы натяжения идущей канавки достаточно чтоб притянуть весь механизм,потому что жидкость не даёт сопротивления,момент страгивания на жидкости второй после воздуха.
Когда весь тонарм притянут ко стеклу-тогда выбран люфт в осях,система жёсткая.
А горизонтальная масса в тангенсе большая,потому как тонар перемещается параллельно,это значит что модуляция канавы пласта отрабатывается иглой(молоточком) относительно этой горизонтальной массы(наковальни).
(28-01-2024 19:24)zick писал(а): Отличная конструкция. Лучше чем на воздухе однозначно. А на сильно модулировнных канавках оно корабликом нырнуть глубже не пытается?
Да нет,какие там эти силы иглы с кантилевером?
Игла,ножи вертикального подшипника на капролоновых опорах установленных в повышенной плотности пенопласте и ролики корабля находятся на одном горизонтальном уровне,так что нырять даже при большой силе не получится.
В какой-то период я кардинально пересмотрел все эти "безконечные" массы и жёсткости,натаскался с пудовыми дисками и пр.лабудой,пришёл к выводу что всё должно быть в пределах разумной достаточности,то есть наступает предел после которого дальнейшее наращивание не имеет никакого смысла ну и детали и компоненты должны быть сделаны более-менее прецизионно и отвечать наложенным на них требованиям и функциям.
Сейчас вот желаю закончить с дротами,провести серебряный провод до корректора и экранировать по уму,да заземлить на основательную землю,надо только рукава закатать.
Посмотрел эти ролики с воздушным тангенсом и на подсознательном уровне понимаю, что с воспроизведением дорожки (не с трекингом или отслеживанием), что -то не так.... Помнится, лет 12 тому, кто-то из " кулибиных от вертушкостроения", выкладывал свой ролик где катридж на его тонарме " самоюстировался" при воспроизведении пластинки - то есть, менял свою геометрию в тонарме относительно своего места на рабочем поле . Идея:Катридж свободно установлен в шелле и под действием меняющегося радиуса спиральной дорожки меняет свою геометрию относительно шелла. Датчиком является игла, которая так же поворачивает и поворотный тонарм. Как задумка?---- ВОТ ОНО!
Ну дальше можно подумать (это если есть чем). А зачем тогда такому катриджу тонарм? И даже неважно, какой тонарм: поворотный, или тангенциальный. С их низкочастотным (главным) и ВЧ резонансами.
Если катридж стоИт в тонарме (руке- арме), то тогда обязательны два основных условия работы такого устройства называемого " звукосниматель". Иначе правильного извлечения звука и адекватной работы "руки" добиться будет нельзя. Особенно ,если говорить о коробленых пластинках.
Вот эти два условия.
"В каждый отдельно взятый момент времени тонарм вместе с головкой должен удовлетворять двум основополагающим требованиям:
На частотах выше основного резонанса, тонарм вместе с телом головки и по отношению к кантеливеру должен представлять собой неподвижный монолит.
На частотах ниже основного резонанса, тонарм должен представлять единое целое с кантеливером".
С такими тангенсами без принудительного отслеживания было бы интересно произвести одну процедуру. Есть способ вывести точный антискейтинг - на моно диске один канал стерео головки запустить в противофазе, чтобы получить замыкание по частотам. То есть так определяется равномерность давления на обе стороны иглы в дорожке. Скатывающей силы в тангенсе нет, а внешняя сторона канавки толкает тонарм вперёд. Насколько эту проблему решает вертикальная прижимная сила, непонятно.
(28-01-2024 22:03)element писал(а): Посмотрел эти ролики с воздушным тангенсом и на подсознательном уровне понимаю, что с воспроизведением дорожки (не с трекингом или отслеживанием), что -то не так....
А меня не отпускает ощущение, что когда бахеба говорит, что эксцентриситет наблюдает на почти всех дисках, он слегка лукавит - мне так кажется, что это его тонарм шарахается влево-вправо с амплитудой большей чем тот эксцентриситет, а податливость головки довольно высокая.