Аудиофильский сленг и аудиотерминология
|
Автор |
Сообщение |
Выразили согласие: | |
|
3ton
Мегапозитив
Откуда: Киев
Сообщений: 690
Репутация: 184
|
RE: Аудиофильский сленг ! / 21-07-2011 20:32
Попробую дальше выложить две характеристики звучания из этой же статьи (написаны несколько заумно и пафосно, но рациональное зерно есть ), которые для меня лично являются определяющими при выборе аппаратуры (если говорить грубо - то они дают ответ на вопрос "о чем музыкальное произведение" и передают эмоциональный посыл музыкантов, если этого нет - то слушать становится не интересно и не понятно зачем люди занимали студию звукозаписи и вообще мучают себя и нструменты , а другие люди делают и продают .... аппаратуру), все это имхо, разумеется , вот эти характеристики:
Интонационные связи. Значение слова „интонация" не вызывает вопросов. Это слово часто употребляется в обиходе, причем, как правило, применительно к речи. Словари дают научное определение интонации: это повышение или понижение тона при произнесении фразы. Интонация придает высказыванию большую выразительность, но она не относится к основным речевым факторам, формирующим смысл; в речи все слова имеют какое-то значение, и даже если они будут произнесены монотонно (то есть без интонации), мы в большинстве случаев сможем представить, о чем идет речь. А что же такое интонация в музыке? Здесь она как средство выразительности играет гораздо более важную роль: за звуками и аккордами невозможно закрепить определенного значения, и интонация является одним из средств создания музыкального образа.
Несмотря на то что интонация, по определению, всего лишь повы-шение или понижение тона, она невозможна без изменения громкости интонирующего голоса или инструмента. В музыке изменение тона при интонировании возможно только в небольших пределах, а именно в тех, где высота звука, варьируясь, еще сохраняет свое нотное название (этот интервал называют зоной). Таким образом, музыкальная интонация — это незначительные изменения высоты и громкости звука.
От воспроизводящей аппаратуры требуется точная передача изме-нений каждого звука. Но вслушиваться непосредственно в эти изменения и тем более оценить их передачу аппаратурой невозможно. Мы можем оценить только результат. Тот, кто считает, что он в состоянии определить, насколько выразительно передан тот или иной звук, прав лишь отчасти.
В хорошем исполнении интонации музыкальных звуков тесно взаимосвязаны, независимо от того, одного и того же инструмента это звуки или разных. Интонируемые музыкальные звуки создают музыкальный образ, а во времени это музыкальные события. Полнота восприятия музыкальных событий во многом зависит от того, насколько точно аппаратура передает интонационные взаимодействия звуков. Музыкально чувствительный человек очень чуток к этой передаче.
При правильной передаче интонационных взаимодействий все звуки оказываются равными по значимости. Сочетаясь друг с другом, они создают музыкальные образы, их взаимодействие оказывается целесообразным. При плохой передаче интонационных взаимодействий звуки воспроизводятся „разрозненно", в их следовании не видится особой целесообразности, очень часто источники звука неестественно четко локализуются по ширине стереобазы, с явным нарушением музыкальной вертикали.
Тембровые связи. Тембр, как мы уже говорили, это основная характеристика звука. Именно он порой поднимает стоимость аппаратуры на необозримую высоту; если тембр плохой, то столь высокая цена неоправданна. Но отдельно оценить передачу тембра так же невозможно, как и передачу интонации, более того, это сделать даже сложнее, поскольку передача интонации — это частный случай передачи тембра.
Человек реагирует не только на отдельно взятые тембры, но и на их совокупность, которая и создает музыкальный образ. Отличается воспроизведение музыки разными комплектами. Отличаются тембры одних и тех же инструментов при звучании их в разных концертных залах: в одном зале тембры могут казаться обедненными, в другом они будут оказывать на слушателя большее воздействие, в третьем же приобретут такие сказочные качества, которые не передаст никакая аппаратура. Но где бы мы ни слушали прекрасное живое исполнение, мы сможем его определить. Мы его узнаем только потому, что услышим гораздо больше музыкальных событий, чем на любом аудиотракте. Хорошая передача тембровых взаимодействий предполагает „тембровую" локализацию образов музыкальных инструментов, а не „визуальную". При правильной, „тембровой" локализации звуки могут находиться пространственно друг за другом, но при этом должно сохраняться их четкое тембровое разделение и относительные размеры. В таком случае эксперт говорит, что звуки хорошо эшелонированы. При неправильной, „визуальной", локализации звуки кажутся локализованными по ширине стереобазы, и, несмотря на то что они располагаются как бы на разной глубине сцены, они никогда не перекрываются, а звучат словно самостоятельно, независимо друг от друга, поскольку нарушены их относительные размеры. Очень часто низкие звуки почти таких же размеров, как средние и даже высокие, а значит, они локализованы лучше, чем в реальности. Именно в этом случае аудиофилу кажется, что он „видит" музыкальные инструменты и их точные размеры.
Музыкальная вертикаль. Верная передача тембров сохраняет музыкальную вертикаль. Расскажем о ней на примере оркестровой вертикали. Так как инструменты имеют совершенно различный характер звучания, то они по отношению друг к другу всегда занимают особые места в пространстве — скажем, духовые, где бы ни располагались в оркестре, всегда кажутся крупнее. В концертном зале звучащая труба или флейта создают впечатление наполненности пространства, их звуки будто идут со всех сторон. Группа скрипок имеет более „жесткий" звук и локализуется более четко. Звуки скрипок всегда кажутся мельче, чем звук трубы, фагота или флейты (особенно натуральной деревянной). Звуки виолончелей, как более низкочастотные, видятся всегда крупнее скрипок, но не могут затмить духовых, так как их характерный тембр „растекается" по залу и своей индивидуальностью сильно отличается от других звуков. Словом, звуки разных инструментов в оркестре имеют какие-то пропорции относительно друг друга и характерную цветовую палитру. Данную особенность композитор использует для выражения самых загадочных образов и красок. Эти соотношения в оркестровке, сложные межинструментальные аккорды, сочетающиеся образы и т. п. создают так называемую оркестровую вертикаль (частный случай музыкальной вертикали). Видимо, такое название это явление получило вот по каким причинам. Во-первых, определенный тембр всегда занимает в нашем воображении определенную высотную нишу — нам кажется, что свистящие и высокочастотные звуки расположены выше и более сфокусированы, чем низкочастотные, которые „растекаются", не фокусируются и заполняют все пространство с центром тяжести внизу. Иными словами, в нашем сознании формируется особое расположение по вертикали разных по объему звуков. Во-вторых, в партитуре все партии инструментов, имеющих разный тембр, располагают друг под другом. Глядя в партитуру, музыкант читает оркестровку произведения как бы по вертикали, а разворачивающиеся во времени события, создаваемые каждым инструментом,— по горизонтали. Когда нарушены тембровые соотношения и размеры звуков, когда „цветность" тембров усредняется, разрушается весь смысл сложноорганизованного музыкального повествования. Подобные искажения эксперт называет искажениями (разрушениями, нарушениями) оркестровой вертикали. Но вертикаль разрушается не только в оркестровых записях. Звуки одного и того же инструмента тоже имеют разную высоту, а следовательно, относительно разные размеры — низкие звуки, взятые, скажем, на фортепиано, кажутся крупнее высоких. Поэтому тембровые искажения могут нарушить музыкальный образ, создаваемый пианистом. Тогда уже говорят о плохой передаче музыкальной вертикали. Итак, верная передача музыкальной вертикали — это передача всех соотношений между звуками: и громкостных, и тембровых, и относительных размеров.
(Отредактировал 21-07-2011 в 20:33 3ton.)
|
|
|
|
CVL
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 26
Репутация: 77
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
etlik
Диспетчер
Откуда: Брест
Сообщений: 8 113
Репутация: 979
|
RE: Аудиофильский сленг ! / 03-11-2011 00:44
Процетирую Сергея Normann-
.." Музыкальность - в моём понимании очень проста: это увлечённость, погружение и сопереживание происходящему музыкальному действию, ощущение эйфории, катарсис, перенос во времени и пространстве. Если объяснить простыми примерами, то система музыкальна тогда, когда бегут мурашки по спине, на глазах наворачиваются слёзы, когда послушав гениальное произведение ещё неделю не можешь успокоиться и проигрываешь его в голове снова и снова, забываешь на какой остановке должен выходить из автобуса, потому как только-что послушал 1-й концерт Брамса в исполнении Рубинштейна и Райнера. Если эти ощущения не знакомы, то есть ещё над чем работать, аппаратно и духовно! Если удалось поймать, то наступает счастье меломана, железо просто исчезает и вокруг звучит только Музыка!"...
Ап темку
Белеет мой парус такой одинокий На фоне стальных кораблей.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
A_L_E_X_S_O
Ветеран
Откуда: Дзержинск Дон. обл
Сообщений: 26
Репутация: 19
|
RE: Аудиофильский сленг и аудиотерминология / 03-03-2012 02:49
Очень информативная тема и доступным языком написаная информация, многое узнал для себя, спасибо Roma47 и всем кто присоеденился!
У меня , если слышу музыку, которая разворачивает душу, а потом её сворачивает в трубочку , мгновенно вызывает мурашки на руках. Сразу: организм, сердце, мозг реагируют на СУПЕРОВОСТЬ вещи, и чувствуешь- Да, это она, МУЗЫКА! Сорри, если сочтут за флуд, не смог сдержаться....
|
|
|
|
Roma47
Ветеран
Откуда: Черновцы
Сообщений: 2 060
Репутация: 312
|
RE: Аудиофильский сленг и аудиотерминология / 03-03-2012 02:59
(03-03-2012 02:49)A_L_E_X_S_O писал(а): Очень информативная тема и доступным языком написаная информация, многое узнал для себя, спасибо Roma47 и всем кто присоеденился!
У меня , если слышу музыку, которая разворачивает душу, а потом её сворачивает в трубочку, мгновенно вызывает мырашки на руках. Сразу: организм, сердце, мозг реагируют на СУПЕРОВОСТЬ вещи, и чувствуешь- Да, это она, МУЗЫКА! Сорри, если сочтут за флуд, не смог сдержаться....
спасибо A_L_E_X_S_O !
действительно данная терминология может помочь глубже осмыслить некоторые моменты в аудио ну и возможно даже посмотреть более профессиональным взглядом на звук ;-)
(Отредактировал 03-03-2012 в 03:00 Roma47.)
|
|
|
|
vladimir947
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 2 147
Репутация: 284
|
RE: Аудиофильский сленг и аудиотерминология / 06-03-2012 21:53
По моему эта тема на столько обсуждена при чем не на одной ветке ( при разных названиях) ,что уважаемому модератору пора обьединить все варианты и усилия всех ( львиная доля таки принадлежит ему) и издать норматив меломана (например назовем его НМС-норматив меломанского стандарта). А вообще тема затрагивает столько болезненных вопросов как меломанов так и аудиофилов что я даже не знаю кто емко и однозначно сможет на них ответить.Пытался и я ответить на этот вопрос .-" Аналоговое или натуральное звучание какое оно должно быть? / 15-07-2011 17:00
Уважаемый Сергей Вы задали вопрос который под стать откуда взялась жизнь на Земле.А из ответов по его содержанию,эмоциональности больше всего нравится ответ Шереха 256 в ветке как должна звучать система.-но когда у Кетила Бйорнстада зажигается спичка, зажжённая Ману Каче, а внутри тебя появляется свет , и потом из пустоты появляется Дэвид Дарлинг виолончелью настолько настоящий, что, слушая в полной темноте, на, практически минимальной громкости, каждый раз вздрагиваешь от неожиданной чудесной реальности, которой, собственно, и есть Музыка."По моему это и есть стандарт звучания а остальное от лукавого.
Разработаем стандарт. а каждый будет слушать в зависимости от возможности его аппаратуры,источников,,размещения.акустического оформления помещения.На мой взгляд мы не обратили серьезного внимания на ответ-"3ton-(сообщение 19 в данной ветке) и многое сразу становится понятным.
Говорить о музыке все равно,что танцевать об архитектуре. (Френк Заппа).Чем старше и мудрее человек,тем меньше ему хочется выяснять отношения.Хочется просто встать,пожелать всего хорошего и уйти.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
sansey2007
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 966
Репутация: 170
|
|
|
|
Пользователи просматривают эту тему:
|
|