Авторские ЦАПы - какие они на вкус?
Пожалуй, этот обзор дался мне сложнее всего в плане написания. По причине отношения наших людей к самоделкам и их критике - и обоснованной, и необоснованной, перерастающей зачастую в обмен оскорблениями. Повторюсь, суть моих статей заключается в желании поделиться с читателями результатами прослушивания аппаратов в двух совершенно разноплановых системах, примерно соответствующих уровню тестируемых аппаратов, а не в доказательствах кто лучше, а кто хуже. Естественно звучание ЦАП может изменяться в других сетапах как в лучшую, так и в худшую стороны, но не кардинально.
В гостях побывали три авторских ЦАПа, встречайте –
Masterclass DA777 от Igor535, ЦАП от аудиолаборатории Trio
«Черный кристалл», а также новинка ЦАП
Wiz от soroka на весьма интересной микросхеме АК4399. Компоненты и муз материал на котором проводилось прослушивание не изменились со времени выхода в свет обзора Museatex и потому будут просто «скопипастены», единственно добавлю, что для дополнительного контроля звука использовались наушники AKG-K270 Studio, это также применимо и ко всем предыдущим обзорам, просто я забыл указать это ранее.
Слушались аппараты в двух системах –
ламповая -
Усилитель – Tonewin MS-34C (входные лампы Ratheon, выходные Mullard EL34 и Shuguang 50Years Treasures 6CA7-Z )
Акустика – Klipsch Heresy I.
транзисторная –
Пред и усилитель мощности Parasound 7100 и Parasound 5125.
Акустика Monitor Audio RS6.
В качестве КД - транспорта использовался Cambridge Audio 840C, в качестве USB-Coax конвертора использовался Cambridge Audio Dac Magic Plus (используется мной как хорошая альтернатива USB конверторам до 500$, выше не сравнивал).
Межблоки Audioquest King Cobra, акустические Forest+ и Midnight 3, сетевые самодел на базе Audioquest, usb Logan, коаксиал на базе Audioquest.
Для проигрывания файлов с компьютера использовался foobar2000, прослушивалось с включенным fidelizer и без него.
Музыкальный материал –
Компакт диски, только фирменные –
Diana Krall “Girl in the other room”
Matt Bianco “Matt`s mood”
Metallica “Black album”
Armik “Café Romantico”
Dire Straits “Brothers in arms”
De-Phazz_-_Godsdog_(2CD)_2002
Hires 192кГц - Louis Armstrong «What a Wonderful World» [192kHz FLAC]
Norah Jones - 2012 - Come Away With Me [192kHz FLAC]
Eagles - Hotel California [192kHz FLAC]
Hires 96кГц - Diana Krall - The Girl In The Other Room [DVD-A 24bit 96khz]
Paul McCartney - Kisses on the Bottom (2012, Deluxe Version) [24-96]
Dream Theater - A Dramatic Turn of Events (2012) [24-96]
Tori Amos - Night of Hunters (2011) [24-88]
SACD(rip в виде ISO, проигрывались 24-88 ) -
Andrea Bocelli - Sentimento
Diana Krall - The Girl In The Other Room (2004)
ERA – The Very Best of (2004)
Matt Bianco - Matt's Mood
Dire Straits - Brothers In Arms - 20th Anniversary Edition
Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon (1973)
SCORPIONS & BERLINER PHILHARMONIKER - Moment Of Glory
Tsuyoshi Yamamoto trio - Midnight Sugar
Flac 44кГц - Norah Jones - 2012 - Come Away With Me
Eagles - Hotel California
Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon
SCORPIONS & BERLINER PHILHARMONIKER - Moment Of Glory
Calogero 2004 - .calog3ro
Barry White Unlimited 2009 4CD
Cesaria Evora – Antology
Скажу сразу, внешнее качество исполнения всех трех аппаратов на высоте, кому-то может нравиться или не нравиться дизайн, но вцелом это законченные заводские изделия. В обзоре я решил расположить аппараты по ценовой градации.
Первым выступает ЦАП от Trio
«Черный кристалл», производитель выставляет ценник 650$, что в принципе соответсвует начально-среднему уровню аппаратов. Посмотрим на каком уровне будет Звук…
Технические характеристики, заявленные производителем:
- Материал корпуса металл, толщина 1,5 мм.
- Передняя панель – тонированные стекло цвета «графит».
- Покраска – высококачественное полимерное покрытие «Черный бархат».
- Габариты: длина - 420 мм, ширина 255 мм, высота 75 мм.
- Масса 5 кг.
- Цифровая, аналоговая части, блок питания и система управления выполнены отдельными экранированными виброразвязанными блоками.
- 2 гальванически развязанных цифровых входа с релейной коммутацией для 2-х источников (стандарт SPDIF), toslink (оптический), USB.
- 1 аналоговый стерео выход.
- Приёмник SPDIF - DIR9001, поток 28-108 кГц, 16-24 бит.
- Реклокинг.
- ЦАП - AD1853 - 24 бита фирмы Analog Devices.
- Отсутствуют проходные конденсаторы.
- Все конденсаторы на выходе минимальной ёмкости с диэлектриком npo.
- Все резисторы на выходе - углеродные, подобранные с точностью ±0,5%.
- Операционные усилители - OPA2604 (возможно использование других ОУ).
- Релейная система mute.
- 2 многообмоточных тороидальных трансформатора питания – цифровой и аналоговый, плюс отдельный трансформатор на систему управления.
- Питание организовано по принципу каждому потребителю своё – все функциональные части имеют свои выпрямители и каждый потребитель – свой стабилизатор.
- Сенсорное бесконтактное управление переключением входов и абсолютной фазой, индикация частоты дискретизации.
Подробнее о входе USB:
- Режим передачи - адаптивный.
- Частоты дискретизации - 32, 44,1, 48 кГц.
- Модуль usb гальванически развязан, имеет несколько отдельных питаний.
- Не требует установки драйверов.
- Поддержка операционных систем MS Windows 98 SE и более поздних, MAC OS 9.1 и более поздних.
Первое на что обращаешь внимание, это конечно же внешний вид аппарата - все аккуратно, красиво, сенсорная передняя панель с подсветкой кнопок, так вообще загляденье. Тут уж приходится выбирать между красотой и практичностью, отпечатки от пальцев могут омрачать чело, и требовательному к внешнему виду аудиофилу придется обзавестись либо перчатками либо салфеткой из микрофибры, за то смотрится красиво и оригинально. На дисплее отображается частота воспроизводимой записи, что приятно, далее следуют красиво подсвеченные сенсорные клавиши переключении входов и фазы. Из-за гальванической развязки и качественного питания звук по USB весьма хорош, но ощутимо уступает SPDIF и на аудиофильность претендовать не может. Также, отсутствие асинхронного режима и ограничение 48кГц на сегодня является недочетом.
И так Звук – из всех прослушанных аппаратов у Кристалла он оказался самым цельным, слитным и „темным”(возможно даже с некоторым избытком). Бас мощный, глубокий, фактурный, со склонностью в превалированию. Средние хорошо прорисованы, вокал звучит всегда четко и разборчиво, даже в сложной полифонии. А вот самых верхних высоких несколько недостаточно, из-за этого теряются в общем фоне некоторые мелкие послезвучия. Сцена очень широкая, но из-за этого несколько теряет в глубине. Вертикаль просматривается, хотя в некоторых композициях не хватает точности локализации. Детальность на приемлемом уровне, и хотя микродетальки на самых верхах не рассмотришь, однако в общей картине не особо много теряешь. Музыкальные образы крупные и плотные. Вцелом тембральный баланс, не считая нехватки в области ультравысоких, ровный, без перекосов. Звук совершенно не резкий, но при длительном фоновом прослушивании на меня немного давил своей насыщенностью и плотностью. Если придираться, то на быстрых стилях немного не хватает точности и фокусировки атаки. Мне Кристалл понравился больше в транзисторной системе, она хорошо укротила страсть к высоким у Мониторов. В ламповой звук для меня оказался слишком „темным” не хватало воздуха и легкости, особенно на джазовых и инструментальных композициях. При прослушивании хай-резов явного преимущества перед 44.1 замечено не было. Аппарат положительно реагирует на замену межблочных и сетевых проводов, а так же на фазировку вилки, в ламповой лучше оказалось включение в противофазе, в транзисторной наоборот в фазе.
Плюсы:
- красивый внешний вид и хорошее качество сборки(что весьма немаловажно, учитывая невысокую по меркам HiFi стоимость аппарата)
-очень плотный и цельный звук,
-глубокий бас и внятный вокал.
-возможность подключения нескольких источников (КД-транспорт и конвертор например)
-на свои деньги весьма достойный вариант для приобретения
Минусы:
-неасинхронное USB с ограничением 48кГц
-нехватка в области верхних частот, по причине чего несколько теряется общая детальность
-верхнее ограничение частоты 96кГц
-нехватка воздуха и легкости в звучании
Masterclass DA777 – последняя ревизия серии Мастеркласс. Заявленная стоимость рассмариваемого аппарата 1100$, что автоматически поднимает планку требований к его звучанию. Внешне опять же выглядит как заводское изделие, массивная передняя панель из алюминия, кнопки включения и переключения выходов, несколько светодиодных индикаторов. Не понравилось, что кнопки нужно достаточно глубоко утапливать при нажатии, у меня не получилось включить аппарат с первого раза, если пальцы крупные, то включить получится только мизинцем. Аналогичная ситуация и с переключателем входов. Думаю эту проблему легко устранить, установив переключатели с меньшим ходом.
Технические характеристики, заявленные автором –
- Динамический диапазон - 120 db
- По микросхеме ЦАП информация недоступна
- Низкий уровень джиттера (джиттероподавитель)
- Высокостабильный клок-генератор
- Частота по входу спдиф 44.1- 192 kHz
- Автоматический выбор частоты дискретизации
- Частота по входу USB 44.1 и 48 kHz.
- Цифровые входа: коаксиальный спдиф, AES/EBU, USB, I2S
- Аналоговый выход: RCA и балансный XLR
- Полное отсутствие в сигнальном тракте разделительных конденсаторов
- Раздельное питание цифровой части и аналоговой, а также раздельное питание каналов
- Аналоговая часть на дискретных элементах, работает в классе А без обратной связи
И снова разочарование, USB ограничен 48кГц, правда радует то, что качестве опции возможна установка USB приемника с максимальным разрешением 24\192кГц, цена данного апрейда 100$, асинхронный 24/384kHz - 150$.
Аппарат подключался по коаксиалу в системах указанных выше, а также к правильному CMP-транспорту и с ламповому двухтакту Scott с акустикой Корнскала. Из радикальных изменений в характере звука между моими системами для теста и Корнскалой можно отметить, что во втором случае более явно и быстрее можно заметить недостатки в звучании аппарата (для особо внимательных подчеркну- в характере звука ЦАП, а не в сравнении общего звучания систем). Итак Звук - яркий, динамичный, весьма детальный, с очень хорошо проработанными высокими вплоть до последнего микроколебания «тарелки», низких в меру не много как в Кристалле, но и не мало, а именно достаточно. При этом бас не размазан, а рельефен и точен. Неоднозначное впечатление произвели средние частоты, особенно верхняя середина, с одной стороны красиво подчеркнут вокал, с другой при длительном прослушивании ощущается повышенная яркость. Из-за излишней яркости вокал, особенно женский сильно переключает на себя внимание и сложно сосредоточиться на остальной звуковой картинке. Сцена отлично просматривается по всем направлениям, вертикаль позиционируется точно, вокалист или солирующий инструмент выдвинут на первый план, что добавляет яркости звуку. Данный ЦАП нейтральным не назовешь, он отлично передает настроение и делает это очень сочно и красочно. Жанровых предпочтений замечено не было. Характер звучания сохранился на обеих системах, на транзисторной сильнее было слышно превалирование верхней середины. Звук высокого разрешения отличался большими подробностями по сравнению со стандартными 44,1кГц. На замену кабелей реакция положительная, но не столь явная как у Кристалла. Аппарат имеет большие возможности по типам подключений исследовать которые не позволили технические ограничения моих компонентов, Уверен, что по AES/EBU или по I2S можно получить лучшие результаты, но этих интерфейсов у меня нет, а USB было реализовано не в максимальном варианте, так что –«шо маємо, то маємо”…
Плюсы-
-высокое качество сборки
-отлично прорисованная трехмерная сцена
-хорошая динамика и детальность
-работа со форматами до 192кГц
-разнообразие цифровых интерфейсов
-возможность балансного подключения
Минусы-
-неудобное нажатие кнопок включения и переключения входов
-небольшой акцент на верхней середине, это же может быть и плюсом для любителей яркого звучания
-отсутствие полноценного USB подключения в базовой версии
Последний рассматриваемый аппарат это
Wiz – ценник 1500$(довольно серьезное заявление для авторского аппарата), я подозреваю, что сокращенно от Wizard(волшебник) и действительно в некоторых моментах он полностью оправдал свое имя. Дизайн минималистичен, но при этом не вызывает отторжения, качественный корпус с массивной передней панелью из алюминия, кнопка включения и светодиод.
Технические характеристики-
- ЦАП построен на микросхеме AK4399
-в ЦАПе Wiz применен асинхронный низкоджиттерный USB интерфейс, позволяющий принимать сигнал от 44.1 до 384 kHz с разрядностью 24bit
-USB приёмник на чипе XMOS, с высокостабильными генераторами, с питанием от отдельного, изолированного от ЦАПа источника +5в
-выход USB приёмника гальванически изолирован от входа чипа ЦАП, таким образом ЦАП полностью развязан от источника (компьютера)
-динамический диапазон и отношение сигнал/шум (S/N) превышают 120 dB
-питание организовано по принципу полного разделения для каждого из потребителей
-суммарная ёмкость конденсаторов в питании, превышает 64 000 мкф
-применены следующие ОУ:
OPA1611A - 4шт.
OP42FJ - 2шт.
-все ОУ съёмные, установлены в высококачественные цанговые панельки, что позволяет при необходимости произвести самостоятельно их замену.
Если предыдущие ЦАП не радовали нас асинхронным USB, то в случае Wiz ситуация прямо противоположная – единственный вход это USB, полноценный асинхронный на XMOS с гальванической развязкой, I2S шиной для работы с ЦАП. Отсутствие коаксиала Автор объяснил желанием показать максимальный результат в Звуке данного аппарата. Собственно при желании заказчика добавить его вполне можно, так же возможно добавить и балансные выходы. Драйвера устанавливаются и настраиваются без проблем. В звуке, на мой взгляд, аппарат демонстрирует все, что можно выжать из цифры без остатка и досуха. Нет, это не та аналоговость, которую продемонстрировал Бидат. Это кристальная чистота, точность и правильность Цифры в одной из лучших, слышанных мной интерпретаций. Частотный диапазон ограничен только акустикой, отношение даже к самым мелким деталям бережное и аккуратное. Макро и микро динамика на высоте, сцена полностью трехмерна, впечатляющая глубина(аппарат очень хорошо показал все недостатки расстановки моей акустики, продиктованные жизненными условиями). Передний план фактически находился на месте прослушивания, чего не было ранее ни с одним из ЦАП. Вертикаль просматривалась так, как будто присутствовало видеоизображение происходящего на сцене. Разрешение, особенно на хай-резах превзошло возможности ламповой системы и полностью расслушать все тонкости и ньюансы в Звуке получилось только на транзисторной. Это не значит, что с лампой было плохо, просто на транзисторной были слышны новые микродетали, призвуки b послезвучия, особенно в ВЧ диапазоне, которые просто физически не воспроизводят Heresy в силу ограничения 17кГц. Ложкой дегтя явилась чрезмерная яркость звучания аппарата, которая одинаково проявилась в обоих системах. Скажем так, это добавляет вовлеченности в процесс прослушивания, но для фоновой музыки слишком отвлекает внимание на себя. Автор объяснил это явление работой конкретных моделей операционных усилителей, подбором которых можно корректировать общий тональный баланс в системе. Также следует учитывать, что высокая детализация первоначально воспринимается как чрезмерная яркость, но со временем слух адаптируется и восприятие становится естественным. Реакция на замену кабелей, кроме USB, была самой незначительной из всех участников, я подозреваю, что возможно у моих систем не хватило разрешающей способности, чтобы полностью раскрыть все возможности аппарата.
Плюсы-
-выжимает из Цифры все что можно и еще чуть-чуть
-асинхронное USB в одной из лучших реализаций
-превосходная детальность
-превосходная трехмерность сцены и точная локализация источников
-динамичное и высококонтрастное звучание
Минусы-
-отсутствие коаксиала (все же у многих есть коллекции КД, которые тоже хочется иногда послушать)
-простой внешний вид
-отсутствие в базовом варианте балансных выходов
- слегка ярковатый, но вовлекающий Звук (в данной комплектации ОУ) притягивающий к себе внимание при фоновом прослушивании
Подведем итоги. Все три аппарата каждые по-своему интересны и демонстрируют Звук вполне сопоставимый с фирменными решениями аналогичного и даже более высокого уровня, внешний вид также соответствует. Говорить о том кто лучше, а кто хуже не имеет смысла, т.к. у каждого из них своя ценовая ниша и каждый имеет свои достоинства. К сожалению ни один из аппаратов в том виде, котором они слушались не дает универсальности в типах подключений. Надо понимать, что полноценное USB подключение это уже неотъемлемая реальность HiFi, а не излишество и при этом не забывать и про традиционные типы подключений. Очень хороший показатель по соотношению цена-качество показал Кристалл, Мастеркласс показал себя как яркий и интересный ЦАП высокого уровня, Wiz максимально раскрыл потенциал цифры по USB-подключению. Если говорить о личных предпочтениях, то я бы остановился на Wiz, но притушив его яркость заменой ОУ и добавив коаксиальный вход (а в идеале еще и выход, чтобы можно было использовать при необходимости как конвертор). В обзоре я постарался рассказать о характере звучания и возможностях каждого из аппаратов и на что стоит обратить внимание при прослушивании. В любом случае, покупая, лучше договориться и послушать самостоятельно в своей системе, ведь и системы и уши у всех разные.
Дополнение 1:
Для "Высокого конца", на мой взгляд, годен только
Wiz и то с предварительной прослушкой. Но это не значит, что остальные плохи, Господа, лучше ваших ушей никто за вас не сделает выбор
Дополнение 2:
Повезло в очередной раз послушать новый
Wiz c небольшими косметическими изменениями - другие операционники на выходе. Звук было по началу просто не узнать - насколько музыкальный и певучий он стал, добавился объем вплоть до полной отвязки от точки прослушивания. Вовлечение в процесс прослушивания увеличилось в разы, от замеченной мною яркости не осталось и следа, уплотнился и понизился бас. Естественно не обошлось без небольших минусов, несколько снизилась аналитичность и деликатность работы с мелкими деталями, уступив место музыкальности и полному погружению в процесс прослушивания.
После обзора меня спрашивали, какому из аппаратов я отдал предпочтение - могу ответить - это Wiz. По совокупности подачи звука и возможности тонкой подстройки под пользователя(заменой ОУ) - он может быть как аналитиком, так и музыкальным, вовлекающим аппаратом, в зависимости от предпочтений. Этот аппарат можно рекомендовать тем, кто устал от бесконечных поисков и перебора пасочек, и просто хочет остановиться и слушать Звук.
p.s. Моя благодарность
Мастеру за возможность повторно исследовать аппарат.
This Game has NoName. It will never be the Same.