В общем случае, опуская подробности, позиция АС, относительно фронтальной стены комнаты (та, которая за АС), как правило, выбирается с целью ослабления второй (чётной) гармоники основного продольного комнатного резонанса (субъективно, проявление резонанса выражается в "грязном" "гудящем" басе). Именно это положение лежит в основе наиболее простых методик инсталляции АС, предусматривающих размещение АС на условных поперечных линиях (или вблизи них), делящих комнату по оси "слушатель-АС" на 3, 5 или 7 равных частей. Само собой, "3" - наилучший вариант, но, как правило, по понятным причинам, и самый малоприемлемый в обычных жилых комнатах
![Kiss Kiss](/images/Smileys/kiss.gif)
. Однако и использовать значение для деления более "7" (то есть, 9, 11 и т.п.) также не желательно, в виду слишком малого расстояния от АС до фронтальной стены.
Однако, не следует забывать и о другой, не менее неприятной НЧ-проблеме, а именно - SBIR-эффекте или, проще говоря, взаимодействии основного, прямого звука от АС с его же отражениями от ближайших поверхностей стен, субъективно, чаще всего, выражающейся в назойливом "бубнении", вызывающем быстрое утомление от прослушивания. С целью ослабления этого нежелательного акустического эффекта, конечно, если позволяют бытовые условия и соотношение линейных размеров комнаты, очень желательно размещать АС таким образом, чтобы расстояние от фронтальной и боковой стен до центра фронтальной плоскости АС соотносились соответственно, как 1,7/1 при размещении АС у короткой стены и 1/1,7 при размещении АС у длинной стены комнаты.
P.S. Полученная позиция, отнюдь, не является конечной - она является оптимальной только с точки зрения минимизации басовых проблем и поэтому её следует рассматривать, как стартовую. Далее, изменяя местоположение АС вблизи полученной позиции нужно добиться лучших характеристик звуковой сцены
![Wink Wink](/images/Smileys/wink.gif)
.
"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).