Добрый всем день, Участникам, Постояльцам, Старожилам, Ветеранам , Редакторам , Администраторам!
Предлагаю обсудить тему Тонального баланса системы в целом и отдельных компонентов.
Об этом много написано, но вопросы остаются... Надеюсь, что эта тема будет интересна начинающим, а специалисты смогут поделиться знаниями и опытом.
Считается, что общий тональный баланс есть первый (но не единственный!!!) аспект воспроизведения звука. В самом простом определении тональный баланс есть сбалансированность низких (НЧ), средних (СЧ), высоких (ВЧ) и это определяет звуковой почерк аудиосистемы или компонента. Из различных источников известно, что изменяя тональный баланс можно "исправить" огрехи системы и окружающего пространства.
Итак, - вопросы для обсуждения (список можно расширять в рамках темы и смежных областях) :
- какими бывают тональные балансы ?
- а какой тональный баланс наших (моей) системы и ее компонентов ?
- тональный баланс в аналоговом и цифровом трактах ?
- как и с помощью чего "увидеть" тональный баланс ?
- как подобрать и настроить "свой" тональный баланс ?
- другие вопросы...
(13-11-2013 11:04)spl38 писал(а): Добрый всем день, Участникам, Постояльцам, Старожилам, Ветеранам , Редакторам !
Предлагаю обсудить тему Тонального баланса системы в целом и отдельных компонентов.
Об этом много написано, но вопросы остаются... Надеюсь, что эта тема будет интересна начинающим, а специалисты смогут поделиться знаниями и опытом.
Считается, что общий тональный баланс есть первый (но не единственный!!!) аспект воспроизведения звука. В самом простом определении тональный баланс есть сбалансированность низких (НЧ), средних (СЧ), высоких (ВЧ) и это определяет звуковой почерк аудиосистемы или компонента. Из различных источников известно, что изменяя тональный баланс можно "исправить" огрехи системы и окружающего пространства.
Итак вопросы для обсуждения (список можно расширять в рамках темы и смежных областях) :
- какими бывают тональные балансы ?
- а какой тональный баланс наших (моей) системы и ее компонентов ?
- тональный баланс в аналоговом и цифровом трактах ?
- как и с помощью чего "увидеть" тональный баланс ?
- как подобрать и настроить "свой" тональный баланс ?
- другие вопросы...
Ответ на все эти вопросы - эт объём диссертации )))
Вкратце. ИМХО компоненты в идеале не должны вносить какие-то свои изменения в исходный звук. Если надо подкорректировать акустику комнаты - то по максимуму это надо сделать изменением самой комнаты (подвигать колонки, повесить ковёр и т.д.), а потом уже делать это с помощью средств системы. "Увидеть" баланс всей системы - это только измерительным микрофоном...
(13-11-2013 11:19)Vegas писал(а): Ответ на все эти вопросы - эт объём диссертации )))
Вкратце. ИМХО компоненты в идеале не должны вносить какие-то свои изменения в исходный звук. Если надо подкорректировать акустику комнаты - то по максимуму это надо сделать изменением самой комнаты (подвигать колонки, повесить ковёр и т.д.), а потом уже делать это с помощью средств системы. "Увидеть" баланс всей системы - это только измерительным микрофоном...
Да, вопросы серьезные, возможно на диссертацию, но многие будут благодарны за конструктивное обсуждение и практические советы из собственной практики - кто и как добивался (не только на слух) своего тонального баланса в НЕдетских (по сути и стоимости) системах.
Я склоняюсь, что минимум надо иметь 3-х полосную АС. На ней "легче" передается/воспринимается материал.
И следом - а нужен ли этот баланс? Все ли любят правильный звук?
Картинки тонального баланса - до одного места. Пока не снимешь СВОИ кривые равной громкости. А потом уже систему подгонять под СВОИ кривые.
Что мы все и делаем, но только на слух
(13-11-2013 11:30)afh писал(а): Все ли любят правильный звук?
Все любят правильный звук. Только у каждого он СВОЙ.
(13-11-2013 11:30)afh писал(а): Я склоняюсь, что минимум надо иметь 3-х полосную АС. На ней "легче" передается/воспринимается материал.
И следом - а нужен ли этот баланс? Все ли любят правильный звук?
Да, наверное это так, но представляется целесообразным следующее :
- "определить" тональный баланс своей системы
- добиться максимально приближенного к "стандартному" тонального баланса
- выполнить корректировки тонального баланса с учетом своих предпочтений
И все это не "на коленках" и не только ушами. При таком подходе уйдет много вопросов "к себе" и "от других"...
(13-11-2013 11:36)Дмитрий Медведев писал(а): Картинки тонального баланса - до одного места. Пока не снимешь СВОИ кривые равной громкости. А потом уже систему подгонять под СВОИ кривые.
Что мы все и делаем, но только на слух
(13-11-2013 11:30)afh писал(а): Все ли любят правильный звук?
Все любят правильный звук. Только у каждого он СВОЙ.
Доброе утро!
Как снимать кривые равной громкости ?
Как подгонять систему под свои кривые ?
Как делать не только на слух ?
И тогда будет СВОЙ правильный ЗВУК
(13-11-2013 11:39)spl38 писал(а): Доброе утро!
Как снимать кривые равной громкости ?
Как подгонять систему под свои кривые ?
Как делать не только на слух ?
И тогда будет СВОЙ правильный ЗВУК
Здарова...
Я за это деньги беру
"Быть таким, каков ты есть - в этом мужество и честь..." (c)
"Не отпускаю в кредит. Не принимаю чеки и кредитные карточки..."(с)
Как быть с тональным балансом в живом акустическом зале, скажем, филармонии?
И с вариациями купленных билетов: первый ряд, седьмой ряд, перед\за колонной, возле шторы, наискосок от струнных, на балконе и т.д. и т.п.?
P.S. Он везде разный до ужаса, а звук - все равно "живой".
(13-11-2013 11:39)spl38 писал(а): Доброе утро!
Как снимать кривые равной громкости ?
Как подгонять систему под свои кривые ?
Как делать не только на слух ?
И тогда будет СВОЙ правильный ЗВУК
(13-11-2013 11:45)dukua писал(а): Как быть с тональным балансом в живом акустическом зале, скажем, филармонии?
И с вариациями купленных билетов: первый ряд, седьмой ряд, перед\за колонной, возле шторы, наискосок от струнных, на балконе и т.д. и т.п.?
P.S. Он везде разный до ужаса, а звук - все равно "живой".
Да, Вы правы, но мы говорим про наши комнаты прослушивания,
в которых хотим добиться своего звука.
(13-11-2013 11:39)spl38 писал(а): Доброе утро!
Как снимать кривые равной громкости ?
Как подгонять систему под свои кривые ?
Как делать не только на слух ?
И тогда будет СВОЙ правильный ЗВУК
(13-11-2013 11:45)dukua писал(а): Как быть с тональным балансом в живом акустическом зале, скажем, филармонии?
И с вариациями купленных билетов: первый ряд, седьмой ряд, перед\за колонной, возле шторы, наискосок от струнных, на балконе и т.д. и т.п.?
P.S. Он везде разный до ужаса, а звук - все равно "живой".
Да, Вы правы, но мы говорим про наши комнаты прослушивания,
в которых хотим добиться своего звука.
Это я пропустил.
Давай ТЗ
masterinstall@gmail.com
"Быть таким, каков ты есть - в этом мужество и честь..." (c)
"Не отпускаю в кредит. Не принимаю чеки и кредитные карточки..."(с)
Уже давно я пришел к раздельной регулировке громкости между НЧ и СЧ/ВЧ. Для этого нужен би-ампинг. Я слушаю современную электронную, поп, рок и т.д. музыку, которая пишется для бумбоксов и прочих ай-подов, с перекосом тонального баланса вверх (в большинстве случаев), с ужасными сибилянтами на вокале и прочими "вкусностями", свистящими в ушах. Поэтому, за счет добавления громкости по низу тональный баланс смещается вниз, субъективно верха становится меньше, и многие записи приятно слушать.
Например, Мадонна. 1998 год - тональный баланс - эталон среди поп-музыки, да и запись превосходна. 2005 год - просто кошмар и ужас, цикающий на крыльях ночи. Ну и там Трики, и прочие.
Сейчас в моей системе разделение между НЧ и СЧ на 120-ти герцах. Самое интересное, что когда с Марьянычем промеряли и выставили ровный тональный баланс, то верх свистел. Возможно, это лично мое восприятие различных частот.
В фирменной (очень дорогой) акустике вовсю применяется изменение тонального баланса пополосово. Самый яркий пример за 300 тыс дол - http://www.livingvoice.co.uk - Vox Olympian.
(13-11-2013 13:57)serpens писал(а): Возможно, это лично мое восприятие различных частот.
Именно так.
Уже из моего опыта - настройка тракта по приборам с максимальным приближением к эталону - такая срань получается
Никому пока не понравилось
(13-11-2013 11:36)Дмитрий Медведев писал(а): Картинки тонального баланса - до одного места. Пока не снимешь СВОИ кривые равной громкости. А потом уже систему подгонять под СВОИ кривые.
Что мы все и делаем, но только на слух
Совершенно верно, на то она и есть персональная кривая равной громкости, что ее надо снимать на своем тракте, своих АС, в своем помещении и своими ушами. Делается за час элементарно двухчастотным (лучше поочередным) сравнением. Т.е. даете опорную, скажем, 1кГц, и переключаетесь между ней и какой-то текущей другой из общего частотного диапазона. Выравниваете на слух в точке прослушивания громкости этих двух частот, записываете уровень относительно опорной. И так хотя бы точкам по 30-ти пробежаться. После этого, построив кривую, можно сесть и задуматься, что предстоит делать с комнатой, трактом, АС.
(13-11-2013 14:07)Дмитрий Медведев писал(а): Уже из моего опыта - настройка тракта по приборам с максимальным приближением к эталону - такая срань получается
Никому пока не понравилось
Естественно, к чему приближаемся, к какому эталону, если он у каждого физиологически свой, не говоря уже о привычках. По сравнению с этим "эталоном" средняя температура по больнице - образец точности.
(13-11-2013 23:43)YSMA писал(а): Получается что без эквалайзера баланс не получить?
Если речь о Вашем персонально-комфортном балансе, базирующемся на Вашем личном восприятии равной громкости на различных частотах, т.е. плоская АЧХ в точке прослушивания по приборам для Вас некомфортна, то есть несколько путей без применения эквалайзера как отдельного устройства. Например, более грубый путь - триампинг, более точный - цифровая рум-коррекция с забитой в качестве цели для вычисления корректирующих пресетов Вашей личной КРГ (заодно и комнатные моды поубирает).
А это зависит от конкретного уровня примененных в конкретной железяке ЦАП (или пары АЦП-ЦАП, если врезка идет по аналогу), мощности примененного процессора, алгоритмов обработки, количества используемых тапов в FIR-ах и т.д.
(13-11-2013 23:43)YSMA писал(а): Получается что без эквалайзера баланс не получить?
Как долго я Ждал Вас и этот вопрос
(14-11-2013 00:11)onv писал(а): А это зависит от конкретного уровня примененных в конкретной железяке ЦАП (или пары АЦП-ЦАП, если врезка идет по аналогу), мощности примененного процессора, алгоритмов обработки, количества используемых тапов в FIR-ах и т.д.
(14-11-2013 00:17)spl38 писал(а): Как долго я Ждал Вас и этот вопрос
А что в этом вопросе такого военного ? Наверное, где-то процентов 70 ноги растут из психологии. Например, человек "от приборов". Добровольно ! убежденный, что, скажем, ровная АЧХ в ТП есть правильно и к такому звуку, даже если он и некомфортен поначалу, нужно добровольно и терпеливо привыкать. И будет считать это не мазохизмом, а самообразованием и воспитанием своего правильного слуха. Кто-то выстраивает систему исключительно по "вовлеченке" и, скорее всего, в итоге построит близко к своей КРГ. Браться кого-то осуждать и кого-то поддерживать - задача профи-холиварщиков, меня, например, родители с детства приучили в чужую интимную сферу свой нос без спросу не совать
(14-11-2013 00:17)spl38 писал(а): И про аналоговый тракт, пожалуйста
А это отдельная немаленькая тема. Для начала можно сходить на minidsp точка com и посмотреть на OpenDRC-AN