Понравилась статья некоего Сергея из его блога.
Причем я примерно в схожей с ним ситуации - прочитав, поймете о чем я )))
Во всяком случае согласен с ним.
Теперь текст
Звуковоспроизведение и радиолампы: аудиофилы vs. инженеры
Posted on 2012-04-19 by serge
Осторожно! Статья - шутка. Обидчивым не читать.
Мы все разные
У homo audiens [подвид homo sapiens, отличающийся повышенным интересом к прослушиванию музыки] ухо в совокупности с тем, что часто присутствует между ушами, являет собою исключительно чувствительный прибор, который к тому же способен самонастраивается (обучаться). И обучение это происходит не только на конкретном сеансе аудио-прослушивания, но и всю предшествующую тому сеансу жизнь индивидуума. Поскольку жизнь каждый индивидуум проживает отличную от других (часто у них даже разные мамы-папы, и прочие детсадики) - то и навыки, картина мира, умение видеть, и что самое важное для нашего разговора - слышать всевозможные проявления и ньюансы мира внешнего, иногда именуемого материальным, у этих индивидуумов сильно различается.
Короче: на вкус и цвет фломастеры разные.
В мире высококачественного звуковоспроизведения сложились два полярных отношения к тому, как должна создаваться радиоаппаратура, предназначенная для таинства прослушивания музыки.
Физики
Так называемые левополушарные особи homo audiens прошли тщательное кондиционирование в школах молодого бойца (a.k.a. ВУЗы) и поэтому признают исключительно результаты измерений, проведённых при помощи костылей, в просторечье ещё именуемых профессиональной измерительной аппаратурой. Данные индивиды вовсю оперируют понятиями формальной логики (в которой при этом зачастую весьма слабы) и совершенно отвергают существование собственного неосознаваемого, которое бедное выбивается из сил, чтобы тащить их по жизни в более-менее неумерщвлённом состоянии. Для простоты назовём этот подвид "физиками".
Прислушиваться к "физикам" нынче немодно, но тем не менее они справились на многие десятилетия наводнить потребительский рынок аудио-усилителями, работающими в классе "АБ". Аппараты эти воспроизводят звуки с практически идеальными всеми мыслимыми параметрами, которые только можно измерить. Но отчего-то неосознаваемое большой части человечества не шибко довольно результатом.
Вот тебе, дорогой читатель, классический пример, которым можно свалить 97% "физиков" в краснолицее слюноразбрызгивательное состояние под названием "такого не может быть, это нонсенс": переворачиваем сетевую вилку в розетке - и звучание аппарата в большинстве случаев меняется. (см. ответ в конце статьи)
Лирики
Другой подвид homo audiens наоборот имеют гипертрофированную активность правополушарных функций своего г.м., ответственную за восприятие всего творческого, неформализуемого (назовём их "лириками"). По ходу развития и скучивания в сообщества т.н. аудиофилов, данный подвид практически утратил связь с миром, который хотя бы приблизительно подчиняется законам сохранения. Поскольку отдельно взятый "лирик" сам по себе не способен произвести никаких изменений в схемотехнике или (о ужас) рассчётов - в этих сообществах правит власть авторитетов. За авторитетом следуют без малейшего раздумья.
По иронии судьбы в авторитеты этой группы попадают самые хитрые представители левошарных, которые успешно маскируются под "лириков". Авторитетам прощаются даже тяжелейшие грехи типа обладания амулетами чёрной магии с одним глазом (осциллограф). Поскольку левошарные "физики" полагаются исключительно на свою логику и не доверяют Истине, что ведёт каждого из нас по жизни - они часто совершают ошибки. Но в том-то и парадокс и преимущество авторитета - этот ярлык переводит любую ошибку в разряд "концепта" и принимается всем сообществом "лириков" безропотно, и даже с благоговением.
Ещё есть ступенька в иерархии лириков, называемая "гуру". Гуру не обязан разбираться в схемотехнике или уметь прикинуть постоянную времени RC цепочки. Для приобретения статуса гуру более ценным является многолетний прилюдный опыт замены невысококонечных компонентов на аналогичные, произведённые компаниями под руководством или при содействии авторитетов (см. выше), специализирующимися на рынке лириков. А так же умение переставлять различные радио-лампы, которые хоть как-то совместимы по цоколёвке, в экстазе процесса, именуемого в англоязычной среде лириков "tube roll".
Увы, примера с подвохом и тривиальным ответом (как для физиков) для случая лириков быть не может по определению. На любой такой пример (даже какого-нибудь платинового межблочника, заполненного ртутью) всегда найдётся хотя бы один великий гуру (не путать с авторитетами), который делал именно так. На ум приходит лишь фраза из любимого кинофильма: "Общество, не имеющее цветовой дифференциации штанов, не имеет цели" ©. Бесконечный поиск самых концептуальных и одобренных всеми гуру без исключения конденсаторов, соединителей, ламп, припоя, воздуха - клондайк для не слишком щепетильных производителей и маркетологов. И всё это зиждется на сакральном "а у меня Хвост длиннее".
Противостояние
Немного подумав, любой относительно вменяемый человек согласится, что homo audiens подвида "лирики" не смогут обеспечить себя необходимыми для выживания вида аппаратами, не будь в природе "физиков".
Справедливо так же и обратное: развитие "физиков" неминуемо остановится, если не будут их самоуспокоительные мифы проверяться на достоверность особо активными "лириками", что часто выражается в побиении малоактивных "физиков" рублём (не покупает никто этот хлам, и всего делов-то)
Кто не борется
Рождён и взрощен я был во времена ещё советские, так что было мне на роду написано стать заклятым материалистом, сиречь "физиком". Чему учили нас семья и школа? Правильно: реальности данной нам в ощущениях.
Тем не менее обучение своё физико-электронное, при благословении и поддержке отца, я начал практически сам, продолжил в ВУЗе, и продолжаю и по сей день опять же самостоятельно. Так что хотя официальную версию около-электронной науки мне пришлось освоить вширь и вглубь, но каким-то чудом, удалось мне всё же держать глаза и уши открытыми, подвергая сомнению любые безапелляционные заявления типичных "физиков".
Но и "лириком" я стать уже просто не могу. Чтобы сойти за своего в стае аудиофилов - надо свято верить в непререкаемую правоту авторитетов. А как я могу в них верить, после всех ляпов, случайных и по неграмотности, и откровенных схемотехнических глупостей, что довелось мне повидать на своём веку: от славного журнала "Радио" до фирмовых аппаратов.
Вот и оказываюсь я свой среди чужих и чужой среди своих, в какое сообщество ни попади. Я не могу принимать на веру 100% непогрешимость схем от аудиофильских авторитетов. Точно так же я буду спорить и искать способы улучшить звучание там, где приборы кажут идеальный сигнал.
Для особо любознательных
Ответ на задачку для "физиков".
В одном из аппаратов, что у меня дома стоит, аппарате с личной, в золоте, подписью великого авторитета аудиостроения, фильтр ВЧ помех по питанию есть. Нарисованный шелкографией на плате. На конденсаторах и дросселе сэкономили. Как в самом дешёвом компьютерном блоке питания смутных времён повальной компьютеризации населения. И сетевой провод у того аппарата без заземления - верти крути как хочешь. Пример с картинками здесь.
Так чем же наконец объяснить разницу в звучании? Например так: емкостная связь одного из проводов питания с корпусом агрегата существенно больше, нежели другого, в частности первичка сетевого трансформатора может быть в том повинна. В розетке обычно имеем один провод около земляного потенциала, другой - фаза. Вставляем вилку одной стороной - фаза дует на корпус. Переворачиваем - шум стихает, звуковая сцена становится чётче прорисованой, средние частоты, особенно женский вокал - ярче, натуральней... Ну, и так далее по тексту
Спасибо!
Спасибо, дорогой читатель, что добрался так далеко. А к какому подвиду homo audiens можешь себя отнести ты? Или, так же как и я, чувствуешь себя чужаком в любой из описанных тусовок? Напиши в комментарии!
Всего доброго!
This entry was posted in аудио, личное by serge. Bookmark the permalink.
От себя еще добавлю - поскольку я люблю и САМУ музыку и НАИЛУЧШЕЕ КАЧЕСТВО этой музыки и звуков - то мне нужно было родиться либо в семье Ротшильдов или Рокфеллеров - чтобы смочь купить себе самое лучшее из аппаратуры воспроизведения, либо - делать все самостоятельно, с нуля. Так (по второму варианту) я и вынужден был поступить