(25-08-2014 07:35)VNV73 писал(а): Ошибочный вывод. Трансформатор в ламповом усилителе, действительно основной источник нелинейности (и это все признают), но это вынужденная мера, поскольку по другому согласовать лампу и низкоомную нагрузку проблематично (или даже невозможно). Вы же предлагаете ахиллесову пяту лампостроения применять там, где без неё можно легко обойтись.
Более того, если человека, в целом, устраивал звук пары источник-усилитель, то, если введение резистивного регулятора не изменит расстановки сил, в случае же с введением трансформатора, звук однозначно преобразится и готов ли к такому преображению пользователь вопрос ещё тот...
Это Вы поспешили расписаться за всех. Лампа все-таки более нелинейный элемент и уровень ее искажений, особенно в однотактных усилителях, намного выше трансформаторных.
Здесь идет разговор о регуляторах вообще, поэтому и предложил свой вариант.
Насчет преображения, 9 из 10 пользователей МС головок применяют повышающие трансформаторы и отказываться от них не собираются.
Цитата:Лампа все-таки более нелинейный элемент и уровень ее искажений, особенно в однотактных усилителях, намного выше трансформаторных.
Не соглашусь, хорошая лампа (прямонакальный триод) линейнее любого трансформатора.
Трансформатор - вынужденное зло, без него не обойтись. Самое главное ставить их только в особенных случаях, где по другому ни как.
Особенных случаев три:
Выходной трансформатор, МС/ММ, разделение потенциалов.
В остальных всех случаях от трансформаторов лучше избавляться схемотехнически.
Вот ранее описан согласующий трансформатор 2:1 9000витков (т.е. 6т к3т)
А какая у него Сх? если делать так чтобы свести к минимуму Сх, тогда растет Lx.
А есть еще и Rx. Наплодив столько паразитов, уже о емкости кабелей и гнезд можно не вспоминать.
По топику: входное сопротивление 1.5мОм!!! Какой трансформатор?
Входное напряжение 1.4 Вольта - это только вызывает некоторую озабоченность - если источник такого напряжения не развивает - нужен пред с усилением.
Можно поднять трансформатором, если на него сможет работать источник.
Если предполагается использовать только один источник, можно было бы его доработать - поднять напряжение на выходе. И дальше пассивный регулятор громкости на потенциометре.
Чтобы можно было работать с разными источниками, тогда нужно дорабатывать сами мощники, например удалить входной каскад на 2хЕФ86, установить другой и довести чутье до 500мВ. Тогда можно отдельно собрать пассивный пред с регулятором громкости (на потенциометре) с селектором входов.
(25-08-2014 09:41)AVM писал(а): Не соглашусь, хорошая лампа (прямонакальный триод) линейнее любого трансформатора.
Трансформатор - вынужденное зло, без него не обойтись. Самое главное ставить их только в особенных случаях, где по другому ни как.
Особенных случаев три:
Выходной трансформатор, МС/ММ, разделение потенциалов.
В остальных всех случаях от трансформаторов лучше избавляться схемотехнически.
Тут нужен хороший трансформатор, а не любой. В Г3-33, Г3-56 использовались, например, несколько трансформаторов, хотя вполне можно было обойтись одним выходным.
Просто хороший трансформатор или дорого стоит, или сложно сделать. Отсюда и нелюбовь к ним.
Кстати, МС/ММ трансформатор можно без особых проблем заменить одним каскадом усиления. И разделение потенциалов спокойно конденсатор сделает, не знаю, правда, какой физический смысл Вы вкладываете в это понятие.
У меня есть опыт использования различных регуляторов громкости, в т.ч. и "модных" - Никитинский, Трансформаторы аттеньюаторы (А.Воробьев) и L-PAD. Потенциометры - само собой - но про них я уже ничего не помню.
И долго топтать клаву мне лень. Поэтому постараюсь быть кратким.
Вообще про искажения трансформаторов. Например - МС трансики от А.Воробьева, которые я использовал в режиме 1 к 10 после преобразователя ток-напряжения на резисторе после РСМ63, на макете в штатном режиме показали полосу от 20 до 20000 ровную, как линеечка (на 10Гц завал порядка -4дБ, измерения были оценочные, поспешные, но показательные. КНИ - 0.01%). Паспортная полоса - 20Гц (-0.4дБ) до 100 кГц (-3дБ).
И еще спектр,совсем по теме, трансов-аттеньюаторов того же автора в "крейсерском положении регулятора громкости", т.е. как обыкновенно я слушал. Болтанка слева, на НЧ связана прежде всего с тем, что после трансформаторов не стоит никакого буфера, и ничем не отличается от такой-же болтанки небуферизированного L-PAD. КНИ - на картинке - 0,007 и 0.008 соответсвенно - совсем не страшно.
А вот спектр Никтинского, опять в крейсерской позиции. Резисторы в конструкции - дворняжные что стоит отметить. И далее пред на операх с КУ порядка 3-х. Буферизированный. При полной громкости никитинского РГ этот пред показывает, а ничего он не показывает, как и Л_Пад. Т.е. - спектр источника без заметных изменений.
Единственный регулятор, который практически не меняет спектр входного сигнала в крейсерском положении- это Л_Пад (картинку не нашел, а разворачивать измериловку не вижу смысла - поверьте на слово, плз). L-Pad, которым я пользуюсь, правда, собран уже на хороших резисторах, и ожидает внедрения буфера (и может - контроллера, потому как реле пока управляются любимом мной наглядным интерфейсом класса клац-клац на галетнике).
Теперь про то, как сложились мои субъективные предпочтения.
Они менялись. В зависимости от используемого ЦАП и, что наверное важнее - формата. Пока в основном слушал 16/44 - Никитинский как-то прямо катастрофически (на мой тогдашний взгляд, может так сложилось) проиграл трансам-аттеньюаторам от Воробьева. Перешел на них. Потом обстоятельсва сильно поменялись - другой источник, хайрез форматы, другая КДП, и я снова вытащил Никитинский - и он в данном случае показал себя лучше, и, что меня несколько обескураживает - что-ж я раньше выслушал?- сильно лучше. Поэтому верить в данном вопросе никому нельзя. Если не было методологически правильно обустроенного сравнительного прослушивания (конечно - двойного слепого) группой сертифицированных экспертов, озвучивания чьих-то частных мнений - это ни о чем.
А Л-ПЭД звучит лучше никитинского. На мой взгляд, ессно. Поэтому у меня сегодня никитинский и трансы аттеньюаторы переехали в стопку "залуженных пенсионеров".
Но - см. выше про ценность чьего бы то ни было мнения
И общие соображения по РГ - я в течении многих лет увлечения одио использую всего два-три, от силы четыре положения регулятора громкости. Больше на практике мне не нужно. Мне кажется, что может быть вполне приемлемой конструкция в виде клац-клац на 5 позиций, а не на 24, например, и тем более на 64 или 128.
Задавать вопросы нужно только после того, как на них не ответил Google!
В УМ усиление по напряжению 30, самое частое положение регулятора делит это напряжение на 50. Выкинул из УМ усилитель напряжения, а заодно и регулятор громкости.....
(25-08-2014 17:27)Yuri S писал(а): В УМ усиление по напряжению 30, самое частое положение регулятора делит это напряжение на 50. Выкинул из УМ усилитель напряжения, а заодно и регулятор громкости.....
(25-08-2014 17:27)Yuri S писал(а): В УМ усиление по напряжению 30, самое частое положение регулятора делит это напряжение на 50. Выкинул из УМ усилитель напряжения, а заодно и регулятор громкости.....
С ламповым УНЧем такие штуки не пройдут.
Чиво эта?
Как раз только что макетик соорудил для выходного транса небывалой конструкции, в итоге одна лампа с трансом имеет Ку=0,25 так что ещё усиливать придётся...
(25-08-2014 17:39)Yuri S писал(а): Чиво эта?
Как раз только что макетик соорудил для выходного транса небывалой конструкции, в итоге одна лампа с трансом имеет Ку=0,25 так что ещё усиливать придётся...
Лампа штука слаботочная, чтобы получить приличный ток нужно трансформировать приличное напряжение и слабый ток в слабое напряжение и приличный ток. Без усилителя напряжения это никак не выйдет. В отличие от эмиттерного повторителя.
Думаю, у Вас такая же петрушка.
(25-08-2014 17:12)Eugene Balakin писал(а): А вот спектр Никтинского, опять в крейсерской позиции. Резисторы в конструкции - дворняжные что стоит отметить.
Единственный регулятор, который практически не меняет спектр входного сигнала в крейсерском положении- это Л_Пад (картинку не нашел, а разворачивать измериловку не вижу смысла - поверьте на слово, плз). L-Pad, которым я пользуюсь, правда, собран уже на хороших резисторах,
Теперь про то, как сложились мои субъективные предпочтения.
Они менялись. В зависимости от используемого ЦАП и, что наверное важнее - формата. Пока в основном слушал 16/44 - Никитинский как-то прямо катастрофически (на мой тогдашний взгляд, может так сложилось) проиграл трансам-аттеньюаторам от Воробьева. Перешел на них. Потом обстоятельсва сильно поменялись - другой источник, хайрез форматы, другая КДП, и я снова вытащил Никитинский - и он в данном случае показал себя лучше, и, что меня несколько обескураживает - что-ж я раньше выслушал?- сильно лучше. Поэтому верить в данном вопросе никому нельзя.
А Л-ПЭД звучит лучше никитинского. На мой взгляд, ессно. Поэтому у меня сегодня никитинский и трансы аттеньюаторы переехали в стопку "залуженных пенсионеров".
Но - см. выше про ценность чьего бы то ни было мнения
Евгений, спасибо за развернутый мини-обзор. Из вышесказанного я сделал вывод что Никитинский РГ с хорошими реле и резисторами весьма высококачественная штука. Собственно я и раньше был в этом уверен, но когда-то прочитал ваш пост о преимуществе трансформаторного РГ и засомневался, а теперь все встало на свои места.
Нам только кажется что мы имеем опыт, на самом деле опыт имеет нас
Я тут немножко поразмыслил на тему "Никитинский против Трансов" и вот какие соображения у меня нарисовались - по-пунктно:
- ХайРезы перед 44/16 на слух прежде всего выигрывают в басе (басу), он собранный, энергичный, короткий, хотя можно было бы ожидать главных отличий "по верхам". Там тоже они выигрывают, правда, но ожидаемо - частота дискретизации выше, нейтивно диапазон шире, но при этом ни жести ни сибилянтов.
- У трансформаторов НЧ - это проблемный диапазон. Если на СДДА - в общем все хорошо, то на хайрезах бас несколько гипертрофирован, раздут, чуть размазан, и есть впечатление, что слегка подгуживает.
- По измерениям на СЧ/ВЧ трансформаторы лучше, чем никитинский (имеется ввиду крейсерский режим), все портит бас в МОЕЙ СИСТЕМЕ, МОЕЙ КДП и с МОИМИ АС. При этом предыдущее ранжирование делалось при совсем других обстоятельствах, сильно других.
Поэтому вывод: не делать никаких выводов. Это всего лишь мое, мнение, которое имеет какой-то вес только в моих обстоятельствах. Потому как уже однажды делал выводы, и они были противоположными. И сейчас я сомневаюсь, что тогда я был неправ
Задавать вопросы нужно только после того, как на них не ответил Google!
Цитата:Тут нужен хороший трансформатор, а не любой. В Г3-33, Г3-56 использовались, например, несколько трансформаторов, хотя вполне можно было обойтись одним выходным.
Просто хороший трансформатор или дорого стоит, или сложно сделать. Отсюда и нелюбовь к ним.
Ну в генераторе совсем другие задачи мощности и диапазоны, пример не очень к месту.
Выходные трансформаторы я очень люблю, и силовые, и дроссели в питании. Но больше места в усилении для них нет
Цитата:Кстати, МС/ММ трансформатор можно без особых проблем заменить одним каскадом усиления.
С/Ш будет хуже, винил я слушаю, но не очень, ММ головки приобретать и не думал.
Цитата:И разделение потенциалов спокойно конденсатор сделает, не знаю, правда, какой физический смысл Вы вкладываете в это понятие.
Смысл полного разделения, например масс устройств в том числе.
[quote='AVM' pid='2527000' dateline='1408986694']Ну в генераторе совсем другие задачи мощности и диапазоны, пример не очень к месту.
Выходные трансформаторы я очень люблю, и силовые, и дроссели в питании. Но больше места в усилении для них нет
[quote]
Почему же не к месту? Мощности в единицы Ватт и звуковой диапазон. Просто в Вашу концепцию не укладывается.
Чтобы все стало на свои места, то надо учесть, где этот регулятор стоит и емкость нагрузки. В принципе, обычный потенциометр, дискретный потенциометр, Никитинский регулятор, L-pad – имеют постоянное входное и переменное выходное сопротивление. Все они представляют Г-образный делитель напряжения и с точки зрения частотных свойств, приблизительно эквивалентны. При типовом значении входной емкости первого каскада порядка 100-150pF и сопротивлении регулятора 47к. В худшем случае, когда коэффициент деления равен точно 2 (это прямо вытекает из анализа частотной характеристики четырехполюсника), например, такой регулятор даст завал на частоте 100 кГц около 2dB, в звуковом диапазоне изменением частотной характеристики можно пренебречь. Если полное сопротивление меньше, то и частотные характеристики будут лучше, если емкость нагрузки растет, то и частотные характеристики будут ухудшаться, что и происходит при выносе такого регулятора за пределы усилителя (зато появляется возможность спорить с пеной у рта, какой кабель лучше). Также, в частотные характеристики вмешивается и выходное сопротивление источника, если с CD все может и будет приемлемым, с каким ни будь ламповым устройством аля винтаж и вынесенным регулятором – будет полное непотребство. Так что для этих регуляторов есть смысл обсуждать «длину» прохождения сигнала, качество компонентов, надежность, удобство управления. В любом случае, вынесенный регулятор такого типа – это большее зло, чем встроенный непосредственно в усилитель.
Другой разговор, регулятор на основе трансформатора. Здесь надо помнить, что трансформируются не только напряжения, а и выходное сопротивление источника сигнала (в сторону уменьшения), причём в квадрате. Если пренебречь паразитными параметрами трансформатора, то в качестве вынесенного регулятора, это предпочтительный вариант, так как менее чувствителен к емкости нагрузки и соответственно к параметрам кабеля. Конечно, сам трансформатор должен быть с очень хорошими параметрами, реализовать это достаточно сложно, но возможно. С точки зрения вносимых искажений, на малом сигнале и опять-таки – хорошем трансформаторе, он будет пренебрежимо мал.
С уважением.
P.S.
Кстати, насчет трансформаторов. Был у меня один старый импортный приборчик – спектроанализатор. Диапазон – 20Гц-100кгц, разрешение – 60dB, там на входе (для симметричной линии) стоял трансформатор с коэффициентом 1:1.1 Отсюда можно сделать вывод, что уровень искажений самого трансформатора в этом диапазоне был на порядок меньше. Видел я аналогичные симметрирующие трансформаторы и для электронных вольтметров.
(25-08-2014 17:59)SVS писал(а): .... Без усилителя напряжения это никак не выйдет. В отличие от эмиттерного повторителя.
ЭП очень загадочная штука, все ни как не могу его понять...
чему равно входное сопротивление ? - нагрузка в эмиттере умноженное на бетта.
чемы равно выходное сопротивление ? - входноме сопротивление деленное на бетта.
и это еще не все. для нормальной линейной работы ЭП (как и КП и ИП) существует предел токоотбора в "полезную нагрузку" и он (токоотбор) точнее его % очень не велик.
изучив данный вопрос (не без помощи уважаемого groove), вообще начал косо (точнее "весьма вопросительно") смотреть на ЭП на выходе ОУ и УМ.
Я был на отдыхе. Интернета не было, был весьма удивлен такому бурному обсуждению. Спасибо всем за советы. По поводу альпса мнения разошлись, задам другой вопрос дабы возможно упростить себе задачу: насколько ухудшает звук регулятор громкости фубара через АСИО?
А ведь есть еще ПГА 2310 и ей подобные. Вот с этим я незнаком на практике, но придумываю себе ситуацию, чтобы таки таки снять пробу. Детенышам по системе забацать, что ль?
Задавать вопросы нужно только после того, как на них не ответил Google!
(25-08-2014 21:23)AntonZP писал(а): чему равно входное сопротивление ? - нагрузка в эмиттере умноженное на бетта.
чемы равно выходное сопротивление ? - входноме сопротивление деленное на бетта.
Откуда дровишки?
Здесь пишут иначе _https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Жизнь подобна езде на велосипеде. Ты не упадешь, пока крутишь педали (с) Клод Пеппер