Немного по истории создания легендарной нулевой Электроники.
С 1978 г. «Исток» в течении ряда лет выпускал катушечные магнитофоны высшего класса, в которых использовались новейшие достижения технологий, освоенных на предприятии (Ю.Б. Соколов, А.В. Кустов, М.Ф. Воскобойник)
Бытовой магнитофон-приставка «Электроника-004» получил широкое распространение благодаря отличным параметрам, удовлетворяющим профессиональным требованиям звукозаписи и воспроизведению.
Совершенствуя магнитофон-приставку, специалисты «Истока» разработали комплект оборудования, в который входят магнитофоны-приставки для профессионального применения
«Электроника-4СН-Prof», «Электроника PRO-стерео» и «Электроника-60».
Эти 2-х и 4-х канальные катушечные аппараты с высокопрочными ферритовыми монокристаллическими головками и электронной системой управления рассчитаны на интенсивную эксплуатацию в течении длительного времени. Технические характеристики магнитофонов на то время превышали отечественные аналоги и не уступали магнитофонам ведущих зарубежных фирм. Объем выпуска составил около 11 тыс. штук.
На базе бытового катушечного магнитофона-приставки «электроника-004» в ПТК-7 был разработан многоканальный регистратор оперативной диспетческой связи «Электроника-004Д». Регистратор предназначен для записи переговоров диспетчерских служб – на станции скорой медицинской помощи, в пожарной охране, милиции, МСЧ. Регистратор позволял вести одновременную запись телефонных переговоров, запись радиопереговоров, фиксировать время каждого вызова.
В настоящее время разработан и поставляется заказчикам многоканальный регистратор аудио и видео информации на базе персонального компьютера, позволяющий вести непрерывную запись речевых и видео сигналов.
Большой спрос у покупателя находит выпускаемые опытным заводом «Истока» более 40 лет общим объемом свыше 700 тыс. штук в год, бытовые термосы со стеклянными колбами нескольких видов ( директор завода – И.М. Панас, технолог А.Ф. Попадьин, начальник цеха – Р.П. Тараканов, Ю.Р. Коновалов). Их изготовление основано на использовании достижений электровакуумного производства в области стекловарения и создания вакуумно-плотных стеклянных конструкций. За прошедшие десятилетия было выпущено более 20 млн штук термосов.
В апреле 1977 г. В НПО «Исток» была создана лаборатория № 50 ( начальник лаборатории – Н.А. Трещиков ) для организации выпуска товаров народного потребления. Генеральный директор С.И. Ребров выбрал сложное техническое направление по созданию магнитофонов высшего класса. Надо отметить, что тогда у нас в стране в массовом количестве выпускались магнитофоны только второго и третьего класса.
За основу была взята лабораторная разработка ЦНИИ «Циклон» Электроника ТА1-002 в основном скопированная с магнитофона швейцарской фирмы «Revox». В то время для разработки и массового серийного выпуска магнитофонов на «Истоке» не было ни инженерных кадров, ни производственной базы, ни опыта работы. Была сделана ставка на творческую молодежь, на ее энтузиазм и стремление к новому.
В июле 1980 г. новую производственную организацию НПК -12 возглавил В.П. Калугин - начальником производства, начальником цеха № 7 был назначен 36-ти летний А.В. Кустов и начальником разрабатывающего отдела – главным конструктором – 37-ми летний Ю.Б. Соколов. В кратчайшие сроки были созданы функциональные службы НПК -12. Их также возглавили молодые специалисты. Так, конструкторское бюро – В.И. Котов и Ю.П. Спиридонов, схемотехническую лабораторию – В.Н. Куковинец и Н.Г. Малеваный; технологическое бюро – Е.И. Станев и Н.В. Голант; лабораторию магнитных головок – Ю.Е. Демин; бюро стандартизации – Ю.А. Воронин.
Параллельно создавались производственные участки.
Участок производства печатных плат создавали С.И. Щеглов и А.А. Иванова; участок сборки и настройки плат – М.П. Цикунова и Т.А. Максимкина; участок настройки блоков- А.В. Зюкин и Ю.С. Межаков; участок комплексной настройки – И.М. Хусаинов и Б.А. Гершликович; участок химии – А.И. Гончеренко и Т.Г. павликова; производственно-распределительное бюро – В.И. Алексеенков и В.М. Сипливый; участок изготовления головок – З.Г. Прохорцева; технологическое бюро – А.Г. ильин и А.В. Саломатин; планово-экономическое бюро – Г.П. Тырышкина и Т.Ю. Кауфман.
Группе механика во главе с В.И. Черваковым и В.Д. Кутилиным приходилось проявлять чудеса изобретательности и небывалого энтузиазма, чтобы в кратчайшие сроки выполнить огромный объем пуско-наладочных работ.
Все это создавалось в жатые сроки. На выделенных площадях в корпусах № 13 и № 24 одновременно проходил демонтаж старого оборудования, и тут же устанавливалось новое по всей необходимой технологической цепочке.
Разработка шла под непосредственным контролем Сергея Ивановича Реброва, а организатором производства магнитофона-приставки был директор завода «Рений» И.М. Панас. За неполные 3 года впервые на «Истоке2 было создано серийное радиотехническое производство с численностью более 600 человек.
В последующие 10 лет НПК-12 выпустило около 11 тыс. магнитофонов-приставок высшего класса и примерно столько же комплектов электронных блоков для предприятий-смежников. Кировское электромашиностроительное производственное объединение им. Лепсе выпускало под торговой маркой «Олимп» модель «Электроника ТА-1 003», а НПО «Тантал» в Саратове и НПО «Октава» в киеве выпускали модификацию магнитофона – модель «Электроника 004».
Страна отметила достижения НПО «Исток», наградив в 1983 г. магнитофон «Электроника -004С» золотой медалью ВДНХ, а в 1986 г. модель «Электроника -007» была удостоена золотой медали Лейпцигской ярмарки.
На рубеже 80 -90-х гг. спрос на магнитофоны-приставки высшего класса упал, объемы производства резко сократились. На спасение НПК-12 был поставлен сначала блестящий производственник Винник Илья миронович, а после его ухода талантливый научный разработчик Воскобойник Михаил Филиппович, но эти кадровые изменения ситуацию не спасли.
Разработка магнитофонов-приставок «высшего класса» на предприятии прекратила свое существование.
В 1988 г. была предпринята попытка совместно с фирмой Matsushita Electric (Япония) организовать сборочное производство цветных видеокамер Panasonic NV-MC20. Было закуплено 500 комплектов укрупненных блоков, из них было собрано 492 видеокамеры. Но мы в то время не представляли себе, в какой степени наша страна отстала как в технологическом, так и в организационном плане. В итоге проект не состоялся.
Цех № 7 во главе с А.В. Кустовым пытался выжить в этой ситуации. На базе магнитофона «Электроника-004» был разработан 2-х, 4-х, а затем и 8-ми канальный регистратор диспетчерских переговоров «Электроника-004Д» для круглосуточной записи речевой информации для МВД, скорой помощи, энергетиков, диспетчерских и аэродромных служб. В связи с появлением нового поколения записывающих электронных устройств молодые инженеры цеха разработали на базе персонального компьютера 32-х канальный регистратор аудио и видео информации « Электроника -007Д»
По сравнению с записью на магнитной ленте запись на жесткий диск имела ряд неоспаримых преимуществ, как по длительности непрерывной записи речевой информации, так и по увеличение числа регистрируемых каналов. Кроме того, появилась возможность вести запись видео информации одновременно с нескольких видеокамер. Выпуск этой аппаратуры явился хорошим экономическим подспорьем ПТК-7.
А что-бы патриоты Украины меня не обвинили в предательстве, попозже постараюсь найти сканы редкой книги завода Шевченко, в которой в частности шла речь о создании комплекса Романтика для подарка Л.И.Брежневу.
А вот такое кто видел?
что делать, даже это был прорыв на фоне горбачевского развала СССР
Что это есть?
Немного по истории создания Олимпа.
В МЭП решили ударить по бездорожью и так сказать увековечить себя (шучу конечно, но как минимум показать на что и мы способны), было это видимо в середине 70-х т.к. я видел Электронику 002 (уже! а ведь наверное была и Э001), это был действующий макет, чем то пожожий на Акай - тонкий тонвал, тонкий рычажок стабилизирующий натяг на подаче, индикатор как в 003, размером поменьше 003. Он стоял в закутке кабинета, главного инженера завода, по моему с 76-77года (предположительно, т.к. серийный выпуск 003 в Кирове начался в 79г, а ведь надо было её разработать, подготовить документацию, изготовить оснастку и т.д.), но видимо "гнали" к Олимпиаде и поэтому, что бы не изобретать велосипед и получить гарантированный результат, втупую содрали с Ревокса, правда не всё - не было малошумящих МС для УВ, слишком сложным показался кварцевый привод, вобщем подготовку вели видимо параллельно, во Фрязино электронику, в Кирове железо, на такую мысль наводят движки в первых Электрониках ТА003 - они как у Акая 635, даже дырочка на задней планке ДМ-1 там же (Э002 аукнулась), а у Фрязинцев пермаллоевые головы почти копия Ревокс только 4х дорожечная (их ставили очень редко и только во Фрязино).
Ну, что начали делать, у каждого завода свой план по бытовухе, значит у каждого должен быть свой сборочный конвеер, план все растет, а производство и так военкой загружено, у каждого появляется свой брак, а в соц. экономике куда его девать? правильно к смежникам, а еще ремонтные службы не берутся ремонтировать, говорят: "Слишком сложная техника", на Лепсе целый отдел по командировкам мотался по всему Союзу, все неисправности анализируются, смежникам выставляются счета (+ командировочные), понятно, что в таком навороченном аппарате да с нашей элементной базой, что-нибудь да вылетит, уже и термотренировку ввели, и вибростенд, а летят 502, 503, 814,815 транзисторы и все! Армянская 155 серия ещё хуже, ферритовые головы иногда через месяц выкрашиваются! И решили наши конструкторы подправить изьяны - вместо 502/503 поставили 816/817, в БП добавили радиаторы, КТ608 поменяли на 630, и от фрязинских плат отказались, а тем тоже давно не нравились ведущие движки с детонацией, ролики прижимные, ненастраиваемые тормоза/прижим, в общем у обоих косяков хватало... Вот и разошлись Киров и Фрязино, Киров стал свое производство поднимать, а Фрязино на стороне железо заказывать, но в кооперацию больше не лез.
Олимп 004 появился не от хорошей жизни, надо было наращивать выпуск и сокращать издержки, вот и упростили, а для "людей" сделали новую фишку ДУ.
Когда снимали с производства Олимп 003, оставалось много оснастки, ну и молодые конструкторы решили двинуть "жирную" рацуху - сделали на базе О003 модель первого класса - протяг тот же, звук на 157 серии, одна УЛ1 в УВ, УД2 в УЗО (источником тока), и телефоннике (выход в классе А комплиментарный ОК - половинка Агеевского выхода), компоновка как в AKAI 635 (реверс вернули, ГВ коммутировала одна релюха, вторая переключала регуляторы уровня воспроизведения), большая плата внизу, индикатор тот же, БУ простой на 561 серии, боковые движки не регулировались (как в А635 и Техниксах, что в 1500, что в 1700), в УВД была нелинейная ОС по скорости поэтому Кд, даже на хреновых ДМ-1, получался 0.05%. Сварганили её в четвером, за 3 месяца, посчитали себестоимость - около 500р!!! - экономический эффект огромный, весь брак уйдет, остнастку используем - сказка одним словом, да не тут то было, руководство смекнуло, что они то в стороне, вот и взяли процесс в свои руки - так родился Олимп 005.
"История" оказывается начиналась немного не так - все пошло из проэктного института относящнгося к МЭП, но их Электроника 002 в производство не пошла (конструкция оказалась "сырой" - несерийнопригодной), тогда разработкой занялись раздельно - Фрязино: Электронику, Киров: механику.
В те времена высший класс делали только в Киеве (Маяк 001 по 1000штук в год), товар был остро дифицитным, т.к. ведущие движки закупали у буржуев за валюту, а сами делать не могли, да и кто разрешит тратить золото на "развлекуху" в стране окруженной врагами... И вот в 1979г. появляется Электроника ТА1-003 (разрешения на торговлю ещё не было, но слух по Союзу уже пошел), со всей страны потянулись "просители" из госучереждений, предприятий с письмами: - "Просим Вас отгрузить.....", по слухам, Савелий Краморов был среди первых счастливых одладателей. Видя такой ажиотаж срочно (в 80г.) пробили разрешение на торговлю и из МЭП пришло распоряжение "Увеличить выпуск до 100тыс. шт в год" !!!!! Но к этому, как то, никто оказался не готов..... Кстати на Лепсе , в "лучшие времена" делали по 1100 Олимпов в месяц.
Кооперация закончилась в 1984г., в Кирове все делали сами, а во Фрязино передали документацию на четыре предприятия: "Октава" в Киеве, в Нижегородскую обл, еще кому то, и в Саратов, но настоящего - серийного выпуска так и не было. Электроника 004 была, по сути той же Э003, только немного доработанной.
Олимп 006 развивал идею О005 в новом дизайне, со значительным упрощением "логики" за счет достижений в микроэлектронике, но новая модель - значит новые утерждения в "верхах", прохождение экпертиз, согласования, разрешения, подписи, командировки, гостинницы, а всем хочется спокойной жизни, да еще цифровые "достижения" не очень хорошо согласуются с качественной магнитной записью, ну и появился О005-1С с шестёрошным БЗВ, БУ на 561 серии (многие функции повторены как в Техниксах 1500/1700, добавлены цифровые задержки, всякие перемигивания индикаторов, блокировки "щелчков", и др). Остался "диковатый" счетчик, на той же 145 серии (он показывал метраж в секундах), но по большому счету он никому был не нужен.... Кстати, был исправлен Ревоксовский косяк - перенесли подшипник внутрь обводного ролика (ДД) - он стал крутиться на неподвижной оси, при этом полностью исключилось проскальзывание ленты во всех режимах. Получилось, что бытовая тема исчерпана.....
Сначала попробовали полупроф. Олимп 010 двухдорожечный, с 38 ск. В ТЗ ввели пункт "замена БГ без настройки БМЭ" - это давало возможность быстрой смены голов для ответственных мероприятий. БМЭ был крейдовый и ненастраиваемый, с 1% кондерами и 0.5% резисторами, а подстроечные элементы выводились на небольшую платку стаящую на БГ. В общем все получилось, но что то менять никто не хотел, так появился Олимп 701 - все от 005, только широкие головы и 38ск. Их стали ставить на радио, в студии ("фирма" была дороговата в 90-х). Тогда появились заказы на 4-х канальные аппараты. Была сделана полностью новая конструкция, по внутренней компановке напоминал Ревокс, вертикальный крейд, рядом с левым боковым движком, УВ на диф. парах, море построечников, БУ на машинке, входы/выходы на джеках, и другие проф. "прелести"... В общем аппарат "затыкал" брешь между чисто бытовкой и студийными многоканальниками.
:Knight:
Существует три производителя Электроники 004: Электроника 004 - Фрязино ( головное предприятие), Электроника 004С - Саратов, Электроника 004К - Киев. Люди работавшие на заводе во Фрязино говорили: что вся некондиция поставлялась с завода из Фрязина в филиалы расположенные соответственно в Киеве и Саратове. При чём Киев они особо почему-то не любили и туда шло всё "дерьмо".
От себя лишь добавлю, что действительно на киевский завод "Агрегат" шло все фуфло и остатки и их аппараты были наихудшими по сборке и комплектухе. Как говорится, проверил на себе в 1988 г.