Иголки, которые мы выбираем.
|
Автор |
Сообщение |
coralsea
Старожил
Откуда: Владивосток
Сообщений: 460
Репутация: 10
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Ртуть
Ветеран
Откуда: Одесса
Сообщений: 798
Репутация: 48
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 726
Репутация: 1263
|
RE: Иголки, которые мы выбираем. / 08-07-2024 00:43
Вопрос о действительной наработке игл катриджей, их ресурса, далеко не праздный. Невозможно только приложить рисунки геометрии различных игл сделанных на бумаге и утверждать, что такая игла лучше, а такая хуже. Да и про долговечность игл по их рисункам тоже судить нельзя. Уж простите меня за такую прямолинейную оценку этого видео по ссылке выше.
Если разговор идёт только об ресурсе игл, то есть множество факторов, влияющих на этот показатель.
-материал иглы : иглы для съема информации с канавки виниловой пластинки изготавливались и изготавливаются из различных материалов. Как то, из:
стали; корунда,..... ; рубина; сапфира; алмаза.
Стальные иглы использовались в патефонах для снятия информации с дорожки шеллачной пластинки. При прижимной силе 90-120гр. и частоте вращения пластинки 78 об., ресурс иглы составлял - 1 сторона пластинки диаметром 250мм (10").
Когда наступила эра долгоиграющих пластинок и шеллачные пластинки были заменены на виниловые, то и для их проигрывания начали использовать более совершенные иглы сделанные из: корунда (или его разновидностей), сапфира и алмаза. Интересно то, что звучание одного и того же катриджа при использовании в нём игл из сапфира(рубина) , или алмаза было различным.
На продолжительность жизни игл катриджей, непосредственное влияние оказывал материал пластинок.
В самом начале долгоиграющей эры, когда осуществлялся переход с шеллачной массы на виниловую, в винил добавляли твёрдые составляющие массы. И прижим игл на таких пластинках был довольно большой. Ориентировочно.... около 10 гр. Чтобы назвать точную цифру прижима игл катриджей на такие виниловые пластинки нужно обратиться к техническим харсктеристикам катриджей, используемых в то время. А это было примерно от 47 года прошлого века до начала 60-х годов.
(Это говорит о том, что проигрывание виниловой пластинки выпуска 59 года, например- 6-ти глазой Columbia современным катриджем с иглой профиля Mикро ридж, уничтожит такую иглу, например за 100 часов.)
Продолжу позже.
|
|
|
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 726
Репутация: 1263
|
RE: Иголки, которые мы выбираем. / 08-07-2024 23:44
Продолжу монолог.
Напомню, мы ведём разговор о времени службы иглы винилового катриджа. Но прежде,чем продолжить рсзговор не мешало бы дать некоторые вводные:
Что понимать под термином "срок службы иглы" ?
До какого состояния должна быть выработана игла катриджа, прежде чем владелец катриджа поймёт, что такую иглу дальше использовать нельзя - иглу (вставку нужно менять), или нужно заменять весь катридж в сборе. В случае несъёмной иглы (вставки) у МС катриджа.
Обычно любой пользователь опирается на инструкцию к купленному им и установленному в держатель тонарма катриджу. В инструкции черным по белому сообщается, что ресурс иглы составляет (например) 800 часов для его катриджа с иглой эллиптической заточки. Это, при соблюдении всех правил из такой инструкции:
-пластинка должна быть чистой
-игла должна быть чистой
-приведеный вес (давление иглы на пластинку) должно быть номинальным
-иглу нельзя бросать на пластинку
- и тд.
И только в этом случае катридж с иглой прослужит установленное производителем гарантированное время.
Теперь о факторах, которые возможно не учитываются слушателями виниловых пластинок.
В своё время я перечитал очень много интересующей меня информации из отечественных источников, а так же доступную мне иностранную литературу по винилу, катриджам , вертушкам, корректорам.... . Да и сейчас интерес к этой теме не угас и продолжаю читать новости из мира винила. Плюс опыт работы, с электронной техникой и как составной её частью- катриджами для винила.
Давайте начнём с давнего времени..... в 60-е годы одним из наиболее распространённых отечественных стерео катриджей была головка ГЗКУ- (уж забыл какой номер) рижского завода. У неё были две поворотные вставки. Одна с корундовыми сферическими иглами 25 микрон и 90 микрон для 78 об. И вторая, более продвинутая с алмазной сферической иглой с радиусом закругления 18микрон для LP, и с корундовой иглой для 78 об. с радиусом закругления 90микрон. Этот катридж (головка) использовалась в 2 ЭПУ-52С. Тонарм нс этом ЭПУ был поворотный, с прижимом установленным на заводе в пределах 9-12гр. При этом прижиме срок службы корундовой иглы для LP был гарантирован в 50часов, а для алмазного варианта-300 часов. Нужно еще учесть что пластинки, которые проигрывались этими иглами были отечественными, в основном -"гранды". И их никто никогда не мыл.
Запомним цифры для алмазной иглы ГЗКУ-..... : 9 Гр.и 300 часов.
|
|
|
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 726
Репутация: 1263
|
RE: Иголки, которые мы выбираем. / 09-07-2024 23:00
Из инструкции по эксплуотации ГЗМ-005 / ГЗМ-105.(Этих катриджей было выпущено очень много, в разных модификациях. Позднее ГЗМ-005 была переведена в класс ниже рангом и стала ГЗМ-105. Катриджи делала Рига, иглы были отечественные, алмазные, сферической заточки. Неплохо обработанные. В конце пути были и ГЗМ-205.....)
Для ГЗМ- 005 прижимная сила была указана 1,5 Гр, номинал.
Время жизни иглы для этой модификации было указано порядка 800-1000 часов.
В других паспортах различных модификаций этой головки указано время наработки 500 и 800 часов. При прижимной силе 2 -2,5 Гр.
Отечественная головка ГЗМ-003. Первоначально в этой головке были использованы импортные иглы эллиптической заточки (по-моему 0,4×0,7мил). Срок наработки был указан в 1000 часов (или 800) при прижимной силе 1,0- 1,2 Гр. Затем иглы начали устанавливать отечественные, сферические с радиусом закругления 0,7мил, и давлением уже для ГЗМ-103 в 1,5 Гр. Время наработки уменьшилось до 500-600 часов.
ГЗМ-055 / ГЗМ-155-l. Выпускала Рига. Возможно по лицензии Ортофон. В этих катриджах, очень похожих на ортофоновские VMS-2OE Super Mk ll, но имеющие отличия как по интерфейсу так и по опознавательным знакам на боди (тушке, корпусе) были установлены отличные импортные (возможно от Ortofon, иглы эллиптической заточки. Из цельного алмаза 0,2×0,7 мил. С отличной полировкой. Возможно в ГЗМ- 155-l были установлены иглы более дешевые, но тоже эллипсные)
Для этих катриджей прижимная сила была установлена на уровне 1,0-1,5 Гр. И время жизни игл составляло ( все цифры привожу по памяти. Возможно где-то незначительные ошибки)- 800 часов. Для ГЗМ -155-ll при таком же прижиме и сферической игле наработка составляла порядка 600-800 часов. Был ещё вариант второго класса ГЗМ -255.
ГЗМ-008, ГЗМ-108, ГЗМ-028, ГЗМ- 118, ГЗМ- 128. Весь этот ряд головок выпускался ленинградским заводом Электроприбор. (Может запамятовал название завода).
Во всех этих катриджах были использованы отличные дорогие многорадиусные иглы двух производителей. Германские ** и Швейцарские Gyger FG-ll.
При давлении иглы в 0,8-1,5 Гр для ГЗМ- 008 / 108 срок наработки на отказ составлял более 1000 часов. Для ГЗМ- 028 / 128 наработка была указана в 2800 часов. Все эти головки у меня были, и даже сейчас есть ГЗМ-008, 108, 028 и 128.
Была еще такая уникальная своего рода голова , как ЭДА-001 / ЭДА-101. Чем отличаются, не знаю, т.к 101-й не было на руках. Но 001-я была. Изготавливал её (по-моему Челябинск). Игла эллимтического профиля. Довольно крупная. Гео. размеры похожи на 0,3×0,7мил. Срок службы указан то-ли 500, то- ли 1000 часов при давлении 1,5 Гр. Головка мне не понравилась- очень "медленная". И с претензией на очень своеобразную конструкцию. Эти тяги........
Это по нашим головкам.
Как- то, когда импортные головки были в диковинку и массово еще не продавались у нас, попалась Аудиотехника AT VM-35 Q которая была сделана для квадро. Игла- Шибата, алмазная. При давлении 2Гр, срок службы в паспорте был указан в 300 часов. Был другой вариант этой головки с сапфировой иглой. Для сапфира срок службы был указан ( точно не помню, но мне кажется.... , что 150 часов). И сапфировая игла уже не была Шибатой.
(Отредактировал 09-07-2024 в 23:03 element.)
|
|
|
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 726
Репутация: 1263
|
RE: Иголки, которые мы выбираем. / 10-07-2024 15:06
Для импортных виниловых катриджей срок наработки нужно смотреть в инструкции по пользованию. Если производитель не указал эту графу, то нужно смотреть профильные журналы, в которых часто описывалась новая техника ( естественно, журналы импортные. Типа :Stereoplay; Auduo; Whаt HI-FI; STEREO HI-FI ANALOG, и другие). А так же, проспекты от производителей. В золотую эру HI-FI, когда каждый производитель дрался за своего покупателя,а покупатели платили своими кровными за выбор предмета покупки, наработка катриджа на отказ была важным параметром.
Снова вопрос: так какой износ должен произойти для иглы звукоснимателя чтобы считать, что его ресурс подошёл к крайнему пределу?
Есть вертушки у которых имеется встроенный счетчик наработки ресурса иглы. Нужно только произвести сброс такого счетчика в "0" при установке нового катриджа, или вставки. И следить за показаниями этого счетчика для смены иглы по критическим показаниям счётчика для ресурса данного катриджа.
На слух: как только на знакомых для вас треках появяться слышимые искажения (при чистой игле), значит..... что-то не так с катриджем. Меняйте сам катридж, или вставку, если вставка сменная.
При наличии доступной хорошей оптики. При осмотре иглы. НО! Нужно знать, что смотеть и что нужно увидеть.
Теперь..... от материала из которого изготовлена игла и как обработана зависит ее ресурс.
В золотую эру существовало несколько основных видов игл.
Сферические, они же конические иглы из алмаза. Разные по габаритам и по геометрии заточки радиуса иглы. Понятно, чем габаритнее игла и больший радиус её заточки, тем ресурс её работы выше (больше). Радиусы закругления игл для воспроизведения LP, или пластинок на 45 об. :
10микрон, 12 микрон, 15 микрон, 17-18микрон, 25микрон. Для каждой из игл с определенным рсдиусом закругления существует оптимальный прижим на виниловую дорожку. Чтобы давление иглы на винил не превысило порог текучести винила. То- есть, реакции винила на давление иглы, для того чтобы игла не "убила" виниловую дорожку.
Для игл сферического профиля с R 10-12 микрон в паспортах указывалось давление от 0,5 до 1,2 Гр. Естественно, для таких игл ресурс был довольно маленьким- около 800-1000 часов при условии, что игла была изготовлена из натурального алмаза, игла имела зеркальную полировку и соблюдались основополагающие принципы ухода за винилом.
(Например, в проспекте на катриджи Empier 4000 l/ ll/lll в которых установлены конические иглы с R 10микрон, указано,что используется многорадиусная игла.).
Сейчас, когда в бюджетные катриджи устанавливаются иглы, чтобы понизить стоимость таких катриджей (очевидно китайских), иглы изготавливаются из прессованной алмазной пыли. Сам я таких игл не видел ,но слухи ходят. И естественно, если такой тех. процесс изготовления игл имеет место быть, то не удивлюсь, что ресурс может быть до 100 часов.
(Отредактировал 10-07-2024 в 15:07 element.)
|
|
|
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 726
Репутация: 1263
|
RE: Иголки, которые мы выбираем. / 11-07-2024 23:39
До сих пор не знаю какие иглы для виниловых катриджей "крепче". Измз натурального алмаза, или искусственного?
Что может быть проще: берётся кусочек алмаза и производится его огранка в соответствии с нормалями на Иглы для считывания информации с канавки виниловой пластинки. Соответственно, для бюджетных катриджей огранка кусочка алмаза для иглы делается под вариант " бондед", когда заготовленную крошечную иглу приваривают к бочкообразному "пеньку" из титана, стали, алюминия. А затем крепят на кантеливер, юстируя в нужное положение. Или иглы более продвинутые- эллипсной заточки изготавливают из маленьких колотых кусочков алмаза, невзирая на кристаллографическую решетку. Как получится огранка..... так и получится. И точно так же делают вариант "бондет", но уже с эллиптической иглой. И ресурс у таких иголок, не сомневаюсь,.....не больше 300 часов.
Но другие, дорогие и качественные иглы гранят иначе. Соответственно кристаллографической ориентации алмазной заготовки. Естественно нужен отбор таких кусочков алмаза, с затем соответственная огранка. Думаю, что это очень непростой процесс. Иглы получаются цельные, ориентированные по рёбрам кристаллической решётки, как наиболее крепким сторонам кристалла алмаза. И сделать иглу соответствующего профиля, например- "микроридж", дорогое удовольствие. По-этому, просто утверждать о том, что такая дорогая и искустно сделанная игла будет служить всего лишь....500 часов... большой вопрос.
Это я снова возвращаюсь к ссылке сверху и видео ролику, в котором его автор утверждает, что игла типа "микролайн" служит 500часов. Конечно, у него есть его же пример- катридж Аудиотехника АТ-ОС9 ( по-моему, он упоминает этот катридж, если я не ошибаюсь). А теперь вопрос: и что, считается, что эта МС головка входит сейчас в "высшую лигу катриджей для винила" ? И на него устанавливаются лучшие иглы?
Я как то видел головку Shure V15-VMR, у которой ребро (микро-ребро было напрчь спилено о дорожки винила). Головка эта проработала верой и правдой у её владельца 15 лет. И только последние 3-4 года начал жаловаться на то, что таких высоких частот, как было раньше, головка не выдаёт. Конечно, именно это микро-ребро отвечает за съём той самой тихой ВЧ информации в дорожке на пластинке.
"Бывалые" меломаны знают, что при установке нового катриджа в тонарм, такой новый катридж выходит на свой уровень воспроизведения после 40-50 часов обкатки. Это же относится и к долго лежавшим без работы головкам, хоть NOS, хоть ранее работавшим.
Значит эти 40-50 часом можно вычесть из общего ресурса работы- головка наберёт свои кондиции только через это время. А во время обкатки будет работать хуже, чем. Тогда из 500 часов вычтем 50 и получим ресурс в 450 часов? Обкатка ведь в ресурс не входит.
(Отредактировал 11-07-2024 в 23:43 element.)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 726
Репутация: 1263
|
RE: Иголки, которые мы выбираем. / 15-07-2024 11:22
Ответ на реплику "ооочень много".
А что "прокатывается " в виниловом катридже? - Обкатывается.
Да и никакой разницы нет ,если обкатывается катридж с конической (сферической),эллипсной иглой, или многорадиусной.
Так что? Ответ:
При установке нового (старого, давно не работавшего катриджа) катриджа, после его установке в держатель и конечной юстировке по VTA и азимуту , положение катриджа меняться не должно. Это делается для того, чтобы проработалась игла, её точки соприкасновения с дорожкой, в своём "новом" положении. Это занимает какое- то время? -занимает! И обычно, не 2-3 часа.
Если катридж имеет статус NOS, илли лёгкое БУ, но долго лежавшее в столе без дела, то "прокачаться" должен и механизм генератора иглы. Демпферы у производителей разные, изготовленные из различных материалов и имеющие разную конструкцию.
Такая "прокачка" как раз и является наиболее длительной по времени. В некоторых случаях, без принудительного улучшения качества демпфера может занять до 80-100 часов. И удивляться тут нечему.
Это мы имеем в виду только восстановление механических кондиций генератора иглы и приработку самой иглы.
А есть ещё электрическая составляющая приработки.
Если мы говорим о том, что новый, установленный только что в систему кабель начинает показывать свои кондиции, свой почерк через какое- то время (а кабель, это 1,0-2,0 метра медного толстого провода) ,или новая, установленная розетка, или вилка, или заменённые новые конденсаторы взамен старых....... , то отдачу от этих замен сразу оценить невозможно. Только время покажет на правильность замены, или оценки работы того ,или иного электрического соединения, то есть- его приработки в системе.
А катридж имеет в своих катушках от метра до десятка метров очень тонкого медного (в некоторых случаях-серебряного, или позолоченого проводника) провода. Который тоже должен будет прогреться и приработаться в составе изделия. И такое занимает не один десяток часов, особенно в варианте с старыми (новыми) катриджами для винила.
По- этому, наработка в 40-50 часов, это еще средний срок для установления стабильных параметров работы винилового катриджа.
Никакой вновь установленный в тонарм катридж сразу не покажет того, на что он способен.
Дайте ему время приработаться, прогреться, прокачаться.
(Отредактировал 15-07-2024 в 11:25 element.)
|
|
|
|
HighBias
Ветеран
Откуда: vstk
Сообщений: 1 080
Репутация: 25
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 726
Репутация: 1263
|
RE: Иголки, которые мы выбираем. / 16-07-2024 12:15
И, наверное , последнее ,что бы мне хотелось сказать о ролике по этой ссылке. Так пишется длинно, потому что объяснить на пальцах не получается.
Повторюсь: до сих пор не знаю какие кристаллы-заготовки алмаза крепче: натуральные, или искусственные. Натуральные кусочки алмаза для простых иголок проходят огранку как получится- без учета ориентации заготовки по кристаллографической решетке. По-этому, сроки наработки получаются " +/-". Для хороших катриджей используют и дорогие иглы сделанные с учетом кристаллической решётки алмазной заготовки. И в конце изготовления такие иглы получают финишную полировку (иногда ручную полировку, о чем указывается в спецификации на катридж), которая (полировка) уменьшает шумы при считывании информации с дорожки винила. А так же увеличивает срок службы иглы.
Специально прошёлся по спецификациям на современные некоторые катриджы, чтобы посмотреть, указывают ли сейчас производители срок службы игл.
AT Vertere Magneto 320€ ,Ellips.
Excalibur Gold 1000€, Shibata
Denon DL-A110, 600€,
Ortofom MCX-3,1350€, Fine Line
EMT Pure Black, 4400€, Micro Ridge
Vertere Mystic, 2750€, Micro Ellips
Ortofon Verismo, 7000€, Replicant 100
Thorens TAS 1500, 800€, Micro Ridge
Nagaoka JT-80LB, 230€ , Ellips gefast
Nagaoka JT-80BK,595€, Ellips gefazt, bor.
......
Список можно продолжить, но результат будет одинаковый. Для всех этих катриджей производители гарантируют работу не менее двух лет.
И этот срок не для гарантии на иглу, а на весь катридж у которого имеется игла, кантеливер, обмотки катушек.....
Кстати..... у МС катриджа катушка может оборваться / лопнуть от натяжения провода в самый неподходящий момент, который ещё далёк от двухлетнего срока наработки.
И как нас учили в ВУЗ -ах, ресурс изделия в целом определяется надёжностью самого "узкого места" - узла, у которого наработка на отказ минимальна. А в катриджах для винила, это игла.
Но даже с учетом того, что гарантию на эти катриджи предоставляют минимум на 2 года..... это по часу работы в день.... получится, что игла должна безотказно работать в течение примерно 750 часов. Без учёта её профиля контакта с дорожкой пластинки, и давления иглы на дорожку.
|
|
|
|
VeschiiOleg
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 7 060
Репутация: 237
|
RE: Иголки, которые мы выбираем. / 19-07-2024 08:28
(08-07-2024 23:44)element писал(а): оловка ГЗКУ- (уж забыл какой номер) рижского завода. У неё были две поворотные вставки. Самые популярные корундовые бошки:
ГЗКу-58н полоса до 8кГц (56-58г обр, производилась до середины 70х иглы можно было купить до конца 80х)
ГСП-301 полоса до 10кГц (середина 70х гг, производилась до конца 80х, сейчас есть ее китайский аналог)
ГЗКУ-631 полоса до 12,5кГц, самая продвинутая (конец 70х, производилась до конца 80х)
(09-07-2024 23:00)element писал(а): ГЗМ-055 / ГЗМ-155-l. Да, Ортофон, V- серии...
Был еще ГЗМ-050/053 - аналог Ортофона-3 и ГЗМ -043. Эти три головки штатно ставили на Э-017 (первые две головки шли с грузом 2,5г, т.к сами они легкие)
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Виктор С.
Ветеран
Откуда: Хабара
Сообщений: 3 496
Репутация: 449
|
RE: Иголки, которые мы выбираем. / 20-07-2024 15:01
(20-07-2024 09:13)LeXx-66 писал(а): Приветствую.
А что бОжки или божкИ от Ортофон так круты на самом деле, или это просто миф, да и фоник к ним нужен одноимённый, дабы раскрыться сплона их прелестям (аль распиарщина то)?
В общем попробовать хочется - Присоветуйте за не дорого (100 - 250$) именно Ортофон ММ, а не МС!!! на пробу (шуриков не предлагать - моя Империя их всех в своём классе сделает....)
Имеются Грейс Ф8*L10, EMPIRE 4000 DI, и конечно же МС - Victor MC-100II ЕВ, которому респект и уважуха отдельная... MM Ortofon VMS20E поищите... Доступная по деньгам ММ голова, но с весьма приличным звучанием за "свои деньги"...
[quote='LeXx-66' pid='4482979' dateline='1721455981']
(Отредактировал 20-07-2024 в 15:02 Виктор С..)
Слушать, слушать и слушать!
|
|
|
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 726
Репутация: 1263
|
RE: Иголки, которые мы выбираем. / 21-07-2024 13:00
LeXx-66, беспорно VMS20E Mkll, отличная головка для средне- лёгких тонармов, но я ее вам рекомендовать бы не стал. Вы, за почти четыре года не смогли определиться с выбором. В первый раз вы спросили про Ортофон в этом топике в 21-м году. И за это время не определились. Рекомендовать вам VMS20E Mkll, не нужно. Вы имеете в наличии хорошие головки Грейс и Эмпайр- как раз для установки в ваш тонарм. И получить в обладание ещё и подобный этим головкам Ортофон, который будет ,наверное БУ, не решит вашего вопроса интереса к Ортофону. Тем более, что эта головка в состоянии NOS, будет стоить не 150$. Уж извините. Сейчас цены на старые катриджи ,но в коробочном состоянии и не работавшие выросли мо всему миру. По- этому, ориентируйтесь (мне кажется) на доступную серию Ортофон 2М. Например - 2М Blue, или дороже- 2М Bronze (420€). Но, мне кажется, что лучший выбор будет Nagaoka JT-80LB (230€) MP, ellips, если вас устроит её податливость.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
VeschiiOleg
Ветеран
Откуда: Москва
Сообщений: 7 060
Репутация: 237
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему: 4 Гость(ей)
|
|