Продолжу... Задали вопрос по тонарму на Micro BL-91, поэтому поделюсь своим мнением (и не только) по тонарму Denon DA-50, который приехал ко мне с вертушкой из Японии и который я позднее все-таки заменил на другой (об этом позже).
Итак, тонарм Dеnon DA-50 и впечатления о нем. Недорогой, доступный по цене тонарм из середины 70-х прошлого века. Исполнение неубиваемое! Т.е. добротный, качественно исполненный тонарм, простой и понятный в установке и настройке. Звучание приличное, ничего не могу сказать отрицательного о нем. На продажах его цена примерно в районе 200 "зеленых", т.е. достаточно доступный для приобретения.
BL-91 с тонармом DA-50 я эксплуатировал месяца 3 - 4, пока не нашел достойную замену ему (чуть позже расскажу). Когда поставил на вертушку другой тонарм, DA-50 выставил на продажу. В итоге, забрал его у меня один местный крутой винильщик, который взял его за "смешные деньги", чтобы попробовать (поэкспериментировать). И что?...
Звонит этот товарищ мне через неделю и говорит, что тонарм ему о-о-очень понравился! Он поставил его на вертушку Micro DDX-1000 (с движком Dual Eds 1000 кажется...) и был приятно удивлен результатом! Звучание вертушки с тонармом DA-50 ему настолько ему понравилось, что мне говорит "это просто подарок за смешные деньги":true: Бывает...
В общем, подводя итоги по тонарму Denon DA-50, скажу (имхо), что это весьма приличный тонарм за очень разумные деньги. Встречается нечасто даже в Японии. Чаще там увидишь на продажах Denon DA-305, DA-307, DA-308, DA-309
Фото смотрите... Может быть информация о DA-50 кому-нибудь пригодися.
Инересно... отправил очередное сообщение, а оно "зависло" где-то между 136 и 137 стр.
Продолжу по виниловой теме... Итак проигрыватель Micro Seiki BL-91 c тонармом Denon DA-50 своим звучанием меня очень порадовал! Все устроило настолько, что решил остановиться на BL-91 на весьма продолжительное время, но по тонарму решил все-таки идти дальше, т.е. поискать что-то более серьезное, чем Denon DA-50.
Более глубоко изучив тему по тонармам, решил поискать что-то из следующих:
- SAEC WE-308
- Fidelity Research FR-64
- SME 3009/Series II
Более доступный из всех этих трех SAEC, как оказалось. Обратил свой взор поисков на Японию, как всегда. Но в отличном состоянии FR-64 и SME 3009/S2, как оказалось, найти дешевле, чем за 900-1000 "зеленых" весьма проблематично оказывается. Если повезет, то можно выхватить и дешевле. Что же, решил. что спешить некуда пока, будем искать...
Параллельно периодически искал на АВИТО. И повезло! Через месяца три - четыре нашел тонарм SME-3009/S2 в отличном состоянии за 600 "зеленых". Повезло! Тонарм выпуска второй половины 60-х годов, состояние отличное, по механике все идеально можно сказать. Паспорт - руководство на английском языке (помогло в дальнейшем!). В довесок забрал у бывшего владельца "про запас" новенькую бронзовую ножевую опору для тонарма.
Базу А-1206 для установки тонарма на проигрыватель нашел на месте у местного меломана - тоже удачно!
Приехал тонарм, разобрался с его устройством, настройками установкой на проигрыватель Micro BL-91. Вроде бы все понятно. В интернете, как оказалось, почти нет информации по установке и точной настройке тонарма SME3009. Особенно по его точной настройке. Вроде бы все понятно, но оказалось, что все не так.
Тонарм установил без проблем, настроил все тщательно с головой Denon DL-103 и шеллом SME, включил стал слушать. Результат положительный с первых минут прослушивания и это слышно сразу!
Что изменилось по сравнению с тонармом Denon DA-50? Прежде всего, с тонармом SME3009 звук все-таки другой и в лучшую сторону однозначно! Разница конечно не огромная, но она есть и существенная. Повысилось общее разрешение в деталях и нюансах, особенно на СЧ и ВЧ. Звук стал прозрачнее, детальнее, прибавилось "воздуха" в звуковой сцене. Эффект "присутствия слушателя" выражен более ощутимо. Т.е. превосходство тонарма SME3009 слышно сразу и это порадовало очень!
Разобрался я вроде бы с настройкой тонарма, да оказалось в дальнейшем, что не до конца. Если с продольной настройкой тонарма (основной груз и латеральный, антискейтинг и т.д.) разобрался без проблем, то с поперечной настройкой (балансировкой) тонарма по ножевым опорам - тут оказалось все не так просто. Если не знать, как это делается и производитель рекомендует, каким образом ПРАВИЛЬНО это сделать, самому "додуматься" до этого нет практически никаких шансов!
Поэтому, я целых два дня сидел и переводил с английского раздел руководства "настройка тонарма", пока не понял, как правильно это делается. Настроил и... вздохнул с облегчением. Поэтому, кто впервые столкнется с тонармами SME 3009, 3010, 3012 - разберитесь с настройками тонарма по его поперечной балансировке на ножевых опорах тонарма - это важно!
Результатом по проигрывателю Micro BL-91 c тонармом SME3009/S2 я остался очень доволен! Ничего ранее так у меня не звучало из проигрывателей винила!
По головкам звукоснимателя... От ММ головок я ушел вообще. Только МС. Не торопясь, нашел в Японии и собрал себе комплект МС головок: это Denon DL-103, Denon DL-103R и Denon DL-103 LCII. Вот эти три штуки и составили мой "боевой комплект", которым пользуюсь по сегодняшний день.
Кто-то спросит почему DL-103 и точка? Из собственного опыта скажу следующее (имхо). Думаю, что по соотношению "цена - качество", головкам Denon DL-103 просто нет равных!
Кроме них я приобретал и пробовал слушать:
AT-32E II - просто хорошая головка и ничего особенного.
AT-33E LC-OFC - эта выше "на голову", чем АТ-32. Очень хорошая голова по звучанию!
Ortofon MC-10 MkII - очень хорошая головка, но что-то у меня она "не пошла", не легла в душу, как говорят.
Denon DL-110 (c высоким выходом) - очень хорошая головка! (отдал ее приятелю)
Более дорогих и "крутых" голов пока не пробовал и не слушал. Но из того, что я перечислил выше, Denon DL-103 переигрывает всех и это слышно сразу. Это не только мое мнение, но и знакомых меломанов-винильщиков, которые приходили ко мне послушать Micro BL-91 с разными головками. Все, без исключения, отдали предпочтение DL-103. Три человека даже заказали мне в Японии для себя МС головы DL-103. А один еще одну вторую недавно...
Чем нравится мне звучание MC Denon DL-103? Ровное, сбалансированное, богатое и собранное звучание! Звук ПРАВИЛЬНЫЙ во всех отношениях в моем понятии (и не только!). Звуковая сцена великолепная - есть все! Масштаб, сцена, "воздух", эффект присутствия слушателя. Особенно великолепно звучит на этой головке старый винил 60 - 70-х годов! Заслушаешься часами! К тому же, головка DL-103 не шумная, скрадывает шум дорожки (износ), но общая детализация от этого практически не страдает.
Кто-то скажет, что самая простая заточка иглы "конус - сфера" это вчерашний день. Не скажите, лучше возьмите и послушайте DL-103. Всего там по СЧ и ВЧ хватает! В прямом сравнении с АТ-33Е, например, Audio-Technica вроде бы и детальнее по СЧ и ВЧ немного, но "ярчит" в целом и проигрывает по подаче НЧ составляющей однозначно. Низы у DL-103 более весомые, основательные в прямом сравнении.
Поэтому, свой выбор я остановил на МС головках Denon DL-103 пока окончательно. Все головки оригинальные (не новоделы!) Made in Japan. Одна из DL-103 под № 1195 (из ранних!), она по-моему мнению играет даже лучше, чем DL-103R и DL-103 LCII. Последняя головка с заточкой иглы "эллипс", но и она проигрывает обычной DL-103 (имхо) по общей подаче музыкального материала, хотя LCII чуть детальнее по ВЧ, но это ее не спасает в общем. Это имхо...
По фонокорректорам ММ, МС. Об этом поделюсь своими пробами и изысканиями чуть позже в теме. Отдельное спасибо от всей души хочу сказать опытным в винильных делах участникам Форума Zick и Element, которые мне очень помогли своими рекомендациями, советами и личным большим опытом по вопросам выбора тонармов, их установке, тонкостям настройкам, подбору звукоснимателей и т.п. Спасибо им, что всегда находили время грамотно и обстоятельно написать и рассказать мне подробно!
Пока все на сегодня... Фото смотрите
Віктор, ви на правильному шляху. Але тільки на самому початку. 103 Денони - це так, баловство ) Так, це МС, але до справжнього звучання МС мають дуже посереднє відношення. Тут потрібно перейти психологічну межу у готовності витратити декілька тисяч американських/європейських грошових знаків для досягнення принципово іншого якісного результату! Для правильного звучання МС потрібен відповідний пасивний трансформатор (в жодному разі не паліатив у вигляді якихось приблуд у фонокоректорі). Наступне - голова МС. Не думайте, що 103 Денон - це вершина конструктиву. У вас під боком в Японії виготовляють найкращі в світі МС головки! Це аксіома! Лише бахнуті на голову японці можуть роками вручну експериментувати з котушками, намоткою трансформаторів, сердечниками десь у себе в підвалах, щоб врешті видати неповторне звучання! Мінус - такі речі коштують зовсім недешево (дуже дорого) ( Плюс - ви почуєте на знайомих піснях таке, про що ви навіть ніколи не здогадувались ) Я на радянській платівці Ялла на пісні "Остання поема" почув стільки всього, про що ніколи навіть не здогадувався - звучання на рівні Mobile Fidelity! Без жартів. А пісню і по вінілу, і по компакту, здавалось, знав напам'ять. Для орієнтації - головка МС Вее 47 Labs, трансформатор Ortofon ST-80 Moving Coil transformer. Опціонально - тонарм Moerch UP-4. Але, думаю, що на вашому тонармі заграє не гірше.
(03-04-2021 00:51)Джордж писал(а): Віктор, ви на правильному шляху. Але тільки на самому початку.
А кто вам сказал, что Виктор остановился...он только разогревается..
(03-04-2021 00:51)Джордж писал(а): Тут потрібно перейти психологічну межу у готовності витратити декілька тисяч американських/європейських грошових знаків для досягнення принципово іншого якісного результату!
Так всегда есть что-то лучше. Япония рядом и аппаратуру можно перебирать бесконечно,
но надо ж и музыку когда-то слушать.
(03-04-2021 06:17)t.800 писал(а): Так всегда есть что-то лучше. Япония рядом и аппаратуру можно перебирать бесконечно,
но надо ж и музыку когда-то слушать.
Лід хокею не помєха Хто сказав, що при зміні компонентів втрачається радість від прослуховування. Навпаки - стільки радощів від того, що ти зовсім по новому (значно краще і цікавіше) слухаєш старі і нові платівки.
(03-04-2021 00:51)Джордж писал(а): Віктор, ви на правильному шляху. Але тільки на самому початку. 103 Денони - це так, баловство ) Так, це МС, але до справжнього звучання МС мають дуже посереднє відношення. Тут потрібно перейти психологічну межу у готовності витратити декілька тисяч американських/європейських грошових знаків для досягнення принципово іншого якісного результату! Для правильного звучання МС потрібен відповідний пасивний трансформатор (в жодному разі не паліатив у вигляді якихось приблуд у фонокоректорі). Наступне - голова МС. Не думайте, що 103 Денон - це вершина конструктиву. У вас під боком в Японії виготовляють найкращі в світі МС головки! Це аксіома! Лише бахнуті на голову японці можуть роками вручну експериментувати з котушками, намоткою трансформаторів, сердечниками десь у себе в підвалах, щоб врешті видати неповторне звучання! Мінус - такі речі коштують зовсім недешево (дуже дорого) ( Плюс - ви почуєте на знайомих піснях таке, про що ви навіть ніколи не здогадувались ) Я на радянській платівці Ялла на пісні "Остання поема" почув стільки всього, про що ніколи навіть не здогадувався - звучання на рівні Mobile Fidelity! Без жартів. А пісню і по вінілу, і по компакту, здавалось, знав напам'ять. Для орієнтації - головка МС Вее 47 Labs, трансформатор Ortofon ST-80 Moving Coil transformer. Опціонально - тонарм Moerch UP-4. Але, думаю, що на вашому тонармі заграє не гірше.
Спасибо за рекомендации и советы! Все сказанное Вами справедливо и верно, но в какой-то степени отчасти. Сразу кидаться с головой в омут и тратить на картриджи МС и повышающие МС трансформаторы деньги по 1,5 - 2 тыс. "зеленых" я как-то не готов. Не созрел... Да и не вижу пока в этом необходимости. Я методично и спокойно, стараясь тщательно взвесив все "за и против", строю и совершенствую шаг за шагом свою виниловую систему. ЗВУК, который я получил со своими компонентами, о которых я говорил выше, весьма приличный для моего уровня системы и меня устраивает пока на все 100. Система ЗВУЧИТ и об этом говорят все из опытных меломанов, которые побывали у меня дома и слушали мою виниловую систему. Да, она соответствующего уровня пока, который меня вполне (пока) устраивает. И головы Denon DL-103, коих у меня 3 шт., вполне устраивают по звучанию.
На месте не стою, стараюсь не спеша двигаться к лучшему и вверх. Например, приобретенный месяц назад ТОПовый предусилитель Accuphase C-280 порадовал мне душу в плане звучания. Об усилинии в системе и планах на будущее расскажу позже...
Лежала у меня в запасниках МС головка Ortofon MC-10MKII, которую прикупил в Японии с полгода назад. Состояние идеальное! Попробовал я ее тогда с предом Accuphase C-200L и что-то, как мне тогда показалось, не очень-то впечатлила. Убрал ее сразу (даже не прогрев основательно) и забыл про нее...
Неделю назад вспомнил о ней, достал и решил попробовать, как она заиграет с предусилителем C-280. И она зазвучала! Ничем не уступает головке Denon DL-103, а по детализации на ВЧ даже в чем-то превосходит Denon! Вот те на! В итоге, слушаю эту недорогую голову Ortofon несколько дней с подряд и радуюсь, как она играет. Кто-то скажет, что это "топтание на месте", но... ЗВУК радует и это самое главное!
Далее... Проигрыватель Micro BL-91 с тонармом SME3009 S2 на сегодняшний день отдыхает, точнее он "в отставке", ибо у меня уже совсем другой виниловый аппарат с 12" тонармом Sony PUA-286. Расскажу позднее, почему я пошел немного дальше и вверх, отправив "на покой" любимую Micro BL-91, как и почему это случилось. Напишу и поделюсь об этом позже в свой теме.
Т.е. подвижка по улучшению своей системы не спеша идет в нужном мне направлении.
Свою любимую акустику Tannoy Stirling TWW (динамики 10"), которая незыблемо простояла в моей системе более 3-х лет и радовала меня своим великолепным и точным звучанием, скорее всего тоже поменяю в свой системе. Из Японии уже едет ко мне винтажная акустика Tannoy на 15" (38 см) коаксиальных динамиках HPD-385. Думаю, что это будет весьма положительный шаг в плане улучшения звучания системы в целом. Об это тоже расскажу позже...
Вот так, не спеша, вдумчиво и не торопясь, стараюсь улучшать свою систему. Поэтому, о картриджах и повышающих МС трансформаторах более высокого уровня я пока только думаю, изучаю тему, прикидываю "куда и когда пойти дальше"... Не хочется идти методом "проб и ошибок", когда купив что-то себе в систему в 2 раза дороже предыдущего, а в итоге получаешь прирост в звучании на 3 - 5% от силы...
(06-04-2021 15:07)dok123 писал(а): Виктор вы кайф получаете от самого процесса абгрейда. Я так понял система у вас никогда не будет стоять на месте.Движение -смысл жизни.
В какой-то степени да... Больше стремления получить чуть лучший звук, чем он был ранее. Пусть не спеша, не сразу лавиной, а спокойно и размеренно, по своим возможностям, идти вперед, к лучшему. Все мы стараемся делать так...