Теперь главное - не запутаться! Если у Гила Эванса были "новая бутылка и старое вино", то у тромбониста Рэя Андерсона - "старые бутылки - новое вино". (Old Bottles - New Wine).
Этот CD я купил уже давненько, в основном из-за участвовашего в этой записи превосходного пианиста Кенни Баррона. Однако же и сам Рэжй Андерсон не лыком шит. А ведь кроме него и Баррона в студии были задействованы и Сесил МакБи (контрабас) и Дэнни Ричмонд (ударные).
Итак, "старые бутылки - новое вино" от Рэя Андерсона. Слушаем.
Ray Anderson - Bohemia After Dark
***
А вот несколько способов открыть новую бутылку с молодым вином различным подручными предметами. (Тьфу! Штопора на них нет!)
А сейчас для изрядно подгулявших и наверняка уже сбитых с толку читателей старого вина в новые бутылки плеснут девушки из группы Silver Convention, представительницы "мюнхенского диско-саунда".
И пусть их музыка и вино, как говаривал Бертольд Авербах, вымоют прочь из наших душ пыль повседневной жизни!
Оказывается, приобщались к "великой русской классике" и выдающиеся американские джазмены... John Coltrane - Vodka (From "Cattin' with Coltrane and Quinichette" (1957)
Мне плевать на то, как ты со мной поступила,
Потому что я уже это пережил.
Меня не заботит его имя,
Детка, что есть, то есть.
Я не потрачу ни цента
И не стану занимать время бармена
В попытках залить выпивкой
Мысли о нас...
Но я выпью за кантри-песню,
За конец очередной долгой рабочей недели,
И подниму бокал за приятеля,
С которым сто лет не виделся,
Я могу остаться еще ненадолго
Или же просидеть до закрытия,
Но даже не думай, что я отправился
Глушить воспоминания о тебе.
Детка, ты не стоишь того виски...
Что бы ни болтали твои друзья,
Я все равно никогда им не нравился,
И если они увидят меня пьяным в этом баре,
То дело не в разбитом сердце...
Ведь я пью за кантри-песню,
За конец очередной долгой рабочей недели,
И поднимаю бокал за приятеля,
С которым сто лет не виделся,
Я могу остаться еще ненадолго
Или же буду сидеть до закрытия,
Но даже не думай, что я отправился
Глушить воспоминания о тебе.
Детка, ты не стоишь того виски...
Да здравствует славная кантри-песня,
Ура - концу очередной недели!
И, да, я поднимаю бокал за тех,
Кто за границей спасает наши задницы.
Я могу остаться еще ненадолго,
Черт, я могу просидеть и до закрытия,
Но даже не думай, что я пошел
Топить в бокале воспоминания о тебе,
Нет, не смей думать, что я ушел
Глушить воспоминания о тебе.
Люди думают: а чо? Я же умею слушать блюз! - Закрыв глаза, размеренно кивать головой. Хлопать "из-за такта". И легко, в случае чего, сумею послушать и "Щелкунчика" Чайковского, и его же Пятую симфонию...
А вот хренушки! - Не сумеете вы её послушать. Не обучены. Нет навыка. А формировать, возможно, поздно... Так что помашите ручкой вслед огромному, удивительно красивому пласту музыки, целым слоям истории и человеческого интеллекта.
И продолжайте упорно слушать нудный, чужой блюз. Или конвейерный, "психоделический" ЕСМ-продукт.
Этот безусловно резковатый тезис - о блюзе - был принят одним из моих товарищей на свой счет и с жаром оспорен.
Однако во время коллоквиума на эту тему оба участника пришли к неутешительному выводу: весь поход советских, а в дальнейшем и российских музыкантов в сторону блюза оказался пустой затеей. Ничего действительно стоящего за полвека упорного труда и попыток обмануть природу ими создано не было. (Да простят меня заблудившиеся в трёх чужих нотах энтузиасты).
Однако, в ходе того же коллоквиума была сформулирована ещё одна, более чем крамольная мысль. - Если мы, слушатели осмеливаемся утверждать, что советские /российские музыканты так и не научились "грустить по-черному", ну, мол, природа и почва, корни иные, то вполне вероятно, что и слушатель ровно по тем же причинам не готов в полной мере оценить всю красоту и глубину настоящего блюза...
В качестве опровержения этой мысли приведите мне пару-тройку примеров разборов "блюзовых полетов" здешними форумчанами. - Получится набрать пару-тройку примеров? Ну, хотя бы один! Но чтобы своими словами, с подлинным чувством и глубоким пониманием...
Так а чего приводить примеры. Блюз,впрочем,как и джаз на просторах нашей родины-вторичен.И одной только техникой исполнения не оправдывается. Образцы и того и этого имеются,но всё это уже было.В оригинальных исполнениях и хорошем качестве.
Мне кажется, что советские меломаны сумели оценить по достоинству, как явление во всей его прелести один лишь ансамбль Битлз. - Вот тут проняло, так проняло!
И джаз, и блюз прошли по касательной, а отторжение прекрасной классической музыки, даже глумление над ней обеспечила среднестатистическая школа.
Что же касается самобытных советских джазменов... Были такие. Но это - не Козлов или Бутман, и даже не Валерий Пономарев. Это - Сергей Старостин, Аркадий Шилклопер, Миша Альперин, заигравший "по-скандинавски" уже вдали от Родины. (- Извиняюсь за то, что перечислил всех участников Moscow Art Trio). Саинхо. Может быть Энвер Измайлов.
Самобытным русским джазменом я назвал бы и Макаревича-позднего с его Оркестром Креольского Танго, наработавшего и играющего то, что можно назвать бард-джазом. - Очевидный и традиционный упор на Слово, на авторские стихи, на традиции "шестидесятников", и в то же время джазовая подача, сдержанная импровизация, действительно талантливые сайдмены. Однако же и это эстрадное явление, похоже, завершило свой "романтический период" и удобно обосновалось в трек-листе Радио "Шансон". Увы.
О джазе говорить не буду,но интересную мысль свою вывел (нелюбимый Вами С.Чиграков,"Чиж") во время своего первого посещения Америки в 1996 году:
" Я ожидал увидеть Страну Блюза,понять откуда всё это у них идёт....,откуда они черпают-пусть не Маддии Уотерс,пускай какой-нибудь Аэросмит. И я понял,почему у них совершенно другая музыка: там жизнь без особых забот. У них миллионеров-как у нас бомжей.Поэтому и музыка такая: радостная,весёлая и....какая-то поверхностная. А мы вкладываем в их музыку то,чего там нет,боль нашу."
В своей монографии "Россия в 1839 году",маркиз Астольф Де Кюстин,французский аристократ,посетивший Россию летом 1839 года (?),возможно ответил и на этот вопрос: " В России голос человека изливает в песне жалобы небу и просит у него частицу счастья,недоступного и недостижимого на земле".
(02-10-2018 18:55)element писал(а): ... там жизнь без особых забот. У них миллионеров-как у нас бомжей. Поэтому и музыка такая: радостная,весёлая и....какая-то поверхностная.
Уж не знаю, к кому обращаться? - К Чигракову или к Вам?.. Ну, обращусь к Вам. (Ведь Чиграков на этот Форум не заходит).
Итак... "Музыка у них радостная и весёлая... там жизнь без особых забот"...
Вы сами-то понимаете, что тиражируете? - У кого "без особых забот"? У туристов типа Чигракова? Или у создававших блюз и джаз американских, как их раньше называли, негров, у чернокожих рабов? Именно тогда и там, на плантациях, в грязных бараках и землянках, среди болезней и нищеты и возникали зачатки той музыки, которую позже бессовестно присвоили себе белые и быстренько сконвертировали её в поп-музыку. Да, уже именно в "поверхностную".
В то же время хлебнувшие жизни с "особыми заботами" Михаил Булгаков, Константин Станиславский, Лев Толстой, Игорь Стравинский, Сергей Павлович Королев и многие другие создали то великое, глубокое и вечное, чем гордится русский мир и почитает думающее и чувствующее человечество.
Ну, и французик, посетивший Россию в 1839 году и наверняка ранее участвовавший в наполеоновском походе на Москву. Вряд ли он был настроен комплиментарно по отношению к государству разгромившего, собственно, Вооруженные силы Европы под предводительством французского императора.
НО другой вопрос в том, ГДЕ тот француз мог услышать русские народные ппесни? В салонах Санкт-Петербурга? В переходах метро? Или в православных храмах, в виде молитв?
Лучше бы этот маркиз послушал песни крестьянина французского, жравшего улиток из придорожных канав, угнанного Наполеоном на "русскую кампанию" да там и сгинувшего, покручинился бы над судьбой его многодетной семьи, явно не способной достичь "частиицу счастья, недоступного и недостижимого на земле"..
А вот тут могу и поспорить.Я не выражаю мнение Чигракова,а привожу его цитату из авторизированной биографии.И если Вы не понимаете,о чём он (но на самом деле-понимаете),так переведу: 1)1996 год.Что творилось на нашей Родине с 1991 года по этот самый 1996 год? Ведь мы это проходили.Как Вы считаете заботы у нас с вами были? Вот он и прожектирует своё частное мнение именно на этот период.1996 год.-без особых забот (там,у них)...... и основной посыл,про музыку-какая-то поверхностная. А что ,разве не так? Он же не о классической музыке говорит.И не о джазовой.
Про монографию де Кюстин-а..... такая книжка на самом деле есть.Какие к французу претензии? Но (на самом деле) был ли француз в России? и не является ли эта книга подделкой?,как и его путешествие.Ну а мысль про русскую песню (даже при подделке путешествия,или книги) передана правильно. Возвращаясь к Чижу. и его разочаровании Америкой...вот небольшая выдержка оттуда же :
"...мы зашли в один клуб (блюзовый клуб,город Лос Анжелес).Там играл какой-то непонятный коллектив,на соло-гитаре был японец. Когда "рубили" вещь,мне не знакомую,я сидел и просто пил пиво. Но потом они заиграли "Дом Солнца" и такая лажа понеслась. Мне захотелось подойти и сказать: "парень,отдай гитару.Ты не умеешь играть!".... Когда мы оттуда вышли,у меня было противоречивое чувство: с одной стороны был в Америке,а с другой-услышал такую фигню...."
И это при расхожем у нас мнении о том,что любой уличный американский музыкант играет ....ого-го.... .Куда там нашим.
Вообще "авторизованная биография Сергея Чигракова"... Уже смешно.
Кстати, сегодня, 3 октября исполнилось ровно 25 лет знаменитому "расстрелу Белого Дома" из танковых орудий. А за два года до этого был 1991-й год. Были натуральная голодуха и попытки населения хоть как-то выжить. Продолжалось всё это - со спиртом рояль, клетчатыми баулами с польскими и турецкими шмотками, с пальбой на улицах и "600"-ми "мерседесами" братвы.
Естественно, представляю себе одуревших от счастья туристов тех лет, вырвавшихся за границу, на "заработки". (Вспомните профессора Плейшнера, который вырвавшись в Швейцарию и потеряв голову от вольного воздуха, кричит в истерике в первом же кафе "Гитлер - скотина!") И "Кино", и "Аквариум", и даже ЧиЖ. Все рванули "покорять Запад"... И все охренели от равнодушия к их "глубоко-", а в случае с Гребенщиковым, и "неглубоко-русскому" искусству.
И вот уже Чиграков замечает "поверхностность" (- Просто тогда ещё интернета не было, и Чиж просто не мог знать, что и блюз, и джаз придумали именно угнетаемые негры. Придумали бы что-нибудь интересное и коренные жители Северной Америки, индейцы, но их слишком быстро перебили и уморили голодом). Цой с большой неохотой исполняет несколько своих песен, а БГ так и вовсе утверждает, что у Тропилло всё круче, чем даже у Дэйва Стюарта.
Просто я говорю о том, что Чиграков - при всем моем к нему уважении как к творческому человеку - не тот "историк музыки", чтобы брать во внимание его философские суждения. При этом можно с интересом прислушиваться к его индивидуальным суждениям. - Тут не спорю.
"Талант должен быть голодным". (- Позже я ещё остановлюсь на этом тезисе. Здесь - большое поле для дискуссий и для демонстрации фактуры).
Ну, а в качестве пример гиперболический график музыкальных достижений американского музыканта можно рассмотреть на примере Джорджа Бенсона. Или Ната "Кинга" Коула. Всё начинается в точках "откровение", "открытие", а заканчивается где-то в области "выставочный образец для церемоний награждения".
(03-10-2018 11:32)element писал(а): "...мы зашли в один клуб (блюзовый клуб,город Лос Анжелес).Там играл какой-то непонятный коллектив,на соло-гитаре был японец. Когда "рубили" вещь,мне не знакомую,я сидел и просто пил пиво. Но потом они заиграли "Дом Солнца" и такая лажа понеслась. Мне захотелось подойти и сказать: "парень,отдай гитару.Ты не умеешь играть!".... Когда мы оттуда вышли,у меня было противоречивое чувство: с одной стороны был в Америке,а с другой-услышал такую фигню...."
Как тут узнаешь наверняка, ЧТО звучало тогда? Вдруг это просто Джон Скофильд прищурился?
Дык с точки зрения неискушенного рокера, впервые посетившего Америку, и вот это - полная лажа! А ведь Розвелл Радд - серьёзный парень!
Ведь у рокеров, у них как? - Чтобы "вживую" звучало так, как на пластинке! И никак иначе. Законы жанра такие. Рокеры в общем-то не виноваты. Они играют то, чего требует публика. Удовлетворяют, тскть, потребности аудитории.
Вот опять...у Вас много букв (на 75% -правильных),а сути опять не поняли. А суть в том,что :"мы (музыканты),вкладываем в их музыку (блюз) то,чего там нет,боль нашу."
Оттого и получается наша музыка (на их темы),глубоко вторична.
(03-10-2018 15:46)element писал(а): Вот опять...у Вас много букв (на 75% -правильных),а сути опять не поняли. А суть в том,что :"мы (музыканты),вкладываем в их музыку (блюз) то,чего там нет,боль нашу."
Оттого и получается наша музыка (на их темы),глубоко вторична.
- У Вас, Моцарт, слишком ...
- Что "слишком", Ваше высочество?!
- Слишком... э-э-э... Слишком много нот.
- Что Вы говорите, Ваш Высочество? Нот ровно столько, сколько надо!
"Амадей"
Да, я люблю слагать "буквы". В слова и мысли. Поэтому не стоит воспринимать "буквы" как-то обособленно.
Повторюсь: на мой взгляд, корневой американский "блюз" - это и есть грусть, боль. Грусть и боль чёрных, в то время абсолютно далёких от комфорта и миллионов.
"Джаз" - попытка развлечь себя тех же черных, то "коллективное сознательное", что также рождалось в грязных кабаках "для цветных", на улицах южных городов и "черных" районов. Возникало, как явление, в конце девятнадцатого - начале двадцатого века, развивалось в условиях жесточайшей сегрегации в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого столетия.
Так что "боль" ("блюз") Чигракова, родившегося и выросшего в достатке, окончившего совершенно бесплатно среднюю и музыкальную школы, с их беззаботными каникулами, буфетами и пионерлагерями (...см. биографию) по сравнению с "болью" ("блюзом") черных - просто детская считалочка.
Добавить Чигракову к "блюзу" черных просто нечего.
Да, у нас есть своя "боль", своя "воля" и своя "грусть". Но всё это имеет иную природу, иную историю. И ни один американец не добавит к нашей "боли", например, по сожженной Хатыни своего "блюза". Ибо просто не поймёт, о чем речь. Ведь ни один американский солдат не видел своей, сожженной дотла американской деревни. Но это так, для примера.
Так что, возможно, Чиграков просто неловок в своих высказываниях.
(03-10-2018 15:46)element писал(а): ... получается наша музыка (на их темы),глубоко вторична.
Любая попытка собезъянничать рождает нечто вторичное. Так Алексей Козлов, например, "снимал" один-в-один пьесы Маллигана, за что получил в московской джазовой тусовке "почетное" прозвище Джерри. Ну, и где сегодня те пьесы Козлова? Где вообще его музыка, развивавшаяся по западным калькам и под влиянием восточных "учений"?
***
Кстати, а как вы относитесь к творчеству Александра Адабашьяна, художника, кинодраматурга, актера? Постоянному участнику "творческого треугольника" Михалков - Адабашьян - Лебешев.
Вот список только его сценарных работ:
Сценарные работы
1973 — Поклонник
1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино (по мотивам произведений А. П. Чехова)
1978 — Транссибирский экспресс
1979 — Пять вечеров (по пьесе А. М. Володина)
1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова (по роману И. А. Гончарова)
1983 — Рецепт её молодости
1984 — Воскресные прогулки
1984 — Выигрыш одинокого коммерсанта
1986 — Мой любимый клоун
1987 — Очи чёрные (по А. П. Чехову)
1988 — История одной бильярдной команды (в соавторстве с С. Аларконом)
1989 — Одинокий охотник
1990 — Испанская актриса для русского министра
1990 — Мадо, до востребования (Франция)
1991 — Агенты КГБ тоже влюбляются
1993 — Настя
1994 — Как два крокодила[en] (итал. Come due coccodrilli, Италия)[13]
1995 — Дом
1996 — Шрам. Покушение на Пиночета (Россия — Чили) (соавтор сценария)
2002 — Фотограф (исп. El Fotógrafo, Чили), в соавторстве с С. Аларконом
2008 — Отцы и дети
2010 — Смерть в пенсне, или Наш Чехов
2013 — Ку! Кин-дза-дза (соавтор сценария)
2013 — Собачий рай
2014 — Солнечный удар
2016 — Жили-были мы
2017 — Собибор (в соавторстве с Анной Чернаковой)
А какой он Актёр! - "Свой среди чужих...", "Пять вечеров", "Мастер и Маргарита"...
.
...Так вот, Александра Адабашьяна я ценю не только как актера, режиссера и сценариста, но и как умного наблюдателя, тонкого философа.
На вопрос о современном кризисе в сценарном цехе (- А разве не похоже это на положение дел с современной музыкой?) Адабашьян отвечает:
— Кризис в кино в целом. Раньше оно было авторским, а сейчас — продюсерское. Продюсеры, по большому счету, далеки от кино. Им кажется, что продюсировать кино — это чистый бизнес. В итоге яркие режиссерские имена в нашем кино не появляются. А некоторые продюсеры сами снимают бездарные фильмы. Увы, наш век становится веком торгашей. Еще в XIX веке Чарльз Диккенс сказал: «Миссия Америки — опошлить вселенную»... И ей это удалось! Вселенная опошлена окончательно, и искусство в том числе. Америка бойко занялась конвейерным производством массового искусства, которое стало принадлежать не народу, а народам. Между тем как искусство (но только именно настоящее) не должно принадлежать народу ни в коем случае - это деградация! Оно должно принадлежать меньшинству, людям, подготовленным к его восприятию. У нас же любой запросто судит о трёх вещах - медицине, спорте и искусстве. Музыка Шнитке «не для всех»? А она и не должна быть для всех!
...Эквивалент всего — деньги. Это распространяется и на искусство, когда то, за что платят — хорошо, а за что не платят — плохо. Деньги пожирают наши души..
На мой взгляд, очень точное, универсальное суждение. При этом сам "философ" весьма критично настроен и к самому себе.
— Режиссер — не профессия, а склад характера. Им может быть только абсолютный лидер, а я не принадлежу к их числу. Режиссер должен быть уверен, что его взгляд на мир — единственно верный. Я в этом сильно сомневаюсь, поэтому и перестал снимать свое кино...
Считал и считаю себя человеком средних способностей. Не отрицаю, что хорошо образован, но выдающимися талантами не обладаю. Случалось, что и меня заносило. Но всегда быстро останавливался. Стоило мне возомнить себя великим писателем, я подходил к книжной полке, брал томик Чехова и успокаивался. Нарисовал картину, задрал нос — иду в Третьяковскую галерею. По профессии я художник. И моя любовь к живописи, к счастью, не умерла. Еще беру в руки кисть...
... люблю Серова, передвижников, импрессионистов. Современное искусство не принимаю. Уорхолла художником не считаю. Абстракционистов не понимаю.
На вопрос, почему он не остался зарубежом, где он работает с 90-х, Александр Артёмович ответил:
- Не хочу. Я всё равно предпочёл бы работать здесь. Там нужно родиться, чтобы нормально существовать. А мне там комфортно, только когда в кармане есть обратный билет. Понимаете, с теми же французами (а у меня во Франции широкий круг знакомств, и язык я знаю очень хорошо) даже при самых сердечных отношениях всё равно существует некий «лимит общения», какая-то металлическая жёсткая конструкция внутри, куда не достучишься. Я вообще не понимаю, откуда этот миф: ах, Париж, город любви, ах, пылкие французы и страстные француженки! Француженки деловиты, практичны, внутри - калькулятор. Но так ведь с каждой страной, нацией - у всех своя мифология, свой веками утверждаемый и подпитываемый образ.
Вспоминает Адабашьян и своё детство, процессы "дворовой" социализации:
— С родителями мы жили в доме между Нижней и Верхней Масловкой. Мобильных не было, люди общались вживую, а ребятня, сделав уроки, гуляла допоздна. У нас была своя этика. Например, драки один на один, а не все на одного. В играх нужно было соблюдать правила, жульничество пресекалось. Мы набирались житейского опыта, который пригодился позже...