(14-06-2020 15:02)AudioTomCat писал(а): LFок было только две, закономерно поставил в УВ.
Дело не в ОУ, а в конских величинах разисторов. Резисторы шумят, и тем больше, чем их сопротивление (формула Найквиста). Плюс токовая составляющая шума ОУ - они там на полевых транзисторах, но тем не менее, на сотне килоом уже что то набежит. Для меня это загадка, почему любили ставить такие большие резисторы, в десятки-сотни раз больше оптимальных по шумам (и часто с биполярными ОУ - там вообще был мрак).
(14-06-2020 14:57)vd-two писал(а): Эх, советская школа. Оно шуметь будет, как примус. И так сделано 99.9% тогдашней техники той страны.
Дам 100 долларов тому кто услышит с полутора метров шум моего преда Корвет 028 при закороченном входе и полной громкости (я слушаю меньше чем на половине). Могу и повысить ставку, если спорщик поставит свои деньги против моих.
Там как раз такие стоят, их много. Ещё их в измерительную аппаратуру ставили.
PS особо заинтересованные могут свой малощумящий мощник принести и чувствительную акустику тоже.
(14-06-2020 15:22)CTAC писал(а): Там как раз такие стоят, их много.
Схемы Корвета не видел. Если ОУ на ПТ - более-менее все будет неплохо. Но это не значит, что так хорошо и правильно. К примеру шум моего преда вообще такой, что невозможно понять - включен он или выключен, РГ на входе, так что неважно в каком он положении
(14-06-2020 14:57)vd-two писал(а): Эх, советская школа. Оно шуметь будет, как примус. И так сделано 99.9% тогдашней техники той страны.
Здравствуйте, здесь бы я не согласился по опыту постройки аппаратов, да и в теории тоже. Напряжение шумов имеет порядок мкВ, во входных каскадах УВ где входное напряжение также в мкВ, да-это имеет огромное значение, и я здесь полностью согласен, что прямое включение ОУ общего применения не принесет ничего хорошего в плане шума, однако из-за этого ставят на входе специальный малошумящий транзистор, после усиления которым сигнала примерно на 20 дБ, уровень шума последующего каскада на ОУ например 574 становится уже пренебрежимо малым по сравнению с усиленным сигналом. В УЗ уровни входного сигнала превышают уровни шумов ОУ уже на несколько порядков, поэтому в схемах УЗ применяют непосредственное включение ОУ в тракт усиления и формирования АЧХ, шум ОУ не имеет значения по сравнению с полезным сигналом. УВ в моей деке имеет уровень шума на выходе -61,5дБ, измерено, соответствует техническим характеристикам УВ и в тоже время соответствует японским декам аналогичного класса и ценовой категории. Могу согласиться с тем, что конвейер сильно портил характеристики серийных аппаратов, заложенные разработчиками, однако если перенастроить серийный аппарат, то вполне получаются указанные характеристики, соответствующие классу аппарата.
(14-06-2020 15:10)vd-two писал(а): Дело не в ОУ, а в конских величинах разисторов. Резисторы шумят, и тем больше, чем их сопротивление (формула Найквиста). Плюс токовая составляющая шума ОУ - они там на полевых транзисторах, но тем не менее, на сотне килоом уже что то набежит. Для меня это загадка, почему любили ставить такие большие резисторы, в десятки-сотни раз больше оптимальных по шумам (и часто с биполярными ОУ - там вообще был мрак).
Здесь тоже вопрос открыт, какие схемы? Популярные любительские схемы УВ например Лексиных, Изаксона, Сухова, Агеева С. не содержат в критических местах резисторов с номиналами в сотни кОм. С Уважением.
Надеюсь, мы не будем тут оспаривать законы физики. Резисторы - шумят, больше величина резистора - больше шум. Поэтому правильный выбор за резисторами минимально возможной величины. Нужно однако учитывать, что резисторы в обвязке ОУ являются для него нагрузкой и слишком не увлекаться.
В принципе для шумов порядка -60dB на Джонсоновский шум резисторов можно забить и особо не переживать
(14-06-2020 20:17)vd-two писал(а): В принципе для шумов порядка -60dB на Джонсоновский шум резисторов можно забить и особо не переживать
Практика-критерий истины, вполне достижимые для самодельщиков уровни шума даже ниже -60дБ. Мое мнение еще ниже нет смысла, достаточно поставить размагниченную ленту и послушать/померять и все станет ясно...В самодельных конструкциях и так хватает подводных камней чтобы гнаться за одним шумовым параметром.
(14-06-2020 15:05)Пивз писал(а): А кто либо смог воплотить идею САДП, запись модулированным ШИМ потоком, по словам авторов зело расширяющих динамичский диапазон по ВЧ для первого типа и вообще дающее несказанное качество для кассеты? Радиоежегодник 1-89. Повторяли.какойто фуфел ,не взлетало
Была еще такая фича СФ-1 называется. В программе Взгляд рекламировалась в 1986г., совсем точно когда не могу сказать, была разгромная статья в Радио. Может кто помнит? Статью сейчас не удалось найти... С Уважением.
Статья называлась "Реклама, действительность и ...кооператив". Кажись так, год 1987 + -
Принцип той фигни был в подмагничивании током повышенной частоты (200+ кГц) хитрой формы.
(14-06-2020 15:52)vd-two писал(а): РГ на входе, так что неважно в каком он положении
Важно, если РГ не трансформаторный или не изменяет ООС - чем тише делаете, тем большая часть мощности от источника рассеивается в виде тепла на части РГ.
Здравствуйте, кому интересно, не противоречит теме.
Часть четвертая, хотя по хронологии должна быть первая. Усилитель.
Со студенческих времен была у меня Орбита204, вроде все нормально, колонки 10МАС1М, но как всегда чего-то не хватает. Хотелось что-то помощнее, задумал усилитель, еще в институте. В Радио, уже не помню каком-то номере за 1979 или 80 была схема оконечника на 20Вт с полевиками в качестве источников тока и оконечниками на КТ808А, уже сделал плату, спаял, но что-то не пошло, полевики вылетали. Приборов не было, только тестер. В итоге забросил. После поступления на работу в конце 1981г. в п/я, очутился в среде электронщиков и дело пошло. Сначала сделал чертежи корпуса усилителя, сдал в производство, одновременно паял плату темброблока Галченкова на КТ3102 (Радио, №4, 1980г.). Дизайн усилителя был разработан под этот блок и встроенный в усилитель шумоподавитель Шутова (Радио, №4, 1981г.). Корпус усилителя, плата темброблока и шумоподавителя были готовы и настроены, и пытался настроить оконечник. Тут как раз вышел в свет усилитель Агеева (Радио, №8,1982г.). По тем временам в 1982г. это была «бомба»! 4 транзистора и 1 ОУ позволяли снять 60Вт, ничего подобного ранее не было, вернее было типа усилителя Шушурина, но там была невероятно сложная схема, для начала совершенно неподъемная. По совету спецов было решение собирать схему Агеева. Загвоздка была в том, что дизайн готовой лицевой панели совсем не подходил под темброблок Агеева, в связи с чем решено было оставить темброблок Галченкова в пользу сохранения дизайна лицевой панели. Из-за этого пришлось «на ходу» перекомпоновывать всю внутряжку усилителя. Усилитель был готов на 100% к лету 1983г. вместе с шумоподавителем Шутова. Необходимо отметить, что как показала последующая практика, встроенный в усилитель шумоподавитель системы DNL это вполне удачное решение. К усилителю подключаются самые разные источники, особенно на мероприятиях (в то время не коммерческие дискотеки были намного демократичнее и музыка ставилась «самая любимая» с кассет принесенных друзьями и совершенно разного качества записи (Dolby это была экзотика и на кассетах никогда не встречалась, только у меломанов в коллекциях). Шумодав в этом очень помогал, схему Шутова считаю самой удачной (собирал и на К157ХП3-не понравилось). Шумодав можно отключить специальной кнопкой на панели. Оконечник Агеева запустился с «полпинка», настройка свелась только к выставлению тока покоя и проверке выходной мощности. Усилитель на реостате 4Ом развил мощность 58Вт на частоте сигнала 1000Гц до начала ограничения. К осени 1983г. были прикуплены и S-90 как раз к готовому усилителю, и моя Орбита204 заиграла по-новому! В таком виде усилитель существует и по сей день, заменился только ОУ 140УД8 на 574УД1 и выходной диод Д220 на Д310 в году этак в 1988. Меня могут сильно покритиковать «усилительщики» за этот оконечник, но лучше машины Агеева для дискотек с экстремальными перегрузками я не видел. Почему перешли на мой усилитель, общественная «Радиотехника» просто не выдержала перегрузок и вышла из строя. Агеев же работал с раскаленными «докрасна» радиаторами, приходилось снимать крышку и ставить вентилятор, сам видел в темноте светящиеся нити предохранителей по переменному току (установленные на задней панели усилителя в специальном окне предохранители 2 шт. по переменке были самодельные подобранные из нитей провода МГТФ, т.к. стандартные на 5А не выдерживали, а 10А были в большом корпусе и не лезли в держатели, и 4шт. по постоянке стандартные на 3А в каждое плечо на каждый канал). В общем по надежности Агееву нет равных! Звук тоже был хороший, не хуже «Радиотехники». По приборам, если рассматривать под лупой, может и хуже чем промышленные усилители класса мощности 50 Вт, но для публики было совершенно здорово, качал «как надо»…да и сейчас в комплекте с декой на малой и средней громкости (на большой нельзя-квартира не зал дискотеки) послушать приятно, не шумит и не фонит, играет естественно. Таким образом, если брать по критерию: Отношение простоты, надежности и качества к цене и трудозатратам, усилитель Агеева впереди всех. На фото шумоподавитель Шутова (транзисторы КТ315 заменены на КТ3102) и для сравнения на К157ХП3. С Уважением.
(14-06-2020 20:46)persey писал(а): Была еще такая фича СФ-1 называется. В программе Взгляд рекламировалась в 1986г., совсем точно когда не могу сказать, была разгромная статья в Радио. Может кто помнит? Статью сейчас не удалось найти... С Уважением.
пытался такое сделать. Ток стирания не обеспечивался, а при работе параллельно со штатным генератором стирания появлялось биение частот, которое выражалось в записи на ленту паразитного свиста, экранировка не помогала.
(11-06-2020 15:10)persey писал(а): Попробовал синтезировать вид своей первой деки по памяти. Прошу отнестись с пониманием к корявости изображения.
Ну, для этого есть фотошоп)))
А так да, с пониманием.
(13-06-2020 19:19)persey писал(а): Здравствуйте, нашел по данной теме в классе стационарных кассетных дек Авторского Дизайна, которые сохранились:
1. ТК140 автор Leoniv, премиум класс, но по словам автора не закончена, нет УЗ.
2. Кассетник на трехмоторке Луковникова, автор alex24.
Первая дека Леонида Ивановича с белорусского форума "Онлайнер", вторая известного призера радиовыствок 70х-80х, ну и, впоследствии, автора ЛПМ знаменитой Веги-120/122
(14-06-2020 13:21)AudioTomCat писал(а): Кстати, нашел схему УЗ, только я использовал КР574УД1
Одна из лучших схем УЗ с преобразователем напряжение-ток.
Почему его очень редко применяли в промышленных деках не знаю...
По поводу шума в УЗ можно особо не заморачиваться, тут такие напряжения (единицы вольт) и влияние шумов ГСП (её нелинейносит и несимметрии), что не только шумовые св-ва пассивных элементов можно не учитывать, а даже шумовые свойства самих полупроводниковых приборов не так важны. Мало-мальски приличный современный опер условиям по шумам для УЗ удовлеворяет)))))
Тут гораздо важнее высокое быстродействие и перегрузочная способность, возможность работать с высоким напряжением питания 15-22В в каждом плече, большой выходной ток! Вот специфика требований к ОУ в УЗ!
(18-06-2020 08:56)persey писал(а): . Тут как раз вышел в свет усилитель Агеева (Радио, №8,1982г.). По тем временам в 1982г. это была «бомба»! 4 транзистора и 1 ОУ позволяли снять 60Вт, ничего подобного ранее не было, вернее было типа усилителя Шушурина,
Да, перед этим был усилитель Гумеля, тоже простой и хорошо повторяемый. Но параллельный Агеева -супер в 87 был улучшенный варианс с 0,003% искажений - по совокупности простота-качество равных не было. Мощу можно было повышать пуш-пульным каскадом или подниманием напряжения питания.
Кстати этот А. Агеев однофамилец С. Агееву, не родственник, как многие думают. Ну и старше его значительно.
(14-06-2020 20:46)persey писал(а): Была еще такая фича СФ-1 называется. В программе Взгляд рекламировалась в 1986г., совсем точно когда не могу сказать,
Да, помню, А.Любимов представил во "Взгляде" с разработчиком. Но идея импульсного подмагничивания мне изначально не понравилась...
СДП - вот путь! Но не Суховская, дергать напряжение питания ГСП не айс. Хотя взвешивающий фильтр и двухполупериодный детектор это бесспорно нужно делать именно так (а не так как в Долби)))). Сам принцип регулирования путем шунтирования ГЗ предложил Палармчук. Вот этот узел я взял для своей СДП.
Ну, а сама частота подмагничивания, действительно должна быть достаточно высокой для минимализации интермодов и лучшей формы сигнала на ВЧ (Котельников и в аналоге рулит)))))
(18-06-2020 08:56)persey писал(а): Тут как раз вышел в свет усилитель Агеева (Радио, №8,1982г.). По тем временам в 1982г. это была «бомба»!
Да, кто его только не собирал... Простой. На этом все его достоинства заканчивались, играло оно не очень. Но с трудом тогда добытый 140уд8 не пропал - в 85-м году я поставил его в усилитель Гумели. На два транзистора больше, немного подумать и допилить напильником - но это было уже что то и играло хорошо.
(19-06-2020 17:48)vd-two писал(а): Да, кто его только не собирал... Простой. На этом все его достоинства заканчивались, играло оно не очень.
Здравствуйте, тестировал на прямоугольники давно очень, с 574УД1 получше стало. Среднестатистический слушатель (публика на дискотеке) как и я с трудом отличает звучание Радиотехники, Брига, Амфитона и Агеева (высокие есть, низкие есть, и отлично), поэтому если не лезть в дебри, то Агеев с лихвой оправдывает ожидания среднего любителя. Обычно в других схемах это дорогая настройка с кучей сожженых дорогущих выходников, я это видел у других любителей, собиравших сложные схемы. С Агеевым ни у кого таких проблем не было, правильный монтаж и можно даже не настраивать, сразу работает как надо. С Уважением.
Да, работало оно сразу и по простоте не имело аналогов. Гумеля требовал приложения напильника, но там было намного лучше все, и если схема отработана - тоже запускалось запросто и не требовало настройки. Я это все в школе собирал, но позже Гумелю на разработанных мною платах и по скорректированной схеме (да и с детальками в Харькове по сравнению с Мариуполем тогда был просто рай какой то) у нас на факультете не повторил только ленивый Это было лучше, чем испорченный Солнцевым (Крыловым) 405й Квод.
(19-06-2020 13:53)VeschiiOleg писал(а): Первая дека Леонида Ивановича с белорусского форума "Онлайнер", вторая известного призера радиовыствок 70х-80х, ну и, впоследствии, автора ЛПМ знаменитой Веги-120/122
Кому интересно, информация по кассетнику на трехмоторке Луковникова http://www.rt20.getbb.ru/viewtopic.php?f...&sk=t&sd=a
Машина зачетная, но весь дизайн портят кнопки от калькулятора (конечно можно было бы придумать другое решение по кнопкам, сопоставимое по трудозатратам, но посимпатичней). Также некрасивые вырезы на лицевой панели с боков ЛПМ, которые не вяжутся с общим дизайном лицевой панели. Безусловно всегда лучше смотрятся крышки кассетоприемников, в отличие от дизайна того же Маяка2ХХ (на 233 уже была съемная прозрачная крышка, до дизайнеров наконец дошло...) На моих обоих деках была похожая проблема, однако я решил, причем в совершенно разных ЛПМ и разных по конструкциям крышках. Трудозатрат не так уж много, но вид сразу становится намного лучше. Также блочный принцип построения на разъемах в любительских условиях намного удобнее, чем в данном аппарате, при вводе в строй, налаживании, ремонте и т.д. Например можно выдернуть блок СДП, в разъем вставить перемычки и работа машины не пострадает, также и Долби, УЗ, можно выдернуть индикатор и слушать воспроизведение, в результате оставить только УВ и БП с коммутатором. И все это без паяльника внутри деки.
(20-06-2020 17:03)vd-two писал(а): позже Гумелю на разработанных мною платах и по скорректированной схеме (да и с детальками в Харькове по сравнению с Мариуполем тогда был просто рай какой то) у нас на факультете не повторил только ленивый
Поделитесь Вашей схемой и платой пож-ста. С Уважением.
(20-06-2020 16:05)persey писал(а): Здравствуйте, тестировал на прямоугольники давно очень, с 574УД1 получше стало. Среднестатистический слушатель (публика на дискотеке) как и я с трудом отличает звучание Радиотехники, Брига, Амфитона и Агеева (высокие есть, низкие есть, и отлично), поэтому если не лезть в дебри, то Агеев с лихвой оправдывает ожидания среднего любителя.
c лихвой отличаю звучание Радиотехники, Брига, Амфитона и Агеева . Задумавшись про 4 транзистора возникает дума - в чём подвох ? или может в JVC дураки сидят и в других фирмах а в совке в гараже на коленях возник такой шедевр ? А фирмачи на 4-х тр не сварганили .
Надо сказать про кнопки из калькулятора что терпимо . Единственный тогда источник дизайна - это Каштан , Берёзка и комиссионки , где можно было скопировать дизайн
(20-06-2020 18:55)persey писал(а): информация по кассетнику на трехмоторке Луковникова
ЛПМ, по сути-копия(ну, или реплика) кинематики Тандберга. Семейство TCD 3хх\4хх. При имеющихся плюсах-в целом-дубовый и неуклюжий механизм. Без подающего приж.ролика и закрытого тракта-работоспособен условно, т.к Кд просто неприличный. Даже оригинал был так себе-а реализация из РЕ так вообще, на советских ДПР...
(20-06-2020 18:55)persey писал(а): Поделитесь Вашей схемой и платой пож-ста. С Уважением.
Это невозможно, слишком давно было, бумаги не сохранились, а ПИКАДов тогда не было...
Да и не имеет оно смысла сейчас - нормально сделанная LM3886 делает все эти схемки совершенно неактуальными.